Особенности детерминации систем принципов [3-6] в структуре изучения основ педагогики будущими педагогами по физической культуре представляет интерес и реализует условия продуктивного поиска [1-2] в модели непрерывного образования как продукта эволюции антропосреды и профессионально-трудовых отношений. Качество определяемых и решаемых учебно-образовательных задач будущими педагогами по физической культуре в структуре продуктивного поиска в моделировании системы принципов педагогического взаимодействия за 2016 год определило ряд публикаций [7-16], в структуре которых обсуждается проблема детерминации ценностей и способов профессионального становления личности, определяющей базовым звеном становления систему принципов как конструктор становления личности в различных плоскостях общечеловеческого знания и основ поликультурных отношений, гарантирующих самосохранение общечеловеческого и преумножение продуктов развития общества, построенных в конструктах идей гуманизма и толерантности.
Специфика выбора ресурсов оптимизации качества моделирования систем принципов может быть определена через создаваемые педагогами конструкты систем принципов педагогического взаимодействия в общем и частном виде детерминации. Практика использования педагогического моделирования и технологии системно-педагогического моделирования [17-28] реализует возможность персонифицированного учета особенностей и возможностей построения педагогического взаимодействия с будущими педагогами в модели непрерывного образования. Определим систему принципов педагогического взаимодействия в структуре уточнения возможностей построения социализации и самореализации личности через спорт, данная практика будет у нас определена через командный вид спорта – гандбол.
Система принципов социализации и самореализации
личности через спорт (гандбол), А. Е. Муравьева, 2016
1. Принцип научности в построении социально-педагогичных отношений через учебно-тренировочный и соревновательный периоды в гандболе:
- принцип единства теории и практики в решении задач развития, социализации и самореализации в поле смыслов и ценностей современного образования;
- принцип единства воспитания, здоровьесбережения, социализации, самообразования, адаптации, фасилитации, самореализации;
- принцип учета индивидуальных особенностей и модели нормального распределения способностей в конструктах построения полисубъектных отношений и полугрупповых соревновательных действий;
- принцип формирования и развития всех структур личности, определяющих успешность базовой ценностью и условием становления личности в деятельности и через деятельность;
- принцип гармонизации и оптимизации условий развития, социализации и самореализации в поликультурном пространстве;
- принцип доступности, оптимальной сложности и востребования научных знаний в развитии личности спортсмена и команды гандболистов;
- принцип ограниченности условиями поликультурных и межгрупповых отношений в детерминации и принятии модели развития личности в системе непрерывного образования;
- принцип формирования личности в культуре и через культуру деятельности, общения, рефлексии;
- принцип объективного, позитивного восприятия личности в коллективе и через коллектив.
2. Принцип позитивного программирования будущего у команды и у игрока в гандболе:
- принцип дисциплинированности и ответственности в управлении качеством педагогической деятельности;
- принцип создания оптимально доступных, персонифицированных условий для формирования у субъектов социальной среды адекватной, позитивной самооценки;
- принцип сотрудничества и взаимопомощи в коллективе;
- принцип ведущей роли тренера (педагога) в процессе педагогического взаимодействия и сотрудничества;
- принцип субъектного контроля объективности средств контроля и оценки;
- принцип формирования самостоятельности личности в деятельности и общении.
3. Принцип учета основ здоровьесбережения с командой в гандболе.
- принцип рационального сочетания различных видов, форм, методов и средств социализации и самореализации в микро-, мезо-, макрогрупповых формах мониторинга качества организуемой педагогам деятельности;
- принцип социальной направленности, законности, объективности в выборе модели решения задач развития;
- принцип терпеливости и терпимости в работе тренера и спортсмена;
- принцип преодоления сложностей и трудностей в процессе учебно-тренировочных занятий;
- принцип достоинства, гордости, честности;
- принцип совершенствования всех граней и сфер жизнедеятельности личности как ценности и продукта современного образования;
- принцип формирования у личности позитивного, эмоционального состояния в модели сотрудничества и взаимодействия (владение методами самозащиты от психологических травм и асоциальных форм самовыражения).
4. Принцип оптимальной организации общей физической подготовки (ОФП) и специальной физической подготовки (СФП) в гандболе:
- принцип оптимальности выбора игроком команды модельных характеристик в гандболе;
- принцип учета возможности и характеристики игры в команде (техника, тактика, стратегия);
- принцип формирования и развития двигательной активности и продуктивной деятельности гандболиста (качественные решения по моделированию и уточнению стратегии в игре);
- принцип оптимизации техники игры;
- принцип рационализации техники нападения, перемещения (бег, ходьба, остановка, прыжки);
- принцип детализации и формирования навыков (ловля двумя руками, ловля одной рукой, ведение мяча, передача, бросок);
- принцип персонифицированной отработки техники защиты (блок, выбивание);
- принцип разделения ролей и функций игроков в команде;
- принцип индивидуализации и дифференциации в подготовке вратаря и полевых игроков;
- принцип отработки групповых действий (заслонов) в учебно-тренировочном процесс и спарринге;
- принцип подстраховки и переключения в групповых действиях;
- принцип отработки в учебно-тренировочном процессе командных действий;
- принцип единства теории и практики в обучении игрока приемам игры (нападение);
- принцип научно обоснованных ограничений в игре в модели учета возрастосообразности, здоровьесбережения, культуросообразности и пр.;
- принцип укрепления здоровья и гармоничного физического развития;
- принцип единства специально-подготовительных и общеподготовительных упражнений;
- принцип неустанного, персонифицированного совершенствования умений и навыков игрока;
- принцип укрепления основных систем организма модели учебно-тренировочного процесса и общения;
- принцип развития основных двигательных способностей (сила, быстрота, гибкость, выносливость, ловкость);
- принцип детализации методов избирательного воздействия и целостного моделирования стратегии игры;
- принцип объективного познания теоретических основ спортивной техники;
- принцип использования методов варьирования в повышении качества учебно-тренировочного процесса;
- принцип включения метода исправления ошибок в работе с командой;
- принцип воспитания необходимых способностей для успешного овладения тактики игры;
- принцип овладения индивидуальными, групповыми и командными действиями;
- принцип совершенствования тактической подготовки с учетом амплуа в команде;
- принцип воспитания способностей переключения от одной тактической системы к другой (от нападения к защите и наоборот).
5. Принцип единства теории и практики в организации учебно-тренировочном процессе:
- принцип оптимизации методов экстенсивных и интенсивных усилий;
- принцип воспитания скоростных способностей (быстрота двигательной реакции, быстрота движений);
- принцип оптимального обучения техники владения мячом;
- принцип воспитания высоких моральных и волевых качеств гандболиста;
- принцип укрепления здоровья, всестороннее физическое развитие, воспитание специальных двигательных способностей;
- принцип воспитания психических качеств личности, необходимых для успешной тренировки и выступления в соревнованиях;
- принцип приобретения знаний для научно-обоснованного управления тренировки;
- принцип приобретения способностей реализовать свои знания, умения и навыки в коллективно-спортивной борьбе для достижения победы.
Выделенная система принципов социализации и самореализации личности в гандболе определи будущее построения учебной практики в образовательной организации.
Библиографический список
- Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учебное пособие для педагогических вузов и системы дополнительного профессионального образования. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92 с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
- Редлих С.М., Козырева О.А. Современные методы продуктивной педагогики и проблема формирования культуры самостоятельной работы педагога // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2011. №1(3). С.49-62.
- Редлих С. М., Козырева О. А. Система принципов формирования культуры самостоятельной работы педагога как механизм реализации условий продуктивного педагогического взаимодействия // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2012. №1 (5). С. 27-29.
- Козырева О. А. Возможность моделирования системы принципов педагогического взаимодействия как результат формирования культуры самостоятельной работы педагога // Молодой ученый. 2010. № 11 (22). Т. II. С. 127-131.
- Козырева О. А., Матвеев А. А. Системы принципов формирования культуры самостоятельной работы будущих педагогов и инженеров-строителей в структуре педагогического взаимодействия // Молодой ученый. 2011. № 10 (33). Т. II. С.159-161.
- Маслов В.Л., Козырева О.А. Некоторые аспекты детерминации и реализации системы принципов формирования профессиональной, организационной и корпоративной культуры педагогов как условие сохранение общества // Экономика и социум. 2014. № 3-2 (12). С. 469-481.
- Абрамов Е. А. Особенности детерминации практико ориентированной системы принципов воспитания обучающихся // Инструменты и механизмы современного инновационного развития : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Томск, 25 марта 2016 г.) : в 3-х ч. Ч.2. Уфа : Аэтерна, 2016. С.88-89.
- Антипов С. С. Особенности моделирования системы принципов педагогического взаимодействия в работе педагога по физической культуре // Символ науки. 2016. №3-2. С.16-17.
- Бородкин И.Ю., Шишкина Т.И. Моделирование системы принципов воспитания в структуре изучения курса «Методика воспитательной работы» и курса «Основы работы вожатого в летнем лагере» // Современная педагогика. 2016. № 9. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/09/5927
- Евстафьев Е.А. Качество уточнения систем принципов воспитания в структуре изучения курса «Практическая педагогика» // Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения : тр. Всеросс. науч. конфер. студ., аспир. и молодых ученых ; под общ. ред. М.В. Темлянцева. Новокузнецк: Изд. центр СибГИУ, 2016. Вып. 20. Ч. II. Гуманитарные науки. С.194-196.
- Кетов В. Л. Принципы организации воспитательной работы в структуре изучения основ спортивного туризма // Научные основы современного прогресса : сб. ст. Межд. науч.-пр. конф. (Магнитогорск, 8 июня 2016 г.) : в 2 ч. Ч.1. Уфа : Омега Сайнс, 2016. С.198-200.
- Кирьянова Е. А. Принципы организации летнего отдыха обучающегося// Символ науки. 2016. № 6-2. С.164-165.
- Питнявко В.А., Козырева О.А. Некоторые особенности социализации и самореализации обучающихся, занимающихся сноубордом, в контексте детерминации принципов и моделей оптимизации педагогической деятельности // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66113
- Полиенко Б. С. Система принципов воспитания в профессионально-педагогической подготовке студента // Инновационная наука. 2016. №4-2. С.185-187.
- Хиля В. А. Специфика и практика моделирования системы принципов педагогического взаимодействия в работе педагога по физической культуре // Символ науки. 2016. №2-1. С.211-214.
- Шилова А.Н. Моделирование системы принципов воспитания в конструктах лабораторной работы курса «Практическая педагогика» // Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения : тр. Всеросс. науч. конфер. студ., аспир. и молодых ученых ; под общ. ред. М.В. Темлянцева. Новокузнецк: Изд. центр СибГИУ, 2016. Вып. 20. Ч. II. Гуманитарные науки. С.344-346.
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическое моделирование как продукт и метод научно-педагогического исследования // Современная педагогика. 2015. № 8. С.14-23.
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Специфика детерминации и изучения категории «педагогическая деятельность» в структуре подготовки будущих учителей // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12 (52). С. 133-140.
- Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
- Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования в условиях непрерывного профессионального образования // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 3-2. С. 355-359.
- Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов : теоретический аспект // European Social Science Journal. 2014. № 4-1. С. 136-142.
- Козырева О.А. Культура самостоятельной работы личности в конструктах педагогической методологии // Интернетнаука. 2016. № 5. С.478-488.
- Козырева О.А., Козырев Н.А. Виды и модели современного обучения в структуре образования // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12. URL: http://human.snauka.ru/2015/12/13554
- Козырева О.А., Козырев Н.А. Некоторые возможности определения понятий «педагогическое проектирование» и «педагогическое моделирование» в структуре подготовки педагогов // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 8 (48). С. 43-52.
- Козырева О.А., Козырев Н.А. Педагогика непрерывного профессионального образования как модель современной культуры // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12. URL: http://human.snauka.ru/2015/12/13555
- Козырева О.А., Козырев Н.А. Педагогическая рефлексия в модели детерминации, оптимизации и исследования качества профессионально-педагогической подготовки // Психология, социология и педагогика. 2015. № 8 (47). С. 13-22.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.