УДК 376; 376.2

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ

Алексеева Наталья Александровна1, Голавская Татьяна Геннадьевна2
1МБОУ «Общеобразовательная школа психолого-педагогической поддержки с осуществлением медицинской реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата № 100» г.Кемерово, учитель информатики
2МБОУ «Общеобразовательная школа психолого-педагогической поддержки с осуществлением медицинской реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата № 100» г.Кемерово, учитель русского языка и литературы

Аннотация
В этой статье мы предлагаем учителям, организующим проектную деятельность, познакомиться с тем, как формировались информационные компетенции в ходе сетевого творческого проекта «По секрету всему свету…» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Надеемся, что наш опыт работы будет полезен тем учреждениям, которые обучают детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных образовательных технологий или реализуют инклюзивное образование.

Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, информационной компетенции, ключевые образовательные компетенции, метод проектов, сервисы Web 2.0., сетевой творческий проект


DESIGN ACTIVITY AS MEANS OF FORMATION OF INFORMATION COMPETENCE OF PUPILS

Alexeeva Natalia Аleksandrovna1, Golavskaya Tatiana Genadievna2
1MBOU "School psychological and educational support to the implementation of medical rehabilitation of children with disorders of the musculoskeletal system number 100" Kemerovo, IT teacher
2MBOU "School psychological and educational support to the implementation of medical rehabilitation of children with disorders of the musculoskeletal system number 100" Kemerovo, teacher of Russian language and literature

Abstract
In this article, we offer to teachers, organizing the project activities, to get acquainted with how the form information competence in the network of creative project "In secret around the world ..." for students with disabilities.
We hope that our experience will be useful to institutions that educate children with disabilities with the use of distance learning technologies or implement inclusive education.

Библиографическая ссылка на статью:
Алексеева Н.А., Голавская Т.Г. Проектная деятельность как средство формирования информационной компетенции учащихся // Современная педагогика. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2015/12/5111 (дата обращения: 12.07.2023).

Современная экономическая ситуация требует от выпускника школы  конкурентоспособности на рынке труда, а это определяется его способностью овладевать новыми технологиями, ориентироваться в потоке информации, умением ставить цели и находить оптимальные пути их достижения.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС  школа должна передать ученику не просто систему знаний, умений и навыков, а  ключевые компетенции в разных сферах, позволяющие ему овладеть социальным опытом.   А.В.Хуторской определил следующие  ключевые образовательные компетенции: ценностно-смысловые,  общекультурные,  учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые, компетенции личностного самосовершенствования [1].

Особая роль в формировании ключевых образовательных компетенций  принадлежит методу проектов, в основу которого «положена идея о направленности учеб­но-познавательной деятельности школьников на результат, кото­рый получается при решении той или иной практически или теоре­тически значимой проблемы» [2,с.3].

В период с  ноября 2014г. по май 2015г. в МБОУ «Общеобразовательная школа психолого-педагогической поддержки с осуществлением медицинской реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата № 100» г.Кемерово проходил сетевой творческий проект «По секрету всему свету…», в котором приняли участие ребята из 8-9 классов  школы №100, а также ученики  из других школ города, обучающиеся с использованием дистанционных образовательных технологий.

По определению Е.С.Полат, под сетевым (телекоммуникационным) проектом подразумевается совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение совместного результата деятельности [3].

В ходе проекта осуществлялась взаимосвязь следующих учебных предметов: русский язык, литература, информатика, рисование, биология, история. Сетевой творческий проект предполагает обмен творческими работами — литературными или художественными, или совместное виртуальное творчество, завершающееся созданием единой публикации. Результатом нашего проекта стал выпуск 4-х онлайн-стенгазет.

Целью  проекта стало выявление у всех обучающихся творческих способностей, развитие у них познавательных, коммуникативных и интеллектуальных интересов для успешной социализации.

Одна из задач проекта заключалась в следующем: формировать навыки использования Интернет-технологий в проектной деятельности.

В этой статье  мы рассмотрим, как были реализованы информационные компетенции, позволяющие ученику искать необходимую информацию, преобразовывать, сохранять и передавать её.

С целью выявления уровня владения ИКТ в начале проекта было проведено анкетирование  участников.  Все участники умели делать презентацию, большинство умело сканировать текст,  немногие могли создавать анкету, интерактивную игру и видеоролики, никто не умел делать книгу 3D, web-страницу и коллаж. Всему этому и предстояло ребятам научиться в ходе проекта.

Рисунок 1. Уровень владения ИКТ участниками проекта (ноябрь 2014 г.)

На сайте проекта (http://secret-2014.jimdo.com/) были созданы следующие разделы: «Главная страница», «Давайте познакомимся», «Постигаем секреты журналистики», «Работаем в WikiWall», «Делаем wiki-стенгазету», где размещались  материалы по работе с Интернет-сервисами и задания.

Мы использовали в работе сервисы Web 2.0, позволяющие  «создавать содержимое Интернета любому пользователю, а также поддерживающие групповые взаимодействия» [4].

