УДК 378.2

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА НА ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ (НА ПРИМЕРЕ КВАЛИФИКАЦИИ «СПЕЦИАЛИСТ В СФЕРЕ ЗАКУПОК»)

Алексеев Владимир Михайлович
АНО ДПО «Академия ГлавСпец»
Краснодар

Аннотация
Высшее образование в России содержит ряд необоснованных, а порой неконституционных обременений, которые затрудняют реализацию права граждан не только на высшее образование, но и труд.

Ключевые слова: высшее образование, дополнительное профессиональное образование, квалификация, профессиональная переподготовка, специалист в сфере закупок


THE REALIZATION OF THE RIGHT TO HIGHER EDUCATION (FOR EXAMPLE, QUALIFICATION «SPECIALIST IN THE FIELD OF PROCUREMENT»)

Alekseev Vladimir Mihaylovich
ANO DPO «Akademy GlavSpets»
Krasnodar

Abstract
Higher education in Russia contains a number of unreasonable, and sometimes unconstitutional burdens that impede the realization of the right of citizens not only in higher education but also work.

Библиографическая ссылка на статью:
Алексеев В.М. Реализация права на высшее образование (на примере квалификации «Специалист в сфере закупок») // Современная педагогика. 2016. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2016/07/5895 (дата обращения: 18.07.2023).

В последние годы в России вследствие развития дополнительного профессионального образования появилось множество казусов. Так, чтобы получить квалификацию «Специалист в сфере закупок», студент университета имени Плеханова обязан сначала закончить 11 классов, затем 4824 академических часов (далее – часов) изучать экономику, 1512 часов – математику, 1368 часов – гуманитарные и общественные науки. А студенту васюкинского профессионального училища по профилю «Повар» (далее – ПУ) – достаточно сначала закончить 9 классов, затем изучать экономику в училище 100 часов и на курсах профпереподготовки ещё 250 часов. В силу казуса повар сможет стать квалифицированным контрактным управляющим в 18 лет, а студент экономического факультета университета имени Плеханова – в 22 года.

На первый взгляд, разница в том, что в первом случае выпускник помимо квалификации «Специалист в сфере закупок» получает также титул «высшее образование». Однако о чем оно свидетельствует? О том, что студент углубленно изучал отвлечённые, неприменимые в профессиональной деятельности разделы экономики и ещё несколько тысяч часов потратил на бесполезные с точки зрения работодателя науки, некоторые из которых – лженауки? Забавный факт: выпускник «плехановки» и васюкинский выпускник изучают право примерно одинаковое и сравнительно ничтожное количество часов – 144 часов. При этом могло так случиться, что плехановец изучал общественное право, а васюкинец – реальное право. А предмет «право» – это важнейшая часть курса «Специалист в сфере закупок», поскольку закупки осуществляются строго по нормам НПА: ГК РФ, Закона 44-ФЗ и множества подзаконных постановлений Правительства.

О том, насколько низок уровень высшего образования, свидетельствует ежедневно телевидение. В выпусках прогноза погоды постоянно говорят о несуществующей «европейской» «части» России. Участники политических ток-шоу с высшим образованием постоянно демонстрируют тотальное незнание как географии, так и законодательства [1].

Ещё один важный казус. Наш повар по окончании ПУ может самостоятельно выбрать формы обучения и до достижения 22 лет успеть получить ещё десяток (!) востребованных на рынке труда квалификаций, обучаясь в разных учебных заведениях, в том числе по всем тем предметам, по которым плехановец ещё будет учиться, пока в 22 года не закончит вуз и не получит … одну квалификацию. При этом плехановец будет вынужден учиться по всем предметам только в «плехановке» и только по одной форме обучения.

Спрашивается: зачем обременять студента, желающего получить титул «высшее образование» по профилю «Специалист в сфере закупок», изучать философию, иностранный язык, физическую культуру и другие якобы обязательные предметы?! Какое отношение эти предметы имеют не только к квалификации, но и вообще к умственному развитию?! Почему студент обязан изучать эти предметы в непрофильном вузе? Почему студент обязан посещать аудиторные занятия по философии, а не изучить её дистанционно? Почему студент обязан изучать иностранный язык в «плехановке», а не в любой спецшколе? Почему студент обязан посещать физическую культуру в «плехановке», а не в любом спорткомплексе? Почему повар вправе изучать иностранный язык, философию, посещать физическую культуру там, где повар захочет, а студент вуза – нет?!

Экономическая эффективность? О никакой экономической эффективности обучения нельзя говорить до тех пор, пока производительность труда и продолжительность жизни в России не достигнет лидирующих показателей.

В той же «плехановке» учебную нагрузку и бюджетные расходы можно сократить как минимум на 20% за счет прекращения финансирования предметов, никак не связанных ни с квалификацией, ни с умственным развитием учащегося.

«Для решения проблемы построения реального бюджета необходимо создать все условия, чтобы накопления, активы, созданные в России, работали в её интересах, как это делается в странах с развитой рыночной экономикой. В этом важнейшая задача всех ветвей власти, предпринимателей, населения» [2, с. 221].

