Тестирование двигательных способностей студенческой молодежи является одной из основ для построения балльно-рейтинговой системы оценки по дисциплине “физическая культура” в вузе. Критерием для подбора упражнений в такие системы служит, в том числе, и упражнения комплекса ГТО. В каждом вузе из данного комплекса можно выбрать те упражнения, которые наиболее полно отвечают особенностям местности и финансовым условиям вуза.
В Санкт-Петербургском государственном экономическом университете в ходе тестирования студенток в рамках балльно-рейтинговой системы по дисциплине “физическая культура” используются следующие упражнения комплекса ГТО 6 ступени для девушек:
- наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамейке;
- подъем туловища из положения лежа на спине за 1 минуту;
- подтягивание из положения вис на низкой перекладине;
- прыжок в длину с места;
- сгибание рук в упоре лежа;
- плавание на 50 метров.
В данной статье анализируются результаты выполнения студентками 1 и 2 курса первых четырех упражнений из этого списка. Оценка студенток по этим упражнениям в рамках комплекса ГТО предполагает единые количественные требования к результатам упражнений в возрастном диапазоне 18-29 лет. Поэтому в данной работе не придавалось значение небольшой разнице в возрасте испытуемых. Тем более, что ранее проведенные исследования указывают на отсутствие достоверных различий между студентками 1-3 курсов гуманитарного вуза по таким способностям как гибкость и различные проявления силы [1,2,3].
Отличия в мотивации в ходе тестирования в рамках балльно-рейтинговой системы и комплекса ГТО нивелировались повышенной мотивацией студентов, когда при достижении максимального балла студентки не прекращали выполнять упражнение, а старались достичь максимальных показателей. Условия и требования к выполнению тестов соответствовали основным требованиям комплекса ГТО 6 ступени у девушек [4].
В данной статье мы попытались рассмотреть результаты данных упражнений с позиции норм комплекса ГТО. Результаты представлены в таблице 1.
Таблица №1. Выполнение студентами СПБГЭУ норм комплекса ГТО.
Оцениваемая способность
|
Контрольное упражнение | Значок ГТО | Требования комплекса ГТО и его выполнение девушками | |
Гибкость (n=114) | Наклон вперед стоя на гимнастической скамейке | Золотой | ≥16 | 39 |
Серебряный | ≥11 | 24 | ||
Бронзовый | ≥8 | 27 | ||
Не справились | <8 | 24 | ||
Силовая выносливость мышц рук (n=64) | Подтягивание из положения вис на низкой перекладине | Золотой | ≥20 | 2 |
Серебряный | ≥15 | 7 | ||
Бронзовый | ≥10 | 10 | ||
Не справились | <10 | 45 | ||
Силовая выносливость мышц брюшного персса (n=71) | Подъем туловища из исходного положения лежа на спине, руки за головой | Золотой | ≥47 | 16 |
Серебряный | ≥40 | 23 | ||
Бронзовый | ≥34 | 22 | ||
Не справились | <34 | 10 | ||
Взрывная сила мышц ног (n=133) | Прыжок в длину с места | Золотой | ≥195 | 7 |
Серебряный | ≥180 | 48 | ||
Бронзовый | ≥170 | 25 | ||
Не справились | <170 | 53 |
Из таблицы видно, что наиболее проблемными видами контрольных упражнений для девушек являются прыжок в длину с места (53 испытуемые не справились с получением какого-либо значка ГТО) и подтягивание на низкой перекладине (45 студенток не справились с получением какого-либо значка ГТО). В упражнениях, связанных с проявлением гибкости и силовой выносливости мышц брюшного пресса, у девушек оказалось все в порядке. Большинство студенток в этих видах испытаний получили бы различные значки комплекса ГТО. Процентное соотношение между студентками, выполнившими контрольные упражнения на результат золотого, серебряного, бронзового значка, и не справившихся с этим, представлено на диаграмме № 1.
Стоит отметить, что в нашей работе процент девушек, которые не выполнили нормы ГТО в прыжке в длину с места несколько ниже, чем в других исследованиях и находится на уровне 40 % против 54 % [5]. В тоже время, процент девушек, которые не справились с заданием в нашей работе выше (практически в три раза) относительно студенток, которые отнесены по медицинским показаниям к 1 группе здоровья (имеют очень хорошее здоровье). В исследованиях отмечается, что около 90% девушек с отличным уровнем здоровья справляются с выполнением упражнения "прыжок в длину с места" на какой-либо значок ГТО [6]. Такая разница может быть объяснена тем, что в наших испытаниях принимали участие студентки с разным уровнем здоровья, проходящие обучение по дисциплине "физическая культура" на основном отделение вуза (не отнесенных к специальной медицинской группе и не являющиеся действующими спортсменами).
Радует тенденция, что мышцы пресса, так необходимые для девушек, развиты на высоком уровне. Только около 14 % студенток в нашем исследование не справились с выполнением упражнения "подъем туловища лежа на спине" на какой-либо значок ГТО. И эта тенденция сохраняется у девушек со старших классов школы [7]. Что касается гибкости, то процент не справившихся с нормами ГТО в данной работе чуть выше относительно наших, более ранних исследований, которые проведены на большей выборке [8].
Представляет интерес рассмотрение коэффициентов вариации в этих упражнениях. Они визуально представлены на диаграмме № 2. Наименьшие коэффициенты вариации, не выходящие за 20%, выявлены в таких упражнениях как "прыжок в длину с места" и "подъем туловища из положения лежа". Это свидетельствует о координационной доступности этих упражнений для девушек. Наибольший разброс данных зафиксирован в таких упражнениях как "наклон вперед стоя на гимнастической скамейке" и "подтягивание из исходного положения вис на низкой перекладине" (коэффициент вариации в этих упражнениях составляет около 50 %).
В предыдущих статьях, посвященных двигательной подготовленности студенческой молодежи, были проанализированы диморфические отличия в результатах аналогичных упражнений у девушек и юношей [8,9]. Разница между юношами и девушками по упражнению "сгибание рук в упоре лежа" составляла практически 300%, в то время как в других силовых упражнениях разница составляла 20-30 %. На основе такого анализа были даны рекомендации, направленные на совершенствование силовой выносливости мышц рук у девушек. В данном случае мы делаем аналогичные выводы на основе сравнения результатов студенток и нормативов комплекса ГТО. Потому, что большинство студенток не смогли показать результаты, соотносимые со значками ГТО в таком упражнение как "подтягивание на низкой перекладине". В то время, как в упражнениях на общую гибкость и силу мышц брюшного пресса ситуации благоприятна. Большинство студенток уложились в нормы, связанные со значками ГТО в этих упражнениях. Неожиданностью для нас явилось низкое выполнение девушками нормативных требований комплекса ГТО в таком виде испытаний, как прыжок в длину с места.
В дальнейших исследованиях необходимо увеличить выборку студенток и проанализировать их результаты в таких испытаниях как плавание на дистанцию 50 метров и сгибание рук в упоре лежа на основе требований комплекса ГТО.
Библиографический список
- Айдаров Р.А., Ихсанов И.С., Гжемская Н.Х. Уровень выполнения обязательных тестов комплекса ГТО студентами разных курсов и перспективные направления решения данной проблемы//Ученые записки университета имени П.Ф.Лесгафта.-2017.- №1(143).- С.9-14.
- Устинов И.Е., Кириллова Е.Г. Физическое здоровье студенток и его оценивание // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2012. № 4 (14). С. 32-40.
- Устинов И.Е. Взаимосвязь результатов упражнений на гибкость и силу у студенток 18-20 лет, не занимающихся спортом // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/03/29900 (дата обращения: 20.11.2016).
- Нормативы комплекса ГТО//http://www.gto-normy.ru/normativy-gto-dlya-muzhchin/#6m-stupen .-Дата обращения: 04.10.2016
- Антонов А.Я., Лосев А.С., Малыгин И.Е., Полуянова О.А., Полякова Т.А., Сидорова Т.В. Нормативы ВФСК ГТО и физическме возможности современных студентов//NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. №37.- С. 193-201.
- Симутина Е. А. Захаров Н. Е. Проблемы и перспективы введения нового комплекса ГТО в России //Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта – 2015. – № 5 (123). -С.173-177. DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.05.123.p173-177
- Черкасов В.В. Исследование физической подготовленности школьников выпускных классов на основе испытаний комплекса ГТО//Ученые записки университета имени П.Ф.Лесгафта.-2017.- №1(143).- С.215-218.
- Устинов И.Е. Развитие гибкости и силы студентов для выполнения норм ГТО //Актуальные проблемы внедрения комплекса ГТО и развития массового спорта: Материалы Всерос. науч.-практич. конф., 1-3 ноября 2016 г. – Белгород: ИД “Белгород” НИУ ” БелГУ”, 2016. – C. 205-209.
- Устинов И.Е., Федорова А.В., Архипова Ю.А. Тестирование двигательных способностей как основа балльно-рейтинговой оценки студентов-экономистов //Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2016. № 1 (131). С. 266-270. DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.01.131.p266-270