УДК 378.1; 371.3

СПЕЦИФИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АДАПТИВНОГО ЗНАНИЯ В СТРУКТУРЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Шварцкопф Елена Юрьевна1, Ячменев Игорь Юрьевич2, Свинаренко Владимир Геннадьевич3
1Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк, преподаватель
2Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк, студент
3Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (НИЯУ МИФИ), г. Москва, ведущий инженер

Аннотация
В статье рассматриваются возможность и практика выбора условий продуктивного становления педагога в модели формирования культуры самостоятельной работы, обеспечивающей будущему педагогу выбор приоритетов и возможностей развития личности обучающегося в системе адаптивного и акмеверифицированного знания как гарантов стабильного развития личности в контексте учета идеи нормального распределения способностей и здоровья.

Ключевые слова: адаптивное знание, компетенции, культура самостоятельной работы, педагогические дисциплины, педагогическое моделирование, самостоятельная работа студента


THE SPECIFICITY OF THE APPLICABILITY OF ADAPTIVE KNOWLEDGE IN THE STRUCTURE OF TRAINING OF FUTURE TEACHERS

Schwarzkopf Elena Yurievna1, Yachmenev Igor Yurievich2, Svinarenko Vladimir Gennadievich3
1Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, Novokuznetsk, lector
2Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, Novokuznetsk, student
3National research nuclear University «MEPhI» (MEPhI), Moscow, senior engineer, head of information-analytical Department of the office of scientific research

Abstract
The article examines the possibility and practice of a variety of conditions productive of the formation of the teacher in the model of building a culture of independent work, providing the future teacher the choice of priorities and opportunities for the development of student's personality in the system of adaptive and activitytracing knowledge as guarantors for a stable personality development in the context of the idea of the normal distribution of abilities and health.

Keywords: adaptive knowledge, competence, independent work of the student, pedagogical modeling, teaching discipline, the culture of independent work


Библиографическая ссылка на статью:
Шварцкопф Е.Ю., Ячменев И.Ю., Свинаренко В.Г. Специфика определения возможности использования адаптивного знания в структуре подготовки будущих педагогов // Современная педагогика. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2015/11/5037 (дата обращения: 14.07.2023).

Адаптивное знание как продукт современной культуры и образования в научно-педагогическом исследовании [1] определяется в различных плоскостях подготовки будущих педагогов к организации современного педагогического взаимодействия и педагогического общения. В такой практике продуктивное становление личности педагога [2-3] является базой для развития совокупности направлений акмеверифицированного и адаптивного знания [4] в ресурсах подготовки педагогов по физической культуре, определяющих возможности развития личности в системе поликультурных отношений и здоровьесберегающих технологий [5-6]. К такому явлению относится и решение задач развития личности в системе использования продуктивных форм развития и сотрудничества, реализуемых за счет грамотной постановки и решения противоречий «хочу – могу – надо – есть», определяемых в иерархии формирования целей, ценностей, компетенций и моделей познания и преобразования объективного [5-9].

Адаптивное знание используется не только в ситуативном решении задач развития личности, но и в целостном поиске оптимальных возможностей развития личности, имеющей дефекты развития и здоровья [10], где могут быть разработаны адаптивные учебные пособия [11-14], являющиеся одним из ресурсов развития обучающихся, имеющих специальные потребности в образовании.

Специальная педагогика [15] как курс профессионально-педагогического знания, изучаемый в рамках ФГОС специалитета позволяет решать задачи научно-педагогического исследования в структуре детализации и уточнения категориального аппарата, чему является свидетельством совокупность научно-педагогических статей студентов-педагогов по физической культуре [16-32].

В ресурсах изучения курсов современного профессионально-педагогического знания в структуре подготовки бакалавриата курс «Основы специальной педагогики» отсутствует, все возможности организации работы будущих педагогов с трудными обучающимися и обучающимися, имеющими специальные потребности в образовании реализуются в рамках теоретического и практического знания, единство которых верифицируется в системе воспитательной работы и организации социализации обучающегося [33-37].

Адаптивное знание как форма визуализации дидактического материала, имеющего различные уровни и степени упрощения, определяет особенности теории и практики постановки и решения учебных и профессионально-трудовых задач.

Специфика иллюстрации возможности использования адаптивного знания в дидактике средней и высшей школы [1-37] позволяет упрощать качество и нюансы подготовки обучающихся, включенных в систему образования, где реализуются принципы государственной политики в области современного общего и профессионального образования, в структуре которых гуманизму уделяют должное внимание в теории и практике решения задач формирования ценностей и компетенций.

Адаптивное знание, используемое для подготовки будущих педагогов, – направление подготовки обучающихся в системе непрерывного профессионального образования. Адаптивное знание используется как в структуре изучения дидактических курсов, так и в структуре прохождения педагогической практики, определяющей специфику построения и реализации единства теории и практики профессионально-педагогического знания.

Определение возможности использования адаптивного знания в модели профессиональной подготовки будущих педагогов может быть осуществлено в системе следующих детерминируемых идей (в нашем случае это педагогические условия оптимизации качества использования адаптивного знания в системе подготовки будущих педагогов):

- Определение особенностей развития личности обучающегося – одно из условий учета возможности решения основных противоречий современной педагогической практики и педагогической поддержки личности.

- Определение и соотнесение адаптивного и акмеверифицированного знания в модели подготовки обучающегося как ценности и цели всех реализуемых образовательных услуг.

- Решение задач развития и саморазвития личности обучающегося и педагога в контексте реализации идей продуктивности, гуманизма, толерантности и здоровьесбережения.

- Оказание своевременной педагогической помощи и поддержки обучающимся на протяжении всего периода педагогического взаимодействия в модели поликультурного  непрерывного профессионального образования.

- Формирование интересов и ценностей личности в системе решения задач социализации как возможности включения личности в социальные отношения, где личность является ценностью, реализующей условия продуцирования различных идеальных и материальных средств социального и профессионального генеза.

- Учет индивидуальных особенностей и индивидуальных потребностей личности в модели социальных отношений и образовательных услуг.

- Учет модели нормального распределения способностей и здоровья в структуре продуктивного поиска оптимальных условий развития, саморазвития, социализации, самореализации личности в системе поликультурных отношений и способы решения задач развития.

- Реализация возможности социализации личности через все направления в современном профессионально-педагогическом знании, где наиболее популярные («спорт», «наука», «искусство», «культура») создают условия для грамотной постановки и решения проблемы объективизации условий развития личности.

- Формирование культуры здоровья как базовой единицы поля культуры и деятельности, верифицирующей жизнеспособность происходящих изменений.

- Формирование культуры самостоятельной работы личности как ресурса самоидентификации, саморазвития, самореализации, взаимодействия.

- Развитие адекватной, позитивной самооценки личности обучающегося в системе адаптивного знания как нормы культуры и способа решения задач развития общественных и личностных возможностей поиска и визуализации качеств, ценностей, достижений и прочих особенностей развития антропосреды.

- Создание возможностей в микро- и мезогрупповых отношениях и общения для объективизации достижений обучающихся в модели поликультурных отношений и способов решения задач развития личности.

- Определение связи социального воспитания и социализации в системе решения задач адаптивной и акмеверифицированной практики решения противоречий целостного педагогического процесса.

Выделенные положения определения возможности использования адаптивного знания в модели профессиональной подготовки будущих педагогов в контексте организации педагогического взаимодействия с обучающимися в рамках поиска возможностей коррекции и реконструкции адаптивного знания являются продуктом педагогического моделирования и наблюдения за возможностью решения заявленной задачи в модели профессиональной подготовки будущих педагогов.


Библиографический список
  1. Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы ДПО. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
  2. Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
  3. Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
  4. Свинаренко В. Г., Бокова Е. В., Козырева О. А. Специфика определения адаптивной и акмеверифицированной составляющих педагогической деятельности // Психология и педагогика: теоретический и практический взгляд : сб. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 23 авг. 2015 г.). Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2015. С.90-92.
  5. Козырева О.А., Козырев Н.А. Педагогическая рефлексия в модели детерминации, оптимизации и исследования качества профессионально-педагогической подготовки // Психол., социол. и педагогика. 2015. № 8. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/08/5658
  6. Козырева О.А., Козырев Н.А. Некоторые возможности определения понятий «педагогическое проектирование» и «педагогическое моделирование» в структуре подготовки педагогов // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 8. URL: http://human.snauka.ru/2015/08/12213
  7. Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическое моделирование как продукт и метод научно-педагогического исследования // Современная педагогика. 2015. № 8. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/08/4791
  8. Овчинникова Ю.А., Свинаренко В.Г., Козырев Н.А. Конструктор принципов воспитания как средство повышения качества воспитательной работы и педагогической рефлексии // Совр. науч. иссл. и инновации. 2015. № 9. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/09/57340
  9. Козырев Н.А., Свинаренко В.Г., Овчинникова Ю.А. Система принципов воспитания в модели профессионально-педагогической подготовки будущего педагога по физической культуре // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 9. URL: http://human.snauka.ru/2015/09/12488
  10. Козырев Н.А., Козырева О.А. Адаптивные учебные пособия в структуре подготовки будущих педагогов-психологов направления подготовки – «Психолого-педагогическое образование», профиля подготовки «44.03.02 – Психология образования» как условие гуманизации образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. №10. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58150
  11. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 48 с.
  12. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 40 с.
  13. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика: контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 46 с.
  14. Козырев Н.А., Козырева О.А., Свинаренко В.Г. Лабораторные работы курса «Практическая педагогика» как ресурс формирования личности в модели продуктивной самостоятельной работы // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/11/58760
  15. Козырева О. А. Специальная педагогика : учебное пособие для студентов педагогических вузов специальности «033100 – Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2010. 114 с. [+приложение на CD]. ISBN 978–5–85117–496–4.
  16. Белянская Л. Ю. Некоторые особенности детерминации категориального аппарата в структуре изучения основ специальной педагогики // Современный взгляд на будущее науки: сборник статей Международной научно-практической конференции (Челябинск, 28 октября 2015 г.). В 2 ч. Ч.1. – Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.122-124.
  17. Ваганов А. С., Козырева О. А. Возможности формирования потребности педагога в адаптации дидактического знания и основ физического воспитания // Наука третьего тысячелетия: сборник статей Международной научно-практической конференции (Самара, 3 ноября 2015 г.). – Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.189-191.
  18. Гребенюк А. Ю. Особенности построения педагогического взаимодействия в структуре изучения основ специальной педагогики // Наука третьего тысячелетия: сб. ст. Междун. науч.-практ. конфер. (Самара, 3 ноября 2015 г.). – Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2015. С.193-195.
  19. Дульцева А. В. Некоторые аспекты исследования качества педагогического моделирования в структуре изучения курса «Основы специальной педагогики» // Наука третьего тысячелетия: сборник статей Международной научно-практической конференции (Самара, 3 ноября 2015 г.). – Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2015. С.197-199.
  20. Золотошкина Ю. А., Козырева О. А. Проблема акмеверификациии адаптации дидактического материала в работе с будущими педагогами // Инновационные технологии научного развития : сб. ст. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 25 окт. 2015 г.).  Уфа: АЭТЕРНА, 2015. С.177-179.
  21. Иванов М. Г. Возможности педагогического моделирования в решении задач адаптивной физической культуры // Современный взгляд на будущее науки: сборник статей Международной научно-практической конференции (Челябинск, 28 октября 2015 г.). В 2 ч. Ч.1. – Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.151-153.
