Применение технологии обучения в сотрудничестве при обучении студентов экономического профиля позволяет развивать способности организовать коллективную работу, понимать свою роль в качестве делового партнера. Данная технология рассчитана на формирование у будущего корпоративного работника соответствующих его профессиональной деятельности деловых качеств.
Государство и общество как заказчики ожидают эффективного развития экономики страны и повышения уровня культуры и образованности населения. Предприятия ожидают компетентных профессионалов, способных быстро адаптироваться в постоянно меняющихся социально-экономических условиях и непрерывно повышающих свой профессиональный уровень. Студенты должны стремиться повысить свой интеллектуальный и культурный уровень, чтобы быть конкурентоспособными и востребованными на рынке труда, обеспечить себе карьерный рост [1, с. 84].
В настоящее время технология обучения в сотрудничестве как научно-обоснованный способ получения высокого качества образовательного процесса, становится наилучшим способом получения максимального эффекта в условиях беспрерывно меняющейся экономики. Ситуация неопределенности факторов экономической среды диктует формирование человеческого капитала, способного решать социально-экономические и профессиональные проблемы.
Применение технологии обучения в сотрудничестве возможно при выполнении творческих и практических заданий по экономическим дисциплинам, для разбора проблемных экономических ситуаций высокой сложности, когда требуется усилие команды. Совместная работа группы студентов над решением одной проблемы развивает самоорганизацию и культуру общения, творческие возможности студента, способствующей достижению реального успеха в профессиональной деятельности в будущем, предполагает становление будущего специалиста, способного к проектированию своих действий.
Технологию обучения в сотрудничестве следует использовать, когда нужно решить проблему, с которой тяжело справиться индивидуально, когда у студента есть информация, опыт, ресурсы для взаимного обмена, когда одним из ожидаемых учебных результатов является приобретение навыка работы в команде [2, с. 110]. Преподаватель наделяет каждого участника командной работы своими обязанностями, настраивает на соучастие, на максимальное включение знаний и способностей, на полное раскрытие своего потенциала для выполнения общего задания и получения наиболее эффективного результата.
Противоречия между качеством подготовки выпускников и запросами работодателей становятся все острее. При этом большие претензии предъявляются именно к практической составляющей образования. Для изменения ситуации необходимо инновационное пространство, способное сформировать учреждение профессионального образования нового формата. Главная идея использования технологии сотрудничества — создание практико-ориентированной образовательной среды, в которой аккумулируются задачи обучения и ценностного отношения к труду, а также учитываются современные требования работодателей. Среда строится в соответствии с принципом опережения. Обучение должно не идти вслед за развитием потребностей и технологий, а предварять их, обеспечивая подготовку рабочих кадров и специалистов для современных высокотехнологичных производств [3, с. 40].
Таким образом, реализация на практике данной технологии как эффективного педагогического процесса достижения запланированной цели, профессионально-личностного развития студента обеспечит повышение качества образования, рост уровня общей культуры будущих корпоративных работников, готовых к сотрудничеству, работе в быстро меняющихся условиях развития экономики.
Библиографический список
- Семышев М.В., Андрющенок Е.В., Семышева В.М. Обучение в сотрудничестве как часть проектной технологии // Международный научный журнал. 2013. № 6. С. 84-87.
- Якимович И.Г. Возможности использования технологии обучения в сотрудничестве на практических занятиях в вузе // Вестник Брянского государственного университета. 2015. №2. С. 108-111.
- Лукина С.А. Формирование у учащихся ключевых компетенций на основе технологии обучения в сотрудничестве // Научный поиск. 2012. № 4.1 (4.1). С. 40-42.