УДК 372.8

РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»

Полякова Генриетта Геннадьевна
Пермский Нефтяной Колледж
Преподаватель первой категории

Аннотация
В последние годы большое внимание уделяется разработке и внедрению активных методов обучения в учебный процесс профессионального образования. Это предполагает не только использование современной техники и информационных технологий, но и изменение методики преподавания, использование новых форм взаимодействия преподавателя и студента. Для глубокого усвоения материала и формирования новых навыков и умений требуется новые методы проведения лекций, семинарских и практических занятий, в частности очень популярно внедрение таких форм активных занятий как дискуссия, круглый стол, деловая игра и т.д.

Ключевые слова: активные методы обучения, образовательные технологии, профессиональное образование, экологические основы природопользования, экология


DEVELOPMENT AND INTRODUCTION OF ACTIVE TEACHING METHODS FOR LEARNING “ECOLOGICAL BASES OF NATURE USING” SPECIAL SUBJECT

Poliakova Genrietta Gennadievna
Perm Petroleum College
Teacher, first qualifying category

Abstract
Very special attention is paid to introduce active teaching methods in professional education studying process nowadays. It assumes not only using modern equipment and information technologies but also changing teaching technique and applying new form of interaction between teacher and student. New ways of lecture, seminar and practice lessons conduction are required for deeper learning of the material and building skills and abilities. Introduction of active lesson forms like discussion, round table and business game are very popular.

Keywords: active teaching methods, ecological bases of nature usage, ecology, education technologies, professional education


Библиографическая ссылка на статью:
Полякова Г.Г. Разработка и внедрение активных методов обучения в учебный процесс при изучении дисциплины «Экологические основы природопользования» // Современная педагогика. 2015. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2015/08/4813 (дата обращения: 12.07.2023).

Обоснование актуальности введения  активных методов обучения в учебный процесс, изучения дисциплины «Экологические основы природопользования».

Поскольку традиционное обучение во многом не отвечает современным требованиям, существует объективная необходимость применения новых методов обучения, которые позволяют формировать творческих знающих специалистов, способных самостоятельно решать сложные профессионально-производственные и научные проблемы.

Педагоги всегда искали  простое и  заманчивое решение проблемы выбора методов обучения: найти универсальный метод обучения, который выручит  при любом затруднении [1]. Жизнь многократно убеждала педагогов, что такой подход ошибочный. Любой метод, используемый как универсальный, теряет эффективность. Нельзя не вспомнить высказывание А.С. Макаренко о том, что нет методов воспитания вообще плохих или вообще хороших. Все зависит от обстоятельств, места и времени, от той системы, в которой данное средство используется.

С одной стороны, обучение необходимо для того, чтобы научить специалиста рассуждать, логически мыслить, делать выводы, исходя из ограниченного набора исходных данных, а с другой стороны, нужно просто автоматически проделать некоторые производственные действия для быстрого достижения требуемого результата, не особенно вдаваясь в смысл сделанного. Поскольку эти две цели обучения  содержат совершенно противоположные философские концепции, их трудно совместить в едином подходе. Однако, это осуществимо, если в учебном процессе применяются активные методы обучения.

В ходе семинарских занятий, деловых игр, ситуативного и ролевого обучения студенты получают практические навыки работы, подкрепляющие теоретические знания, что в дальнейшем позволяет выпускнику быстро приспосабливаться к реальным производственным условиям [2].

При проведении активных занятий,  кроме закрепления знаний по дисциплине, развиваются умения:

-        Быстро находить  решение, возникшим проблемам в условиях производства,

-        Анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов производственной деятельности;

-        Анализировать причины возникновения экологических аварий и катастроф;

-        Выбирать методы, технологии и аппараты утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов;

-        Оценивать состояние экологии окружающей среды на производственном объекте.

-        Аргументировать свою точку зрения.

Активные занятия также способствуют формированию коммуникативных умений в условиях групповой поисковой деятельности.

План проведения занятия «Ситуационный анализ»

Занятие проводится по определенной теме с одной группой студентов.

Цели занятия:

-        Закрепление знаний по данной теме;

-        Развитие аналитических умений на основе профессионально-ориентированной ситуации;

-        Развитие коммуникативных умений в условиях групповой поисковой деятельности;

-        Развитие умения аргументировать свою точку зрения.

Продолжительность занятия

Занятие проводится в течение двух академических часов (по сорок пять минут) с одним перерывом.

Область применения.

Занятие «Ситуационный анализ» проводится по тем  темам, в рамках которых можно сформулировать практико-ориентированные ситуации и проанализировать их с использованием знаний, полученных при изучении данной темы, например, «Парниковый эффект и методы борьбы с ним», «Экология человека: увеличение продолжительности жизни» и т.д.

Дидактические и технические средства обучения.

Набор практико-ориентированных ситуаций для анализа в рамках изучаемой темы. В каждой ситуации дано описание конкретных параметров, взятых из практической деятельности. Для каждой ситуации определена логическая схема решения, в которой раскрыты основные положения, учитываемые при ее анализе.

Процедура проведения занятия.

            Преподаватель делит учебную группу на бригады.

            Каждой бригаде преподаватель выдает первую ситуацию для анализа. В течение 15 минут  студенты анализируют ситуацию в бригадах, выделяют основные положения, которые необходимо учитывать при ее решении, разрабатывают логическую схему решения.

            Преподаватель проводит опрос бригад в соответствии с очередностью. Выступления должны быть четкими и краткими.

            Ответ студента признается  правильным в том случае, если он содержит верный анализ ситуации или ее решение. Вывод о правильности делает преподаватель.

            Преподаватель опрашивает бригады до тех пор, пока не будет найдено верное решение или пока студенты не перестанут приводить новые значимые ключевые положения. По окончанию выступлений обучаемых, преподаватель комментирует полученные ответы, дополняет их и объясняет верное решение (если этого не сделали студенты).

            Преподаватель поощряет состязательность, комментируя успехи бригад, но не должен допускать личных выпадов. Заведомо ложный ответ можно просто отвергнуть.

            Критерием успешности работы бригад является количество правильных решений.

План проведения занятий  «Дискуссия», «Круглый стол»

Занятие проводится по определенной теме с одной группой студентов.

Цели занятия.

-        Закрепление знаний по данной теме;

-        Формирование умения вырабатывать собственное мнение по спорным вопросам;

-        Развитие умения аргументировать и отстаивать свою позицию в дискуссии.

Продолжительность занятия

Занятие проводится в течение двух академических часов (по сорок пять минут) с одним перерывом.

Область применения.

            Занятие «Дискуссия» проводится по тем  темам, на материале которых можно сформулировать спорные утверждения, например, «Продовольственные ресурсы и зеленые революции».

            Занятие «Круглый стол» проводится по тем темам, где можно сформулировать проблему, по которой возможны не две, а несколько позиций, например, «Разрушение озонового слоя». В задачи преподавателя входит сблизить в конце занятия эти позиции и выработать по возможности общий взгляд на проблему.

Дидактические и технические средства обучения.

            Список дискуссионных тем или проблем в рамках изучаемой темы.

            Перечни наиболее весомых аргументов в поддержку каждой позиции.

Процедура проведения занятия.

            Преподаватель оглашает дискуссионную тему или проблему и позиции сторон, делит учебную группу на бригады.

Выступления студентов должны быть краткими, аргументированными и опираться на изучаемые в данной теме понятия и научные представления, не должно повторять ранее приведенные аргументы, что является критерием успешности работы студента.

            Если у очередного выступающего нет собственного аргумента, он может присоединиться к одному из ранее высказанных аргументов.

            Преподаватель должен добиться, чтобы все студенты выступали примерно одинаковое количество раз. Если новые аргументы перестали приводиться, преподаватель должен закончить обсуждение данной темы (проблемы) своим кратким комментарием, в котором оцениваются выступающие, сообщаются аргументы, не приведенные студентами.

            Преподаватель  не должен становиться ни  на одну из позиций. Преподаватель поощряет состязательность, но не должен допускать излишних эмоций.

План проведения  занятий  «Ролевая игра», «Деловая игра».

Деловая игра создает модель реальной профессиональной деятельности, что позволяет студентам экспериментировать и совершать ошибки, которые в реальных производственных условиях недопустимы [3]. Например, тема «Воздействие на недра».

Занятие проводится по определенной теме с одной группой студентов.

Цели занятия.

-        Закрепление знаний по данной теме;

-        Развитие умения действовать в моделируемой игрой жизненной и профессиональной ситуации;

Продолжительность занятия

Занятие проводится в течение двух академических часов (по сорок пять минут) с одним перерывом.

Область применения.

            Занятие «Ролевая игра» проводится по тем  темам, содержание которых позволяет создать жизненную и профессиональную ситуацию, в которой действуют различные группы людей с четко выраженными целями и способами действий.

Дидактические и технические средства обучения.

            Описание жизненной и профессиональной ситуации. Например, разведочное бурение.

Процедура проведения занятия.

            Преподаватель сообщает ситуацию, цели игры, количество и роли игроков в бригадах.

            Бригада, готовясь к выступлению, подбирает подходящее высказывание или решение, формулирует аргументы, его подкрепляющие, с учетом развития игровой ситуации.

            За умело подобранное высказывание или решение, удачный аргумент и правильные расчеты преподаватель начисляет балл бригаде. Если предложение бригады может повлечь в реальной обстановке аварийную ситуацию, то с бригады снимаются баллы.

            Преподаватель  должен обеспечить правильный порядок выступлений и не допускать шума, беспорядка.

            Услышав нетрадиционное выступление, необходимо попросить краткие пояснения или комментарии.

Критерием успешности работы бригад является количество баллов.

Примеры применения активного обучения в процессе изучения дисциплины «Экологические основы природопользования»

Практическое занятие № 1

Круглый стол

Тема: «Пути выхода из экологического кризиса».

Цель: изучение причин, последствий и способов ликвидации экологического кризиса, деградации окружающей среды.

Перед началом обсуждения необходимо ответить на предложенные ниже вопросы:

  1. Есть ли разница между кризисом и деградацией окружающей среды? Если есть, то какая?
  2. Каковы причины экологического кризиса в России?
  3. В чем причина деградации окружающей среды?
  4. Какова сущность концепции устойчивого развития человечества?
  5. Существуют ли пути выхода из экологического кризиса?
  6. Существуют ли пути устранения противоречий между экологией и экономикой.
  7. Что такое экологизация экономики?
  8. Что такое экономизация экологии?

Практическое занятие № 2

Ролевая игра

Тема: «Энергетические объекты и окружающая среда»

Цель: Усвоение основных причин и следствий  загрязнения окружающей среды АЭС, ТЭС, ГЭС, а также причин современного экологического кризиса. Поиск возможных вариантов выхода из сложившейся ситуации, а также освоение некоторых способов управления воздействием на окружающую среду.

Группе студентов предлагаются на выбор следующие роли:

-        экологи;

-        местное население;

-        политики;

-        ученые.

Перед началом занятия студентам дается задание:

Подготовить выступление в соответствии с выбранной ролью, продумать, почему ваша точка зрения может быть отвергнута или поддержана оппонентами.

Экологам: подготовить выступление в защиту окружающей среды от воздействия энергетических объектов.

Местное население: как энергетическое загрязнение окружающей среды воздействует на здоровье и качество жизни людей, отношение местного населения к строительству энергетических объектов и полигонов по захоронению промышленных и радиоактивных отходов поблизости от населенных пунктов.

Политики: подготовить выступление политики за и против использования АЭС, как можно решить проблемы загрязнения окружающей среды энергетическими объектами и разрешить проблему энергетического кризиса.

Ученые: подготовить выступление по проблемам эксплуатации энергетических объектов, по проблемам утилизации отходов с точки зрения науки.

Перед началом круглого стола необходимо ответить на вопросы для анализа ситуации и оценке воздействия энергетических объектов на окружающую среду:

  1. Что такое загрязнение окружающей среды?
  2. Какие основные типы загрязнений и вредных воздействий на природу вы знаете?
  3. Что такое радиоактивное загрязнение окружающей среды?
  4. Каким образом возможен вывод радиоактивных веществ из биосферы?
  5. В чем заключается основная опасность, связанная с атомной энергетикой?
  6. Каковы природные ресурсы основных источников энергии на Земле?
  7. Существуют ли альтернативные источники энергии на Земле? Их достоинства и недостатки.
  8. В чем с точки зрения экологии недостатки ТЭС?
  9. В чем с точки зрения экологии недостатки ГЭС?
  10. Какие способы получения энергии на Земле являются с точки зрения экологии наиболее перспективными и в чем их недостатки?

Практическое занятие №3

Деловая игра

Тема: «Экология  и промышленное производство».

Цель: Рассмотреть взаимосвязь между экономической ситуацией и экологической обстановкой в стране, научиться контролировать и управлять ситуацией в стране.

Этапы проведения занятия:

  1. Участники игры делятся на 4 бригады. Задача каждой бригады, представляющей правительство, обеспечить страну необходимой продукцией, нанося при этом минимальный вред экологической обстановке.
  2. Заполняются ведомости. Подводится итог за год. Вырабатываются планы на следующий год.
  3. Подводятся итоги занятия.

Описание игры.

Бригады студентов представляют собой правительства различных стран.

Правительство заинтересовано в повышении уровня благосостояния  и в сохранении экологического равновесия. Каждой стране необходима продукция следующих отраслей промышленности:

-        пищевая промышленность;

-        легкая промышленность;

-        строительство;

-        энергетика;

-        машиностроение;

-        черная металлургия;

-        деревообработка;

-        химическая промышленность.

Предприятия производящие эту продукцию можно строить на территории своей страны, а можно необходимую продукцию закупить на «мировом рынке». В течение очередного года правительство каждой страны должно принять решение:

-        какие предприятия размещать на своей территории;

-        какую продукцию закупать на «мировом рынке»;

-        какую продукцию можно продать на «мировом рынке»;

-        какой уровень благосостояния народа поддерживать;

-        какой экологический ущерб будет нанесен окружающей природной среде.

При принятии решения нужно учитывать ежегодные потребности населения страны (таблица 1) и следующие экологические нормативы (таблица 2).

Таблица 1 – Потребности населения (за 1 год в условных единицах)

Продукция отраслей промышленности

Уровень благосостояния

Высокий

Средний

Низкий

Пищевая

3

2

1

Легкая

3

2

1

Строительная

3

2

1

Деревообрабатывающая

3

2

1

Энергетика

3

2

1

Химическая

3

2

1

Машиностроение

3

2

1

Черная металлургия

3

2

1

Итого

24

16

8

Таблица 2 – Экологические нормативы

Название отрасли промышленности

Условный ущерб за год

1.

Черная металлургия

20

2.

Химическая

15

3.

Машиностроение

12

4.

Энергетика

10

5.

Деревообработка

9

6.

Строительство

7

7.

Пищевая

5

8.

Легкая

3

Правительство принимает решения о размещении на своей территории промышленных предприятий той или иной отрасли, о заключении международных соглашений с другими странами на поставку необходимой продукции. При этом выполняется следующее условие –  предприятия выпускают продукции в 3 раза больше, чем необходимо для нужд населения. При продажах и закупках продукции учитывается их цена в условных единицах (таблица 3).

Таблица 3 – Цена продукции на международном рынке

Отрасли промышленности

1

2

3

4

5

6

7

8

Цена покупки на «мировом рынке» за 1 единицу

70

60

50

40

30

20

15

10

Цена продажи на «мировом рынке» за 1 единицу

60

51

42

34

25

17

13

8

нумерация отраслей промышленности соответствует таблице 2.

Начальная сумма денег у каждого правительства – 200 условных единиц.

Если правительству негде купить продукцию, то в этом случае для покрытия нужд населения нужно построить соответствующие предприятия.

Запись учета продукции заносится в соответствующую ведомость, которую заготовляют участники игры.

Таблица 4 – Пример годовой ведомости

Отрасль Произведено Закуплено Израсходовано Продано Баланс Ущерб
Черная металлургия 1 1 2 0 -70 20
Химическая 1 1 2 0 -60 15
Машиностроение 1 1 2 0 -50 12
Энергетика 2 0 2 0 0 20
Деревообработка 2 0 2 0 0 18
Строительство 2 0 2 0 0 14
Пищевая 3 0 3 0 0 15
Легкая 6 0 3 3 24 18
Итого 18 -156 132

В графе «Произведено» бригады записывают то количество продукции каждой отрасли промышленности (в условных единицах), которой страна производит на своей территории. В графе «Закуплено» записывается то количество продукции, которое страна приобрела на «мировом рынке». В графе «Израсходовано» записывается количество продукции, использованной на нужды населения в соответствии с таблицей 1 в зависимости от принятого уровня благосостояния (этот уровень определяется решением правительства). В графе «Продано» записывается то количество продукции, которое сбыто на «мировом рынке», при этом весь лишний товар (который не ушел на нужды населения) продается. В графе «Баланс» записывается сумма денежных средств, затраченных и приобретенных в ходе оборота товара по каждой отрасли в соответствии с таблицей 3. В графе «Ущерб» записывается вред, нанесенный отраслями промышленности. В конце подводится итог по каждому столбцу.

Ведется учет благосостояния населения, государственный бюджет и экологический ущерб. Каждый год эти показатели суммируются.

В  случае если экологический ущерб за все года достигает 1000 условных единиц, бригада выбывает из игры.

Задача правительства сводится к тому, чтобы обеспечить наименьший экологический ущерб окружающей среде при максимальном уровне благосостояния народа и обеспечить положительный государственный бюджет.

Все участники, работая в группах, принимают решения, ведут переговоры, заключают контракты на «мировом рынке». Итоги работы правительств подводятся каждый год по ведомости учета продукции.

Игра рассчитана на пятилетку.

По истечении этого срока подводятся окончательные итоги  по следующим пунктам:

-экологический ущерб;

-уровень благосостояния;

-государственный бюджет.

Также строятся следующие графики:

-зависимость экологического ущерба по годам;

-зависимость уровня благосостояния населения по годам.

По итогам игры рассчитывается коэффициент по формуле:

По этому коэффициенту оценивается успешность бригады относительно других. 

Активные методы обучения лекции и семинары 

Лекции остаются основным методом обучения в средних специальных учебных заведениях. Современную лекцию можно отнести к активным методам обучения. Установочная лекция позволяет преподавателю высказывать базовые научные положения, которые в дальнейшем могут быть рассмотрены на конкретных практических примерах [4].

Можно построить лекцию в форме диалога с аудиторией. Студенты могут задавать вопросы преподавателю. Часто незначительный вопрос может привести к дискуссии, в которую включается порой вся аудитория.

Если преподаватель хорошо знает обсуждаемую тему, то он обязательно раскроит тему более эффективно, что позволит студентам лучше закрепить материал.

Нужно поощрять дискуссионное выступление студентов, это хороший стимул для студентов проявить творческую активность на последующих семинарах.

Семинары открывают для студентов большие возможности активизации самостоятельной работы. Они  являются продолжением лекционных форм обучения и способствуют более глубокому изучению дисциплины. Дают возможность студенту применять полученные знания на практике [5].

Чтобы семинар прошел на высоком уровне, он должен быть хорошо подготовлен не только преподавателем, но и студентами.

Распространенной формой семинара, является заслушивание и обсуждение докладов студентов.  Студенты готовят доклады в несколько этапов:

-        обращаются к различным источникам, ищут и изучают необходимую информацию.

-        разрабатывают содержание, устанавливают объем работы, составляют план работы,  изучают отобранный материал.

-        систематизируют материал, уточняют выводы и обобщения, пишут текст, оформляют работу.

Участие в дискуссии формирует у партнеров коммуникативные навыки, культуру общения, умение слушать и уважать мнение оппонента.


Библиографический список
  1. Столяренко В.Е., Л. Д. Столяренко «Психология и педагогика. Учебник» Издательство: “Юрайт”,  2014
  2. Абрамова Г.С., Степанович В.А. Деловые игры: теория и организация. -Екатеринбург: Деловая книга, 1999.
  3.  Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение: Учебник.-М.: Профиздат, 1991. – 156 с. 12.
  4. Анашкина И.В. Активные и интерактивные формы обучения; методические рекомендации – Тамбов: издательство ООО Орион, 2011
  5. Загвянский В.И.. Теория обучения. Современная интерпретация.  М., 5-ое издание,  2008. – 188 с.


Все статьи автора «Полякова Генриетта Геннадьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: