УДК 316.6

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Лодыгина Ирина Александровна1, Быстрова Евгения Владимировна2, Митичева Татьяна Ивановна3
1Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», Арзамасский филиал, студентка 3 курса психолого-педагогический факультет
2Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», Арзамасский филиал, студентка 5 курса психолого-педагогический факультет
3Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», Арзамасский филиал, к.п.н., доцент, кафедра общей педагогики и педагогики профессионального образования, психолого-педагогический факультет

Аннотация
В данной статье изучены основные ценностные установки современной российской студенческой молодёжи, а так же степень сформированности их семейных ценностей. Экспериментально выявлена система приоритетных целей студентов и доказана незначительная роль семейных отношений в сознании молодых людей на современном этапе.

Ключевые слова: брак, вуз, молодежь, семейная ценность, семья, студент, ценность


FEATURES OF FORMATION OF FAMILY VALUES AMONG TODAY'S YOUTH

Lodygina Irina Aleksandrovna1, Bystrova Evgeniya Vladimirovna2, Miticheva Tatyana Ivanovna3
1Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky, Arzamas branch, 3rd year student, Faculty of Psychology and Education
2Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky, Arzamas branch, student course 5 psycho-pedagogical faculty
3Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky, Arzamas branch, Ph.D., Associate Professor, Department of General Education and Vocational Education Pedagogy

Abstract
This paper studied the basic value system of modern Russian student's youth, as well as their degree of formation of family values. Experiments revealed a system of priority objectives and students proved insignificant role of family relationships in the minds of young people at the present stage.

Keywords: family, family values, high school, marriage, value, youth


Библиографическая ссылка на статью:
Лодыгина И.А., Быстрова Е.В., Митичева Т.И. Особенности формирования семейных ценностей у современной молодежи // Современная педагогика. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2016/02/5435 (дата обращения: 10.09.2024).

Социально-экономические изменения, происходящие на современном этапе развития общества, оказывают существенное влияние не только на жизнеобеспечении различных категорий семей, но и на том, какие семейные ценности и традиции закладываются в этих семьях. На протяжении существования традиционной семьи в обществе, необходимо отметить, что семья во все времена выступала основой каждого общества в государстве. И в каждой семье в зависимости от социального уклада в обществе закладывались определенные семейные традиции и ценности, которые передавались из поколения в поколения своим детям. На протяжении многих веков в России в семьях уделялось большое внимание вопросу формирования установок молодежи на создание семьи, семейного брака как ценности.

К сожалению, ситуация в настоящий период времени резко изменилась. Во многих семьях отсутствуют не только семейные традиции, которые поддерживались из поколения в поколение, но и отношение к семейно-брачному вопросу также изменилось, как со стороны родителей, так и со стороны молодого поколения. Они считают, что в начале семейной жизни, для того, чтобы лучше узнать друг друга из супругов, лучше пожить какое-то время, гражданским браком. Тем самым, с каждым годом отмечается рост созданной новой модели семейных отношений, в которой молодые супруги заменяют такую семейную ценность, как брак.

В нашей работе нами проанализировано понятие ценность, под которой определяют значимость определенных видов объектов для человека [1; с.161], а также проанализированы подходы авторов к данной проблематике вопроса. Ценности семьи и семейных отношений в научных изысканиях авторов на протяжении последнего десятилетия затрагивают глобальные исследования в области происходящих изменений в системе ценностей современной семьи (О.Н. Безрукова, В.В. Бодрова, И.Б. Булаева, Н.М. Давыдова, Е.А. Здравомыслова, И.С. Кон, Г.С. Лыткина, М.М. Малышева, М.С. Мацковский, Г.Г. Силласте, А.Г. Харчев и др.).

Так, например, известный российский психолог Г.Г. Вербина отмечала, что под семейными ценностями имеется ввиду совокупность суждений в семье о том, что влияет на их избрание целей и способов организации жизнедеятельности и взаимодействия и т.п. [2; с. 238]. То есть, молодые супруги должны знать, как в семье создавать и регулировать семейные отношения, как взаимодействовать друг с другом, какие функциональные обязанности выполнять по отношению друг к другу.

Во все время в семье в приоритете рассматривались такие семейные ценности, как создание семьи, рождение детей. Анализируя научную литературу [3; 4] мы пришли к выводу, что в кругу молодежи имеется иная точка зрения об представлении семьи, и в некоторых отдельных случаях вообще молодежь отвергает институт семьи. В наше время большинство молодых семей живут в гражданском браке и рождение ребенка откладывают на неопределенный период времени, так как считают, что сначала необходимо, получить качественное образование, построить карьеру, решить жилищную проблему.

Для того, чтобы уточнить данный аспект вопроса, опытно-экспериментальным путем нами были сделаны попытки выяснить вопрос, как воспринимает значимость таких семейных ценностей, как семья, семейные отношения современная студенческая молодежь. В качестве исследуемой группы выступила академическая группа студентов 3 курса психолого-педагогического факультета в количестве 30 человек, в которой обучается 15 девушек и 15 юношей.

Проведенное исследование выявило следующую тенденцию, что 10 человек (66,6 %) считают, что наиболее важной задачей у них стоит получение высшего образования. В то время, как 3 девушки утверждали, что важным в своей жизни они считают их ориентацию на семью (20 %), а 2 – имеют ориентацию на материальное благополучие (13,4 %). Наряду с этим, студентки считают, что у всех должны семейные отношения построены благополучны и мечтают о счастье в своих семьях (15 чел. -100 %). Такую семейную ценность, как рождение детей отмечают 11 студентов (73,3%) и остальные отодвигают решение данной задачи на очень неопределенный срок времени в будущем, пока не будет материального обеспечения (4 студента – 26,7 %). Карьерный рост 7 студентов также отмечают как необходимый момент в складывающихся семейных отношениях (46,6 %).

У юношей же перечень их семейных ценностей выстроился в другом порядке. 8 человек считают, что для будущего создания семьи первоначально нужно иметь материальный достаток (53 %), кроме того, они считают для себя важным общение со своими друзьями – 4 человека (27 %), а создание семье они отодвигают на последний план, и только 3 студентов определили семью, как важный компонент своего личностного самоопределения (20 %).  Наряду с этим, карьерный рост юноши считают необходимым для будущего обеспечения семьи – 11 чел. (73,3%). Создание семьи, счастье в семье – 14 чел. (93,3%) и рождение детей – 7 чел. (46,6 %) они рассматривают только после того, как получат образование и построят карьерный рост.

Представленные результаты мы отразили в таблице 1.

Таблица 1. Результаты ранжирования семейных ценностей студентами 3 курса

Ценности

Девушки

Юноши

Ранг

% содержание

Ранг

% содержание

Материальные ценности

2

 2 чел. (13,4 %)

1

8 чел. (53 %)

Образование

1

10 чел. (66,6 %)

3

7 чел. (46,6 %)

Семья

3

3 чел. (20 %)

7

6 чел. (40%)

Карьера

7

7 чел. (46,6 %)

4

11 чел. (73,3%)

Рождение детей

5

11 чел. (73,3%)

6

7 чел. (46,6 %)

Счастье в семье

4

15 чел. (100 %).

5

14 чел. (93,3%)

Общение с друзьями

6

10 чел. (66,6 %)

2

4 чел. (27 %)

Из полученных результатов следует отметить, что студенты в приоритете выделяют отнюдь не семейные ценности, а образование, материальное благополучие, общение с друзьями (у юношей), в то время как создание семьи юношами откладывается на последние места, девушки планируют создать семью. Возникает определенное противоречие в приоритете семейных ценностей у юношей и девушек.

Тем не менее, престиж высшего образования и юноши и девушки отмечают как первостепенный фактор для своей успешной будущей жизни, так как благодаря образованию они надеются построить и успешную карьеру. На наш взгляд, эти факторы формируют в сознании студенческой молодежи приоритет карьерного роста и материального благополучия, что в свою очередь отодвигает ценности семейных отношений почти на последнюю ступень (у юношей) в ранжировании.

При опросе студентов нами выло выявлено, что такая ценность, как зарегистрированный брак предпочитают большое количество испытуемых – 9 девушек (60 %) и 8 юношей (53 %). Это говорит о том, что больше половины опрошенных студентов считают, что брак обязательно должен быть официально оформлен в соответствующих государственных органах. Это свидетельствует о способности принятия ответственности данными студентами за свой брак и целенаправленности создания крепкой и надежной собственной семейной системы. Однако процент испытуемых, предпочитающий неофициальный брак, так же достаточно велик (40 % девушек и 47 % юношей). По нашему мнению, это свидетельствует о несформированности у данной молодежи способности принятия серьезных решений, а так ж принятия ответственности за себя и другого близкого человека.

Проведенное нами исследование показало на необходимость формирования у студентов ответственного отношения к процессу создания семьи, а значит возникает вопрос об их обучении и введении специальных курсов, преподаваемых в условиях школы, вуза. Поэтому, на наш взгляд, нужно выстраивать целенаправленную работу по формированию у студенческой молодежи семейных ценностей, подключая к работе такие социальные институты, как семья, средства массовой коммуникации и др.


Библиографический список
  1. Акмеологический словарь / Под общ. ред. А. А. Деркача. — М.: Изд-во РАГС, 2004 г. — 161 с.
  2. Вербина Г. Г. Психология семьи: Курс лекций. Чебоксары, 2006 г. – 238 с.
  3. Кузнецова В. Н. Социология молодежи: учебник. М.: Гардарики, 2007 г. — 185 с.
  4. Лисовский В. Т. МОЛОДЕЖЬ: любовь, брак, семья. (Социологическое исследование). — СПб.: Наука, 2003 г. — С. 67.


Все статьи автора «Лодыгина Ирина Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: