В 2014 году была утверждена последняя редакция Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению: «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм». Разработка ФГОСа велась в 2013 году и завершилась вначале 2014 до наступления весомых событий, отразившихся на политической, социальной и экономической жизни нашего общества.
В 2014 году Россия включила свой состав новую республику Крым, особенности географического расположения и природного содержания которой определяют новую территорию России как особую рекреационную зону в развитии туризма РФ. Педагогический подход к чтению дисциплин в рамках направления «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм», безусловно, включает курс истории и экономической географии, но сами источники знаний уже отстают от социально-экономических реалий. [1, 6, 7] Так изменились структура спроса, сформировались новые предпочтения, как отечественных отдыхающих, так и жителей Украины, для которых Крым стал иностранным курортом.
В этих условиях приоритеты преподавания дисциплины должны, на мой взгляд, сместиться в пользу систематизации и более глубокого изучения вопросов, касающихся нового освоения дестинаций и организации туристических потоков в их единоначалии. Важнейшими проблемами, которые учащийся должен научится решать становятся проблемы выбора дестинации и определение приоритетов в организации спортивно-оздоровительного туризма. При этом последняя проблема вовсе является краеугольным камнем. Природные характеристики республики Крым и курортной зоны полуострова имею очень большие отличия от курортов Краснодарского края.
В этой связи особое внимание необходимо уделить в образовательном процессе тем дисциплинам, которые затрагивают проблемы типологии территорий и экономическим дисциплинам, формирующим представления студентов о способах и методах сегментирования потребителей.
Особенно остро проблема повышения требований к качеству образования по направлению «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» сформировалась после введения экономических санкций со стороны США и Европы, в сочетании с продуктовым эмбарго, установленным правительством РФ для стран Евросоюза. В результате политических и экономических решений на международном уровне отечественным потребителям стал недоступен дешевый отдых заграницей.
При этом туристический поток въездного туризма практически не уменьшился. Таким образом, нагрузка на отечественную туриндустрию возросла в несколько раз.
Развитие хозяйственных отношений диктует свои правила развития системы туристических услуг. Среди которых есть ряд неприятных тенденций. [2,3,4,5]Так с повышением объемов спроса на отечественные туристские услуги многие предложения снижают требования к качеству их оказания. С другой стороны, с уходом предложений по отдыху в Европе наблюдается необоснованно быстрый рост цен на отдых в России, который во много и не связан с колебаниями финансовых рынков.
Совокупность подобных тенденций формирует потребность на отечественно рынке туриндустрии в качественных специалистах, уровня образования которых достаточно для разрешения совокупности насущных проблем.
Таким образом, повышение требований к педагогическому мастерству преподавателей и качеству образовательного процесса по направлению «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» является приоритетной задачей сегодняшней систем образования и приоритетным направлением в развитии образовательных услуг современных ВУЗов.
Образовательные учреждения в рамках дозволенного вольны сами выбирать дисциплины, раскрывающие, по их мнению, содержание этого направления. Но приоритеты, обозначенные в настоящей статье, представляются актуальными на ближайшие 7-10 лет для системы отечественной подготовки студентов по направлению «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм».
Библиографический список
- Власова Т.И. Социальное партнерство в туристском образовании: теория и практика // Вестник Национальной академии туризма. 2009. № 2 (10). С. 61-64.
- Волков С.Д., Быков В.Н., Дятлов С.А. Методические принципы исследования и обеспечения комплексной безопасности в информационно-инновационном обществе // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2014. № 1. С. 26.
- Гаврильчак И.Н., Сапелко С.Н., влияние рекреационной деятельности на развитие человеческого капитала // Вестник Российской академии естественных наук (Санкт-Петербург). 2012. № 2. С. 88-91.
- А.А.Горбунов., В.П.Пилявский, О. В Холкин Стратегия обеспечения устойчивости развития предпринимательских структур(текст) // Российский научный журнал. Вестник национальной академии туризма. -2015.- №1(33) стр.76-77
- Клейман А.А. Развитие круизного туризма в России: проблемы и пути их решения // Вестник Национальной академии туризма: Российский научный журнал.- № 2(18) апрель-июнь 2011. С.53-56.
- Пилявский В.П., Дмитриев В.Я., Рожков Н.Н. Профессиональное признание как инструмент оценки качества образовательных услуг// Вестник национальной академии туризма. 2011, №4 (20), С. 96-100.
- Селезнев В.Д., Шматко А.Д. К вопросу о разработке программ инновационного развития организаций сферы услуг // Экономика и предпринимательство, № 6 (ч.1), 2015 г. с. 1132-1135
- Якунин В.Н. Развитие религиозного туризма как составляющей части историко-культурного наследия на современном этапе// Вестник Саратовского государственного технического университета 2011 Т.4 № 2 (60). С. 280-286