  22. Карпов Б. А. Адаптивное знание в структуре подготовки педагогов по физической культуре // Тенденции и перспективы развития науки XXI века : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Екатеринбург, 18 окт. 2015 г.) : в 2-х ч. Ч.1. Уфа: ОМЕГА, 2015. С.128-130.
  23. Коньшин П. Е., Козырева О. А. Специальное воспитание в модели детерминаций и практики инклюзивного образования // Фундаментальные и прикладные научные исследования : сборник статей Международной научно-практической конференции (Екатеринбург, 5 ноября 2015 г.). : в 3-х ч. Ч.2. – Уфа: Аэтерна, 2015. – 270 с. С.152-154.
  24. Коровина А. В., Козырева О. А. Адаптивное знание в структуре подготовки педагогов по физической культуре как ресурс гуманизации и профессионализма // Современный взгляд на будущее науки: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Челябинск, 28 октября 2015 г.). В 2 ч. Ч.1. – Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2015. С.162-164.
  25. Кучуков Н. В., Козырева О. А. Акмеверификация и адаптация педагогического знания в модели подготовки педагога по физической культуре // Интеграционные процессы в науке в современных условиях : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Казань, 8 ноября 2015 г.) : в 2-х ч. Ч.2. – Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2015. С.94-96.
  26. Новотный И. В. Некоторые особенности моделирования адаптивного знания в структуре подготовки педагогов // Тенденции и перспективы развития науки XXI века : сборник статей Международной научно-практической конференции (Екатеринбург, 18 октября 2015 г.) : в 2-х ч. Ч.1. Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.163-165.
  27. Остряков И.А., Острякова С.В., Острякова Д.И. Адаптивное педагогическое знание в модели подготовки будущего педагога по физической культуре // Психология, социология и педагогика. 2015. № 10. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/10/6015
  28. Панов Н.В. Возможности и практика уточнения категории «специальное воспитание» в структуре подготовки педагогов по физической культуре // Наука третьего тысячелетия: сб. ст. Межд. науч.-практ. конф. (3 нояб. 2015 г.). Самара: Омега Сайнс, 2015. С.212-214.
  29. Потапова И. Л. Некоторые особенности уточнения понятия «специальное воспитание» в структуре изучения основ специальной педагогики // Современный взгляд на будущее науки: сборник статей Международной научно-практической конференции (Челябинск, 28 октября 2015 г.). В 2 ч. Ч.1. – Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.186-188.
  30. Почанкина Е.А., Козырева О.А. Особенности изучения основ специальной педагогики как социальная проблема //Новые информационные технологии в науке: сб. стат. Межд. науч.-практ. конфер. (Уфа, 1 нояб. 2015 г.) : в 2-х ч. Ч.2. Уфа: Аэтерна, 2015. С.159-161.
  31. Шаталов Д. В. Некоторые особенности уточнения понятийного аппарата в структуре изучения основ специальной педагогики // Тенденции и перспективы развития науки XXI века : сборник статей Международной научно-практической конференции (Екатеринбург, 18 октября 2015 г.) : в 2-х ч. Ч.1. Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА, 2015. С.195-197.
  32. Щукин П.С., Зубанов В.П., Кондакова К.С. Специфика определения основ реализации идеи адаптивной и акмеверифицированной подготовки будущего педагога по физической культуре // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58517
  33. Козырева О.А. Некоторые аспекты формирования культуры самостоятельной работы будущих педагогов в структуре подготовки к воспитательной работе в школе // Труды Ростовского государственного университета путей сообщения. 2014. № 1. С. 69-71.
  34. Саломатин А.Г., Саломатина Е.Б., Свинаренко В.Г. Специфика и нюансы социализации и самореализации личности обучающегося и педагога в системе непрерывного профессионального образования // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 9. URL: http://human.snauka.ru/2015/09/12652
  35. Саломатин А.Г., Свинаренко В.Г., Саломатина Е.Б. Здоровьесбережение как ценность и продукт формирования культуры самостоятельной работы личности // Психология, социология и педагогика. 2015. № 9. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/09/5857
  36. Саломатина Е.Б., Саломатин А.Г., Свинаренко В.Г. Возможности детерминации идей гуманизма и здоровьесбережения в работе педагога по физической культуре // Совр. науч. исследования и инновации. 2015. № 9. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/09/57782
  37. Свинаренко В.Г., Саломатин А.Г., Саломатина Е.Б. Детерминация идей профессионального саморазвития педагога в модели непрерывного профессионального образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58030


Все статьи автора «НФИ КемГУ ФФК»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: