Адаптивное знание как продукт современной культуры и образования в научно-педагогическом исследовании [1] определяется в различных плоскостях подготовки будущих педагогов к организации современного педагогического взаимодействия и педагогического общения. В такой практике продуктивное становление личности педагога [2-3] является базой для развития совокупности направлений акмеверифицированного и адаптивного знания [4] в ресурсах подготовки педагогов по физической культуре, определяющих возможности развития личности в системе поликультурных отношений и здоровьесберегающих технологий [5-6]. К такому явлению относится и решение задач развития личности в системе использования продуктивных форм развития и сотрудничества, реализуемых за счет грамотной постановки и решения противоречий «хочу – могу – надо – есть», определяемых в иерархии формирования целей, ценностей, компетенций и моделей познания и преобразования объективного [5-9].
Адаптивное знание используется не только в ситуативном решении задач развития личности, но и в целостном поиске оптимальных возможностей развития личности, имеющей дефекты развития и здоровья [10], где могут быть разработаны адаптивные учебные пособия [11-14], являющиеся одним из ресурсов развития обучающихся, имеющих специальные потребности в образовании.
Специальная педагогика [15] как курс профессионально-педагогического знания, изучаемый в рамках ФГОС специалитета позволяет решать задачи научно-педагогического исследования в структуре детализации и уточнения категориального аппарата, чему является свидетельством совокупность научно-педагогических статей студентов-педагогов по физической культуре [16-32].
В ресурсах изучения курсов современного профессионально-педагогического знания в структуре подготовки бакалавриата курс «Основы специальной педагогики» отсутствует, все возможности организации работы будущих педагогов с трудными обучающимися и обучающимися, имеющими специальные потребности в образовании реализуются в рамках теоретического и практического знания, единство которых верифицируется в системе воспитательной работы и организации социализации обучающегося [33-37].
Адаптивное знание как форма визуализации дидактического материала, имеющего различные уровни и степени упрощения, определяет особенности теории и практики постановки и решения учебных и профессионально-трудовых задач.
Специфика иллюстрации возможности использования адаптивного знания в дидактике средней и высшей школы [1-37] позволяет упрощать качество и нюансы подготовки обучающихся, включенных в систему образования, где реализуются принципы государственной политики в области современного общего и профессионального образования, в структуре которых гуманизму уделяют должное внимание в теории и практике решения задач формирования ценностей и компетенций.
Адаптивное знание, используемое для подготовки будущих педагогов, – направление подготовки обучающихся в системе непрерывного профессионального образования. Адаптивное знание используется как в структуре изучения дидактических курсов, так и в структуре прохождения педагогической практики, определяющей специфику построения и реализации единства теории и практики профессионально-педагогического знания.
Определение возможности использования адаптивного знания в модели профессиональной подготовки будущих педагогов может быть осуществлено в системе следующих детерминируемых идей (в нашем случае это педагогические условия оптимизации качества использования адаптивного знания в системе подготовки будущих педагогов):
- Определение особенностей развития личности обучающегося – одно из условий учета возможности решения основных противоречий современной педагогической практики и педагогической поддержки личности.
- Определение и соотнесение адаптивного и акмеверифицированного знания в модели подготовки обучающегося как ценности и цели всех реализуемых образовательных услуг.
- Решение задач развития и саморазвития личности обучающегося и педагога в контексте реализации идей продуктивности, гуманизма, толерантности и здоровьесбережения.
- Оказание своевременной педагогической помощи и поддержки обучающимся на протяжении всего периода педагогического взаимодействия в модели поликультурного непрерывного профессионального образования.
- Формирование интересов и ценностей личности в системе решения задач социализации как возможности включения личности в социальные отношения, где личность является ценностью, реализующей условия продуцирования различных идеальных и материальных средств социального и профессионального генеза.
- Учет индивидуальных особенностей и индивидуальных потребностей личности в модели социальных отношений и образовательных услуг.
- Учет модели нормального распределения способностей и здоровья в структуре продуктивного поиска оптимальных условий развития, саморазвития, социализации, самореализации личности в системе поликультурных отношений и способы решения задач развития.
- Реализация возможности социализации личности через все направления в современном профессионально-педагогическом знании, где наиболее популярные («спорт», «наука», «искусство», «культура») создают условия для грамотной постановки и решения проблемы объективизации условий развития личности.
- Формирование культуры здоровья как базовой единицы поля культуры и деятельности, верифицирующей жизнеспособность происходящих изменений.
- Формирование культуры самостоятельной работы личности как ресурса самоидентификации, саморазвития, самореализации, взаимодействия.
- Развитие адекватной, позитивной самооценки личности обучающегося в системе адаптивного знания как нормы культуры и способа решения задач развития общественных и личностных возможностей поиска и визуализации качеств, ценностей, достижений и прочих особенностей развития антропосреды.
- Создание возможностей в микро- и мезогрупповых отношениях и общения для объективизации достижений обучающихся в модели поликультурных отношений и способов решения задач развития личности.
- Определение связи социального воспитания и социализации в системе решения задач адаптивной и акмеверифицированной практики решения противоречий целостного педагогического процесса.
Выделенные положения определения возможности использования адаптивного знания в модели профессиональной подготовки будущих педагогов в контексте организации педагогического взаимодействия с обучающимися в рамках поиска возможностей коррекции и реконструкции адаптивного знания являются продуктом педагогического моделирования и наблюдения за возможностью решения заявленной задачи в модели профессиональной подготовки будущих педагогов.
Библиографический список
- Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы ДПО. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
- Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
- Свинаренко В. Г., Бокова Е. В., Козырева О. А. Специфика определения адаптивной и акмеверифицированной составляющих педагогической деятельности // Психология и педагогика: теоретический и практический взгляд : сб. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 23 авг. 2015 г.). Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2015. С.90-92.
- Козырева О.А., Козырев Н.А. Педагогическая рефлексия в модели детерминации, оптимизации и исследования качества профессионально-педагогической подготовки // Психол., социол. и педагогика. 2015. № 8. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/08/5658
- Козырева О.А., Козырев Н.А. Некоторые возможности определения понятий «педагогическое проектирование» и «педагогическое моделирование» в структуре подготовки педагогов // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 8. URL: http://human.snauka.ru/2015/08/12213
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическое моделирование как продукт и метод научно-педагогического исследования // Современная педагогика. 2015. № 8. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/08/4791
- Овчинникова Ю.А., Свинаренко В.Г., Козырев Н.А. Конструктор принципов воспитания как средство повышения качества воспитательной работы и педагогической рефлексии // Совр. науч. иссл. и инновации. 2015. № 9. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/09/57340
- Козырев Н.А., Свинаренко В.Г., Овчинникова Ю.А. Система принципов воспитания в модели профессионально-педагогической подготовки будущего педагога по физической культуре // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 9. URL: http://human.snauka.ru/2015/09/12488
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Адаптивные учебные пособия в структуре подготовки будущих педагогов-психологов направления подготовки – «Психолого-педагогическое образование», профиля подготовки «44.03.02 – Психология образования» как условие гуманизации образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. №10. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58150
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 48 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 40 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика: контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 46 с.
- Козырев Н.А., Козырева О.А., Свинаренко В.Г. Лабораторные работы курса «Практическая педагогика» как ресурс формирования личности в модели продуктивной самостоятельной работы // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/11/58760
- Козырева О. А. Специальная педагогика : учебное пособие для студентов педагогических вузов специальности «033100 – Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2010. 114 с. [+приложение на CD]. ISBN 978–5–85117–496–4.
- Белянская Л. Ю. Некоторые особенности детерминации категориального аппарата в структуре изучения основ специальной педагогики // Современный взгляд на будущее науки: сборник статей Международной научно-практической конференции (Челябинск, 28 октября 2015 г.). В 2 ч. Ч.1. – Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.122-124.
- Ваганов А. С., Козырева О. А. Возможности формирования потребности педагога в адаптации дидактического знания и основ физического воспитания // Наука третьего тысячелетия: сборник статей Международной научно-практической конференции (Самара, 3 ноября 2015 г.). – Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.189-191.
- Гребенюк А. Ю. Особенности построения педагогического взаимодействия в структуре изучения основ специальной педагогики // Наука третьего тысячелетия: сб. ст. Междун. науч.-практ. конфер. (Самара, 3 ноября 2015 г.). – Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2015. С.193-195.
- Дульцева А. В. Некоторые аспекты исследования качества педагогического моделирования в структуре изучения курса «Основы специальной педагогики» // Наука третьего тысячелетия: сборник статей Международной научно-практической конференции (Самара, 3 ноября 2015 г.). – Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2015. С.197-199.
- Золотошкина Ю. А., Козырева О. А. Проблема акмеверификациии адаптации дидактического материала в работе с будущими педагогами // Инновационные технологии научного развития : сб. ст. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 25 окт. 2015 г.). Уфа: АЭТЕРНА, 2015. С.177-179.
