УДК УДК: 378.147

СИСТЕМА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Новоселова Марина Вячеславовна1, Новоселов Анатолий Рафаилович2
1Тверской государственный технический университет, кандидат технических наук, доцент кафедры прикладной физики
2Тверской государственный университет, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры общей физики

Аннотация
В статье описана возможность организации самостоятельной работы студентов (СРС) на основе системы индивидуальных заданий. Положительный эффект от СРС достигается в результате варьирования разработанных заданий, а также использования их при контроле и самоконтроле усвоения учебного материала. Учет результатов СРС в общей рейтинговой оценке активизирует аудиторную и внеаудиторную работу студентов.

Ключевые слова: индивидуальное задание, самостоятельная работа студентов


THE SYSTEM OF INDIVIDUAL TASKS AS A WAY TO LIVEN UP AN UNASSISTED WORK OF STUDENTS

Novoselova Marina Vyacheslavovna1, Novoselov Anatoly Rafailovich2
1Tver State Technical University, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of the Applied Physics Department
2Tver State University, Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor of the General Physics Department

Abstract
In the article the possibility of the organization of unassisted work of students on the basis of an individual tasks system is described. The positive effect of unassisted work of students is reached as a result of a variation of the developed tasks and of their use at control and self-checking of a training material learning as well. The accounting of results of student unassisted work in the general rating assessment livens up students classroom and out-of-class work.

Keywords: individual task, unassisted work of students


Библиографическая ссылка на статью:
Новоселова М.В., Новоселов А.Р. Система индивидуальных заданий как средство активизации самостоятельной работы студентов // Современная педагогика. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2016/10/6157 (дата обращения: 12.07.2023).

Самостоятельная работа студентов (СРС) – основа образовательного процесса для всех форм обучения в вузах. СРС дает положительные результаты, если она является целенаправленной, систематической и планомерной.

Цель СРС – научить студента осмысленно и самостоятельно работать с учебным материалом, сформировать навыки самостоятельного поиска и приобретения новых знаний. Под термином «самостоятельная работа студентов» следует понимать систематическую, управляемую преподавателем самостоятельную деятельность студента.

В статье описана возможность организации СРС на занятиях по физике на основе системы индивидуальных заданий (ИЗ). Система ИЗ представляет собой множество банков заданий различного назначения [1]: банк тестов для допуска студентов к выполнению лабораторных работ; банк заданий для защиты ЛР; банк заданий для текущего контроля (самоконтроля) знаний при подготовке к коллоквиумам; банк заданий для практических занятий; банк тестов для опроса в конце лекций и т.д.

Банк заданий представляет собой документ в формате MS Word, содержащий набор теоретических вопросов, заданий, тестов, задач. Он может включать в себя формулы и рисунки. Из методических соображений или для удобства банк заданий может быть структурирован по тематическим разделам, по степени сложности и т.д.

Для формирования ИЗ на базе разработанных банков заданий написана специальная компьютерная программа в виде макроса для текстового процессора MS Word [2, 3], позволяющая, во-первых, автоматизировать процесс формирования вариантов заданий и, во-вторых, проводить компьютерное тестирование (самотестирование) непосредственно в MS Word. ИЗ создается в результате случайной выборки из указанных разделов соответствующего банка заданий. Причем один и тот же банк заданий может быть использован как для создания вариантов для печати, так и для компьютерного тестирования. При компьютерном опросе на экран выводится общий результат тестирования. Также есть возможность просмотреть результат пройденного теста – каждое задание с оценкой выбранного ответа в виде верно / неверно. В итоге студент может самостоятельно проанализировать совершенные ошибки или обсудить их с преподавателем.

При проведении лабораторного практикума ИЗ применяются при допуске к выполнению лабораторной работы и при ее защите. К лабораторной работе допускаются студенты, успешно прошедшие компьютерный тестовый контроль подготовленности к выполнению лабораторной работы. Этот тест не является теоретическим анализом изучаемого явления, а представляет опрос по цели работы, методике проведения эксперимента, обращению с приборами, обработке и интерпретации экспериментальных данных и т.д.

Компьютеризация этого вида деятельности позволяет решить проблему нехватки времени у преподавателей, проводящих такой контроль в виде устного опроса, а индивидуализация заданий – активизировать СРС. В результате преподаватель может больше времени уделить студентам при обработке экспериментальных данных: проведении вычислений; построении графиков; расчете погрешностей; оценке физической разумности полученных результатов.

При защите лабораторных работ ИЗ формируются из банка, содержащего задания теоретического плана, как минимум в объеме контрольных вопросов, указанных в конце описания лабораторной работы. По результатам компьютерного тестирования в этом случае преподаватель может оперативно выявить пробелы в теоретических знаниях студента и внести соответствующие коррективы.

Активность СРС на практических занятиях может быть усилена в результате индивидуализации задания. Например, на каждую тему студент получает свой вариант задания, при этом условие задачи для всех студентов однотипное, а исходные данные различны. В начале занятия преподаватель дает лишь общие методические указания по решению задачи. А далее обращает внимание на грамотное и правильное выполнение технических расчетов и проверяет полученный результат. Получение задания, его выполнение и контроль в пределах одного занятия повышает эффективность СРС.

Обратная связь со студентами, как во время практических занятий, так и при чтении лекций, всегда была важной составляющей учебного процесса. И если во время проведения практических занятий преподаватель может задать вопрос или заглянуть в конспект студента, то во время проведения лекционного занятия осуществить обратную связь со студентами, определить их уровень восприятия материала несколько сложнее. Одним из решений этой проблемы может стать проведение письменного опроса (в случае технического оснащения лекционной аудитории – компьютерного опроса) в конце лекции всех студентов в аудитории. Опрос проводиться в виде индивидуальных тестов, сформированных случайным образом из соответствующего банка заданий. В этом случае банк заданий содержит тесты или вопросы теоретической направленности, не требующие каких-либо вычислений. При проведении теста в конце каждой лекции студенты осознают необходимость более внимательного отношения к лекционному материалу.

Для достижения ожидаемого эффекта от использования ИЗ при организации СРС преподаватель должен:

- продумать задания на самостоятельную работу;

- обновлять, дополнять разработанные банки заданий;

- разрабатывать методическое обеспечение СРС;

- учитывать общую суммарную нагрузку студентов по всем дисциплинам, а не только по своей дисциплине;

- предусмотреть возможность варьирования заданий с учетом интеллектуальных качеств, психологических особенностей студентов;

- учитывать результаты СРС в общей рейтинговой оценке по данной дисциплине.

В последние годы в учебном процессе вузов довольно успешно используются системы контроля, основанные на балльно-рейтинговой оценке знаний студентов. Основные преимущества подобных систем заключаются в побуждении студентов к систематической самостоятельной работе в течение всего семестра. Если студент набирает в семестре количество баллов, соответствующее положительной оценке, то ему проставляется в ведомость рейтинговая оценка. Возможность получения оценки до сессии активизирует как аудиторную, так и внеаудиторную СРС.

Кроме того, самостоятельная работа имеет воспитательное значение: она формирует самостоятельность не только как совокупность умений и навыков, но и как черту характера, играющую существенную роль в структуре личности современного специалиста.


Библиографический список
  1. Алексеев В.М., Болотов А.Н., Гусев А.Ф. [и др.]. Механика и молекулярная физика. Тематические тесты и элементы теории: учебное пособие. Тверь: ТГТУ, 2011. 100 с.
  2. Программа для ЭВМ №  2007613871. Система для автоматизации формирования вариантов заданий для бланочного и компьютерного тестирования / В.В. Измайлов, М.В. Новоселова; зарег. в реестре программ для ЭВМ 11.09.2007.
  3. Измайлов В.В., Новоселова М.В. Формирование индивидуальных заданий для самостоятельной работы студентов на базе MS Word // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/07/69283 (дата обращения: 19.07.2016).


Все статьи автора «Новоселова Марина Вячеславовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: