Социально-экономические изменения, происходящие на современном этапе развития общества, оказывают существенное влияние не только на жизнеобеспечении различных категорий семей, но и на том, какие семейные ценности и традиции закладываются в этих семьях. На протяжении существования традиционной семьи в обществе, необходимо отметить, что семья во все времена выступала основой каждого общества в государстве. И в каждой семье в зависимости от социального уклада в обществе закладывались определенные семейные традиции и ценности, которые передавались из поколения в поколения своим детям. На протяжении многих веков в России в семьях уделялось большое внимание вопросу формирования установок молодежи на создание семьи, семейного брака как ценности.
К сожалению, ситуация в настоящий период времени резко изменилась. Во многих семьях отсутствуют не только семейные традиции, которые поддерживались из поколения в поколение, но и отношение к семейно-брачному вопросу также изменилось, как со стороны родителей, так и со стороны молодого поколения. Они считают, что в начале семейной жизни, для того, чтобы лучше узнать друг друга из супругов, лучше пожить какое-то время, гражданским браком. Тем самым, с каждым годом отмечается рост созданной новой модели семейных отношений, в которой молодые супруги заменяют такую семейную ценность, как брак.
В нашей работе нами проанализировано понятие ценность, под которой определяют значимость определенных видов объектов для человека [1; с.161], а также проанализированы подходы авторов к данной проблематике вопроса. Ценности семьи и семейных отношений в научных изысканиях авторов на протяжении последнего десятилетия затрагивают глобальные исследования в области происходящих изменений в системе ценностей современной семьи (О.Н. Безрукова, В.В. Бодрова, И.Б. Булаева, Н.М. Давыдова, Е.А. Здравомыслова, И.С. Кон, Г.С. Лыткина, М.М. Малышева, М.С. Мацковский, Г.Г. Силласте, А.Г. Харчев и др.).
Так, например, известный российский психолог Г.Г. Вербина отмечала, что под семейными ценностями имеется ввиду совокупность суждений в семье о том, что влияет на их избрание целей и способов организации жизнедеятельности и взаимодействия и т.п. [2; с. 238]. То есть, молодые супруги должны знать, как в семье создавать и регулировать семейные отношения, как взаимодействовать друг с другом, какие функциональные обязанности выполнять по отношению друг к другу.
Во все время в семье в приоритете рассматривались такие семейные ценности, как создание семьи, рождение детей. Анализируя научную литературу [3; 4] мы пришли к выводу, что в кругу молодежи имеется иная точка зрения об представлении семьи, и в некоторых отдельных случаях вообще молодежь отвергает институт семьи. В наше время большинство молодых семей живут в гражданском браке и рождение ребенка откладывают на неопределенный период времени, так как считают, что сначала необходимо, получить качественное образование, построить карьеру, решить жилищную проблему.
Для того, чтобы уточнить данный аспект вопроса, опытно-экспериментальным путем нами были сделаны попытки выяснить вопрос, как воспринимает значимость таких семейных ценностей, как семья, семейные отношения современная студенческая молодежь. В качестве исследуемой группы выступила академическая группа студентов 3 курса психолого-педагогического факультета в количестве 30 человек, в которой обучается 15 девушек и 15 юношей.
Проведенное исследование выявило следующую тенденцию, что 10 человек (66,6 %) считают, что наиболее важной задачей у них стоит получение высшего образования. В то время, как 3 девушки утверждали, что важным в своей жизни они считают их ориентацию на семью (20 %), а 2 – имеют ориентацию на материальное благополучие (13,4 %). Наряду с этим, студентки считают, что у всех должны семейные отношения построены благополучны и мечтают о счастье в своих семьях (15 чел. -100 %). Такую семейную ценность, как рождение детей отмечают 11 студентов (73,3%) и остальные отодвигают решение данной задачи на очень неопределенный срок времени в будущем, пока не будет материального обеспечения (4 студента – 26,7 %). Карьерный рост 7 студентов также отмечают как необходимый момент в складывающихся семейных отношениях (46,6 %).
У юношей же перечень их семейных ценностей выстроился в другом порядке. 8 человек считают, что для будущего создания семьи первоначально нужно иметь материальный достаток (53 %), кроме того, они считают для себя важным общение со своими друзьями – 4 человека (27 %), а создание семье они отодвигают на последний план, и только 3 студентов определили семью, как важный компонент своего личностного самоопределения (20 %). Наряду с этим, карьерный рост юноши считают необходимым для будущего обеспечения семьи – 11 чел. (73,3%). Создание семьи, счастье в семье – 14 чел. (93,3%) и рождение детей – 7 чел. (46,6 %) они рассматривают только после того, как получат образование и построят карьерный рост.
Представленные результаты мы отразили в таблице 1.
Таблица 1. Результаты ранжирования семейных ценностей студентами 3 курса
Ценности |
Девушки |
Юноши |
||
Ранг |
% содержание |
Ранг |
% содержание |
|
Материальные ценности |
2 |
2 чел. (13,4 %) |
1 |
8 чел. (53 %) |
Образование |
1 |
10 чел. (66,6 %) |
3 |
7 чел. (46,6 %) |
Семья |
3 |
3 чел. (20 %) |
7 |
6 чел. (40%) |
Карьера |
7 |
7 чел. (46,6 %) |
4 |
11 чел. (73,3%) |
Рождение детей |
5 |
11 чел. (73,3%) |
6 |
7 чел. (46,6 %) |
Счастье в семье |
4 |
15 чел. (100 %). |
5 |
14 чел. (93,3%) |
Общение с друзьями |
6 |
10 чел. (66,6 %) |
2 |
4 чел. (27 %) |
Из полученных результатов следует отметить, что студенты в приоритете выделяют отнюдь не семейные ценности, а образование, материальное благополучие, общение с друзьями (у юношей), в то время как создание семьи юношами откладывается на последние места, девушки планируют создать семью. Возникает определенное противоречие в приоритете семейных ценностей у юношей и девушек.
Тем не менее, престиж высшего образования и юноши и девушки отмечают как первостепенный фактор для своей успешной будущей жизни, так как благодаря образованию они надеются построить и успешную карьеру. На наш взгляд, эти факторы формируют в сознании студенческой молодежи приоритет карьерного роста и материального благополучия, что в свою очередь отодвигает ценности семейных отношений почти на последнюю ступень (у юношей) в ранжировании.
При опросе студентов нами выло выявлено, что такая ценность, как зарегистрированный брак предпочитают большое количество испытуемых – 9 девушек (60 %) и 8 юношей (53 %). Это говорит о том, что больше половины опрошенных студентов считают, что брак обязательно должен быть официально оформлен в соответствующих государственных органах. Это свидетельствует о способности принятия ответственности данными студентами за свой брак и целенаправленности создания крепкой и надежной собственной семейной системы. Однако процент испытуемых, предпочитающий неофициальный брак, так же достаточно велик (40 % девушек и 47 % юношей). По нашему мнению, это свидетельствует о несформированности у данной молодежи способности принятия серьезных решений, а так ж принятия ответственности за себя и другого близкого человека.
Проведенное нами исследование показало на необходимость формирования у студентов ответственного отношения к процессу создания семьи, а значит возникает вопрос об их обучении и введении специальных курсов, преподаваемых в условиях школы, вуза. Поэтому, на наш взгляд, нужно выстраивать целенаправленную работу по формированию у студенческой молодежи семейных ценностей, подключая к работе такие социальные институты, как семья, средства массовой коммуникации и др.
Библиографический список
- Акмеологический словарь / Под общ. ред. А. А. Деркача. — М.: Изд-во РАГС, 2004 г. — 161 с.
- Вербина Г. Г. Психология семьи: Курс лекций. Чебоксары, 2006 г. – 238 с.
- Кузнецова В. Н. Социология молодежи: учебник. М.: Гардарики, 2007 г. — 185 с.
- Лисовский В. Т. МОЛОДЕЖЬ: любовь, брак, семья. (Социологическое исследование). — СПб.: Наука, 2003 г. — С. 67.