Актуальность проблемы
На сегодняшний день навык эффективной работы с информацией является наиболее важным в сфере образования. В научно-образовательной среде необходимо уметь систематизировать полученные знания и конспектировать их. Прежде всего это относится к лекциям и материалу из прочитанных книг.
Как правило, на начальных этапах работы, по мнению специалиста в области интенсификации обучения В.В.Петрусинского, используются «пассивные (созерцательные) индивидуальные формы учебной деятельности, позволяющие загрузить в подсознание большие массивы информации с ее неполным осмыслением» [5]. А это в свою очередь репродуктивный вид деятельности, к которому относятся чтение (как печатных, так и электронных изданий) и прослушивание аудио- и видеозаписей. В контексте же заявленной темы это не что иное, как умение работать с информацией: отбор, прочтение (прослушивание) и конспектирование.
Интенсификация обучения
Современный учебный процесс с элементами интенсификации – это целая система учебных действий, объединенных последовательностью этапов обучения. В данной статье под интенсификацией обучения подразумевается умение работать с информацией.
Автор данной статьи соглашается со схемой В.В.Петрусинского и его идеей поэтапного обучения. Именно поэтому данная схема и ставится на рассмотрение. На первом этапе студент «узнает» большие объемы информации, что довольно важно особенно в университете.
Основные идеи и способы их практической реализации в учебном процессе приводятся ниже.
Сразу стоит сказать, что в данной статье будут рассматриваться только уровни узнавания, воспроизведения и применения. Что по шкале учебной деятельности соответствует информационной стимуляции (скорочтению и динамическому чтению) и репродукции (конспектированию или рациональной работе с текстом). Этап подготовки будет лишь фоном.
Схема 1. Уровни и этапы усвоения информации при интенсивном обучении (В. В. Петрусинский)
На начальном этапе обучения (этапе подготовки к обучению)важно решение главной задачи – создания мотивации и подготовки нужного психологического состояния для обучения. Это психологический настрой на всю познавательную деятельность в целом. Именно этого часто не хватает при обычном процессе обучения.
На первом этапе обучения (этапе информационной стимуляции) осуществляется пассивное восприятие учебной информации через прослушивание лекций, чтение текстов с применением методов скорочтения, просмотр фильмов. Все это обеспечивает этап пассивного усвоения учебной информации. Используется информационное насыщение, когда информация предъявляется в больших объемах без дополнительного условия – обязательного ее осмысления и осознавания. На данном этапе, по мнению В.В.Петрусинского, это допустимо.
При обучении теоретическим дисциплинам на этапе репродукции предлагается научиться конспектировать изучаемые материалы, т.е. предлагается разложить текст на его составляющие – выделить главное и второстепенное. Конспект строится по четырем разным уровням обобщения. Один из вариантов, когда на странице текста предлагается выделить цветом ключевые слова, пояснения, расшифровки и т.д. [6].
Так видит проблему интенсификации В.В.Петрусинский. Автор же данной статьи рассматривает процесс интенсификации, опираясь на мнение В.В.Петрусинского и его концепцию уровней и этапов усвоения информации при интенсивном обучении, добавляет поэтапные алгоритмы работы с информацией (в данной статье будет рассматриваться алгоритм по умению работать с информацией).
Умение работать с информацией
На сегодняшний день это один из наиболее важных навыков современного человека. Любой процесс поиска и отбора информации довольно объемен по временным затратам, поэтому и возникла идея дать алгоритм работы.
В упрощенном виде схема работы с информацией выглядит следующим образом:
- Поиск информации
- Отбор (рациональное чтение)
- Процесс восприятия текста (динамическое чтение)
- Конспектирование
- Запоминание
- Извлечение
А сам алгоритм по умению работать с информацией включает в себя 7 этапов работы, последовательно реализуя каждый из которых, любой студент добивается вполне ощутимого результата.
Алгоритм – это:
- Выборка
- Чтение
- Отбор
- Интеллект-карта
- Карточки
- Устное проговаривание
- Коррективы
Более подробно о каждом[1]:
- Выборка. На этом этапе берутся имеющиеся источники информации, и из них выбирается то, что необходимо для экзамена. Используется метод рационального чтения [2], когда нужно просто отобрать то, что следует читать, а что – нет. Обращается внимание на автора, название, содержание, ключевые слова, таблицы, схемы, графики, иллюстрации, оформление текста, авторский стиль, выводы и заключение.
- Чтение. Чтение уже выбранной информации. Используется метод динамического чтения, объединяющего элементы скорочтения [1], [2], [4], ознакомительного и изучающего видов чтения [7, с. 177]. На этом этапе рекомендуется выделять основные мысли (цветовыделителем или простым карандашом – в книге, просто цветом – в электронных документах).
- Отбор. Выбор необходимой информации из уже прочитанного текста. Элементы поискового и просмотрового (выборочного) чтения[2] [7, с. 176-177]. Ориентироваться в основном на выделенные места.
- Интеллект-карта. После прочтения необходимой информации создается структура или скелет экзамена при помощи интеллект-карты[3]. Записывается вся информация, но предельно кратко, без подробностей, на большой лист бумаги формата А4 или А3. Для начала рекомендуется делать интеллект-карты на каждый источник информации. Если это книга – то интеллект-карта по книге, если статья – то интеллект-карта по статье и т.д. Потом лучше объединять все источники информации в одну карту.
- Карточки. Та информация, которая никак не помещается в формат интеллект-карты, выносится на отдельные карточки. Сюда выносятся цитаты, схемы, таблицы, графики, собственные мысли и т.д. Причем на одну карточку – информация одного вида с подробными выходными данными (автор, название, год издания, страница). Таким образом создается база. Формат карточек – чтобы было удобно держать на ладони. Лучше делать картонные карточки или карточки из плотной бумаги.
- Устное проговаривание. После того, как готова вся информация, ее нужно разложить на столе: интеллект-карту в центре, а карточки – в зависимости от тем рядом с необходимой ветвью карты (например, рядом с Темой 1 положить и карточки Темы 1). После этого, смотря на карту и карточки, пересказать материал. На этом этапе работы информацию можно записать на диктофон и потом прослушать.
- Коррективы. После проговаривания хорошо видны все тонкости владения материалом и «скользкие» места. Поэтому именно после этого этапа создается окончательная интеллект-карта (уже одна, а не отдельно по каждому источнику). И происходит последняя «репетиция» перед экзаменом.
Схема работы с информацией будет выглядеть следующим образом:
Схема 2. Интенсификация процесса обучения путем формировании навыка эффективной работы с информацией (С. Д. Маркова)
Схема3. Интенсификация процесса обучения путем формировании навыка создания собственных текстов
Выводы и рекомендации
Многие из будущих студентов начинают работать с текстами и информацией еще в школе, но проблема в том, что когда они приходят в университет, то на практике оказывается, что они не умеют этого делать грамотно. Поэтому перед преподавателем университета прежде всего стоит задача – научить работать с информацией (выбрать, прочитать, осмыслить, запомнить и воспроизвести в нужное время). Студент должен понять, что работа с информацией – это алгоритм, поэтому ему нужно показать, как он работает (прямо во время семинара, например, подобрать информацию для курсовой работы).
Но надо учитывать современный мир и восприятие современных студентов, которые привыкли все (как в компьютерной игре) проходить пошагово. Начинать надо с более простого, а именно – с формирования навыка работы с информацией. Многие студенты теряются, когда у них есть огромные возможности поиска (Интернет, книги) и просто не могут выбрать. Поэтому этому нужно учить. В наши дни переизбыток информации, поэтому сегодня ее нужно уметь отбирать и сортировать, прежде чем вдумчиво читать. Алгоритм грамотной работы с информацией следующий: выборка, чтение, отбор, интеллект-карта, карточки, устное проговаривание, коррективы.
[1] Для примера возьмем ситуацию подготовки студента к теоретическому экзамену, для сдачи которого часто требуется несколько источников информации.
[2] Первые три этапа работы включают в себя все виды чтения: скорочтение (рациональное чтение, фоточтение, динамическое чтение), а также просмотровое, ознакомительное, изучающее, поисковое виды чтения… Предполагается, что студенты в рамках университетских курсов овладевают этими видами чтения, если же нет, то они могут поинтересоваться этими вопросами самостоятельно.
[3] Интеллект-карта (или диаграмма связей, известная также как карта мыслей (англ. Mind map) или ассоциативная карта) – способ изображения процесса мышления с помощью схем. Реализуется в виде древовидной схемы, на которой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи. Используются для создания, визуализации, структуризации и классификации идей, а также как средство для обучения, организации, решения задач, принятия решений, при написании статей. Методика разработана психологом Тони Бьюзеном (https://ru.wikipedia.org/wiki/Диаграмма_связей). Более подробно можно посмотреть на сайте: http://www.mind-map.ru/. Внешний вид: http://www.mind-map.ru/inc/images/0703/0703232340450.gif [3, с. 143]
Библиографический список
- Андреев О. Техника быстрого чтения. Самоучитель по программе Школы Олега Андреева. – Москва: АСТ: Астрель, Владимир: ВКТ, 2009. – 319 с.
- Karalius A. Kaip greitai ir efektyviai skaityti. In: http://youtube.com/watch?v=PDGQpZziK6g
- Маркова С.Д. Как создать собственное учебное пособие по иностранному языку: принципы, технология и рекомендации. Международная конференция «Государственный язык и языки национальных меньшинств в образовательном пространстве», Санкт-Петербург, 26-29 ноября 2014 г. Санкт-Петербург, Златоуст, 2014. С. 140-146. In: http://www.zlat.spb.ru/CatalogImages/File/Konferenciya_Zlatoust_2014-itog.pdf.
- Михайлов С. Лучше, чем скорочтение: Как научиться читать быстрее. – Ростов на Дону: Феникс, 2007. – 255 с.
- Петрусинский В.В. Интенсивное дистанционное обучение (Акмеологический подход к совершенствованию системы электронного обучения). In: http://intensive.ucoz.ru/art1.htm
- Петрусинский В.В. Современные возможности интенсивного обучения на расстоянии. In: http://intensive.ucoz.ru/art1.htm
- Шибко Н.Л. Общие вопросы методики преподавания русского языка как иностранного. Санкт-Петербург: Златоуст, 2014. – 336 с.
- Ягодкин Н. Технологии обучения и работы с информацией. Видео-курс. Санкт-Петербург, 2014.