В современном обществе информация конкурирует по ценности с материальными ресурсами, стремительно увеличивается её объём, а обработка требует специальных знаний умений и навыков – компетенций. Федеральные государственные образовательные стандарты определяют перечень компетенций, которыми должен обладать выпускник высшего учебного заведения. Начиная с ФГОС 3 и ФГОС 3+, для каждой специальности прописаны необходимые для выпускников компетенции, часть из которых связана с обработкой информации. Способность работать с информацией является обязательным требованием большинства работодателей. По результатам исследования Ахемеджановой Г.В. информационные компетенции являются одной из главных для работодателя[1].
В последнее десятилетие в формировании образовательных стандартов и методик обучения большой акцент приходится на понятие «компетенция» студентов и выпускников. Этот термин трактуются исследователями по-разному и имеет множественные определения в зависимости от контекста. Отчасти именно эта неоднозначность ведет к не восприятию, отторжению со стороны участников образовательного процесса, недостаточному вниманию к формированию в рамках образовательного процесса.
Отличием является тот факт, что информационные компетенции являются обязательными для выпускников. Об этом говорит и то, что более 90% образовательных стандартов технических специальностей современного бакалавриата содержат информационные компетенции. Процесс обучения невозможен без работы с информацией. Поиск, отбор, преобразование и передача информации являются неотъемлемой частью учебного процесса и, по сути, составляют информационную компетенцию. Инженеры и технические специалисты в современных условиях быстроменяющейся среды и развивающихся технологий, так же не могут эффективно вести профессиональную деятельность без квалифицированной работы с информацией.
Переход на ФГОС ВО поставил перед российскими высшими учебными заведениями сложную задачу, обеспечивающую получение образовательного результата в виде сформированных общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Первой частью этой задачи является применение современных образовательных технологий для формирования у обучающихся требуемых компетенций. Второй частью – создание фондов оценочных средств, позволяющих проводить объективную комплексную оценку сформированных компетенций.
Как показал анализ работ таких авторов, как Г.В. Ахметжанова, И.А.Зимняя, А.В Юрьев, и других, несмотря на широкое распространение рассматриваемых понятий в образовательной среде, на данный момент все еще отсутствует однозначная трактовка не только самих понятий «компетенция» и «компетентность», но и их деления на категории и виды [1,2,3] .
Термин информационные компетенции активно используется множеством исследователей в своих работах. Несмотря на это не существует какой-либо общепринятой трактовки этого термина. В информационном пространстве российских исследователей и деятелей высшего образования нет единого понятия термина «информационные компетенции».
Исследователи Л.К. Раицкая, А.Л. Семенов, П.В. Сысоев [4,5,6] информационную компетенцию понимают как знания, умения, навыки и способы деятельности в области информационных технологий, направленные на решение профессиональных задач. То есть акцент делается на использование информационных технологий. У исследователей просматривается сходство в том, что информационная компетенция неразрывно связана со знаниями и умениями работы с информацией на основе информационных технологий и решением повседневных учебных задач средствами компьютерных технологий. Так, Г.К. Селевко, определяет свойство информационной компетентности совершенным владением информационными технологиями, работой со всеми типами информации» [7]. Г.В Ахметжанова расширяет трактовку информационной компетентности (называемой им ещё и компетентностью ИТ-специалиста) и определяет её, как способность обладать «знаниями, умениями, навыками…» при решении определённого круга социально-профессиональных задач средствами ИКТ, а также уметь повышать уровень своих знании и опыта в профессиональной сфере[1]. А.В. Юрьев видит информационную компетентность как основу профессиональной компетентности, так как именно она, с одной стороны, обеспечивает реализацию профессиональных знаний, умений и навыков студента, с другой стороны, сама является условием его функционирования[3].
Информационные компетенции понимаются как знания, умения, навыки и способы деятельности, нацеленные на самостоятельное и успешное участие в профессиональной деятельности с использованием компьютерных технологий.
Следует отметить отличие между информационной компетенцией специалистов в области техники и технологии и компетентностью специалистов в области IT.
Анализ ФГОС ВО показал, что в блоке общепрофессиональных компетенций IT специалистов так же встречаются компетенции, определяемые нами как информационные. Блок профессиональных компетенций IT-специалистов содержит другие компетенции, требуемые для решения узкопрофессиональных задач. Информационные компетенции относятся к общепрофессиональным и в равной мере могут использоваться при решении профессиональных задач из любой области.
Для анализа наличия информационных компетенций в образовательных стандартах бакалавриата технических специальностей было рассмотрено 93 ФГОС. Основным критерием отнесения специальности к технической определен приказ Министерства образования и науки РФ за № 1061от 12 сентября 2013 г. [8]. А именно те специальности, которые входят в блоки укрупненных групп – «Инженерное дело, технологии и технические науки», «Математические и естественные науки».
Каждый образовательный стандарт содержит компетенции, которыми должен обладать выпускник. Они делятся на три типа: общекультурные компетенции, общепрофессиональные и профессиональные компетенции. Анализировались компетенции из общепрофессионального блока. Для ряда специальностей рассматривались общекультурные компетенции в силу отсутствия информационных компетенций в списке общепрофессиональных. Необходимо отметить, что 97,8% (91 ФГОС) рассматриваемых образовательных стандартов содержат компетенции, подходящие под определение информационные компетенции. И только 2,2% рассматриваемых ФГОС не содержат компетенции, формулировки которых могли бы позволить однозначно отнести их к информационным компетенциям. Часто встречающие формулировки информационных компетенций во ФГОС технических специальностей, характеризующиеся способностью:
- «решать стандартные задачи…» профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности встречается 46 раз;
- «осуществлять поиск, хранение, обработку и анализ информации…» из различных источников и баз данных, представлять ее в требуемом формате с использованием информационных, компьютерных и сетевых технологий упоминается 25 раз;
- «понимать сущность и значение информации в развитии современного общества, осознавать опасность и угрозу», которые возникают или могут возникнуть в этом процессе, с соблюдением требований информационной безопасности встречается 19 раз;
- «использовать основные методы…», определяющие всевозможные способы, подразумевающие получение, хранение, переработку информации и навыки работы с компьютером как со средством управления информацией повторяется 12 раз;
- «использовать навыки работы» с компьютером, владеть методами информационных технологий, соблюдать основные требования информационной безопасности включено в ФГОС 11 раз;
- «собирать, обрабатывать, анализировать и систематизировать научно-техническую информацию» по тематике исследования приводится в ФГОС 9 раз;
- «приобретать новые научные и профессиональные знания», используя современные образовательные и информационные технологии и использовать современные информационные технологии, прикладные программные средства при решении задач профессиональной деятельности встречаются 5 раз;
- «работать» с информацией в глобальных компьютерных сетях 3 раза.
Следует подчеркнуть, что большинство исследователей рассматривают не находят отличия информационные и коммуникационные компетенции, приводят значимость и взаимосвязь данных компетентностей в жизни выпускников вузов. Так, Э.Ф. Морковина [9] отмечает, что информационная и коммуникативная компетентности выполняют интегративную функцию ввиду того, что развитие когнитивной компетентности невозможно без умения работать с информацией, что эта информация необходима в обучении студентов, которое невозможно без вступления в коммуникационные процессы. Это демонстрирует общепрофессиональный характер информационных компетенций. Если рассматривать обучение как профессиональную деятельность обучающегося – студента, то информационные компетенции участвуют в решении профессиональных задач обучения.
Подводя итог, заметим, что каждый автор, рассматривает информационные компетенции ассоциирует их с операциями над информацией, то же прослеживается и в формулировках ФГОС. На основе базовых процессов жизненного цикла информации выделяют следующие операции над информацией: поиск, анализ, отбор, преобразование, хранение, защита и передача. Способность осуществлять эти операции в рамках решения профессиональных задач и определяет информационные компетенции.
Таким образом, изучив и проанализировав теоретические подходы к рассмотрению сущности и структуры информационной компетентности, можно предложить следующее определение информационных компетенций. Информационные компетенции – способность совершать операции с информацией (поиск, анализ, отбор, преобразование, хранение, защита и передача) в рамках профессиональной деятельности, в том числе с использованием средств современных информационных технологий.
Основным выводом является отсутствие единого восприятия понятия компетенция, компетентность, информационные компетенции.
Таким образом перед профессиональным сообществом педагогов стоит задача обсуждения и сравнения традиционных и инновационных способов оценки уровня сформированности компетенций студентов и выпускников. Необходимо создавать инновационную систему оценивания компетенций студентов. Очевидно, разработка информационной формирование является обязательной для включения университета в международное образовательное пространство.
Данный вывод определяет актуальность дальнейшего исследования проблемной ситуации и полезность разработки рекомендаций по повышению уровня сформированности информационных компетенций, а так же создание системы их оценивания.
Библиографический список
- Ахметжанова Г.В. Система научного обеспечения дополнительного профессионального образования в информационно-образовательной корпоративной среде. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2016. № 1 (24).
- Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании //М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. – 2004. – Т. 1. – №. 2. – С. 3.
- Юрьев А.В. Недостатки информационной компетентности бакалавров технических специальностей/ А.В. Юрьев // Проблемы современной науки и образования. №29 (71). 2016. – С. 52 – 55.
- Раицкая Л. К. Информационная компетенция преподавателя иностранного языка в высшей школе: сущность, пути формирования //Лингвострановедение: методы анализа, технология обучения. Пятый межвузовский семинар по лингвострановедению: Сб. статей. – 2008. – №. 2. – С. 142-150.
- Семёнов А. Л. Роль информационных технологий в общем среднем образовании //М.: Изд-во МИПКРО. – 2000.
- Сысоев П. В., Евстигнеев М. Н. Развитие информационной компетенции специалистов в области обучения иностранному языку //Язык и культура. – 2008. – №. 4.
- Селевко Г. К. Компетенции и их классификации //Народное образование. – 2004. – №. 4. – С. 139.
- Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования [Электронный ресурс]. – URL: http://www.edu.ru/db/portal/spe/index.htm.
- Морковина Э. Ф. Развитие информационной компетентности студента в образовательном процессе //автореферат диссертации канд пед наук. – 2005. – Т. 13. – №. 01.