Развитие экономики выдвигает новые требования к качеству подготовки кадров. Эта проблема становиться ключевой для многих регионов и отраслей народного хозяйства. Многие эксперты в сфере трудовых отношений отмечают несоответствие уровня требований, предъявляемых работодателями к выпускникам высших образовательных учреждений, и их потенциалом. [1,2]
Многие службы занятости и кадровые агентства, среди основных характеристик, влияющих на снижение конкурентоспособности выпускников вузов, отмечают слабую подготовленность молодых специалистов к самовыживанию в современных экономических условиях. [3,4]
По мнению самих выпускников, рейтинг качеств, необходимых для карьеры, распределяется следующим образом [ 5]:
- работоспособность;
- предприимчивость;
- способность работать в коллективе;
- целеустремленность;
- умение рисковать;
- компромиссность;
- ответственность;
- самостоятельность и независимость.
Однако, проведенные исследования показывают, что требования современных работодателей к выпускникам вузов в проранжированном виде выглядят несколько иначе [3 ]:
1. наличие опыта работы (87 %);
2. наличие диплома о высшем образовании (80 %);
3. социальные связи (71%);
4. знания и трудовые навыки (60 %);
5. мотивация к дальнейшему обучению (57 %).
Как видно, для успешного устройства на работу соискатель должен обладать некоторым опытом работы и наработанными навыками коммуникаций. Его рабочие качества при приёме на работу для работодателя имеют второстепенное значение, хотя в дальнейшем часто возникает необходимость его доучивания или переучивания.
Кроме того, при прочих равных условиях работодатели предпочитают брать на работу выпускников государственных вузов, поскольку они вызывают у них больше доверия. [6 ]
Анализ проведенных исследований позволяет выделить несколько наиболее распространенных причин отказа в приеме на работу молодым выпускникам [7,8 ]:
- В них нет стабильности и надежности. Молодые выпускники легко меняют свое первое рабочее место, рассматривая его как место, где можно перебиться первое время.
- Молодым не хватает ответственности. Отсутствует сформированная привычка ходить на работу и выполнять порученные задачи, соблюдать элементарные нормы трудового распорядка.
- Молодые выпускники часто не видят взаимосвязей между своей работой и результатом (в том числе, и финансовым) деятельности компании. Не взаимосвязывают того, как от порученной им работы зависят другие этапы и звенья работы всего предприятия.
- Слабая адекватность в восприятии себя как работника – завышенные ожидания и по зарплате, и по оценке своего труда, и по характеру работы, которую хотят выполнять.
На основе изложенного можно сделать вывод, что для работодателей принципиальными моментами в вопросе, принимать или не принимать молодого выпускника на работу, являются, помимо специальных знаний, личностные качества потенциального работника (восприимчивость, динамичность, готовность учиться, готовность начинать с малого). И даже наличие предыдущего опыта, по ответам работодателей, необходимо как некий «социальный опыт работы», как показатель ответственности и надежности. [7]
Экономическая неустойчивость наложила свои требования к формированию рынка труда. С одной стороны, все большее количество незанятого населения пытается найти работу через службы занятости населения и кадровые агентства; С другой стороны, на многих предприятиях существует острая нужда в квалифицированных специалистах, соответствующих требованиям времени.
В условиях дефицита профессионалов, квалифицированный и желающий работать и зарабатывать работник имеет значительные возможности продвижения и профессионального роста.
Можно выделить ряд качеств, по мнению экспертов ставших наиболее актуальными в настоящее время [5,8]:
- Универсальность. Данное качество стало ценным из-за желания работодателя сократить численность, не сокращая объемы работ;
- Повышенное внимание к уровню подготовки и качеству образования молодого работника;
- Наличие производственного опыта. Работодатель при возможности примет более опытного работника, как более уверенного и универсального в выполнении различных задач;
- Профессиональные амбиции при скромных финансовых запросах;
- Наличие личностных качеств и способностей молодого специалиста соответствующих потребностям предприятия.
Очевидно, что для получения хорошей работы необходимо уже на стадии обучения развивать сеть коммуникаций в профессиональной сфере накапливая профильный опыт и компетенции, востребованные в практической работе.
Библиографический список
- Белогруд И.Н. Как студенты относятся к предпринимательству / В сборнике: Экономико-психологические проблемы принятия экономических решений в условиях глобальных изменений Материалы Всероссийской научной конференции. 2015. С. 9-11.
- Кохова И.В. Белогруд И.Н. Экономическая неустойчивость предприятий требует повышения качества управленческих решений. /Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. №9 (48) С 111 – 113
- Условия трудоустройства выпускников вузов на рынке труда [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.hr-portal.ru/article/usloviya-trudoustroistva-vypusknikov-vuzov-na-rynke-truda на 1.01.13 «Кадровик. Кадровый менеджмент», 2008, № 8.
- Рязанцева М.В., Субочева А.О. Исследование роли учебной практики как активного метода профессионального самоопределения. /Современные научные исследования и инновации. 2014. № 10-2 (42). С. 189-193.
- Базуто Т. Новые требования к работникам / Ты можешь сам / [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.tmsam.ru/professiya/vibiraem-professiyu/Novye-trebovanija-k-rabotnikam.html
- Петроченко Н.П., Белогруд И.Н. Повышение эффективности работы профсоюзов / Политика, государство и право. 2015. № 10 (46). С. 6-8.
- Малышева А.А., Невраева И.В. Компетенции молодых выпускников вузов, обеспечивающие конкурентоспособность на рынке труда / Вы + Мы / [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.youwe.tom.ru/nauka-i-stati/stati-prosto-o-slozhnom/kompetencija-molodyh-vypustnikov-vuzov/
- Анненкова Н.В., Камнева Е.В., Полевая М.В. Социально – экономические и психологические проблемы управления. /Научный вестник МГИИТ. 2012. № 3 (17). С. 66-73.