Мультимедийные технологии выходят на первый план в условиях глобализации образования[1,3,5], как процесса формирования инновационной культуры 21 века. Людей, стремящихся получить высшее образование, не должны останавливать ни удаленность места жительства от Вуза, ни проблемы с перемещением по состоянию здоровья, ни плотный рабочий график.
В этом случае одной из самых эффективных образовательных форм является дистанционное обучение, которое позволяет расширить границы педагогического процесса за счет использования мультимедийных технологий. Именно мультимедиа дает возможность самостоятельного, качественного, увлекательного и личностно ориентированного обучения в любом месте и в любое удобное время. В этом основная особенность дистанционного (удаленного) обучения.
Среди желающих получить ВПО можно выделить несколько групп «студентов», особенно предпочтительных для обучения по программам ДО:
- Люди с ограниченными физическими возможностями, способных видеть изображение и читать текст на мониторе компьютера, слышать и воспринимать информацию по видео- и аудиосвязи, пользоваться клавиатурой, компьютерной мышью;
- Группы населения, проживающего в отдаленных районах страны, для которых весьма затруднительны поездки в учебные и научные центры, неравномерно разбросанные по стране в основном в крупных городах (в данном случае, это касается в равной степени и очной, и заочной формы обучения, что связано с отсутствием возможности приезжать в университет, как в течение семестра, так и на время сессии);
- Женщины с грудными и маленькими детьми, не имеющие возможности покидать дом по разным семейным обстоятельствам;
- Представители крупных компаний, для которых необходима переподготовка или повышение квалификации по какому-либо направлению;
- Представители компаний, для которых затруднителен даже минимальный временной отрыв от производства;
- Иностранные студенты.
В ряде источников[2,4] неоднократно поднимался вопрос о целесообразности введения в учебный процесс дистанционного образования компьютерных и телекоммуникационных технологий. Суть сводится к выявлению достоинств (преимуществ), а также недостатков (проблем) для обучающихся от применения к ним данного метода. В рамках данной статьи сформировано четкое представление о том, какую роль играет мультимедиа для преподавателя Вуза (!) и как она влияет на качество его работы.
В своей ежедневной деятельности преподаватель опирается на основные требования, которые предъявляются к процессу обучения: доступность, наглядность, эффективность, информативность и индивидуальный подход. Мультимедийные технологии способствуют максимизации усилий преподавателя на основании этих требований. Кроме того, к наиболее очевидным преимуществам использования мультимедиа в дистанционном образовательном процессе, несомненно, относится следующее:
- Развивает личностные и профессиональные качества преподавателя Вуза (творческий подход при формировании презентационного материала, постоянное саморазвитие в условиях появление новых современных компьютерных технологий);
- Позволяет применять индивидуальный подход к каждому обучаемому за счет использования разных психологических рычагов воздействия (учитывается особенности восприятия информации визуалом, аудиалом и кинестетиком);
- Безусловная увлекательность самого процесса создания интерактивного материала;
- Позволяет систематизировать большой объем информации в наиболее простую и наглядную форму: сложный для восприятия материал возможно снабжать примерами из повседневной жизни;
- В значительной степени укрепляет взаимодействие «дистанционного» обучаемого с преподавателем, что упрощает с его стороны контроль усвояемости пройденного материала;
- Преподаватель имеет возможность вернуться на любой этап изучаемого материала на стадии закрепления пройденной темы, или в том случае, если обучаемый не в полной мере усвоил информацию;
- Способствует переходу процесса обучения от пассивного (когда обучаемый является лишь слушателем) к активному методу (обучаемый становится основным участником учебного процесса, в котором он задействован, что стимулирует его к активной самостоятельной работе);
- Дистанционное обучение – очень гибкая система, которая позволяет её участникам (студенты, преподаватели и администрации учебного заведения) выбирать наиболее удобное время для изучения необходимого основного и дополнительного материала по изучаемым курсам.
Здесь представлен далеко не полный перечень всех преимуществ, которые получает преподаватель, используя в дистанционном обучении мультимедийные технологии. В дополнение ранее перечисленному следует отметить, что только в интерактивном курсе существует возможность визуальной демонстрации логических взаимосвязей одним объектов изучаемого материала с другими; одного раздела дисциплины с другим и т.д.
Безусловно данная форма обучения является затратной по времени её формирования. Но данный недостаток с лихвой компенсируется эмоциональной отдачей и заинтересованностью обучаемого в «интерактивной» дисциплине, которую он изучает в процессе получения им дистанционного образования. Именно на стимулировании интереса должна быть выстроена система высшего профессионального образования.
Библиографический список
- Агапонов С. Средства дистанционного обучения. Методика, технология, инструментарий: Серия: Мастер решений, Изд-во «BHV», 2003. Полат Е.С., Петров А.Е., Моисеева М.В. Педагогические технологии дистанционного обучения: учебное пособие для вузов/ Е.С. Полат, А.Е. Петров, М.В. Моисеева.- Серия: Высшее профессиональное образование, Изд-во «Academia», 2008.
- Медиаиндустрия: понятие, институциональные и организационно-экономические особенности формирования и функционирования/Минаев Д. В., Морозова Е. Я., Метлюк В. В.; под ред. Д. В. Минаева -СПб: СПбГИЭУ, 2011. -282 с.
- Мотышина М.С., Мотышина Е.В. Информационные системы в управлении человеческими ресурсами//Информационные технологии в бизнесе. Материалы 7-й международной конференции. -СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011. -С. 84-87.
- Хольнова Е.Г. Влияние социальной ответственности банковского бизнеса на развитие Российского образования и сохранение национального культурного наследия // Наука и бизнес: пути развития. Издательство: Фонд развития науки и культуры (Тамбов). № 5 (35) 2014. С. 172-175.
- Шлафман А.И., Бачин Д.А. Методы обучения действием и коучинга в развитии персонала//Мир экономики и права. 2014. № 1-2. С. 40-45.