Особенности использования педагогического моделирования в структуре уточнения и детализации категориального аппарата педагогики физической культуры и спорта определяют будущее развитие педагога и возможность оптимизации научно-педагогического исследования в системном поиске конкурентоспособных продуктов многомерного анализа и синтеза основ отраслевой педагогики.
В теории и практике уточнения категориального аппарата современной педагогики наработано немало педагогических средств и педагогических конструктов, фасилитирующих развитие личности в модели современного образования и культуры.
В системе профессионального образования педагогическое моделирование используется для качественного решения задачи на теоретическом уровне, определяется возможность связи теории и практики современной педагогической деятельности, гарантирующей целостное построение педагогического процесса в модели современной школы и развития системы непрерывного образования.
Качество подготовки будущих педагогов к реализации персонифицированных условий развития личности и возможности оптимизации продуктивного становления личности определяется через качественное изучение основ педагогического моделирования и самореализации личности, включенной в иерархию формируемых смыслов, ценностей и компетенций.
Для детализации возможностей исследования процесса самореализации в нашей работе мы будем опираться на теоретико-эмпирические данные продуктивного использования основ педагогического моделирования как метода исследования и ресурса создания педагогических средств [1-11], примеры утончения и детализации категории «самореализация» в работе будущего педагога по физической культуре, включенного в систему непрерывного образования [12-24].
Самореализация в широком смысле – педагогический конструкт, определяющий возможности и потребности личности в выборе направления, условий и моделей продуцирования идеальных и материальных продуктов деятельности и общения, науки и образования, искусства и культуры, спорта и досуга, в единстве раскрывающий специфику развития личности и общества в иерархии модифицируемых ценностей и компетенций гуманизации и персонификации развития педагогической деятельности в микро-, мезо-, макродетерминантах описания и верификации решений.
Самореализация в узком смысле – процесс выбора модели развития личности в системном продуцировании идеального и материального, предопределяющих успешность личности в выделенных направлениях описываемого процесса, детализирующих возможность самоутверждения через продукты деятельности и общения, сотрудничества и взаимодействия.
Самореализация в локальном смысле – процедура верификации и оптимизации качества постановки и решения задач развития в системе образования и профессионально-трудовых отношений, гарантирующих успешность личности в иерархии социальных отношений и форм сотрудничества.
Самореализация обучающегося в широком смысле – система самоорганизации личности в поле смыслов, ценностей, целей, компетенций, в совокупности предопределяющих успешность выбора направления, качества и условий достижения определенных идеальных и материальных благ в иерархии мотивов и целей обучающегося, включенного в систему непрерывного образования, гарантирующего личности целостное своевременное развитие и социализацию через продукты деятельности, определяемые в конструктах и ресурсах описываемого явления.
Самореализация обучающегося в узком смысле – процесс формирования потребностей обучающегося в высоких достижениях в определенном направлении деятельности, предопределяющем возможность перехода из одной плоскости социально востребованных условий развития и продуцирования в другое, системно и персонифицировано позволяющего обучающемуся достигать высоких, социально востребованных и конкурентоспособных результатов развития и сотрудничества.
Самореализация обучающегося в локальном смысле – процедура верификации качества постановки цели и задач развития личности в системе образования, обеспечивающего личности своевременность развития и конкурентоспособность на рынке услуг и профессиональных отношений.
Самореализация обучающегося, занимающегося спортом, в широком смысле – система самоорганизации личности в поле смыслов, ценностей, целей, компетенций, непосредственно связанных со спортом и физической культурой, в совокупности предопределяющих успешность выбора определенного направления в спорте, качества и условий достижения определенных идеальных и материальных благ в иерархии мотивов и целей обучающегося, занимающегося спортом, включенного в систему непрерывного образования, гарантирующего личности целостное своевременное развитие и социализацию с программированием своевременного перехода их одного направления в другое, определяющего возможность развития и самосохранения антропопространства и личности через продукты деятельности, визуализируемые в описываемом явлении.
Самореализация обучающегося, занимающегося спортом, в узком смысле – процесс формирования потребностей обучающегося в высоких достижениях в спорте и смежных с ним видов деятельности, предопределяющих возможность перехода из одной плоскости социально востребованных условий развития и продуцирования в другое, системно и персонифицировано позволяющего обучающемуся достигать высоких, социально востребованных и конкурентоспособных результатов развития и самоутверждения.
Самореализация обучающегося, занимающегося спортом, в локальном смысле – процедура достижения максимально высоких результатов в спорте как одном из направлений продуцирования различных новообразований и персонифицированных резервов развития личности и антропопространства.
Самореализация обучающегося, занимающегося регби, в широком смысле – система социально и профессионально значимых отношений спортсменов, занимающихся регби, гарантирующих в единстве ценностей, смыслов, целей достижение высоких результатов в регби как одном из игровых видов спорта, определяющих зрелищность, продуктивность и целостность тактической организации игры механизмом вовлечения широкого круга лиц социального пространства в игру регби в различных ролях и формах социальных взаимоотношений.
Самореализация обучающегося, занимающегося регби, в узком смысле – процесс профессионального взаимодействия спортсменов в коллективе (команда является частным случаем), гарантирующий получение высоких достижений в учебно-тренировочном процессе и в период соревнований, являющихся показателем качества организации учебно-тренировочного процесса в регби и спорте в целом.
Самореализация обучающегося, занимающегося регби, в локальном смысле – процедура получения высоких достижений в определенной игре или цикла игр, направленной на выявление уровня спортивного мастерства личности спортсмена-регбиста и регбийной команды в целом.
Выделенные детерминации будут использованы нами в дальнейших работах, определяющих мультисредовый подход базовым ресурсом развития личности и общества, верифицирующим истинность поля смыслов ценностей гуманизма и продуктов развития антропосреды.
Библиографический список
- Антоненко А.В., Козырева О.А. Педагогическая деятельность как конструкт и категория педагогической науки // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 8. URL: http://human.snauka.ru/2016/08/15973
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Специфика детерминации и изучения категории «педагогическая деятельность» в структуре подготовки будущих учителей // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12 (52). С. 133-140.
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическое моделирование как продукт и метод научно-педагогического исследования // Современная педагогика. 2015. № 8. С.14-23.
- Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования в условиях непрерывного профессионального образования // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 3-2. С. 355-359.
- Козырева О.А. Культура самостоятельной работы личности в конструктах педагогической методологии // Интернетнаука. 2016. № 5. С.478-488.
- Козырева О.А. Педагогическое моделирование в структуре изучения курса «Практическая педагогика // Интернетнаука. 2016 №7. С.134-145. DOI:10.19075/2414-0031-2016-7-134-145
- Козырева О.А., Козырев Н.А. Педагогика непрерывного профессионального образования как модель современной культуры // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12. URL: http://human.snauka.ru/2015/12/13555
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.
- Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы доп. профессионального образования. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
- Судьина Л. Н., Козырева О. А. Педагогическая поддержка будущего педагога в адаптивном обучении как ресурс социализации и самореализации личности // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 1 (21). С.152-156.
- Сукиасян А.А., Козырева О.А. Продуктивная подготовка будущих педагогов к участию в научно-практических конференциях // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. №4 (20). С.151-155.
- Байменов М.С., Козырева О.А. Уточнение категорий «социализация» и «самореализация» в конструктах педагогики физической культуры и спорта // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 5. URL: http://human.snauka.ru/2016/05/14884
- Белинская А.В., Козырева О.А. Здоровьесбережение в конструктах современного педагогического моделирования и педагогической деятельности // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 5. URL: http://human.snauka.ru/2016/05/14919
- Белинская А.В., Козырева О.А. Социализация и самореализация личности в конструктах социальной педагогики // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 5. URL: http://human.snauka.ru/2016/05/14903
- Белинская А.В., Козырева О.А. Социализация и самореализация личности в конструктах педагогики физической культуры и спорта // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 5. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/05/67023
- Беспалов Д.Е., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Основы социализации и самореализации личности в модели педагогической рефлексии // Современная педагогика. 2016. № 2. С.97-100.
- Васильев Д.С., Козырева О.А. Качество исследования возможностей социализации и самореализации обучающегося, занимающегося плаванием, в конструктах современной педагогической методологии // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 7. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/07/67803
- Емец И.Ю., Кириенко С.А., Козырева О.А. Возможности педагогического моделирования в решении задач социализации и самореализации обучающегося, занимающегося хоккеем // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 7. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/07/67599
- Зубанов В.П., Свинаренко В.Г., Косоухов В.М. Категория «самореализация» в структуре подготовки будущего педагога по физической культуре: теория и практика детерминации и исследования // Современная педагогика. 2016. № 4. С.23-32.
- Козырева О.А., Питнявко В.А. Педагогические конструкты социализации и самореализации личности в системе занятий сноубордом // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 5. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/05/67087
- Кузнецова В.И., Байменов М.С., Козырева О.А. Уточнение категорий «социализация» и «самореализация» в общепедагогических конструктах // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 5. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/05/66877
- Сальников А.Е., Острякова С.В. Самореализация личности как социально-педагогическая проблема // Психология, социология и педагогика. 2016. № 7. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/07/6978
- Свинаренко В.Г., Бокова Е.В., Козырева О.А. Педагогическое моделирование в структуре детерминации и уточнения категорий «социализация» и «самореализация» // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 8. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/08/69804
- Старченко Д.В., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Основы социализации обучающегося в модели развития и саморазвития, здоровьесбережения и самореализации // Современная педагогика. 2016. № 2.101-108.