Важнейшим условием формирования компетентного в любой деятельности специалиста является её принятие обучаемым, что, прежде всего, осуществляется через развитие его мотивационной сферы. Мотивация обеспечивает избирательность познавательных процессов, направленность, организованность и устойчивость целостной деятельности, стремление к достижению определенной цели.
Роль мотивации в формировании прогностической компетентности [1, с. 88] у студентов медицинского вуза определяется неоднозначно. Во-первых, как и для любой другой деятельности, мотивация для прогнозирования выступает движущей силой, побуждением к действию. С другой стороны сама мотивация имеет в себе прогностическую составляющую, мотив есть отражение в психике человека будущего с учётом его прошлого. Следовательно, сама прогностическая деятельность может быть источником мотивации [2, с. 151].
Мотивация к прогнозированию в медицине определяется наличием интереса к построению клинического прогноза, потребностями будущего врача в получении специальных знаний и овладении умениями прогнозирования в медицине для их использования в своей профессиональной деятельности с целью сохранения и улучшения здоровья населения страны.
Для успешной работы по формированию прогностической компетентности у студентов медицинского вуза необходимо определить первоначальный уровень мотивации к прогнозированию в медицине.
Для этого нами была разработана анкета, которая состоит из восьми вопросов:
1. Ваша будущая профессия связана с прогнозированием?
2. Считаете ли Вы, что прогнозирование занимает значительное место в медицинской деятельности?
3. Врачу необходимо уметь делать прогноз?
4. Будущему врачу необходимо учиться прогнозированию?
5. Вам хотелось бы научиться прогнозированию?
6. Должен ли быть специальный учебный курс по прогнозированию в медицинском вузе?
7. Вы бы посещали такой курс?
8. Вам хотелось бы узнать о математических методах прогнозирования в медицине?
На каждый вопрос студент должен выбрать один из предложенных ответов:
1. Нет
2. Скорее нет, чем да
3. Скорее да, чем нет
4. Да.
Номера ответов суммируются. От 8 до 16 баллов – низкий уровень мотивации, от 16 до 24 баллов – средний уровень мотивации, от 24 до 32 баллов – высокий уровень мотивации.
Анкета производит оценку мотивации к прогнозированию у студентов медицинского вуза по трём показателям:
- интерес к прогнозированию в медицине (вопросы №5, №7, №8),
- ценностное отношение к прогнозированию в медицине (вопросы №1, №2),
- потребность в использовании прогнозирования в медицине (№3, №4, №6).
В анкетировании приняли участие 150 человек первого курса КГМУ, из них 31 студент медико-профилактического, 43 – педиатрического и 76 – лечебного факультетов. Высокий уровень сформированности мотивации наблюдался у 52,7% испытуемых, средний – у 44%, низкий – у 3,3%.
83,9% опрошенных понимают, что их будущая профессия связана с прогнозированием, 76,8% отводят прогнозированию в медицинской деятельности ведущую роль. Высокие проценты положительных ответов на эти два вопроса обусловлены тем, что смысл и значение прогноза в медицине понятны и студенту первокурснику, и обычному человеку, который хотя бы раз обращался за медицинской помощью.
Но понимать значение и уметь осуществлять – это разные вещи, поэтому 92,9% и 89,3% респондентов полагают, что врачу необходимо уметь, а, следовательно, и учиться делать прогнозы, 80,4% испытуемых считают, что в медицинском вузе должен быть специальный учебный курс по прогнозированию.
Самые низкие проценты положительных ответов были на вопросы об интересе к прогнозированию в медицине и личных потребностях. Хотелось бы научиться прогнозированию 82,1% студентов, но только 55,4% посещали бы специальный курс. Это, возможно, связано с загруженностью студентов медицинского вуза, нехваткой времени на освоение программного материла, финансовой стороной вопроса (студенты указали, что посещали бы подобный курс, но только на бесплатной основе).
О математических методах прогнозирования в медицине хотели бы узнать 71,4% учащихся. Здесь сказывается недостаточное понимание роли математики в медицине. Некоторые студенты считают, что математика, как предмет, вообще не нужна в медицинском вузе, и её методы неприемлемы для медицины.
Таким образом, большинство студентов положительно относятся к прогнозированию в медицинской деятельности, что будет использовано нами как основа в процессе формирования у них прогностической компетентности. Но это не исключает дополнительной работы по формированию положительного отношения к прогнозированию среди остальных студентов. Также необходимо развивать интерес к математическим методам и возможностям математики в медицине.
Библиографический список
- Тарасова С. А. Сущностная характеристика прогностической компетентности медицинского работника // Преподаватель XXI век. – М., 2014. – Т.1, № 4. – С. 83-89.
- Регуш Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. – СПб.: Речь, 2003. – 352 с.