УДК 378.147.227

ПРЕИМУЩЕСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Косевска Наталия Викторовна
Санкт-Петербургский гуманитарный Университет Профсоюзов
доцент кафедры экономики и управления

Аннотация
В данной статье представлены основные преимущества применения технологий мультимедиа как наиболее приемлемая форма при получении высшего образования дистанционно. Кроме того, дан краткий обзор основных, по мнению автора, категорий людей, наиболее предпочтительных для дистанционной формы обучения. Указаны также некоторые недостатки и сложности, возникающие в процессе мультимедийного обучения, полностью или частично компенсируемые положительным эмоциональным настроем обучаемого.

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, дистанционное обучение, модернизация процесса дистанционного обучения, мультимедийные технологии


THE ADVANTAGES OF USING MULTIMEDIA TECHNOLOGIES IN EDUCATIONAL PROCESS OF DISTANCE LEARNING

Kocevska Natalia Viktorovna
St. Petersburg humanitarian University of trade Unions
associate Professor, Department of Economics and management

Abstract
This article presents some most important advantages of using multimedia technologies as the most acceptable form of receiving higher education remotely. In addition, there is a brief overview of the main, according to the author, categories of people, which are more preferred for distance learning. There also listed some disadvantages and difficulties that can appear in the process of multimedia technologies education, which fully or partially offset by a positive emotional attitude of the student.

Библиографическая ссылка на статью:
Косевска Н.В. Преимущества использования мультимедийных технологий в образовательном процессе дистанционного обучения // Современная педагогика. 2015. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2015/05/4345 (дата обращения: 13.07.2023).

Мультимедийные технологии выходят на первый план в условиях глобализации образования[1,3,5], как процесса формирования инновационной культуры 21 века. Людей, стремящихся получить высшее образование, не должны останавливать ни удаленность места жительства от Вуза, ни проблемы с перемещением по состоянию здоровья, ни плотный рабочий график.

В этом случае одной из самых эффективных образовательных форм является дистанционное обучение, которое позволяет расширить границы педагогического процесса за счет использования мультимедийных технологий. Именно мультимедиа дает возможность самостоятельного, качественного, увлекательного и личностно ориентированного обучения в любом месте и в любое удобное время. В этом основная особенность дистанционного (удаленного) обучения.

Среди желающих получить ВПО можно выделить несколько групп «студентов», особенно предпочтительных для обучения по программам ДО:

  • Люди с ограниченными физическими возможностями, способных видеть изображение и читать текст на мониторе компьютера, слышать и воспринимать информацию по видео- и аудиосвязи, пользоваться клавиатурой, компьютерной мышью;
  • Группы населения, проживающего в отдаленных районах страны, для которых весьма затруднительны поездки в учебные и научные центры, неравномерно разбросанные по стране в основном в крупных городах (в данном случае, это касается в равной степени и очной, и заочной формы обучения, что связано с отсутствием возможности приезжать в университет, как в течение семестра, так и на время сессии);
  • Женщины с грудными и маленькими детьми, не имеющие возможности покидать дом по разным семейным обстоятельствам;
  • Представители крупных компаний, для которых необходима переподготовка или повышение квалификации по какому-либо направлению;
  • Представители компаний, для которых затруднителен даже минимальный временной отрыв от производства;
  • Иностранные студенты.

В ряде источников[2,4] неоднократно поднимался вопрос о целесообразности введения в учебный процесс дистанционного образования компьютерных и телекоммуникационных технологий.  Суть сводится к выявлению достоинств (преимуществ), а также недостатков (проблем) для обучающихся от применения к ним данного метода. В рамках данной статьи сформировано четкое представление о том, какую роль играет мультимедиа для преподавателя Вуза (!) и как она влияет на качество его работы.

В своей ежедневной деятельности преподаватель опирается на основные требования, которые предъявляются к процессу обучения: доступность, наглядность, эффективность, информативность и индивидуальный подход. Мультимедийные технологии способствуют максимизации усилий преподавателя на основании этих требований. Кроме того, к наиболее очевидным преимуществам использования мультимедиа в дистанционном образовательном процессе, несомненно, относится следующее:

  • Развивает личностные и профессиональные качества преподавателя Вуза (творческий подход при формировании презентационного материала, постоянное саморазвитие в условиях появление новых современных компьютерных технологий);
  • Позволяет применять индивидуальный подход к каждому обучаемому за счет использования разных психологических рычагов воздействия (учитывается особенности восприятия информации визуалом, аудиалом и кинестетиком);
  • Безусловная увлекательность самого процесса создания интерактивного материала;
  • Позволяет систематизировать большой объем информации в наиболее простую и наглядную форму: сложный для восприятия материал возможно снабжать примерами из повседневной жизни;
  • В значительной степени укрепляет взаимодействие «дистанционного» обучаемого с преподавателем, что упрощает с его стороны контроль усвояемости пройденного  материала;
  • Преподаватель имеет возможность вернуться на любой этап изучаемого материала на стадии закрепления пройденной темы, или в том случае, если обучаемый не в полной мере усвоил информацию;
  • Способствует переходу процесса обучения от пассивного (когда обучаемый является лишь слушателем) к активному методу (обучаемый становится основным участником учебного процесса, в котором он задействован, что стимулирует его к активной самостоятельной работе);
  • Дистанционное обучение – очень гибкая система, которая позволяет её  участникам (студенты, преподаватели и администрации учебного заведения) выбирать наиболее удобное время для изучения необходимого основного и дополнительного материала по изучаемым курсам.

Здесь представлен далеко не полный перечень всех преимуществ, которые получает преподаватель, используя в дистанционном обучении мультимедийные технологии. В дополнение ранее перечисленному следует отметить, что только в интерактивном курсе существует возможность визуальной демонстрации логических взаимосвязей одним объектов изучаемого материала с другими; одного раздела дисциплины с другим и т.д.

Безусловно данная форма обучения является затратной по времени её формирования. Но данный недостаток с лихвой компенсируется эмоциональной отдачей и заинтересованностью обучаемого в «интерактивной» дисциплине, которую он изучает в процессе получения им дистанционного образования. Именно на стимулировании интереса должна быть выстроена система высшего профессионального образования.


Библиографический список
  1. Агапонов С. Средства дистанционного обучения. Методика, технология, инструментарий: Серия: Мастер решений, Изд-во «BHV», 2003. Полат Е.С., Петров А.Е., Моисеева М.В. Педагогические технологии дистанционного обучения: учебное пособие для вузов/                   Е.С. Полат, А.Е. Петров, М.В. Моисеева.- Серия: Высшее профессиональное образование, Изд-во «Academia», 2008.
  2. Медиаиндустрия: понятие, институциональные и организационно-экономические особенности формирования и функционирования/Минаев Д. В.Морозова Е. Я.Метлюк В. В.; под ред. Д. В. Минаева -СПб: СПбГИЭУ, 2011. -282 с.
  3. Мотышина М.С.Мотышина Е.В. Информационные системы в управлении человеческими ресурсами//Информационные технологии в бизнесе. Материалы 7-й международной конференции. -СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011. -С. 84-87.
  4. Хольнова Е.Г. Влияние социальной ответственности банковского бизнеса на развитие Российского образования и сохранение национального культурного наследия // Наука и бизнес: пути развития. Издательство: Фонд развития науки и культуры (Тамбов). № 5 (35) 2014. С. 172-175.
  5. Шлафман А.И.Бачин Д.А. Методы обучения действием и коучинга в развитии персонала//Мир экономики и права. 2014. № 1-2. С. 40-45.


Все статьи автора «Шлафман Александр Изевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: