УДК 37.04

ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ ПО ИНФОРМАТИКЕ СТУДЕНТОВ ПРОФИЛЕЙ «МАТЕМАТИКА И ИНФОРМАТИКА» И «ФИЗИКА И ИНФОРМАТИКА» НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

Тимофеева Наталья Михайловна
ФГБОУ ВПО "Смоленский государственный университет"
кандидат педагогических наук, доцент

Аннотация
В статье рассматриваются вопросы профессиональной подготовки будущих учителей в процессе проведения педагогической практики. Раскрыты задачи, содержание и методы организации педагогической практики по информатике студентов-бакалавров профилей «Математика и информатика» и «Физика и информатика» направления подготовки «Педагогическое образование».

Ключевые слова: информатика, педагогическая практика, профессиональная подготовка


FEATURES OF TEACHING PRACTICE IN COMPUTER SCIENCE STUDENTS PROFILES "MATHEMATICS AND INFORMATICS" AND "PHYSICS AND INFORMATICS" DIRECTION "PEDAGOGICAL EDUCATION"

Timofeeva Natalia Mikhailovna
Smolensk State University
Ph.D., assistant professor of informatics

Abstract
The article discusses issues of professional preparation of future teachers during pedagogical practice. It covers objectives, content and methods of the organization of teaching practice in Informatics undergraduate students profiles of «Mathematics and computer science» and “Physics and Informatics” of the direction of preparation "Pedagogical education".

Библиографическая ссылка на статью:
Тимофеева Н.М. Особенности содержания педагогической практики по информатике студентов профилей «математика и информатика» и «физика и информатика» направления подготовки «педагогическое образование» // Современная педагогика. 2015. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2015/07/4723 (дата обращения: 12.07.2023).

Основополагающим звеном в подготовке методически грамотного учителя информатики является педагогическая практика по информатике. Её основная задача – обогащение и закрепление полученных в вузе знаний в области преподаваемой дисциплины, педагогики, психологии, частных методик, приобретение практических умений и навыков педагогической деятельности учителя-предметника.

Основным принципом, положенным в основу построения практики, является принцип постоянно возрастающей самостоятельности студентов в подготовке и проведении уроков, а также внеклассных мероприятий по информатике. Это дает возможность студентам продемонстрировать в реальных условиях приобретенные на вузовской скамье навыки профессиональной деятельности [1].

Предварительная подготовка студентов к педагогической практике по информатике предполагает ознакомление с Обязательным минимумом содержания образования по курсу школьной информатики, изучение содержания школьных учебников по информатике для соответствующих классов, ознакомление с методической литературой и программными средствами в поддержку школьного курса информатики.

В соответствии с учебным планом направления подготовки «Педагогическое образование» педагогическая практика по информатике предусмотрена на 5 курсе профилей «Математика и информатика» и «Физика и информатика». Педагогическая практика длится семь календарных недель и занимает одну из четвертей первого учебного полугодия.

В первую неделю студенты знакомятся с классом и школой-базой практики, изучают программы, учебники, программное обеспечение, методический материал, используемый учителем-предметником, посещают и анализируют уроки учителя информатики, составляют календарно-тематическое планирование учебно-воспитательной работы.

Следующие шесть недель студенты активно погружаются в профессиональную среду: разрабатывают и проводят уроки и внеклассные мероприятия по информатике, посещают и анализируют уроки информатики, проводимые учителем-предметником и другими студентами-практикантами, проводят самоанализ собственной педагогической деятельности.

Одним из основных практических умений студента-практиканта, которое он должен продемонстрировать в рамках практики, является умение строить свою работу на основе четкого предварительного и непосредственного планирования учебно-воспитательной деятельности. При этом предварительное планирование связано с построением системы уроков по преподаваемому предмету (построение тематического планирования), а непосредственное – с разработкой конспекта предстоящего урока.

Предварительное планирование рекомендуется составлять совместно с закрепленным за студентом учителем-предметником с опорой на учебную программу по информатике и годовые тематические планы учителя. При этом к обязательным компонентам темплана отнесем  указание названия тем; общей дидактической цели системы уроков по каждой теме; названия уроков; их типов; общих методов обучения; оборудования, программного обеспечения; основных источников информации для учителя и ученика.

Разработка конспекта предстоящего урока (непосредственное планирование) связана с определением целей урока, основного дидактического аппарата (содержания, средств, методов обучения) и структуры урока. Основные умения, которые должны на этом этапе продемонстрировать практиканты – это умения фиксировать строение урока и детализировать каждый из его элементов. Схема конспекта включает в себя  указание даты, типа, темы урока; целеполагание; перечень наглядных материалов, необходимого программного и технического обеспечения; фиксирование плана урока с указанием приблизительной продолжительности каждого его этапа; описание хода урока. Подобное планирование учебного материала раскрывает перспективы деятельности, создает представление о расстановке смысловых акцентов и способствует нормализации нагрузки учащихся [2].

Проделанная работа по конструированию предстоящих уроков развивает у студентов умения планирования педагогической деятельности, отбора содержания учебного материала, методов и средств обучения. Непосредственное проведение уроков демонстрируют умения передавать учебную информацию, формировать у учеников предметные знания, активизировать, развивать и управлять познавательной деятельностью учащихся, обеспечивать внимание, осмысление и запоминание учебного материала, использовать разнообразные формы и методы обучения, устанавливать деловые взаимоотношения между участниками образовательного процесса, объективно оценивать ответы учеников.

Помимо конструирования и проведения уроков информатики к важным умениям в овладении педагогическим мастерством отнесем также

  •  умение анализировать свою и чужую деятельность по конструированию урока (сопоставляя выдвинутые образовательные, воспитательные, развивающие и практические цели  и достигнутые результаты, студенты учатся выявлять  методы и приемы организации деятельности учителя и учащихся на уроке);
  • подготовку и проведение внеклассного мероприятия по информатике (к наиболее значимыми требованиям к внеклассному мероприятию по информатике отнесем: его целенаправленность, содержательность, рациональное построение и обоснованный выбор средств, методов и приемов обучения и воспитания) [2].

Предварительное оценивание педагогической деятельности студента-практиканта осуществляет закрепленный за ним учитель-предметник с учетом уровня сформированности профессионально-педагогических умений практиканта и отношения студента к практике. Эта оценка может быть изменена  или утверждена факультетским руководителем после анализа сданной отчетной документации.


Библиографический список
  1. Козлов С.В. Структура, содержание и специфика вычислительной практики студентов математического профиля направления подготовки «Педагогическое образование» // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/07/7387 (дата обращения: 07.07.2015).
  2. Тимофеева Н.М. Педагогическая практика по информатике: Учебно-методическое пособие для студентов физико-математического факультета. – Смоленск: СГПУ, 2005. – 24 с


Все статьи автора «NMTimofeeva»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: