Качественная подготовка специалиста любого профиля и направления в вузе на всех ступенях складывается из нескольких составляющих. Базовая подготовка уровня бакалавриата направлена на формирование у студентов фундаментальных знаний в области философии, педагогики, психологии, естественных и социальных наук, а также полного представления о теоретических и практических методах специальных дисциплин и способах их применения при решении прикладных задач. Профильная подготовка на ступени магистратуры нацелена на углубленное изучение предметной области с акцентом на становление профессионального мастерства специалиста. В условиях модульного принципа обучения, предполагающего бóльшую степень свободы будущего специалиста в выборе темпа освоения учебного материала и в планировании своей учебной и внеучебной деятельности, все возрастающую роль призваны играть различного рода курсы по выбору студентов. Содержание и объём каждого курса по выбору находятся в прямой зависимости от целей обучения и определяются в соответствии с профилем подготовки, интересами и желаниями студентов при их продвижении по ступеням обучения и учебным курсам.
Студент-бакалавр выбирает свой первый курс по выбору достаточно рано – на первом году обучения. В условиях большого количества предлагаемых вузом курсов с затейливыми названиями и привлекательным содержанием процедура выбора становится достаточно мучительной и неопределенной. Велик соблазн выбрать не то, что советует деканат и заведующий выпускающей кафедрой с точки зрения будущей профессиональной деятельности, а то, к «чему стремится душа», то, что осталось в области нереализованных мечтаний. И здесь, конечно же, в полной мере нужна работа в двух направлениях: а) разъяснительная работа со стороны кафедры и б) подготовка «универсальных курсов». Под этим термином следует понимать такие курсы по выбору, содержание которых самодостаточно, не привязано ни к каким обязательным блокам определенного направления подготовки, не ориентировано на специальные знания, полученные студентами при изучении инвариантной части учебного плана, а опирается на общую эрудицию и неотъемлемые качества человека информационного общества 21 века. В этой связи информатика предлагает каждой из дисциплин, изучаемых в вузе, весьма совершенный инструмент, который позволяет легко адаптироваться к стремительно изменяющейся информационной среде существования современного человека, – информационно-коммуникационные технологии. При этом нельзя назвать ни одной стороны жизни, ни одной учебной дисциплины, в которых аппарат информатики оказался бы бесполезным. Поэтому реалии современного этапа выдвигают еще одну задачу подготовки специалиста в вузе – задачу подготовки специалиста, достаточно хорошо владеющего информационными технологиями и имеющего возможности и желание быстро адаптироваться к работе с новыми устройствами обработки информации и программными продуктами.
Целями освоения дисциплины «Технологии сетевого взаимодействия» является формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков в области методов, средств, подходов и принципов организации интерактивного взаимодействия пользователей в рамках сетевого пространства для эффективного визуального представления результатов учебной научной деятельности.
Содержание данного курса основывается на рассмотрении следующих основных разделов и тем:
Тема 1. «Информационные технологии. Интерактивные информационные технологии»: Информация. Информационная технология: история и перспективы. Основные информационные технологии 21 века. Понятие интерактивной информационной технологии. Облачные технологии. Использование информационных технологий в профессиональной деятельности.
Тема 2. «Коммуникационные технологии»: Компьютерные сети. Основные протоколы Интернета. Принципы адресации. Активно развивающиеся актуальные сервисы сети. Социальные сети. Человек в сетевом пространстве. Этические вопросы коммуникационных технологий. Интернет и авторское право.
Тема 3. «Основы обработки электронных документов»: Шрифт, размер, пункт. Специальные знаки и символы, используемые в верстке электронных документов. Правила использования специальных символов (кавычки, тире, минус, дефис и т.п.) с учетом принятых норм языка. Даты и время. Панграммы.
Тема 4. «Графическое представление информации»: Графические методы визуализации информации: схемы, графики, диаграммы, метафоры. Основные типы сравнений количественных показателей и соответствующие им типы диаграмм. Инфографика. Информационное искусство.
Тема 5. «Основы дизайна при разработке сетевых приложений»: Композиция. Основы зрительного восприятия. Основные композиционные решения. Динамика композиции и ритм чтения. Шрифтовые решения. Линия. Свет и тень. Объем и пространство. Цвет. Текстура и фактура. Принципы дизайна. Способы построения композиции на слайде, сайте и в печатной работе.
Тема 6. «Прикладные инструменты и сервисы сети»: Линейные и нелинейные интерактивные презентации. Онлайн опросы и анкеты. Инструменты коллективного взаимодействия пользователей. Инструменты разработки обучающих и познавательных ресурсов.
При подготовке к занятиям по данной дисциплине следует использовать не только литературу, рекомендуемую студентам по списку, но и материалы периодических и специальных изданий, в которых отражено современное состояние развития информационно-коммуникационных технологий.
Изучение курса предполагает большой объем самостоятельной работы. При разработке вопросов для самостоятельного изучения, необходимо опираться на задания творческого характера. Например, лабораторная работа по обработке электронных документов предполагает выполнение следующих заданий: а) заменить каждое слово, выделенное курсивом, соответствующим ему графическим образом (для создания образа можно воспользоваться любым графическим редактором или найти картинку); б) найти и исправить в предложенном тесте ошибки в написании дефисов, тире, кавычек, имен в соответствии с правилами национального и машинного написания и т.п. При изучении темы «Прикладные инструменты и сервисы сети» студентам, в качестве самостоятельного задания, предлагается создать совместный проект презентации с использованием инструмента коллективного взаимодействия пользователей «Документы Google».
При изучении предлагаемого курса по выбору нам представляются достаточно актуальными и интересными вопросы совместного редактирования документов с использованием облачных технологий, разработки онлайн анкет и опросов, создания обучающих и познавательных сетевых ресурсов, сравнительного анализа работы онлайн переводчиков, разработки нелинейных презентаций, оценки композиционных решений, шаблонов презентаций и т.п. Кроме того, студентам предлагается выполнить домашнюю контрольную работу на тему «Информационные технологии 21 века», в которой необходимо составить и обосновать список тех информационно-коммуникационных технологий, которыми обязан владеть выпускник вуза 21 века.
По итогам работы на курсе студент выполняет индивидуальный творческий проект [1], в котором максимально использует все изученные инструменты и технологии. Тематика индивидуальных проектов может быть следующей:
- Интеллектуальные технологии: действительность и перспективы.
- Инфографика – наука и искусство.
- Информационное пиратство: вред и польза.
- Можно ли считать Интернет средством массовой информации?
- «Правильная» презентация.
- Цвет и его восприятие человеком.
- Зрительные иллюзии.
- Живые публикации в Интернете: перспективы дальнейшего развития.
- Компьютер для младшего школьника – друг или враг.
- Способны ли социальные сети заменить живое общение?
Дисциплина «Технологии сетевого взаимодействия» направлена на формирование у студентов готовности к дальнейшей профессиональной организационно-управленческой деятельности в сфере информационных технологий. В результате изучения дисциплины должно быть сформировано понимание, осознание и способность к критической оценке и применению современных информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности. Студенты должны понимать специфику использования всего спектра информационно-коммуникационных технологий с учетом дальнейшего профессионального роста.
Библиографический список
- Ванькова, В.С. Творческие задания в обучении информатике студентов педагогического вуза/ В.С. Ванькова, Ю.М. Мартынюк. – Педагогическая информатика. 2005. № 1. С. 40-46.