В целом по стране бюджетные ассигнования на образование могут быть сокращены на:

- 100-200 млрд. рублей за счет полного прекращения финансирования наук, отнесенных к классу недостоверных,

- 100 млрд. рублей за счет запрета навязывания учащимся пакета предметов и «армейских» сроков обучения,

- 100-200 млрд. рублей за счет минимизации аудиторных занятий в виде записывания под диктовку лекций.

Реализация права на высшее образование должна осуществляться на основе полного соблюдения конституционных принципов получения образования [3].

В нашей стране сложилось несколько явных и грубых перекосов в реализации права граждан на высшее образование. В таблице представлены самые грубые нарушения реализации права граждан на высшее образование и пути решения проблем.

Таблица – Грубые нарушения реализации права граждан на высшее образование и пути решения проблем

Факт

В чем грубое нарушение реализации права граждан на высшее образование Путь решения

1. В соответствии с ч. 3 ст. 43 Конституции каждый гражданин вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование.

1. Высшее образование бесплатно получает примерно каждый четвертый гражданин. Большинство граждан лишены этого права с помощью различных искусственных обременений. 1. Снять обременения, чтобы все дееспособные граждане могли попытаться получить высшее образование.
2. В Конституции, хотя и прописана обязанность всех граждан получить основное общее образование, нигде не прописано, что образование включает в себя пакет обязательных предметов. Более того, ст. 26 Конституции запрещает устанавливать даже русский язык обязательным к изучению. 2. В школах граждан принуждают изучать русский язык, несмотря на прямой запрет, закрепленный в ст. 26 Конституции, а в вузах – ещё и иностранный язык. 2. Запретить включать в число обязательных предметов, в частности, иностранный язык и физическую культуру – эти «науки» явно не имеют никакого отношения к подавляющему большинству специальностей.
3. Ч. 3 ст. 43 Конституции гарантирует каждому гражданину бесплатно получить высшее образование. 3. Высшее образование присваивается по итогам 4-летнего обучения (бакалавриат). Однако значительная часть бесплатно учащихся граждан этим правом пользуется 5 лет (специалитет), некоторая часть – 6 лет (магистратура) и ещё меньшинство – 8-9 лет (аспирантура). 3. Закрепить норму, согласно которой продолжительность бесплатного обучения на высшее образование ограничена 5000 академическими часами. При этом учащийся вправе распорядиться этими часами на протяжении всей своей жизни, а не в отведенные ему 4-6 лет подряд, будто он служит в армии.
4. Ч. 3 ст. 43 Конституции гарантирует каждому гражданину бесплатно получить высшее образование. 4. Ни в Конституции, ни в законах четко не прописано, сколько каждому гражданину гарантируется аудиторных часов на получение общего образования. В законах есть только типология обучения на 1) очное – не менее 40% аудиторных часов, 2) заочное – не менее 15% аудиторных часов, 3) дистанционное – 0% аудиторных часов. 4. Закрепить норму, согласно которой каждый дееспособный учащийся имеет право на аудиторные занятия в объеме 1000

академических часов, а недееспособный учащийся по медицинским показаниям – до 5000 часов. При этом дееспособный учащийся вправе распорядиться этими часами по своему усмотрению, а недееспособный учащийся – по усмотрению своих законных представителей. В том числе он вправе полностью отказаться от аудиторных занятий.

Правительство вправе составить перечень предметов, по которым аудиторные занятия строго обязательны.

Учащийся не вправе отказаться также от аудиторных контрольных и экзаменационных занятий; исключение может быть предоставлено по медицинским показаниям.

5. В законодательстве четко не прописаны требования к аудиторным занятиям. 5. Как следствие, вузы часто принуждают студентов посещать аудиторно лекции. В последние 20 лет записывание под диктовку лекций – анахронизм, отнимающий время у студентов и деньги у налогоплательщиков. Большинство учащихся не нуждаются в записывании лекций, они предпочли бы использовать аудиторные занятия для чисто практических занятий. 5. Закрепить норму, согласно которой обязывать учащихся посещать аудиторные занятия возможно только:

1) по медицинским показаниям,

2) проводимые в практической форме, максимально приближенной к лабораторным занятиям, научным экспериментам, строго обязательно с использованием наглядных средств, приспособлений и техники,

3) проводимые с целью контроля знаний учащегося при условии, что этот контроль невозможно провести в иной форме.

6. Ч. 3 ст. 43 Конституции гарантирует каждому гражданину бесплатно получить высшее образование. 6. Ни в Конституции, ни в законах не прописаны права и свободы граждан ни в бесплатном, ни в платном высшем образовании, в частности не закреплено право дееспособных обучаемых самим определять, по каким предметам и в какой мере они обучаются аудиторно, а по каким предметам и в какой мере они обучаются дистанционно. Подобными правами и свободами в полной мере они располагают только в платном дополнительном профессиональном образовании. 6. Закрепить норму, согласно которой дееспособные учащиеся самостоятельно, а недееспособные учащиеся посредством законных представителей определяют по каким предметам и в какой мере они обучаются аудиторно, а по каким предметам и в какой мере они обучаются дистанционно.
7. Ч. 3 ст. 43 Конституции гарантирует каждому гражданину бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном заведении. 7. Ни в Конституции, ни в законах не сказано, что гражданин бесплатно получить высшее образование должен в одном в государственном или муниципальном заведении, при этом оставлял в залог документы. 7. Закрепить норму, согласно которой учащиеся вправе получать высшее образование одновременно или в разное время в разных вузах, то тесть по одним предметам учиться в одном вузе, по другим – в другом вузе, а по некоторым предметам не в вузе, а в иных учебных заведениях.
8. Ст. 43 Конституции гарантирует каждому гражданину именно право, а вовсе не обязанность бесплатно получить высшее образование. В ч. 5 это статьи закреплена повинность обучаемых учиться по федеральным государственным образовательным стандартам, а вовсе не по пакетам обязательных предметов. 8. Во всех вузах, не только государственных и не только бесплатных, обучаемых принуждают обучаться по пакетам обязательных предметов. Аналогичными правами и свободами в полной мере они располагают только в платном дополнительном профессиональном образовании. 8. Закрепить норму, согласно которой дееспособные учащиеся самостоятельно, а недееспособные учащиеся посредством законных представителей определяют предметы, по которым они будут учиться.
9. Чтобы получить первую квалификацию, выпускник 11 класса должен проучиться не менее 4 лет в вузе (всего 15 лет), тогда как выпускнику 9 класса для этого достаточно проучиться 2 года в ПУ (всего 11 лет). Чтобы получить квалификацию «Специалист в сфере закупок», выпускнику 9 класса, поступившему в ПУ на направление «Повар», достаточно изучить 350 академических часов по экономическим предметам, включая 250 академических часов месяца на курсах профессиональной переподготовки. Чтобы получить квалификацию «Специалист в сфере закупок» выпускник 11 класса должен изучить от 3000 до 6000 академических часов и более

по экономическим предметам.

9. К примеру, 18-летний выпускник ПУ, уже имеющий квалификацию «Повар» или любую другую, вправе поступить на курсы профессиональной переподготовки объёмом не менее 250 академических часов и спустя 1,5 месяца получить ещё одну квалификацию, например «Специалист в сфере закупок». А выпускник 11 класса, поступивший в вуз, получит первую квалификацию и право на профессиональную переподготовку на 4 года позднее повара.

Чтобы получить квалификацию «Специалист в сфере закупок» посредством профессиональной переподготовки выпускнику 9 класса, поступившему в ПУ, потребуется в 2-3 раза меньше академических часов, чем выпускнику 11 класса, поступившему в вуз.

9. Разрешить всем гражданам получать квалификацию на основе среднего образования – как профессионального, так и общего. Снять ограничения в количестве академических часов по профильному предмету, необходимых для допуска к обучению с присвоением по его итогам квалификации.
10. Ч. 5 ст. 43 Конституции гарантирует обучение по федеральным государственным образовательным стандартам. 10. В вузах отсутствуют единые федеральные государственные образовательные стандарты. Преподавание гуманитарных и особенно общественных наук ведется по каким-то особым «стандартам», резко отличающимся от стандартов точных наук. Учащиеся вводятся в заблуждение о равнозначности научности гуманитарных, общественных наук, с одной стороны, и точный наук, с другой стороны. Повсеместно нарушаются нормы законодательства о защите прав потребителей, требующие должным образом информировать учащихся о уровне научности так называемых «наук».

10. Унифицировать федеральные государственные образовательные стандарты и полностью изъять из числа обязательных (финансируемых из бюджета) предметов те, которые не отвечают единым стандартам.

11. Чтобы получить квалификацию посредством курсов профпереподготовки, достаточно отучиться 250 академических часов. 11. За время обучения в вузе учащийся может изучить 10 и более предметов, продолжительностью 250 академических часов и более каждый, но ему будет присвоена только одна квалификация.

11. Закрепить норму, согласно которой за время обучения в вузе учащемуся присваивается ровно столько квалификаций, сколько он изучил предметов, продолжительностью 250 академических часов и более каждый. При этом квалификация ему присваивается сразу после успешной аттестации по каждому предмету отдельно.


Библиографический список
  1. Алексеев В.М. Преодоление в географии культурологических фикций деления мира на «восток» и «запад» // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/08/57034 (дата обращения: 25.05.2016).
  2. Кобыленко М.И., Халяпин А.А. Проблемы финансовой политики российской федерации / В сборнике: Прорывные экономические реформы в условиях риска и неопределенности Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2016. С. 220-222.
  3. Алексеев В.М. Конституционные принципы получения образования // Политика, государство и право. 2016. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/?p=4050 (дата обращения: 26.07.2016).


Все статьи автора «Академия ГлавСпец АНО ДПО»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: