Социализация как процесс и продукт современного образования определяет качество сформированности внутреннего мира и поведения личности, включенной в иерархию приоритетных личностно и социально значимых способов решения задач развития и самореализации, сотрудничества и общения.
В модели непрерывного образования социализация определяется как функция социально-педагогического пространства, гарантирующая качественное, персонифицированное включение личности в систему социальных отношений, где образованию и профессионально-трудовым способам самореализации и самоутверждения уделяется весомая роль в иерархии смыслов и приоритетов развития общества.
Социализация как процесс может быть исследована в структуре организации любого вида деятельности, не исключение и хоккей [1, 8, 12, 13, 16, 17, 18, 19, 20, 22, 26, 27, 28, 30, 38, 39, 40, 43, 49]. В модели детерминации основ социализации выделяют три и более функциональных детерминант, чаще всего это широкий, локальный и узкий смыслы определения понятия «социализация» [4, 5, 6, 13, 15, 21, 23, 24, 34, 35, 47], реже добавляют унифицированный смысл, иногда используют основы педагогической методологии для детализации качества постановки и решения задач научного исследования в структуре строго выделенного методологического подхода, в таком случае в научной работе отмечают понятие «социализация с точки зрения … подхода» [14, 25, 29, 36, 37, 41, 42].
Социализация как результат формирования ценностей, смыслов, возможностей достижения определённых результатов деятельности может быть исследована по дневникам (дневник самонаблюдений спортсмена) и портфолио обучающихся [33, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64].
Возможность исследования качества социализации может быть определена через анкетирование обучающихся [1, 19, 43].
Для качественного исследования педагогических процессов необходимо использовать комплекс методов исследования, а также грамотно определять возможности адаптивного знания [2, 44, 45] и акмепедагогического знания [2, 71, 73], выявляющих и системно отображающих одноименные виды социализации [14, 16, 44, 45, 77, 78], кроме того, важно качественно использовать педагогическое моделирование для решения задач исследования [11, 13, 31, 46, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 75], системно использовать аналогию как метод, фасилитирующей получение продуктов деятельности личности в поле детерминируемых возможностей и ограничений [3, 7, 8, 10, 32, 38, 53, 65, 66, 72, 74, 79, 80].
Определим некоторые проблемы, связанные с исследованием качества социализации обучающегося, занимающегося хоккеем, системно детерминировав следующие конструкты в выявлении и решении проблем социализации личности через хоккей:
- проблемы, связанные с отсутствием учета нормального распределения способностей и здоровья у обучающихся, включённых в целостный педагогический процесс, где хоккей определяется как основное направление формирования опыта социальных отношений и способов самореализации и самоутверждения;
- проблемы, связанные с отсутствием учета кризисов и их особенностей в развитии обучающихся, включённых в учебно-тренировочный процесс;
- качество учебно-тренировочного процесса определяется в соответствии с запросами общества, модели формирования ценностей и смыслов должны определяться в аналогичном ракурсе детерминант, отсутствие учета данного факта определяет круг неразрешимых проблем;
- формирование патриотизма как ценности и продукта развития личности определяет специфику и условия построения учебно-тренировочного процесса в модели развития личности и команды, отсутствие учета данного явления определяет различные проблемы развития личности спортсмена и команды спортсменов;
- несогласованность в организации выступлений и отсутствие материального стимулирования на различных этапах и звеньях процесса;
- отсутствие обновления материально-технической базы в организации учебно-тренировочного процесса;
- стимулирование не целостного явления победы, не каждого этапа развития коллектива, а только глобально достигнутых результатов работы;
- отсутствие поддержки в работе высших звеньев организуемых процессов и процедур становления спорта как направления социализации и самореализации деятельности;
- не внимательное отношение к работе педагогов-предметников, определяющих единство развития личности в системном поиске основ саморазвитии и самореализации;
- отсутствие контроля качества организации внеурочной работы с обучающимися со стороны администрации в модели развития и самореализации личности в команде;
- неиспользование методов научного исследования в прогнозировании модели социализации личности;
- отсутствие планомерной организации перехода обучающегося, занимающегося хоккеем, из одного направления самореализации и социализации в другое;
- непринятие единства физического, интеллектуального и психического развития личности в организации учебной работы;
- использование различных стимулирующих пищевых добавок, в том числе допинг, налагающих на развитие организма различные отклонения;
- увеличение среднего возраста тренеров по хоккею, отсутствие смены в тренерском составе любой из команд;
- отсутствие учета в практике решения задач учебно-тренировочного процесса условий и специфики действия и оптимизации механизмов и средств тактической подготовки игрока;
- незрелищность игры на стадионе, отсутствие пропаганды игровых видов спорта, невнимательное отношение в спорту в целом;
- учащение ситуаций организации игры с победой в игре за определённую необъективность и невнимательность (пропустить гол), не защитить свои ворота, специально пропустить передачу в пользу и пр.;
- фальсификация результатов на различных этапах и условиях оценки качества принятия решений;
- необъективность условий в заключении контрактов в системе одной и той же команды или линейки команд, отсутствие научно обоснованных критериев и показателей в решении задач рейтинга, по которому осуществляется материальное стимулирование (обычно особенности материального стимулирования отражаются в контракте);
- неспособность организации соревнований и популяризации спорта в современном воспитательно-образовательном пространстве, не возможность (как было в 70-х годах) определить на должное место хоккей как один из наиболее зрелищных видов спорта;
- ухудшение социального положения спортсменов в различных направлениях и особенностях сравнения по отношению к другим странам;
- негарантированное развитие в персонификации и субъективизации выбора тренерского и игрового состава на различных уровнях организации профессионально-трудовых и профессионально-педагогических отношений;
- несоответствие конкурентоспособным условиям выбора уровня комплектования всех звеньев персонала, определение коррупции в скрытой и прямой формах;
- отсутствие целостной теории и осмысленной гуманно-личностной практики в социализации личности для спорта и хоккея в частности;
- нет единства теоретических и практических основ построения учебно-тренировочного процесса в структурах, определяющих возрастное различие и этапы подготовки спортсменов;
- не должное, несообразное запросам, не достаточное количество средних общеобразовательных школ, имеющих классы со спортсменами, занимающимися определённым видом спорта, в нашей ситуации – хоккеем;
- отсутствие интереса у юных обучающихся заниматься хоккеем профессионально и занимать передовые позиции рейтинга;
- отсутствие условий для развития массового хоккея, как это было в советский период развития хоккея;
- необоснованное оттеснения российских спортсменов от различных соревнований и конкурентной борьбы за декларированное в выборе личности право;
- фальсификация проб в сдаче анализов, не объективное отношение к использованию препаратов лечении различных травм и заболеваний;
- несоответствие теории (учебной литературы) и практики (система организации полисубъектных и межгрупповых отношений) в решении задач развития личности, способности которой относятся к одной из трёх групп, определяемых на кривой нормального распределения способностей и здоровья («А», «Н», «О»);
- отсутствие стимулирования и нахождения его источников в структуре занятий с группой обучающихся «А» (инвалиды);
- отсутствие новых разрабатываемых методов и методик, технологий и средств оптимизации качества учебно-тренировочного процесса;
- длительные, непопулярные, не единичные случаи визуализации споров спортсменов с бывшими женами, не получающими алименты на детей;
- нерегламентированные выражения в адрес различных людей со стороны популярных хоккеистов и лиц, непосредственно связанных в своей деятельности с хоккеем;
- необоснованное отношение мониторинга народа и неадекватная позиция спортсменов-игроков к различным тенденциям в Мировом спорте, в том числе и «купле-продажи» спортсменов из команды одной страны в команду другой страны;
- перевод системы отношений в стране от воспитания патриотического к воспитанию экономическому;
- отсутствие интересов и стимулов изучения истории спорта, в том числе истории хоккея у молодежи с раннего периода включения в спорт (в хоккей);
- неразвитость инфраструктуры хоккея, начиная от пропаганды здорового образа жизни, заканчивая спортом наивысших результатов и пр.
Выделенные проблемы не разрешимы на микроуровневом способе решения задач социализации и самореализации личности через хоккей, игнорируя различные деструктивные факторы в развитии спорта, мы будем придерживаться общечеловеческого прогнозирования и проектирования будущего команды юных хоккеистов в структуре детерминируемого взаимодействия.
Для этого определим систему принципов педагогического взаимодействия обучающихся, занимающихся хоккеем, с тренером по хоккею.
Система принципов педагогического взаимодействия обучающихся, занимающихся хоккеем, с тренером по хоккею:
I. Принцип научности в организации социальных, образовательных и учебно-тренировочных отношений обучающихся и тренера по хоккею:
- принцип оптимального сочетания традиционного знания с инновационным знанием в педагогике;
- принцип учета возможностей традиционного обучения и воспитания в единстве принципов традиционного обучения, определяемых в конструктах природосообразности, культуросообразности, последовательности, системности, прочности, систематичности, разнообразия методы и средств обучения и пр.;
- принцип реализации возможности модификации системы принципов в решении задач развития личности в хоккее;
- принцип оптимального, гармоничного развития личности в структуре деятельности и общении;
- принцип единства теории и практики в решении задач развития, социализации и самореализации обучающегося, включенного в систему занятий хоккеем;
- принцип единства составных и функций педагогической деятельности (воспитание, обучение, развитие, социализация, самореализация, саморазвитие, самоопределение, самоорганизация, самоутверждение, самоактуализации, самообразование, просвещение, здоровьесбережение и пр.) в решении задач развития личности через хоккей;
- принцип многомерной, поликультурной оценки качество определения и решения задач в конструкте «хочу, могу, надо, есть»;
- принцип учета индивидуальных условий развития и самореализации в хоккее и через хоккей;
- принцип учета специфики социального знания в развитии интересов и мотивов деятельности и общения обучающегося;
- принцип достоверности результатов социализации и развития, самореализации и самоутверждения личности и команды игроков;
- принцип мониторинга качества исследуемых и закономерно изменяемых объектов и продуктов социализации личности и команды спортсменов-игроков (хоккеистов);
- принцип смысловой и деятельностной завершенности определяемых и решаемых задач и противоречий проблем и дилемм в игре.
II. Принцип акмепроектирования результатов социально-педагогических отношений обучающийся-тренер-команда:
- принцип поэтапного проектирования и реализации акметраектории личности в модели развития командных отношений;
- принцип единства аксиологического и акмеологического компонентов развития личности;
- принцип единства социализации, самореализации и самоутверждении в структуре решения задач акмеперсонификации выбора качества решений определяемых задач обучающимся в хоккее;
- принцип формирования коллектива и способностей личности решать коллективно задачи развития;
- принцип развития личности в коллективе и через коллектив;
- принцип формирования командного духа в игре и в структуре организации учебно-тренировочных занятий;
- принцип реализации личностного потенциала каждого спортсмена-игрока в команде хоккеистов;
- принцип оптимизации условий развития личности в командной игре (хоккей избирается детерминируемым в исследовании видом спорта);
- принцип рационализации выбора условий учебно-тренировочного процесса в решении задач, определяемых в ходе организуемой деятельности;
- принцип комбинированного выбора и его оптимальной коррекции в планировании и расстановке участников игры;
- принцип глубокого осмысления целеполагания и выделенных средств на решение выявленных проблем и противоречий;
- принцип гармонизации отношений в коллективе через единство ведущей деятельности и хобби.
III. Принцип формирования потребности в самостоятельности и продуктивности личности в персонифицированной практике решения задач развития и самореализации, социализации и сотрудничества:
- принцип многомерной, ситуативной коррекции и оптимизации модели развития личности в структуре занятий хоккеем и другими видами деятельности в образовательной организации;
- принцип формирования культуры деятельности, культуры здоровья, культуры самостоятельной работы личности, культуры общения и сотрудничества;
- принцип формирования потребности в самовыражении и самореализации, общении и сотрудничестве, высоких персонифицированных отношениях;
- принцип гарантированной педагогической помощи и поддержки личности обучающегося, испытывающего сложности в социальном общении и пространстве поликультурных отношений, в модели развития и социализации;
- принцип гуманизации основ развития личности с учетом специфики нормального распределения способностей и здоровья;
- принцип доступности в решении задач продуктивного самовыражения личности в коллективе обучающихся через хоккей и другие виды учебной деятельности;
- принцип ситуативности и синхронности коррекции и оптимизации развития личности в учебном, учебно-воспитательном и учебно-тренировочном процессе;
- принцип единства общей и специальной физической подготовки в решении задач продуктивного самоутверждения и самореализации личности;
- принцип формирования основ конкурентоспособности личности в модели развития и сотрудничества в хоккее и через хоккей;
- принцип персонификации, поэтапности и возрастосообразности построения взаимоотношений обучающегося в коллективе;
- принцип формирования потребности в труде и высоких спортивных достижениях, гарантирующих качественный уровень жизни и достойное развитие;
- принцип «выращивания» личности в коллективе.
Система исследования качества социализации может быть определена по анализу и самоанализу качества организации учебно-тренировочного процесса.
Для дальнейшей практики организации исследования качества социализации личности определим дневник наблюдений и дневник самонаблюдений, портфолио и беседу как методы, гарантирующие качественный учет условий и специфики решения задач поэтапного, персонифицированного формирования опыта социальных отношений, где хоккей определяет специфику и условий продуктивного выбора личности в пользу занятий хоккеем.
Дневник наблюдений обучающегося, занимающегося хоккеем, – совокупность условно обозначаемых и организуемых описаний поведения обучающегося в структуре планируемой и реализуемой деятельности тренера.
Дневник самонаблюдений обучающегося, занимающегося хоккеем, – определённая модель самовыражения обучающегося, занимающегося хоккеем, в модели современного образования и культуры.
Портфолио обучающегося, занимающегося хоккеем, – совокупность самопрезентуемых данных в хоккее как избранным видом спорта и самореализации личности, включённой в персонифицированный процесс самопознания и самовыражения, самоактуализации и самоутверждения.
Беседа с обучающимся, занимающегося хоккеем, – целенаправленная работа педагога-исследователя (тренера) в форме вопросов и ответов, гарантирующая качественное выявление отношения обучающегося к какому-либо проблемному вопросу или ситуативно возникающего противоречия.
Выделенные методы исследования мы будем использовать для решения поставленной задачи в структуре организуемого нами исследования.
Библиографический список
- Баландов К. Г. Возможности технологии анкетирования в подготовке будущего педагога по физической культуре // Символ науки. 2016. №2-1. С.63-65.
- Баландов К. Г. Возрастосообразность в организации социально-педагогического взаимодействия // Инновационная наука. 2016. №6-2. С.179-181.
- Баландов К. Г., Шварцкопф Е. Ю., Бойкова И. В. Специфика уточнения понятия «самореализация» в структуре занятий физической культурой и спортом // Исследование различных направлений развития психологии и педагогики : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Челябинск, 10 сентября 2015 г.). Челябинск : Аэтерна, 2015. С.4-6.
- Баландов К. Г., Козырева О. А. Особенности социализации и самореализации спортсмена в модели гуманизации образования // Современное состояние и перспективы развития психологии и педагогики : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 29декабря 2014 г.). Уфа: Аэтерна, 2014. С. 22-24.
- Баландов К.Г. Социализация личности как продукт современного образования и культуры // Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения : тр. Всеросс. науч. конфер. студ., аспир. и молодых ученых ; под общ. ред. М.В. Темлянцева. – Новокузнецк: СибГИУ, 2016. Вып. 20. Ч. II. Гуманитарные науки. С.164-166.
- Баландов К.Г., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Некоторые вопросы теории социализации в общей педагогике, социальной педагогике и педагогике спорта // Психология, социология и педагогика. 2015. № 12. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/12/6202
- Баландов К.Г., Шварцкопф Е.Ю., Свинаренко В.Г. Особенности уточнения категории «адаптация» в структуре подготовки педагога в системе высшего профессионального образования // Психология, социология и педагогика. 2017. № 2. URL: http://psychology.snauka.ru/2017/02/7688
- Беспалов Д.Е. Возможности организации научной работы с обучающимися, занимающимися хоккеем // Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения : тр. Всеросс. науч. конфер. студ., аспир. и молодых ученых ; под общ. ред. М.В. Темлянцева. – Новокузнецк: Изд. центр СибГИУ, 2016. Вып. 20. Ч. II. Гуманитарные науки. С.166-168.
- Бойкин И. С., Кириенко С. А., Козырева О. А. Возможность детерминации понятий педагогической деятельности в структуре подготовки будущих тренеров по хоккею // Роль психологии и педагогики в развитии общества: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 30 июня 2014 г.). Уфа: Аэтерна, 2014. С. 11-13.
- Джилов Л. П., Кириенко С. А., Козырева О. А. Фасилитация как ресурс и условие оптимизации подготовки будущего тренера по хоккею // Наука и современность : сб. ст. Междун. науч.-практ. конф. (Уфа, 27 июня 2014 г.). Уфа: Аэтерна, 2014. С.139-141.
- Диденко М.С., Кириенко С.А., Козырева О.А. Особенности продуктивного изучения категории «педагогическая деятельность» в модели подготовки будущих тренеров по хоккею // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 10. URL: http://human.snauka.ru/2016/10/16846
- Емец И.Ю. Особенности и практика моделирования категориального аппарата педагогики будущим тренером по хоккею // Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения : тр. Всеросс. науч. конфер. студ., аспир. и молодых ученых. Новокузнецк: СибГИУ, 2016. Вып. 20. Ч. II. Гуманитарные науки. С.196-198.
- Емец И.Ю., Кириенко С.А., Козырева О.А. Возможности педагогического моделирования в решении задач социализации и самореализации обучающегося, занимающегося хоккеем // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 7. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/07/67599
- Захаров И. В., Кириенко С. А., Козырева О. А. Подготовка будущего тренера по хоккею к научно-исследовательской работе обучающихся в ДЮСШ // Актуальные проблемы современной науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 1 августа 2014 г.). Уфа : Аэтерна, 2014. С. 64-66.
- Зиновьев К.О. Возможности определения и уточнения педагогических условий социализации и самореализации обучающихся в хоккее // Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения : тр. Всеросс. науч. конфер. студ., аспир. и молодых ученых. Новокузнецк: СибГИУ, 2016. Вып. 20. Ч. II. Гуманитарные науки. С.207-209.
- Зубанов В. П., Козырева О. А., Невзоров П. П., Шайдулина Т. Н., Кириенко С. А. Особенности и проблема социализации и самореализации подростков, занимающихся хоккеем // Педагогическое мастерство : материалы Междунар. заочн. научн. конф. (г. Москва, апрель 2012). : в 2-х. Часть 1. М. : Буки-Веди, 2012. С.87-90.
- Зубарев А.В., Камалов Н.В. Особенности уточнения модели формирования культуры самостоятельной работы обучающегося, занимающегося хоккеем // Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения : тр. Всеросс. науч. конфер. студ., аспир. и молодых ученых. Новокузнецк: СибГИУ, 2016. Вып. 20. Ч. II. Гуманитарные науки. С.211-214.
- Камалов Н. В., Кириенко С. А., Козырева О. А. Возможности детерминации и исследования качества сформированности культуры самостоятельной работы тренера по хоккею // Наука и образование: тенденции и перспективы : матер. Межд. науч.-практ. конфер. (Уфа, 25-26 июня 2014 г.). Уфа : РИО ИЦИПТ, 2014. С. 37-39.
- Камалов Н.В. Возможности исследования качества социализации и самореализации обучающегося в хоккее методом анкетирования // Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения : тр. Всеросс. науч. конфер. студ., аспир. и молодых ученых. Новокузнецк: СибГИУ, 2016. Вып. 20. Ч. II. Гуманитарные науки. С.221-223.
- Кареев А. А., Кириенко С. А., Козырева О. А. Возможности исследования качества подготовки будущих тренеров по хоккею в структуре прохождения педагогической практики в ХК «Металлург» // Наука третьего тысячелетия : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 28 июля 2014 г.). Уфа: Аэтерна, 2014. С. 110-112.
- Кириенко С. А., Воробьев Е. Н., Козырева О. А. Профессионально-педагогический кейс будущего тренера по хоккею: определение и модели // Инновационный вектор развития науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 25 сентября 2014 г.). Уфа : Аэтерна, 2014. С. 174-175.
- Кириенко С. А., Козырева О. А., Невзоров П. П., Шайдулина Т. Н. Особенности и специфика социализации, самореализации и саморазвития подростков в условиях спортивной школы по хоккею // Вестник КузГПА. 2012. 9 (23). 10 с. URL: http://vestnik.kuzspa.ru/articles/104/
- Кириенко С. А., Наместников Д. А., Козырева О. А. Детерминация особенностей социализации и самосовершенствования в структуре подготовки тренеров по хоккею // Тенденции развития психологии и педагогики : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 20 сентября 2014 г.). Уфа : Аэтерна, 2014. С. 30-31.
- Кириенко С. А., Панфилов Д. П., Козырева О. А. Специфика и возможности детерминации категории «социализация» в ресурсах подготовки будущих тренеров по хоккею // Достижения и перспективы психологии и педагогики : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 10 окт. 2014 г.). Уфа : Аэтерна, 2014. С.74-72.
- Кириенко С. А., Сорокин И. И., Козырева О. А. Некоторые возможности изучения специфики социализации и самореализации субъектов непрерывного профессионального образования в структуре занятий хоккеем // Инновационные процессы в психологии и педагогике : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 20дек. 2014 г.). Уфа: Аэтерна, 2014. С. 55-57.
- Кириенко С. А., Стребков И. С., Козырева О. А. Педагогические условия профессионального становления будущего тренера по хоккею // Актуальные проблемы современной науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 15 сентября 2014 г.). Уфа : Аэтерна, 2014. С. 200-201.
- Кириенко С. А., Суздаленко С. О., Козырева О. А. Полисистемный подход в структуре детерминации понятий профессионально-педагогической деятельности тренера по хоккею // Наука третьего тысячелетия : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 5 сентября 2014г.). Уфа : Аэтерна, 2014. С. 114-116.
- Кириенко С. А., Бужинский Д. С., Козырева О. А. Культура самостоятельной работы тренера по хоккею как социально-педагогическое явление // Актуальные проблемы психологии и педагогики : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 10 сентября 2014 г.). Уфа : Аэтерна, 2014. С. 39-41.
- Кириенко С. А., Кирьянов М. И., Козырева О. А. Акмеологический подход в постановке и решении субъектно-средовых противоречий, решаемых спортсменами, занимающимися хоккеем // Professionalizing of a personality at educational institutes and practical activities: theoretical and practical problems of sociology, labor psychology and professional education : materials of the international scientific conference on February 10–11, 2014. Prague : Sociosféra-CZ, 2014. P. 52-53.
- Кокорников Е. В., Кириенко С. А., Козырева О. А. Педагогическое моделирование как ресурс и условие продуктивной самореализации тренера по хоккею // Эволюция психолого-педагогических наук: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 23 июня 2014 г.). – Уфа: Аэтерна, 2014. С. 8-10.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Педагогическое моделирование в конструктах современного образования // Вестник ТГПУ. 2017. №1 (178). С. 58-63.
- Корниенко Е.Д., Креган А.С. Возможности уточнения понятия «воспитание» в работе тренера по хоккею // Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения : тр. Всеросс. науч. конфер. студ., аспир. и молодых ученых ; под общ. ред. М.В. Темлянцева. – Новокузнецк: Изд. центр СибГИУ, 2016. Вып. 20. Ч. II. Гуманитарные науки. С.238-240.
- Костоломов И.М., Сапегин И.И. Портфолио обучающегося, занимающегося хоккеем, в модели современного образования // Современная педагогика. 2017. № 1. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2017/01/6480
- Креган А. С. Некоторые особенности социализации личности через занятия хоккеем // Влияние науки на инновационное развитие : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Пермь, 25 августа 2016 г.) : в 2-х ч. Ч.2. Уфа : Аэтерна, 2016. С.134-136.
- Мезенцев А. И. Социализация обучающегося через хоккей в системе непрерывного образования // Наука: прошлое, настоящее, будущее : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 1 августа 2016 г.) : в 2-х ч. Ч.1. Уфа : Аэтерна, 2016. С.141-143.
- Михайлов Э. А. Специфика уточнения категории «социализация» в подготовке будущего тренера по хоккею // Наука и современность : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Сызрань, 28 апреля 2016 г.) : в 3 ч. Ч.2. Уфа : МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. С.181-183.
- Михайлов Э.А. Возможности самореализации обучающегося, занимающегося хоккеем, в моделях педагогической методологии // Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения : тр. Всеросс. науч. конфер. студ., аспир. и молодых уч.; под общ. ред. М.В. Темлянцева. Новокузнецк: СибГИУ, 2016. Вып. 20. Ч. II. Гуманитарные науки. С.257-260.
- Назаров Ю. А., Кириенко С. А., Козырева О. А. Возможности детерминации основ педагогического взаимодействия в структуре занятий хоккеем // Инновационные пути развития общества : сб. ст. студ., аспир., мол. уч. и препод. Уфа: Аэтерна,2014.С.33-35.
- Пьянков И. В. Педагогическая поддержка в работе тренера по хоккею // Инновационные технологии научного развития : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Тюмень, 15 июня 2016 г.) : в 3 ч. Ч.2. Уфа : Аэтерна, 2016. С.230-232.
- Сапегин И.И., Козырева О.А. Возможности исследовании качества социализации обучающихся, занимающихся хоккеем // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 8. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/08/69796
- Сапегин И.И., Козырева О.А. Особенности детерминации и уточнения категории «социализация» в исследовании качества социализации обучающихся, занимающихся хоккеем // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66048
- Сапегин И.И., Козырева О.А. Особенности исторического подхода в исследовании социализации и самореализации обучающихся, занимающихся хоккеем // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 9. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/09/70419
- Сапегин И.И., Козырева О.А., Коновалов С.В. Анкетирование в модели исследования качества социализации обучающихся, занимающихся хоккеем // Интернетнаука. 2016. №11. С.132-147. DOI:10.19075/2414-0031-2016-11-132-147
- Свинаренко В.Г., Козырев Н.А., Козырева О.А. Адаптивная педагогика как ресурс гуманизации образования // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 1. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/01/61930
- Свинаренко В.Г., Козырев Н.А., Козырева О.А. Адаптивное знание в модели профессионального образования // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 1. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/01/61923
- Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы ДПО. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
- Слепышев А. В., Кириенко С. А., Козырева О. А. Педагогическое моделирование в детерминации будущим тренером по хоккею категориального аппарата современной педагогики // Психология и педагогика: теоретический и практический взгляд : матер. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 8 августа 2014 г.). – Уфа : Аэтерна, 2014. С. 61-63.
- Старостин И. О. Самореализация обучающегося через хоккей в системе непрерывного образования // Роль инноваций в трансформации современной науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Волгоград, 5 августа 2016 г.). Уфа : Аэтерна, 2016. С.234-236.
- Старченко Д. В. Возможность детерминации педагогических условий социализации личности в хоккее // Наука и современность : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Сызрань, 28 апреля 2016 г.) : в 3 ч. Ч.2. Уфа : МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. С.215-217.
- Судьина Л. Н., Козырева О. А. Педагогическая поддержка будущего педагога в адаптивном обучении как ресурс социализации и самореализации личности // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 1 (21). С.152-156.
- Васильев Д.С., Козырева О.А. Портфолио обучающегося, занимающегося плаванием, как модель самоанализа достижений // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/06/67801 (дата обращения: 31.05.2016).
- Идигешев В. Р., Кириенко С. А., Козырева О. А. Специфика подготовки будущих педагогов по ФК к моделированию портфолио обучающегося, занимающегося спортом // Педагогическая мастерская: научно-методический сборник. Выпуск II ; гл. ред. И. В. Романова : материалы II Международной заочной научно-практической конференции «Теория и методика преподавания в современной школе» и Международной заочной научно-практической конференции «Образовательная среда в инновационном режиме развития». – Чебоксары: ЦДИП «INet», 2014. С.163-165.
- Козырева О. А., Кошелев А. А. Принципы, методы и средства моделирования портфолио обучающегося общеобразовательной школы // Вестник КузГПА. 2012. 9 (23). 11 с. URL: http://vestnik.kuzspa.ru/articles/101/
- Колпаченко Л. Я., Козырева О. А. Портфолио обучающегося системы НПО и СПО : учебное пособие. Новокузнецк : МАОУ ДПО ИПК, 2011. 46 с. [+приложение на DVD]. ISBN 978–5–85117–554–1.
- Комякова И. В., Комяков А. А., Козырева О. А. Моделирование портфолио обучающимися, оставшимися без попечения родителей, как продукт их социализации // Социализация и воспитание подростков и молодежи в институтах общего и профессионального образования: теория и практика, содержание и технологии : матер. Междун. науч.-практ. конфер., 28–29 октября 2013 года. Прага : Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2013. С. 105-106.
- Кошелев А. А., Козырева О. А. Портфолио школьника : учебное пособие. – Новокузнецк : КузГПА, 2011. 38 с. [+приложение на DVD]. ISBN 978–5–85117–615–9.
- Кошелев А. А., Козырева О. А. Портфолио школьника как результат формирования его культуры самостоятельной работы // European Social Science Journal. 2011. №6. С.210-217.
- Кошелев А. А., Козырева О. А., Шварцкопф Е. Ю., Сметанникова Ю. Б. Портфолио как результат формирования культуры самостоятельной работы школьника // Актуальные вопросы современной педагогики (II): материалы междунар. заоч. науч. конф. (Уфа, июль 2012 г.). Уфа: Лето, 2012. С.66-68.
- Литвинов А. В., Козырева О. А., Евко М. С. Возможности моделирования портфолио обучающегося как продукт самореализации и саморазвития // Development of the creative potential of a person and society : materials of the II international scientific conference on January 17–18, 2014. – Prague : Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2014. С.195-197.
- Нохрина О. И., Кошелев А. А., Козырева О. А. Культурологический подход в моделировании портфолио обучающегося // Проблемы культуры в современном образовании: глобальные, национальные, регионально-этнические: сборник научных статей : в 2-х ч. Ч.2 ; под ред. Г. Л. Никоновой. Чебоксары : Новое время, 2013. С. 35-43.
- Рукавицын Н. А., Козырева О. А. Понятие самоидентификации и самореализации личности в контексте моделирования портфолио обучающегося // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики : сб. стат. Междун. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 5 ноября 2013 г.).Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс»,2013.С.62-64.
- Устинова Л. А., Козырева О. А. Качество и специфика моделирования портфолио обучающегося в среднем звене // Воспитание и обучение: теория, методика и практика : сборник статей Всероссийской научно-практической конференции (21 января 2014, г. Чебоксары. Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2014. С. 28-30.
- Устинова Л. А., Митькина Е. В., Кошелев А. А., Козырева О. А. Функции и модели портфолио школьника в структуре формирования культуры самостоятельной работы // Актуальные задачи педагогики (II) : материалы Международной заочной научн. конференции (Чита, июнь 2012 г.). Чита : изд-во Молодой ученый, 2012. С.87-89.
- Филиппова Ю. О., Чурин Н. А., Козырева О. А. Специфика моделирования портфолио обучающегося в структуре организации научной работы школьников // Activity of welfare institutes in a modern sociocultural situation: theory and practice problems : materials of the II international scientific conference on April 22–23, 2014. Prague : Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2014. P. 135-136.
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Некоторые особенности технологии системно-педагогического моделирования в адаптивном изучении курса «Практическая педагогика» на примере раздела «Педагогическое проектирование» // Современная педагогика. 2015. № 12. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/12/5182
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Некоторые особенности технологии системно-педагогического моделирования в моделировании научной публикации у будущих педагогов // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12. URL: http://human.snauka.ru/2015/12/13574
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Специфика детерминации и изучения категории «педагогическая деятельность» в структуре подготовки будущих учителей // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12. URL: http://human.snauka.ru/2015/12/13512
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Специфика и возможности педагогического моделирования в процессе использования технологии системно-педагогического моделирования в вузе // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61223
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Специфика и возможности педагогического моделирования в процессе изучения педагогами-аспирантами курса по выбору «Педагогическое моделирование в высшем образовании» // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61222
- Козырев Н.А., Козырева О.А., Свинаренко В.Г. Изучение факультатива «Инновационная педагогика» в модели адаптивного знания в подготовке обучающихся по направлению 44.06.01 Образование и педагогические науки, направленности (профиля) подготовки – 13.00.08 Теория и методика профессионального образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61189
- Козырева О. А., Креган А. С., Кириенко С. А. Особенности детерминации процессов социализации и самореализации в структуре подготовки будущих тренеров по хоккею // Приоритетные направления развития науки : матер. Междун. науч.-практ. конф., 3 апреля 2014 г. : в 2 ч. Ч.1. Уфа: РИЦ БашГУ, 2014. С. 139-141.
- Козырева О.А. Культура самостоятельной работы личности в конструктах педагогической методологии // Интернетнаука. 2016. № 5. С.478-488. DOI:10.19075/2414-0031-2016-5-478-488
- Козырева О.А. Культура самостоятельной работы педагога: от определения до продуктов самореализации // Современная педагогика. 2014. № 12. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/12/3166
- Козырева О.А. Некоторые модели формирования культуры самостоятельной работы педагога и обучающегося в системе непрерывного профессионального образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 5. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/05/53106
- Козырева О.А. Педагогическое моделирование в структуре изучения курса «Практическая педагогика // Интернетнаука. 2016 №7. С.134-145. DOI:10.19075/2414-0031-2016-7-134-145
- Козырева О.А., Козырев Н.А. Виды и модели современного обучения в структуре образования // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12. URL: http://human.snauka.ru/2015/12/13554
- Козырева О.А., Козырев Н.А. Конструктор принципов педагогического взаимодействия в структуре изучения курса «Педагогика» // Интернетнаука. 2016 №9. С.55-62. DOI:10.19075/2414-0031-2016-9-43-50
- Козырева О.А., Козырев Н.А. Педагогика непрерывного профессионального образования как модель современной культуры // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12. URL: http://human.snauka.ru/2015/12/13555
- Козырева О.А., Козырев Н.А. Саморазвитие личности в системе непрерывного образования // Интернетнаука. 2016. №9. С.63-71. DOI:10.19075/2414-0031-2016-9-51-59
- Козырева О.А., Козырев Н.А., Митькина Е.В. Инновационная педагогика в модели современного образования // Интернетнаука. 2016. № 10. С.178-192. DOI:10.19075/2414-0031-2016-10-178-192