Рассмотрим особенности организации самостоятельной работы студентов в процессе изучения общетехнических и специальных дисциплин. При освещении данной проблемы выделяем два аспекта: самостоятельность в познавательной деятельности и умении самостоятельно применять имеющиеся знания в изучении и практической деятельности. Особое внимание уделяем проектному методу.
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание учебных программ, иные подходы к учебному процессу, большое внимание уделяется самостоятельному изучению материала, большая связь теоретических занятий с производством, иное отношение студентов к специальным дисциплинам и иной педагогический менталитет. Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперированием информацией. Творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию.
Формируя у студентов самостоятельность, необходимо иметь ввиду две задачи. Первая заключается в том, чтобы научить их самостоятельно овладевать знаниями (по программе ФГОС 3 — на самостоятельную работу отводится не менее 50% всего учебного времени), формировать свое мировоззрение; вторая заключается в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в науке и практической деятельности.
Актуальность данной проблемы велико, так как профессиональные знания и умения нельзя передать от преподавателя к студенту непосредственно. Освоение профессией предполагает самостоятельную переработку большой информации, ее оценку, самостоятельную, мыслительную и практическую деятельность студента. Большое значение самостоятельная работа приобретает при изучении специальных дисциплин. Студенты больше работают с технической литературой, интернет-сайтами, вырабатывают навыки правильных решений, что позволяет повысить интерес к изучаемой дисциплине. Как следствие повышается качественная успеваемость, развивается самостоятельность.
В процессе выполнения самостоятельной работы студентами, преподаватели сталкиваются с рядом трудностей, вызванных отсутствием базовых знаний по ряду предметов, неумение выделять главное, обобщать и делать выводы.
Не умеют управлять своей познавательной деятельностью, не владеют приемами запоминания, у них недостаточно развито технологическое мышление.
Грамотная организация самостоятельной работы студентов — один из способов решения названных проблем.
В процессе преподавания специальных дисциплин преподаватели используют разнообразные формы самостоятельной работы на учебных и внеаудиторных занятиях.
На начальном изучения дисциплин начинаем с чтения текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы), затем составление плана текста, чаще всего более легкого в понимании и запоминании. В качестве вариантов для овладения знаниями применяем: графическое изображение структуры текста; конспектирование текста, выписки из текста, работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами; научно-исследовательская работа, исследование аудио-, видео – записей, компьютерной технике и интернета.
Широко используем задания с созданием проблемных ситуаций, которые выполняются с использованием специальной литературы и интернет-ресурсов.
Приобщаем студентов к научно-исследовательской деятельности как участие в олимпиадах, научно-практических конференциях, выполнение лабораторно -практических работ с элементами исследования, проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности, подготовка курсовых и дипломных проектов.
На третьем и четвертом курсах уделяем подготовке сообщений, докладов с использованием элементов частично – поискового и исследовательского характера. Студенты учатся оценивать материал с точки зрения его важности и применения. Ставим задачу не только рассмотреть техническую сторону вопроса, ни и ознакомиться с внедрением новых технологий, оснастки оборудования непосредственно в реальных условиях на производстве. Проводим экскурсии на предприятиях нашего города. Студенты знакомятся с различными производственными ситуациями и способами их решения, делают выводы о результатах внедрения, повышение производительности и качества труда и снижение себестоимости выпускаемой продукции. Организация учебного процесса на уроках общетехнических и специальных дисциплин осуществляется на основе применения технологии проектного обучения с целью развития творческих способностей студентов и подготовке конкурентоспособного специалиста на рынке труда.
Задача преподавателя — показать студентам, что готовность к непрерывному поиску нового, актуального знания, к грамотному осуществлению информационных процессов — одна из профессиональных компетенций специалиста в любой отрасли, которая определяет успешность его личностного роста и социальную востребованность.
Библиографический список
- Булатова О. С. Искусство современного урока: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / О. С. Булатова – М.: Издательский центр «Академия», 2010-256 с. ISBN5-7695-2713-7
- Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: учебное пособие для высших учебных заведений / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова – Сибирская; Под редакцией И. А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2010 – 288 с. ISBN5-7695-2213-5
- Морева Н. А. Технологии профессионального образования: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Наталья Александровна Морева. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 432 с. ISBN 5-7695-2254-2