На 2 этапе командам «Интернешки» и «Прытко пишущее перо» необходимо было создать  свою  web-страницу. С этой целью  была разработана «Инструкция по созданию web – страницы»:

  1. Заходим на сайт www.secret-2014.jimdo.com
  2. Осуществляем вход на сайт (взять пароль у руководителя)
  3. Выбираем «Редактировать навигационное меню»
  4. В строке 1 команда (2 команда) пишем названия.
  5.  Оформляем страницу «Давайте познакомимся» в соответствии с критериями оценки (главная – этап «Давайте познакомимся»)
  6. Создать подстраницу «Постигаем секреты журналистики»
  7. Создать подстраницу «Работаем Wiki Wall »
  8. Создать подстраницу «Делаем  стенгазету в Wiki Wall»
  9. Нажимаем «Сохранить»

На этапе «Постигаем секреты журналистики» командам предстояло создать  коллективную  Google –презентацию  «Кодекс журналиста», что не вызвало трудностей, так как все участники умели это делать. Но следующим заданием было разработать анкету для читателей и провести её, используя   Google–форму. Несколько человек уже умели пользоваться данным сервером для создания анкет, опросов, тестов, поэтому мы привлекли этих учеников, чтобы помочь другим. После получения результатов команды провели анализ полученных данных и определили, какие темы интересуют будущих читателей.

На 4 этапе ребята познакомились с сервером WikiWall,  который не требует регистрации и позволяет работать совместно, поэтому его  часто используют для создания онлайн-стенгазет (wiki-стенгазет).  Ученики  могут набирать текст, размещать картинки, видео. Wiki-стенгазета поддерживает сохранение версий и обработку вики-синтаксиса при просмотре страницы. Ребятам было предложено воспользоваться инструкцией по работе с сервером WikiWall  (http://www.youtube.com/watch?v=J4yMNgGIzSY). Участники команд научились вставлять и редактировать текст, рисунки, использовать средства рисования. Кроме того, они  сняли видеоролики и разместили их на Youtube и на web-странице команды, воспользовавшись ссылкой на странице проекта (http://www.youtube.com/watch?v=5ixF9QT7-B4).

На 5 этапе участники проекта сделали стенгазеты: «Делу  время, потехе  час?», «Родительский дом-начало начал», «Береги свою планету!», «Школьные годы уже позади…».

Ребята научились создавать коллажи с помощью сервиса CreateCollage.ru (http://createcollage.ru/). Для этого необходимо было приготовить от 2 до 6 фотографий и выбрать подходящий шаблон. Изготовлением коллажей увлеклись не только ученики, но и учителя. Для  оформления коллажа в газете «Родительский дом-начало начал» фотографии своих родственников-участников Великой Отечественной войны принесли как дети, так и взрослые.

Участники проекта познакомились и тем, как создавать интерактивные игры на сайте LearningApps  (https://learningapps.org/index.php), являющемся  приложением Web 2.0 для поддержки обучения и преподавания с помощью интерактивных модулей. В результате появились игры: «Знатоки Интернета», «Все профессии важны, все профессии нужны», «А.С.Пушкин. «Капитанская дочка», «На что клад, коли в семье лад», «Красная книга Кузбасса», викторина «Человек – собаке друг».

Для создания 3D книги  в Zooburst (http://www.zooburst.com/) были разработаны методические рекомендации. С помощью этого сервиса ребята сделали книги «Ярмарка» и «Знакомые незнакомцы», использовав рисунки, фотографии, вставляя текст, выбирая цвет и положение рисунка в пространстве.

Также были сняты видеоролики «Веселые поварята», «Мастерицы добрых, мирных дел», «А я люблю свои места родные», «Не забывается такое никогда», «Последний звонок» и другие.

Все этапы проекта оценивались в соответствии с разработанными критериями. Например, при оценке видеоролика учитывались следующие моменты: соответствие содержания теме,  отображение основной идеи в сюжете видеоролика, оригинальность, качество съемки и монтажа (высокое качество, музыкальное сопровождение, текст за кадром, плавная смена переходов), оформление первого кадра (названия проекта, ролика) и последнего (название команды),  продолжительность (не более 2 минут), соблюдение авторских прав (указание на авторов музыки, изображения), размещение ролика на Youtube и в газете. Штрафные баллы начислялись за превышение продолжительности ролика на более чем 10 сек. и несоблюдение авторских прав.

После завершения проекта с целью выявления уровня владения ИКТ было проведено повторное анкетирование  участников.

Рисунок 2. Уровень владения ИКТ участниками проекта (ноябрь 2014 г.- май 2015 г.)

Все ребята научились сканировать текст и картинки, делать анкету в  Google, многие теперь умеют делать коллаж, web-страницу, интерактивную игру, видеоролики, а также научились создавать книгу 3D. Таким образом, уровень владения ИКТ значительно повысился. Опыт, полученный участниками сетевого творческого проекта «По секрету всему свету…», помогает ребятам в учебном процессе, в освоении новых источников информации.


Библиографический список
  1. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». – 2002. – 23 апреля. URL: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm
  2. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.  2-е изд., испр. и доп. М., 2005, 80с.
  3. Полат Е. С. Метод проектов. URL: http://distant.ioso.ru/project/meth%20project/5.htm
  4. Бунбунова О. Г. Социальные сервисы сети Интернет. URL: http://www.openclass.ru/node/21183


Все статьи автора «Голавская Татьяна Геннадьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: