Образовательный стандарт – это эталонный уровень образования, необходимый для общества в определенный исторический отрезок времени, который, в сущности, определяет уровень компетенций при обучении студентов ВУЗа.
Государственный образовательный стандарт по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 22 марта 2010 года под № 200.
В рамках стандарта, возможно, обучать студентов по таким видам профессиональной деятельности как: «психолого-педагогическое сопровождение дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования, детей с ограниченными возможностями здоровья в специальном и инклюзивном образовании; социально-педагогическая деятельность; педагогическая деятельность в дошкольном образовании и на начальной ступени общего образования» [4].
Перечисленные виды профессиональной деятельности имеют общие профессиональные задачи, которые должен решать специалист: создание условий для полноценного обучения и воспитания ребенка, общения со сверстниками и взрослыми, его социализации; защиту прав ребенка; участие в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды в учреждении; повышение уровня психологической компетентности участников образовательного процесса; участие в междисциплинарных психолого-педагогических и социально-реабилитационных мероприятиях во взаимодействии с коллегами; внедрение здоровьесберегающих и информационных технологий в организацию своей профессиональной деятельности; обеспечивать самосовершенствование в профессиональном мастерстве.
Актуальным, но менее проработанным остается социально-педагогическая деятельность как вид профессиональной деятельности. Обозначенные выше профессиональные задачи в большей степени находят свое отражение в работе социального педагога и предполагают: осуществление мероприятий по социально защите обучающихся из числа детей-сирот и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, включая взаимодействие социальных институтов; развитие различных форм социальной защиты обучающихся в образовательном учреждении и по месту жительства; организацию общественно полезной деятельности учеников, развитие социальных инициатив и проектов; выявление потребностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении обучающихся и развитее их интересов; формирование профессионального самоопределения учеников и навыков поведения на рынке труда; организацию посредничества между обучающимися и социальными институтами [4].
Таким образом, в государственном стандарте профессиональные задачи социально-педагогической деятельности в большей мере ориентированы на социальный аспект функционирования образовательного учреждения и отвечаю на вопрос: «Что делать?», хотя в практической деятельности будущему социальному педагогу придется отвечать на другие: «С чего начать?», и «Как добиться эффективного решения профессиональных задач с учетом их многофакторности условий обеспечивающих результативность?».
Для того чтобы ответить на поставленные вопросы, необходимо изучить сущность социально педагогической деятельности, которая часто ассоциируется с педагогической деятельностью, так как они направлены на адаптацию, социализацию и интеграцию человека в общество, а также на личностное развитие индивида. Несмотря на схожесть, необходимо обратить внимание на качественные различия, которые позволяют деятельность социального педагога рассматривать как самостоятельный социокультурный процесс. Главное отличие в том, что в качестве объекта социально-педагогической деятельности выступают лишь определенные категории граждан и работа социального педагога в большинстве своем носит ситуативный характер, реализуется в более широком социальном пространстве.
Поэтому, в стандарте предполагается, что будущий социальный педагог должен обладать следующими профессиональными компетенциями в области социально-педагогической деятельности:
– готовность к организации мероприятий по развитию и социальной защите обучающегося;
– способность к выявлению интересов, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении обучающихся;
– умение составлять программы социального сопровождения и поддержки;
– участие в разработке и реализации социально ценной деятельности обучающихся, развитии социальных инициатив, социальных проектов;
– готовность выстраивать профессиональную деятельность на основе знаний об устройстве системы социальной защиты детства;
– владение методами социальной диагностики;
– способность выступать посредником между обучающимся и различными социальными институтами.
Компетенции представленные в Госстандарте находят свое отражение структуре профессиональной деятельности будущего социального педагога, которая включает в себя компоненты: субъект (специалист: социальный педагог, психолог, учитель и др.); объект (ребенок, родители и др.); цели (решение проблемы, снижение степени риска и др.); функции (диагностическая, прогностическая, охранно-защитная и др.); средства (консультирование, опосредованные или непосредственные методы, психолого-педагогические или социальные технологи, с помощью которых достигается цель) (рис.1).
Рис. 1. Структура социально-педагогической деятельности
Структура социально-педагогической деятельности представлена во взаимодействии компонентов образующих систему и определяющих содержание деятельности.
Отечественные ученые Г.А. Воронина, М.А. Галагузова, В.И. Загвязинский, М.П. Зайцев, Г.Н. Кудашов, О.А. Селиванова, Ю.П. Строков, М.В. Шакурова, П.А. Шептенко [3] выделяют следующие функции профессиональной деятельности социального педагога: социальную и педагогическую диагностику; информационную, организационную, охранно-защитную, посредническую функции; функции прогноза и проектирования; коррекционно-реабилитационная; предупредительно-профилактическая функции.
Согласно методическому письму Министерства образования Российской Федерации «О социально-педагогической работе с детьми» № 61/20-11 от 27.02.1995г. диагностическая работа социального педагога нормативно обязательна. В Госстандарте также ключевой выступает социальная диагностика и основывающиеся на ее результатах функции прогноза, проектирования и организации комплексной социально-педагогической деятельности социального педагога. Как показано на рисунке 1 деятельность социального педагога реализуется в направлении от субъекта к объекту, при этом объект определяет содержание деятельности. Но для того чтобы помочь объекту, необходимо диагностировать особенности его развития и среды, а так же выявить факторы, негативно влияющие на него.
Как отмечает М.В.Шакурова, диагностика предполагает постановку «социального» диагноза, для чего проводится изучение личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни детей, семьи, социального окружения, выявление позитивных и негативных влияний, проблем [5].
А.С.Белкин предлагает при диагностическом изучении использовать сравнение двух картин: нормативной («клинической» – мед.), и заранее изученной, описанной и реально существующей [1]. Сравнение предусматривает систему показателей, критериев, определенную организацию мышления диагноста и последовательность мыслительных операций (анализа и синтеза, сравнения, абстракции и обобщения, конкретизации).
Схожие представление о диагностике прослеживается в понимание ее с точки зрения социальной практики, предполагающее распознать (мысленно воспроизводить, определят) по исходным, как правило, ограниченным сведениям более полный комплекс происшедших в ней изменений, выявлять причины, механизмы и направленность этих изменений.
Таким образом, в учебно-методической литературе предлагается рассматривать диагностику в двух аспектах: изучения чего-либо и распознавания тех или иных социальных процессов. Оба направления актуальны, но с прикладной точки зрения, социально-педагогическая деятельность будущего социального педагога предполагает ориентацию в диагностике именно на распознавание. Распознавание позволит более оперативно и точно поставить социально-педагогический диагноз и предположить варианты прогноза развития сложных социальных процессов и явлений.
В квалификационной характеристике социального педагога также прослеживаются представленные аспекты диагностики, специфика которых зависит от специалиста проводящего диагностику и особенностей его мышления, проявляющиеся в теоретической, методической и технологической готовности к профессиональной деятельности [2].
Диагностическая направленность мышления будущего социального педагога может быть рассмотрена как процесс распознавания сущности изучаемых явлений с использованием системы показателей, признаков и критериев, ранее изученных и установленных, с помощью поэтапной организации мыслительных операций диагноста.
Для обеспечения эффективного формирования диагностической направленности мышления студентов предполагается внедрить модель поэтапной теоретической и практической подготовки будущих социальных педагогов.
Библиографический список
- Белкин А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. – Челябинск: ОАО «Юж.-Урал. Кн. Изд-во», 2004 – 176 с.
- Вильцан М.А. Базовые характеристики личности в профессиональной деятельности социального педагога // Вестник Тобольской государственной социально-педагогической академии им. Д.И. Менделеева. 2013. № 5. С. 24-29.
- Загвязинский, В.И. Основы социальной педагогики: учеб. пособие для студ. педагогических вузов и колледжей / В.И. Загвязинский , М.П. Зайцев , Г.Н. Кудашов , О.А. Селиванова , Ю.В. Строков; под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России , 2002. – 160 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»). Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 марта 2010 года №200. 2.
- Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 272 с.