Уже в глубокой древности, было известно, что развитие человека тесно связано с его возрастом. В настоящее время эта проблема актуальна, наблюдается возрастающее значение эстетического развития детей. Эстетическое развитие личности формируется с раннего детства и поэтому, в отличие от взрослого человека, в большей степени поддается изменению и совершенствуется.
Показателем эстетического развития детей младшего школьного возраста в процессе обучения декоративно-прикладной деятельности является степень развития способностей к восприятию, оценке и способности к эстетической деятельности. В способности к эстетической оценке и эстетической деятельности, к художественному творчеству ведущей чертой является «наглядное мышление», мышление образами. Если информация об определенных свойствах дана в связи с другими явлениями, то такой способ отражения предметов и является образным и связан с потребностью человека определить ценность предмета. Наряду с образным выступает теоретическое мышление. Теоретическое мышление мы оперируем понятиями, а формируются они в сознании благодаря способностям к отвлечению отдельных свойств от целого, их анализу, нахождению общих признаков, синтезу.
У ребенка в процессе эстетического развития формируется эстетическое сознание (C.JI. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, B.C. Выготский, Б.П. Теплов, А.Н. Леонтьев, И.Б. Астахов) [1, с. 3].
Большинство исследователей, занимающихся вопросами эстетического развития выделяют следующие категории эстетического сознания:
- эстетическое восприятие,
- эстетический вкус (эстетические чувства),
- эстетический идеал,
- эстетические оценки (эстетические суждения),
- эстетические потребности
- развитие индивидуальных творческих способностей [2, с. 2].
Через чувственно-конкретное восприятие дети воспринимают произведения искусства, их внешний облик и внутренний смысл. Сложное социально-психологическое образование – эстетический вкус. Эстетический вкус формируется у человека на протяжении многих лет, в период становления личности. Эстетическая информация в детском возрасте служит основой будущего вкуса человека.
Одна из самых важных и наименее разработанных в современной эстетике проблема – проблема сущности эстетического суждения. Одной из самых высоких ступеней развития эстетического сознания, которую иногда называют вторичным суждением вкуса является эстетическое суждение. Эстетическое суждение представляет собой логическое осмысление воспринятого в единстве с непосредственным, интуитивным постижением. Главным мерилом оценки для него выступает эстетический идеал.
Эстетическая потребность выступает как движущая сила развития сознания и практической деятельности личности, как один из основных элементов эстетического сознания и проявляется в стремлении преобразовать мир. Понятие «эстетическая потребность» охватывает как потребность в восприятии эстетических явлений мира, так и потребность в искусстве и эстетическом творчестве.
Необходимым условием построения современной системы эстетического развития личности младшего школьника является использование декоративно-прикладной деятельности в педагогической работе с детьми.
Под декоративно-прикладным искусством понимается – область декоративного искусства: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью [3, с. 183].
Долгое время традиционные подходы к определению специфики декоративно-прикладного искусства, исходя из особенностей предмета деятельности художника, терпели неудачу. Это объяснялось тем, что термин «декоративно-прикладное искусство» являлся собирательным, условно объединяющим два различных рода искусства: декоративное и прикладное. Декоративное творчество художника концептуально, прикладное − предметно. Многие исследователи пытались обойти столь неудачное и неловкое название и предлагали несколько иное: «искусство бытовой вещи» (Д. Аркин), «производственное искусство» (Б. Арватов), «преобразительное искусство» (А. Салтыков), «прикладное искусство» (М.Каган), «искусство предметного мира» (Н. Воронов). Термин «декоративно-прикладное искусство» действительно противоречив и освещен историей, поэтому ни одно из этих названий так и не прижилось [4, с. 706].
В период античности и средневековья, искусство было целостным − одновременно изобразительным, декоративным и прикладным. Древними греками искусство понималось лишь как хорошо выполненная, искусная работа, при этом не разделяя понятий материальной и художественной деятельности, и обозначали ее одним словом «techne».
В своей работе А. Лосев отмечал, что Гомер «не знает ни скульптуры, ни живописи» как самостоятельных видов искусства, но подробно описывает их как «разного рода художественные изделия…» [5, с. 212-213].
Лишь с XVI-XVII вв., в связи с отделением живописи и скульптуры от архитектуры и превращением их в станковое искусство, появилась область профессиональной деятельности, которой и было дано специальное название [4, с. 706].
Специфика такого вида искусства заключается в образно-эмоциональном отражении мира, она в свою очередь оказывает сильное воздействие на ребенка, который «…мыслит формами, красками, звуками, ощущениями», по образному выражению выдающегося педагога К.Д.Ушинского.
Задача эстетического развития детей путем декоративно-прикладного искусства в образовательной системе должна заключаться в том, чтобы систематически развивать необходимые для занятий способности учащихся: воображение, образное мышление, эмоциональную отзывчивость и т.д., а также формировать потребности в творчестве и общении с искусством. Произведения декоративно-прикладного искусства рассчитаны на восприятие и зрением, и осязанием.
На особую роль декоративно-прикладной деятельности в эстетическом развитии детей младшего школьного возраста указывали многие исследователи детского творчества – А.П. Усова, Н.Б. Халезова, Н.П.Сакулина, Т.С. Комарова, Е.А. Флерина, Е.К. Ковальская, Ю.В. Максимов и другие. Занятия рисованием, аппликацией и лепкой способствует развитию художественного мышления, наблюдательности, творческого воображения и памяти ребенка.
Все обучение основам декоративно-прикладного искусства должно опираться на следующие принципы:
− связь занятий с современными требованиями общества к искусству и его роли в организации художественной среды;
− развитие умений и навыков восприятия окружающего материального пространства как среды для определенной деятельности и жизни человека;
− формирование посильного умения самостоятельно сделать законченную и художественную оформленную вещь;
− сочетание в практической деятельности индивидуальной и коллективной форм работы [6, с. 73].
Не каждый ребенок придя в мир, становится художником, но определенным потенциалом эстетического и художественного развития обладает каждый ребенок, вступающий в мир и этот потенциал нужно стремиться раскрыть в нем. На всех этапах эстетического развития необходимо обращать особое внимание на развитие образного восприятия, формирование роли и места декоративно-прикладного искусства, специфику использования цвета в декоративно-прикладной деятельности. Процесс развития детей предположительно строить на игровых методах. На начальном периоде игровая методика особенно важна, так как благоприятствует общей заинтересованности и создает на занятиях творческую атмосферу.
Эстетическая деятельность самих детей – вот в первую очередь тот материал и та основа, на которых их нужно учить эстетически воспринимать, оценивать и преобразовывать мир. Знакомить детей следует через различные виды деятельности декоративно-прикладного искусства. Декоративно-прикладная деятельность многогранна и разнообразна.
Одним из излюбленных детьми видов деятельности в этой области является аппликация. В работе с аппликацией используются различные материалы: бумага, картон, ткань, вата, соломка, ракушки, песок, нити и многое другое.
В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезают и наклеивают, развивается чувство цвета, симметрии, ритма и на этой основе формируется художественный вкус. Создание силуэтных изображений требует большой работы воображения и мысли, так как в силуэте отсутствуют детали, которые порой являются основными признаками предмета.
Следующим из примечательных видов является лепка из соленого теста. Лепка – наиболее увлекательное занятие из области декоративно-прикладной деятельности, а также эффективный метод воздействия на ребенка. На сегодняшний день лепка из теста не утратила своей популярности, а наоборот является востребованным видом искусства из-за своего приятного, податливого и экологически чистого материала. Благодаря занятиям с тестом легко осваиваются основные приемы лепки, развиваются осязания обеих рук.
При лепке ребенок изображает все стороны предмета, что невозможно было бы сделать в рисовании или другом виде деятельности. В ходе занятий детей лепкой идет живой процесс творчества. Это своего рода игра. Лепка формирует у детей художественный вкус, учит понимать прекрасное, развивает эстетическое восприятие, воображение, наблюдательность, фантазию, художественно-образное мышление.
Настоящим чудом или своего рода фокусом можно назвать «оригами». Этот вид деятельности очень интересен и занимателен в своем изобретении. Особенность такого рода занятия заключается в том, что из обычного бумажного листа, без клея и ножниц, без подручных средств можно смастерить все, что угодно.
Среди многих известных людей есть те, кто восхищался этим видом искусства и даже с величайшим удовольствием складывали различные бумажные фигурки. Среди них известный итальянский изобретатель и художник – Леонардо да Винчи.
Искусство – каждый понимает его по-разному, а великий русский писатель и мыслитель Л. Н. Толстой, в своей статье «Что такое искусство» описывал случай, когда его научили «делать из бумаги, складывая и выворачивая ее известным образом, петушков, которые, когда их дергаешь за хвост, махают крыльями… Тот, кто выдумал этого петушка, от души радовался, что ему так удалось сделать подобие птицы, и чувство это передается, и потому, как ни странно сказать, произведение такого петушка есть настоящее искусство”.
Использование техники оригами из области декоративно-прикладной деятельности в работе с детьми младшего школьного возраста оказывает большое значение для эстетического развития:
- учит детей различным приемам работы с бумагой;
- стимулирует развитие памяти, внимания, пространственного воображения;
- развивает творческие способности детей и художественный вкус, активизирует их фантазию и воображение;
- способствует совершенствованию трудовых навыков, формированию культуры труда.
В процессе выполнения оригами взаимодействует, как левое, так и правое полушарие головного мозга, поскольку идет одновременный контроль над движениями обеих рук, что положительно сказывается на активности и ведет к позитивному изменению целого ряда показателей.
Таким образом, в процессе создания детьми предметов декоративно-прикладного искусства закрепляются знания эталонов цвета и формы, формируются достаточно четкие и полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства, развивается нестандартность мышления, умение наблюдать и всматриваться, обогащается творческое стремление детей преобразовывать мир. Н. Д. Бартрам писал, что знания прочны потому, что «вещь», сделанная самим ребенком соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизменно живее, интенсивнее, глубже и прочнее [7].
Библиографический список
- Рябченко А.В. Влияние занятий по изобразительному искусству на личностные качества и креативные способности детей младшего школьного возраста http://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/vliyanie-zanyatiy-po-izobrazitelnomu-iskusstvu-na.
- URL: http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00041923_0.html (дата обращения: 7.01.2015)
- Буров А. И. Эстетика: проблемы и споры. /Буров А. И. – М.,1975.
- Власов В. Г. / Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 8 т. Т.2. − СПб.: ЛИТА, 2000. − 848 с.: ил.
- Лосев А. История античной эстетики. − М.: Мысль, 1967. Т. 1. С.
- Борев Ю. Эстетика М.:Политиздат.- 1988 г.-496с.
- URL: http://sundekor.ru/refarat/bystro/dekorativnoprikladnoe-iskusstvo-kak-sredstvo-razvitiia-tvorcheskikh-sposobnostei-detei/ (дата обращения: 6.01.2015)