Качество детерминации основ педагогического и профессионально-педагогического взаимодействия обусловлено, в первую очередь, системой ценностей и условий организации педагогического взаимодействия в микро-, мезо-, макрогрупповых системах детерминации и оценки продуктов сотрудничества, сотворчества, саморазвития, самореализации и самосовершенствования личности. Следующим компонентом, активно определяющим уровень достижений и качество достижений в ресурсах педагогического взаимодействия, будет система материального стимулирования, которая неразрывно связана с первым условием и показателем высоких достижений личности и общества – духовно-нравственной системой антропологической верификации истинности организуемой деятельности (система принципов как руководство использования не только идеального, но и материального в жизнедеятельности личности и общества в целом).
Попытаемся представить одну из систем принципов педагогического взаимодействия с обучающимися, занимающимися настольным теннисом, являющуюся сложной, неоднородной структурой верификации способов, форм, средств, условий организации педагогического взаимодействия в ГОУДОД ОКСДЮСШОР.
Для этого выделим приоритеты и практику определения и уточнения системы принципов педагогического взаимодействия в структуре вузовской подготовки будущих педагогов по физической культуре, тренеров-преподавателей по избранному виду спорта, а также преподавателей по ФК, включенных в условия непрерывного профессионального образования, регулярно пополняющих знания через систему повышения квалификации и переподготовки кадров работников педагогического образования, для этого определим учебные пособия и учебно-методические пособия, определяющие возможность моделирования системы принципов педагогического взаимодействия [7-15, 17-19], примеры детерминации систем принципов педагогического взаимодействия в структуре занятий физической культурой и спортом [1-6, 16,20-30].
Система принципов педагогического взаимодействия с обучающимися, занимающимися настольным теннисом (Юдинцева П. В., 2014):
I. Принцип научной постановки и верификации истинности решения субъектно-средовых противоречий, непосредственно связанных с тренировочным процессом в настольном теннисе, высокими результатами и соблюдением основных положений педагогического взаимодействия в современном воспитательно-образовательном пространстве:
- принцип научности, последовательности, системности, прочности, систематичности, природосообразности, культуросообразности в реализации модели тренировочного процесса по настольному теннису;
- принцип достаточности и посильности, объективности и субъектности в выборе перспектив подготовки спортсмена, занимающегося настольным теннисом;
- принцип разнообразия и оптимального сочетания традиционных и инновационных форм, методов, средств, условий, технологий педагогического взаимодействия в структуре подготовки спортсмена, занимающегося настольным теннисом;
- принцип активного включения личности спортсмена в структуре выбора и дополнения, уточнения и модификации акметраектории тренировочного процесса по настольному теннису в систему профессиональной ориентации и профессионального самосовершенствования;
- принцип учета индивидуальных особенностей и специфики нормального распределения способностей в определенной выборке спортсменов, занимающихся настольным теннисом;
- принцип ценностно-смысловой ориентации личности спортсмена в структуре общения и подготовки к соревнованиям.
II. Принцип реализации идей и пропаганды здорового образа жизни как основы сосуществования и гуманизма:
- принцип соблюдения режима дня и сбалансированного питания организма в структуре различных этапов подготовки и участия в соревнованиях по настольному теннису;
- принцип своевременного восстановления и отдыха спортсмена, занимающегося настольным теннисом;
- принцип пропаганды и личного участия в распространении идей здоровьесберегающей педагогики и акмепедагогики как векторов становления и развития личности в структуре ведущей деятельности и общении;
- принцип самоорганизации в решении проблем социального, профессионального и личностного генезов;
- принцип оптимизации ресурсов организма спортсмена, занимающегося настольным теннисов, в верификации возможностей тренировочного процесса и личностных достижений в настольном теннисе.
III. Принцип оптимизации звеньев и педагогической поддержке спортсмена, занимающегося настольным теннисом, в решении задач и функций общей физической подготовки (ОФП):
- принцип всестороннего развития функциональных возможностей всех органов и систем организма спортсмена;
- принцип формирования выносливости, быстроты реакции, подвижности и других востребованных физических качеств;
- принцип индивидуального подбора средств ОФП – кроссового бега, упражнений с отягчениями, общеразвивающих гимнастических упражнений и спортивных игр.
IV. Принцип ситуативной, своевременной рационализации и оптимизации, верификации и модификации основ специальной физической подготовки (СФП) спортсмена, занимающегося настольным теннисом.
V. Принцип формирования самостоятельности личности спортсмена, занимающегося настольным теннисом, в контексте его формирования культуры самостоятельной работы:
- принцип расширения кругозора и спектра решаемых задач в структуре самосовершенствования личности спортсмена, занимающегося настольным теннисом;
- принцип формирования потребности в саморазвитии, совершенствовании и самореализации личности спортсмена в структуре занятий настольным теннисом и другими видами деятельности в микро-, мезо-, макрогрупповых социальных и профессиональных отношениях;
- принцип формирования потребности в активном образе жизни и экологически благоприятной среде;
- принцип формирования объективной, адекватной самооценки, необходимого уровня притязаний и внутренней мотивации деятельности личности спортсмена, занимающегося настольным теннисом;
- принцип ситуативного и своевременного формирования культуры самостоятельной работы спортсмена, занимающегося настольным теннисом.
VI. Принцип включения личности спортсмена, занимающегося настольным теннисом, в систему непрерывного профессионального образования.
Данная система принципов педагогического взаимодействия реализуется в структуре прохождения педагогической практики и тренировочного процесса в Государственном образовательном учреждении дополнительного образования детей областной комплексной специализированной детско-юношеской спортивной школе олимпийского резерва (ГОУДОД ОКСДЮСШОР), г. Новокузнецк.
Достижения обучающихся будут исследованы с использованием метода портфолио и анкетирования обучающихся, занимающихся настольным теннисом в ГОУДОД ОКСДЮСШОР, г. Новокузнецк.
Библиографический список
- Барков, Г. В. Система принципов педагогического взаимодействия в структуре детерминации моделей курса «Теоретическая педагогика» / Г. В. Барков, О. А. Козырева // Теоретико-методологические и прикладные аспекты науки : сборник статей Международной научно-практической конференции (г. Уфа, 13 июня 2014 г.). – Уфа : Аэтерна, 2014. – С. 103-104.
- Вяхирева, А. В. Система принципов педагогического взаимодействия в структуре идей здоровьесберегающей педагогики / А. В. Вяхирева, С. А. Студеникина, О. А. Козырева // Social sciences and public health: theoretical approaches, empirical researches, practical decisions : materials of the IV international scientific conference on April 20–21, 2014. – Prague : Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ». – С. 60-61.
- Голубовский, А. Ю. Технология системно-педагогического моделирования в структуре детерминации основ педагогического взаимодействия /А.Ю. Голубовский, О.А. Козырева //Психодидактика высшего и среднего образования : материалы десятой юбилейной Международной научно-практической конференции, Барнаул 15-17 апр. 2014 г. : в 2-х ч. Ч. 2.– Барнаул: АлтГПА, 2014. – С. 140-142.
- Гусева, Е. Л. Некоторые особенности моделирования системы принципов педагогического взаимодействия с обучающимися, занимающимися боксом в ДЮСШ / Е. Л. Гусева, О. А. Козырева // Наука и технологии в современном обществе: материалы Международной научно-практической конференции (Уфа, 28-29 марта 2014 г.): в 2-х ч. Часть I. – Уфа: РИО ИЦИПТ, 2014. – С. 47-49.
- Ким, Р. И. Некоторые аспекты организации педагогического взаимодействия в структуре подготовки спортсмена-боксера / Р. И. Ким, Л. И. Гвоздев, О. А. Козырева // Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения : труды XVIII Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых ; под общ. ред. М. В. Темлянцева. – Новокузнецк : изд-во СибГИУ, 2014. – С. 138-140.
- Козлов, В. С. Некоторые особенности моделирования системы принципов педагогического взаимодействия в контексте формирования культуры самостоятельной работы будущего педагога по ФК / В. С. Козлов, О. А. Козырева, Е. Ю. Шварцкопф // Development of the creative potential of a person and society (Развитие творческого потенциала личности и общества : материалы Международной научно-практической конференции) : materials of the II international scientific conference on January 17–18, 2014. – Prague : Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ». – С. 199-200.
- Козырева, О. А. RP-технология педагогического взаимодействия в системе высшего и дополнительного профессионального образования : монография / О. А. Козырева. – Новокузнецк : Изд-во КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2007. – 385 с. – ISBN 5–85117–239–8.
- Козырева, О. А. Возможность моделирования системы принципов педагогического взаимодействия как результат формирования культуры самостоятельной работы педагога / О. А. Козырева // Молодой ученый. – 2010. – № 11 (22). – Т. II. – С. 127-131.
- Козырева, О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Практическая педагогика» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура» / О. А. Козырева. – Новокузнецк : КузГПА, 2013. – 49 с. – ISBN 978–5–85117–743–9.
- Козырева, О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура» / О. А. Козырева. – Новокузнецк : КузГПА, 2013. – 53 с. – ISBN 978–5–85117–742–2.
- Козырева, О. А. Моделирование как социально-педагогический феномен : курс занятий для учителей, педагогов средней и высшей школы, слушателей ИПК и ФПК, студентов и аспирантов / О. А. Козырева. – Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2007. – 627 с. [ + приложение на CD]. – ISBN 978–5–85117–226–3.
- Козырева, О. А. Некоторые особенности реализации моделей RP-технологии педагогического взаимодействия при изучении разделов педагогики / О. А. Козырева // Омский научный вестник. Серия Общество. История. Современность. – 2007. – №4(58), июль-август. – С.184-187.
- Козырева, О. А. Общие основы педагогики : учебное пособие для студентов педагогических вузов / О. А. Козырева. – Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008. – 279 с. [ + приложение на CD]. – ISBN 978–5–85117–353–0.
- Козырева, О. А. Социальная педагогика : учебное пособие для студентов педагогических вузов / О. А. Козырева. – Новокузнецк : КузГПА, 2010. – 217 с. [+приложение на CD]. – ISBN 978–5–85117–495–7.
- Козырева, О. А. Специальная педагогика : учебное пособие для студентов педагогических вузов специальности «033100 – Физическая культура» / О. А. Козырева. – Новокузнецк : КузГПА, 2010. – 114 с. [+приложение на CD]. – ISBN 978–5–85117–496–4.
- Козырева, О. А. Специфика организации педагогического взаимодействия в сельской школе как социально-педагогическая проблема / О. А. Козырева, А. С. Апанасова // Innovative processes in economic, social and spiritual spheres of life of society : materials of the IV international scientific conference on May 25–26, 2014. – Prague : Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ». – P. 144-145.
- Козырева, О. А. Теория и методика воспитания : учебное пособие для студентов педагогических вузов / О. А. Козырева. – Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008. – 267 с. [+приложение на CD]. – ISBN 987–5–85117–379–0.
- Козырева, О. А. Теория обучения. Педагогические технологии : программа и контрольно-измерительные материалы : курс занятий для студентов педагогических специальностей / О. А. Козырева. – Новокузнецк : КузГПА, 2007. – 359 с. [ + приложение на CD]. – ISBN 978–5–85117–270–0.
- Козырева, О. А. Управление образовательными системами : учебное пособие для студентов педагогических вузов / О. А. Козырева. – Новокузнецк : КузГПА, 2010. – 97 с. [+приложение на DVD]. – ISBN 978–5–85117–552–7.
- Оруджова, А. В. Некоторые особенности детерминации системы принципов педагогического взаимодействия педагога ФК / А. В. Оруджова, О. А. Козырева // Наука и образование: тенденции и перспективы : материалы Международной научно-практической конференции (Уфа, 25-26 июня 2014 г.). – Уфа : РИО ИЦИПТ, 2014. – С. 52-54.
- Перфильева, М. В. Вариативность и устойчивость как формы детерминации педагогического взаимодействия в структуре решения профессионально-педагогических задач / М. В. Перфильева, О. А. Козырева // Эволюция научной мысли : материалы II Международной научно-практической конференции (Уфа, 11 августа 2014 г.). – Уфа : Аэтерна, 2014. – С. 41-43.
- Питнявко, В. А. Возможности детерминации системы принципов педагогического взаимодействия в структуре подготовки будущих педагогов по ФК / В. А. Питнявко, О. А. Козырева // Инновационное будущее педагогики и психологии: сборник статей Международной научно-практической конференции (г. Уфа, 2 июня 2014 г.). – Уфа : Аэтерна, 2014. – С. 34-36.
- Пичугин, Н. П. Особенности детерминации педагогического взаимодействия в структуре подготовки будущего педагога по ФК / Н. П. Пичугин, О. А. Козырева // Эволюция психолого-педагогических наук: сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 23 июня 2014 г.). – Уфа: Аэтерна, 2014. – С. 15-16.
- Полтинникова, Е. В. Особенности детерминации системы принципов педагогического взаимодействия в структуре реализации идей здоровьесбережения и гуманизма / Е. В. Полтинникова, О. А. Козырева // Теория и практика образования в современном мире : материалы V Международной научной конференции (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). – СПб. : Реноме, 2014. – С. 226-228.
- Попов, И. Н. Возможности детерминации в структуре моделирования системы принципов педагогического взаимодействия будущими педагогами по ФК / И. Н. Попов, О. А. Козырева // Развитие научной мысли в современном обществе : сборник статей студентов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей. – Уфа : Аэтерна. – 2014. – С. 87-89.
- Редлих, С. М. Система принципов формирования культуры самостоятельной работы педагога как механизм реализации условий продуктивного педагогического взаимодействия / С. М. Редлих, О. А. Козырева // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2012. – №1 (5). – С. 27 – 29.
- Савельев, Э. А. Некоторые особенности моделирования системы принципов педагогического взаимодействия будущим педагогом по ФК в структуре изучения педагогических дисциплин / Э. А. Савельев, Т. В. Карпова, О. А. Козырева // Достижения и перспективы психологии и педагогики: сборник статей Международной научно-практической конференции (г. Уфа, 9 июня 2014 г). – Уфа : Аэтерна, 2014. – С. 45-47.
- Свинаренко, В. Г. Некоторые особенности детерминации основ педагогического взаимодействия в условиях непрерывного профессионального образования / В. Г. Свинаренко, О. А. Козырева // Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения : труды XVIII Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых ; под общ. ред. М. В. Темлянцева. – Новокузнецк : изд-во СибГИУ, 2014. – С. 142-145.
- Сохарева, Д. Е. Некоторые особенности организации педагогического взаимодействия в структуре занятий спортивными танцами / Д. Е. Сохарева, О. А. Козырева // Self-realization of potential of а personality in modern society : materials of the II international scientific conference on April 28–29, 2014. – Prague : Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ». – P. 36-37.
- Шварцкопф, Е. Ю. Система принципов педагогического взаимодействия в структуре современной здоровьесберегающей педагогики / Е. Ю. Шварцкопф, О. А. Козырева, И. А. Петрова // Наука и современность : сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 27 июня 2014 г.). – Уфа: Аэтерна, 2014. – С. 163-164.