- Иванов М. Г. Возможности педагогического моделирования в решении задач адаптивной физической культуры // Современный взгляд на будущее науки: сборник статей Международной научно-практической конференции (Челябинск, 28 октября 2015 г.). В 2 ч. Ч.1. – Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.151-153.
- Карпов Б. А. Адаптивное знание в структуре подготовки педагогов по физической культуре // Тенденции и перспективы развития науки XXI века : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Екатеринбург, 18 окт. 2015 г.) : в 2-х ч. Ч.1. Уфа: ОМЕГА, 2015. С.128-130.
- Коньшин П. Е., Козырева О. А. Специальное воспитание в модели детерминаций и практики инклюзивного образования // Фундаментальные и прикладные научные исследования : сборник статей Международной научно-практической конференции (Екатеринбург, 5 ноября 2015 г.). : в 3-х ч. Ч.2. – Уфа: Аэтерна, 2015. – 270 с. С.152-154.
- Коровина А. В., Козырева О. А. Адаптивное знание в структуре подготовки педагогов по физической культуре как ресурс гуманизации и профессионализма // Современный взгляд на будущее науки: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Челябинск, 28 октября 2015 г.). В 2 ч. Ч.1. – Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2015. С.162-164.
- Кучуков Н. В., Козырева О. А. Акмеверификация и адаптация педагогического знания в модели подготовки педагога по физической культуре // Интеграционные процессы в науке в современных условиях : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Казань, 8 ноября 2015 г.) : в 2-х ч. Ч.2. – Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2015. С.94-96.
- Новотный И. В. Некоторые особенности моделирования адаптивного знания в структуре подготовки педагогов // Тенденции и перспективы развития науки XXI века : сборник статей Международной научно-практической конференции (Екатеринбург, 18 октября 2015 г.) : в 2-х ч. Ч.1. Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.163-165.
- Остряков И.А., Острякова С.В., Острякова Д.И. Адаптивное педагогическое знание в модели подготовки будущего педагога по физической культуре // Психология, социология и педагогика. 2015. № 10. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/10/6015
- Панов Н.В. Возможности и практика уточнения категории «специальное воспитание» в структуре подготовки педагогов по физической культуре // Наука третьего тысячелетия: сб. ст. Межд. науч.-практ. конф. (3 нояб. 2015 г.). Самара: Омега Сайнс, 2015. С.212-214.
- Потапова И. Л. Некоторые особенности уточнения понятия «специальное воспитание» в структуре изучения основ специальной педагогики // Современный взгляд на будущее науки: сборник статей Международной научно-практической конференции (Челябинск, 28 октября 2015 г.). В 2 ч. Ч.1. – Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.186-188.
- Почанкина Е.А., Козырева О.А. Особенности изучения основ специальной педагогики как социальная проблема //Новые информационные технологии в науке: сб. стат. Межд. науч.-практ. конфер. (Уфа, 1 нояб. 2015 г.) : в 2-х ч. Ч.2. Уфа: Аэтерна, 2015. С.159-161.
- Шаталов Д. В. Некоторые особенности уточнения понятийного аппарата в структуре изучения основ специальной педагогики // Тенденции и перспективы развития науки XXI века : сборник статей Международной научно-практической конференции (Екатеринбург, 18 октября 2015 г.) : в 2-х ч. Ч.1. Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА, 2015. С.195-197.
- Щукин П.С., Зубанов В.П., Кондакова К.С. Специфика определения основ реализации идеи адаптивной и акмеверифицированной подготовки будущего педагога по физической культуре // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58517
- Козырева О.А. Некоторые аспекты формирования культуры самостоятельной работы будущих педагогов в структуре подготовки к воспитательной работе в школе // Труды Ростовского государственного университета путей сообщения. 2014. № 1. С. 69-71.
- Саломатин А.Г., Саломатина Е.Б., Свинаренко В.Г. Специфика и нюансы социализации и самореализации личности обучающегося и педагога в системе непрерывного профессионального образования // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 9. URL: http://human.snauka.ru/2015/09/12652
- Саломатин А.Г., Свинаренко В.Г., Саломатина Е.Б. Здоровьесбережение как ценность и продукт формирования культуры самостоятельной работы личности // Психология, социология и педагогика. 2015. № 9. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/09/5857
- Саломатина Е.Б., Саломатин А.Г., Свинаренко В.Г. Возможности детерминации идей гуманизма и здоровьесбережения в работе педагога по физической культуре // Совр. науч. исследования и инновации. 2015. № 9. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/09/57782
- Свинаренко В.Г., Саломатин А.Г., Саломатина Е.Б. Детерминация идей профессионального саморазвития педагога в модели непрерывного профессионального образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58030