УДК 37

ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Родкина Н.В.

Аннотация
В своей творческой работе я говорю о методах групповой работы в сотрудничестве на уроках русского языка в связи с тенденцией гуманизации и демократизацией образования в современных условиях. Работа посвящена проблеме повышения качества знаний учащихся, улучшения межличностных отношений и личностной самооценки.
Особое внимание, наряду с рассматриваемыми методами работы в сотрудничестве, уделено модернизации учебного пространства и психолого-педагогической диагностике.
Работа состоит из четырех частей. Первая посвящена организации учебного пространства на основе идей сотрудничества. Во второй подробно описываются методы групповой работы в сотрудничестве на уроках русского языка. В третьей части приводятся результаты диагностических исследований и на их основе делается попытка проследить зависимость роста качества знаний от улучшения межличностных отношений и сформированности положительной Я-концепции учащихся.
Основная задача моей работы - показать, какое важное значение имеет обучение в сотрудничестве в формировании гармоничной, всесторонне развитой, успешной личности школьника.
Она может быть рекомендована начинающим педагогам, работающим в личностно-ориентированной направленности.

Ключевые слова: внеурочное время, обучение в сотрудничестве, русский язык


COOPERATIVE LEARNING RUSSIAN LANGUAGE LESSONS AND AFTER SCHOOL

Rodkina N.V.

Abstract
This paper is about cooperative learning Russian language lessons and after school.

Библиографическая ссылка на статью:
Родкина Н.В. Обучение в сотрудничестве на уроках русского языка и во внеурочное время // Современная педагогика. 2013. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2013/01/824 (дата обращения: 26.05.2017).

Аннотация к творческой работе

В своей творческой работе я говорю об использовании методов педагогики сотрудничества на уроках русского языка. Роль и место этих методов в процессе обучения можно рассматривать в различных аспектах:

  • групповая работа как одна из форм эффективного усвоения знаний;
  • групповая работа как средство улучшения межличностных отношений;
  • групповая работа как один из способов активизации процесса обучения.

Разумеется, поиск наиболее совершенных методов усвоения знаний всегда был в центре внимания педагогов, но если методы обучения способны параллельно решать проблемы школьников межличностного характера, помогают им раскрываться во всей своей индивидуальности, вовлекают учащихся в активный познавательный процесс, то считаю целесообразным применять и совершенствовать эти методы в обучении.

Поэтому главная задача моей работы – показать эффективность работы методов педагогики сотрудничества в своей практике преподавания русского языка.

Кроме того, особенно хотелось бы посоветовать использовать методы педагогики сотрудничества молодым специалистам, так как они помогают быстро находить общий язык с самыми сложными учениками. 

Введение

Передовые изменения в структуре и содержании образования, вызванные вхождением России в мировое образовательное пространство, поставили перед каждым педагогом  объективную задачу активного освоения и внедрения новых образовательных технологий, так как традиционные методы оказались не способны удовлетворить растущие потребности современного общества.

Изучая труды современных     педагогов-новаторов (Селевко Г.К., Иванова И.П.,  Ильина Е.Н.,  Погодиной Л.Н., Фирсова В.В. и др.), работающих в области инноваций, пришла к выводу, что, исходя из условий социального и государственного заказов, передового педагогического опыта и собственных возможностей,   решить объективно возникающие насущные проблемы мне поможет личностно-ориентированный подход к обучению, поскольку он является воплощением гуманистической философии, психологии и педагогики.

Кроме того, технологии личностной ориентации пытаются найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка: берут на вооружение методы психодиагностики, изменяют отношения и организацию деятельности детей, применяют разнообразные и мощные средства обучения, перестраивают содержание образования.

Таким образом, личностно-ориентированная направленность противопоставляет авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку  традиционной технологии — атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создает условия для творчества и самоактуализации личности.

Реализовать на практике личностно-ориентированный подход, прежде всего, мне помогает технология  «Педагогика сотрудничества». Эта технология является одной из наиболее всеобъемлющих обобщений 80-х годов, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании.  В ней соединились лучшие традиции советской  (Сухомлинский В.А., Макаренко А.С.)  русской  (Ушинский К.Д., Н.П. Пирогов, Толстой Л.Н.) и зарубежной (Ж.-Ж. Руссо, К.Роджерс и др.) школ.

В «Концепции среднего образования Российской Федерации» сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.

В педагогике сотрудничества выделяют несколько направлений. Мне ближе всего идеи гуманно-личностного подхода:

  • новый взгляд на личность как цель воспитания, личностную направленность учебно-воспитательно процесса (ребенок – полноценная человеческая личность, каждый ребенок обладает способностями, приоритетные качества личности – любовь, доброта, совесть, гражданственность и т.п.);
  • гуманизация  педагогических отношений (педагогическая любовь к детям, оптимистическую веру в ребенка, терпимость к их недостаткам, приоритет положительного стимулирования;
  • демократизация педагогических отношений (соблюдение Конвенции о правах ребенка);
  • отказ от прямого принуждения (требовать без принуждения, замена принуждения желанием, ставка на самостоятельность и самодеятельность, применение косвенных требований через коллектив);
  • новую трактовку индивидуального подхода (отказ от ориентировки на среднего ученика, поиск лучших качеств личности, применение психолого-педагогической диагностики; коррекция)
  • формирование положительной Я-концепции (Я нравлюсь, Я способен, Я значу).

Итак, считаю, что только при таком подходе к образовательному процессу можно решить насущные проблемы современной школы: осуществить переход  к всеобщему полному образованию, итоговой аттестации в форме ЕГЭ, профильному обучению, а главное – воспитать гармоничную, целостную, независимую и свободную, высоконравственную личность.

Покажу, как мне удается реализовать этот подход в рамках уроков русского языка и внеурочной деятельности по предмету.

2. Организация обучения в малых группах

     Организация обучения в малых разноуровневых группах проводила в несколько этапов.

  1. Ознакомительно-мотивационный. Сначала постаралась заинтересовать учащихся новой формой работы на уроке. С той целью был выбран  ненавязчивый  рассказ о том, как интересно и эффективно обучаются дети в сотрудничестве в наших и зарубежных школах[1]. Познакомила с главной идеей обучения в сотрудничестве (Учиться вместе!) и основными принципами:
  • взаимозависимость всех членов группы;
  • личная ответственность каждого;
  • равная доля участия каждого;
  • рефлексия (обсуждение качества работы группы с целью самосовершенствования).

1. Диагностический. Провела совместно с психологом комплексное диагностическое исследование (см. раздел «Диагностика эффективности групповой деятельности»).

На основании полученных результатов, одновременно учитывая пожелания учащихся, были сформированы разноуровневые мобильные группы, т. е. предполагающие переход из группы в группу после проведения текущей диагностики эффективности групповой деятельности. Также проведенные диагностические исследования помогли ребятам определиться с ролями (выбрать капитана, помощников капитана и т. д.)

3. Этап модернизации учебного пространства.  На этом  этапе было решено, что на уроках с использованием групповых форм работы дежурная группа на перемене будет  расставлять парты  таким образом, чтобы члены групп могли свободно взаимодействовать лицом к лицу). Такая совместная деятельность  простимулировала их заинтересованность, одновременно подготовив  к нетрадиционным формам обучения.

4. Этап психологической  подготовки. Здесь, чтобы первые неудачи не отбили  охоту учиться «по-новому», приучала учеников к следующим условиям работы:

  • взаимодействовать в группе с любым партнером или партнерами;
  •  вежливо и доброжелательно общаться с партнерами;
  • испытывать чувство ответственности не только за собственные успехи, но и за успехи своих партнеров, всего класса;
  • полностью осознавать, что совместная работа в группах – это серьезный и      ответственный труд;
  • не нарушать правило «Трех ″нельзя″» (Приложение 1).

Только после такой предварительной подготовки  мы перешли  к  работе в командах. 

3. Методы обучения в сотрудничестве, применяемые на уроках русского языка

На уроках русского языка я использую следующие методы:

3.1. «Вертушка» (метод Славина)[2] 

Организация обучения в сотрудничестве в малых группах (по методу Славина) предусматривает группу учащихся, состоящую из четырех человек (мальчики   и девочки разного уровня подготовленности). Структура  урока по этому методу предполагает поэтапную деятельность:

1. Объяснение нового материла.

2. Закрепление (отработка в группах  ориентировочной основы действий  каждым учеником). Группам дается задание и необходимые опоры. Причем задание выполняется по «вертушке» (каждое последующее задание выполняется следующим учеником). Выполнение любого задания объясняется вслух учеником и контролируется всей группой.

3.  Общее обсуждение работы.

4. Индивидуальная проверка достигнутого на основе тестирования (здесь  учащиеся трудятся  вне групп). При этом сложность заданий дифференцируется.

5.   Выставление оценок. Оценки суммируются в группе, и объявляется общая.

6.   Рефлексия (Приложение 2).

Таким образом, соревнуются не сильные со слабыми, а каждый сам с собой, т. е. со своими ранее достигнутыми результатами. И сильный, и слабый ученики при таком подходе могут принести группе одинаковые оценки.

Этот метод можно использовать на различных этапах организации урока:

3.1.1. Формирование орфографических навыков

 В 5 классе при изучении темы «Чередующиеся гласные в корне» работу строю так:

После объяснения темы с целью формирования навыка правописания чередующихся гласных в корне группам предлагается алгоритм (приложение № 3) и карточки типа:

Пол.жить, р.стение, сл.гать, р.сток, сл.жение, подр.стать, разл.жение, прил.гательное, выр.с, сл.гаемое, предл.жение, выр.щивать, Р.стов, отр.сль, изл.жение, предл.гать. 

Задания внутри группы распределяются следующим образом:

Один член группы выделяет корень все действия комментируются), другой определяет тип безударной гласной (подбирает проверочное слово при необходимости), третий – условия чередования, четвертый  в зависимости от условия делает выбор, т. е. вставляет нужную гласную, пятый (капитан) проверяет. Работа идет до тех пор, пока все члены группы не овладеют каждым этапом работы. После этого, убедившись в сформированности навыка, предлагаю индивидуальные тесты (Приложение 4).

  • В 6 классе задание по этой теме усложняется. При повторение изученного в разделе «Словообразование и орфография» предлагаю карточки с заданиями типа:

Заг.рать, ск.сить, р.скошный, к.саться, подр.стать, р.сток, сл.жение, прик.саться, соб.рать, к.снуться, расст.лать, прик.сновение, к.сательная, прим.рка, соприк.саться, к.сичка, выт.рать, к.сание, к.сая (линия), неук.снительный, к.сание, к.сить, прик.снуться, сл.гать, к.сательно,  пом.рить. 

Отработка алгоритма проходит аналогичным образом, повышается лишь степень сложности задания, теперь учащимся нужно усвоить гораздо больше ориентировочных основ действий. Усложняются и тестовые задания (Приложение 5).

  • В 9 классе при повторении темы «Чередующиеся гласные в корне» работу строю по методу «Учимся вместе» (каждая группа работает над отдельным блоком правила: «Выбор зависит от ударения», «Выбор зависит от суффикса» и т.д. После  чего составляется сводная таблица «Условия выбора чередующихся гласных в корне).

Такой вид работы целесообразно использовать при изучении наиболее сложных орфографических правил: «Правописание не с различными частями речи», «Правописание н и нн в различных частях речи», «Правописание безударных личных окончаний глагола» и т.п. 

3.1.2. Словарная работа

 В 6 классе после изучения темы «Гласные в приставках пре- и при-» группам раздаю карточки типа:

Прекратить, преобразовать, превратить, приготовить, приобрести, приказать, преодолевать, примирять, присмотреться, пригодиться, присутствовать, прилежный, привыкать, приготовить, приспособить, презирать.

     Работа в группе строится так: один (ведущий) диктует слова, остальные пишут, затем проверяет написанное (4 слова). Потом эта роль переходит к следующему члену группы и т. д. Тетради сдаются на проверку. В конце урока раздаю индивидуальные тесты (Приложение 6).

3.1.3. Проверка домашнего задания

 Эту работу организую чаще всего так:

  • обмен тетрадями внутри группы и проверка ошибок друг у друга;
  • работа над ошибками;
  • повторный обмен и проверка;
  • сдача на проверку учителю;
  • подведение итогов (можно по результатам проверки только одной тетради).

3.2. Командно-игровая деятельность

 Она отличается от вышеописанного метода лишь тем, что здесь  вместо индивидуального тестирования в качестве проверки усвоения материала предлагаются соревновательные турниры между командами. В остальном работа строится аналогично.

3.2.1. Игра «Ручеек»

 6 классе после изучения темы «Правописание не- с существительными)

 Ход игры

 1. Группы получают конверты с разрезным дидактическим материалом

(не)ряха (не)успех (не)урожай
(не)друг (не)взгода (не)удача
(не)приязнь (не)везение (не)вежда
(не)вежа (не)вежда (не)достаток

2. Решение осуществляется по «вертушке» (без комментариев):

  •  Первый ученик достает из конверта карточку и определяет,                  употребляется ли существительное без не.

Нет         записывает на доске правильный ответ.

Да          передает карточку следующему и т. д. по «вертушке».

  • Второй ученик достает карточку с заданием, принимает соответствующее решение и т. д.

Так каждый проходит все этапы работы над орфограммой.

3. Определяется команда-победитель, т. е. та, которая первой справится с заданием и  не допустит ошибок.

Таким образом, за небольшой отрезок времени (5-7 мин.) проводится проверка сформированности орфографического навыка у всех учащихся, отрабатывается умение быстро решать поставленные задачи, а так как победа команды зависит от  каждого ее члена, то это способствует развитию таких важных качеств, как ответственность и взаимопомощь.

3.2.2. Рыцарский турнир

(проводится между представителями команд)

I этап – объявление о предстоящем турнире

 За неделю до «турнира» вывешиваю список орфограмм, которые можно выбрать качестве «оружия», и знакомлю с «рыцарским кодексом» (Приложение 7).  Например, в 7 классе при повторении изученного в конце года предлагаю следующее:

1. Словарные слова (по списку в конце учебника).
2. Корни с чередованием.
3. Ь после шипящих на конце слова во всех частях речи.
4. 0, е и ё после шипящих и ц.
5. Окончания существительных, прилагательных, причастий и глаголов.
б. Все правила правописания наречий.
7. Н и нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий.
8. Слитное и раздельное написание не со всеми частями речи.

II этап – «Вызов»

Ученик  из одной команды  «вызывает на бой» противника из другой команды. Причем сражаться могут только мальчики, а девочки – лишь «снарядить» своих «рыцарей», т. е. повторить с ними соответствующие правила. Имена вызвавшего и вызванного записываем на специальной доске, например: «Андреев вызывает Анисимова».  После этого вызванный «выбирает оружие», т. е. указывает на этой же доске номер той группы правил, взаимное знание которой и должно быть проверено во время «боя».

III этап – «Сражение»

Противники садятся за парты, «вооружившись» двумя листами бумаги (один чистый, а другой с заранее приготовленными для диктовки сопернику словами) и поочередно диктуют друг другу по одному слову до тех пор, пока один не ошибется. Тогда победитель поднимает руку, у него  проверяется последняя запись. Если же ошибается сам диктовавший, а противник  доказывает свою правоту, то победа присуждается последнему. Это условие заставляет участников турнира очень тщательно готовить свой список, советоваться с более сильными учениками, обращаться к словарям.

IV этап – объявление победителя и награждение команды, его подготовившей 

На доску почета вывешиваются имена всех членов команды, подготовившей победителя.

3.3. Метод Славина «Пила-2»

Этот метод предусматривающую работу в группах по 4-5 человек. Вместо того чтобы каждый член группы получал отдельную часть работы, вся команда работает над одним материалом (например, работает над одним текстом). Но при этом каждый член группы получает тему, которую разрабатывает особенно тщательно и становится в ней экспертом. Проводятся встречи экспертов из разных групп (этот этап мы используем иногда). В конце все проходят индивидуальный контрольный срез, который и оценивается. Результаты суммируются. Команда, достигшая наивысшей суммы баллов, награждается.

На уроках русского языка этот метод мы чаще применяем при работе с текстом. 

3.3.1. Работа по совершенствованию написанного по методу «пила» 

  • В 5 классе при работе над сочинением, понятием о главной мысли, теме сочинения и ее границах предлагаю тексты (Приложение 8) со следующими заданиями для групп:

Какова тема сочинения?  Соответствует ли тема содержанию сочинения? Какова основная мысль сочинения? При помощи каких языковых средств она выражается? Какие недостатки обнаружили? 

Тексты раздаю  каждому члену команды, чтобы удобнее было заниматься своей частью общего дела. Такая работа проводится неоднократно, поэтому задания внутри группы перераспределяются, и все получают возможность поработать над каждым вопросом.

  • В 5 классе при подготовке к написанию рассказа о случившемся с автором (понятие о построении рассказа) предлагаю тексты (Приложение 9) с заданием:

Какое из сочинений больше понравилось и почему? Какие ошибки допустил автор неотредактированного варианта? Чем отличается переработанный вариант от чернового? Подготовьтесь отвечать по плану.

  • В 5 классе при работе над сочинением-рассуждением раздаются тексты (Приложение 10) с заданием:

Какова основная мысль сочинения? Выражена ли она в тексте сочинения? Какие недочеты обнаружили в сочинениях-рассуждениях?  Исправьте их. Составьте план ответа.  Подготовьтесь отвечать по плану.

Такая работа одновременно подготавливает учащихся к рецензированию.

3.3.2. Использование метода «пила» при работе над анализом текста 

  •      В 7 классе при повторении темы «Стили речи» предлагаю учащимся тексты (Приложение 11) с заданием проанализировать текст, определить стиль речи, указав лексические, морфологические, синтаксические, фонетические признаки (задание также делится внутри группы, выполняется индивидуально, чтобы потом  построить, объединив ответы,  общее выступление группы).
  •    В 11 классе при повторении темы «Публицистический стиль речи» предлагаю найти его признаки самостоятельно, используя материалы периодических  центральных изданий. 

3.3.3. Использование метода «пила» при  составлении опорных схем-таблиц

(этап ознакомления с новым материалом)

 В 6 классе при изучении темы «Не с прилагательными»  работу организую следующим образом:

  1. Учащимся предлагается самостоятельно (в группах) познакомиться и разобраться в новом материале. При этом четко распределяются роли и задачи каждого.
  2. Работа в группах.
  • 1-й член команды выполняет роль диктора (он медленно и с выражением читает правила и теоретический материал по учебнику).
  • 2-ой – художника (он должен на основе слухового восприятия нарисовать схему-сигнал, т.е. графически отобразить правило по принципу: ключевые слова-понятия – грамматические признаки-примеры. Таким образом, схема приобретает законченную наглядную графическую форму зачитанного теоретического материала.
  • Остальные  – слушатели-наблюдатели.

(Так ученики в наглядной форме устанавливают связи и зависимости. Причем их задача не ограничивается этим, они должны сформулировать соответствующее правило и привести собственные примеры.)

3. Проверка работы в группах. На этом этапе представители от команд демонстрируют свои варианты схем-сигналов, они обсуждаются, отмечаются наиболее удачные.

4. Определяется команда-победитель (схему которой предпочло большинство учеников использовать в качестве «шпаргалки»)

Такие схемы-таблицы можно составлять как по орфографии, так и по синтаксису, словообразованию, морфологии, т. е. проводить аналогичную работу в любом классе.

3.4. Командно-игровая деятельность по методу «Пила»

 Трудоемкую и кропотливую работу по совершенствованию написанных сочинений и не менее сложную работу над анализом текста можно активизировать командно-игровой деятельностью, организуя, например:

3.4.1. Турнир «издательств» 

Предложив группам соревнования «издательств»,  которые возглавляют редакторы, а штат состоит из корректоров, рецензентов и каллиграфов.

Редактор - выполняет самую сложную  работу, поэтому эта роль, как правило, берет на себя капитан.

Рецензент пишет отзыв на исправленный текст.

Корректор  отвечает за соблюдение орфографических и пунктуационных норм в исправленном тексте (на первых порах  эта роль предлагается членам группы, еще не готовым выступить в  роли редакторов или рецензентов).

Каллиграф – эта роль отводится самому слабому ученику группы. А чтобы он не чувствовал себя  ущемленным, оговариваюсь, что ему доверяется очень важное задание (пусть и под контролем товарища-корректора) – переписать правильно и красиво текст набело.

 Ход игры

I этап – распределение ролей;

2 этап – первичное ознакомление с текстом  (Приложение 12). Коллективное обсуждение недостатков. Первые правки редактора (Приложение 13) с подробным объяснение  другим членам группы;

3 этап – повторное чтение. Здесь устраняются недостатки в употреблении слов и построении предложений, пользуясь условными обозначениями;

4 этап – проверка «на голос» предполагает чтение текста вслух (вполголоса). При таком чтении окончательно выявляются все недостатки.

5 этап – подведение итогов, на основании которых строится  работа рецензентов.

6 этап – обсуждение плана и содержания рецензии.

7 этап – рецензент пишет рецензию, а каллиграфы под контролем редактора и корректора переписывают исправленный текст набело. Причем замечания по исправлению орфографических и пунктуационных ошибок может делать только корректор, а редактор должен следить за тем, чтобы были внесены все его правки.

8 этап – чтение окончательного варианта исправленного текста и получившейся рецензии, сдача на проверку.

3.4.2.    Игра «Кубики» 

Оптимальный комплект игры – набор из четырех кубиков

На изготовленные из тонкого картона кубики (с ребром 8—10 см) прикрепляются  (в прорези) части текста вразброс, причем так, чтобы на одном кубике была только одна часть данного текста. Тексты  тщательно подбираются (Приложение 14). При каждом комплекте игры должен быть один экземпляр  схемы анализа текста  и шесть экземпляров (для каждого текста свой вариант) дополнительных вопросов.

В зависимости от целей и задач урока задания могут варьироваться:

  • составить текст, который скорее всего отыщется;
  • составить текст, начинающийся с указанного предложения;
  • составить текст, обладающим указанным признаком (тип речи или стиль);
  • составить два текста одного типа речи, но отличающиеся стилем;
  • составить два текста одного  стиля, но различных по типу речи.

В 7 классе, например,  я предлагаю комплекты кубиков (Приложение 16) с заданием группам составить текст, который скорее всего отыщется, проанализировать по условному плану  (Приложение 15), ответить на дополнительные вопросы (Приложение 17).

Любое из этих заданий может носить не только тренировочный, но и зачетный характер. Причем таким образом может быть построена работа  по каждому пункту первоначального задания, т. е. сопровождаться анализом и дополнительными индивидуальными вопросами, дополняющими этот анализ.

Карточки  с вопросами я выдаю  после того, как текст составлен. Таким образом, итоговый ответ основывается на обоих приложениях. Перед ответом  сообщаю имя автора текста и заглавие. Сопоставление вариантов заглавия приближает учащихся к пониманию авторского замысла и к пониманию самой проблемы озаглавливания.

Игра развивает у школьников чувство текста как единого целого, укрепляет убеждение, что целостность образцового текста присуща его авторскому варианту, что те или иные вольности в изменении формы текста влекут за собой ослабление или даже потерю его идейно-содержательного достоинства. Игра помогает накопить опыт для создания собственных высказываний, расширяет литературный кругозор, учит полнее воспринимать особенности слога писателя. 

3.5. «Учимся вместе»

Этот метод отличается от предыдущего лишь тем, что здесь каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение всего материала. Основные принципы – награды всей команде, индивидуальный подход, равные возможности – работают и здесь. Чаще всего этот метод я  использую на этапе обобщения и систематизации изученного.

Например,  в 7 классе после изучения темы «Правописание не с наречиями» предлагаю группам следующее:

  1. Составить схемы таблицы по темам: «Правописание не с существительными», «Правописание не с прилагательными», «Правописание не с наречиями», «Правописание не с причастиями», «Правописание не деепричастиями и глаголами».
  2. Представить по очереди свои таблицы.
  3. Выявить общие закономерности написания и на их основании составить (коллективно) таблицу «Правописание не с различными частями речи».

Такую работу целесообразно проводить по всем темам, которые представлены в школьном курсе «вразброс»: «Правописание -о–е- после шипящих и ц», «Правописание одной и двух -н-«,  «Правописание чередующихся гласных» и т.д.           Аналогично можно построить обобщающую работу по синтаксису («Односоставные предложения»  (8 кл.),  «Второстепенные члены предложения» (8 кл.), «Сложноподчиненное предложение» (9 кл.), «Сложносочиненное предложение (9 кл.) и т. д.),  по морфологии («Части речи» (5-7 кл) и т.д.

3.6. «Учимся вместе» в командно-игровой форме 

Работать по методу «Учимся вместе» гораздо интересней в командно-игровой форме. Так в 5, 6, 7 классах при повторении и систематизации изученного мы проводим такие уроки: «Парад частей речи» (5,6,7 кл.), «Парад членов предложения» (5 кл.), «Парад словарей» (6 кл.) и т.д.

Итак, очевидно, что разница между рассмотренными методами не столь существенна. Главное, что основные принципы  (одно задание на группу, одно поощрение на группу, распределение ролей) соблюдаются во всех случаях. Кроме того, совокупность всех указанных вариантов решения конкретных дидактических задач позволяет наиболее полно реализовать личностно-ориентированный подход в различных педагогических ситуациях.

4. Диагностика эффективности работы групп 

Методика гуманно-личностного направления технологии сотрудничества предполагает регулярное проведение психолого-педагогических диагностических исследований личности. Поэтому на  методическом совете школы мы разработали универсальную модель диагностической деятельности, на основании которой каждый учитель школы строит свою модель организации учебного процесса на диагностической основе (Приложение 18).

В своей работе для полноценной реализации идей сотрудничества мне потребовались дополнительные диагностические модели для формирования микрогрупп.

На предварительном этапе:

  1. Методика незаконченных предложений для диагностики межличностных отношений обследуемого и отношения к процессу обучения (Приложение 19).
  2. Диагностика изучения скорости мыслительных операций и активности мышления (Приложение 20).
  3. Диагностика на проверку умения учащихся  самостоятельно работать на занятиях (Приложение 21)

На основании полученных результатов, учитывая пожелания учащихся, сформировала разноуровневые мобильные группы (чтобы более способные могли оказывать помощь менее способным, активным и самостоятельным).

      На этапе текущей диагностики дополнительно использовала анкетирование (Приложение 22), для выяснения  уровня комфортности работы в группах. В  крайних случаях предлагала  отдельным учащимся перейти в другую группу.

На этапе сравнительной диагностики выясняла, в какой зависимости находятся состояние психологической удовлетворенности и качество знаний по предмету, сравнивая результаты повторного проведения диагностики межличностных отношений с качеством знаний по изученной теме, разделу.

Сравнительный диагностический анализ межличностных отношений и качества знаний по предмету  в 7а кл. (после 3 лет работы в этом направлении)

Из сравнительно анализа видно, что качество знаний растет прямо пропорционально положительному росту отношения к  себе, окружающим и, соответственно, учебе, т.е. наблюдается совершенно естественная динамика: в комфортных условиях, в согласии с самим собой  можно достичь больших успехов в знаниях.

Причем такое диагностирование лучше всего начинать как можно раньше, когда ребята еще предельно открыты и не стесняются признаваться, что лучше учиться им  мешает неуверенность в себе (таких ответов при первоначальном опросе в форме мини-сочинения было очень много), что у них совсем нет друзей, что им не нравится, как к ним относится учитель и т. д. И чем раньше это выясняется, тем эффективнее может протекать процесс коррекционных мероприятий (при обязательном участии психолога), тем  скорее можно увидеть позитивные изменения.

На этапе итоговой диагностики  предлагала сочинение на темы: «Мое отношение к работе в сотрудничестве», «Что больше всего мне нравится в школе» и т.п.

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность также  подчинена основному принципу личностно-ориентированного обучения — «обеспечивать и поддерживать процессы самопознания и самостроительства личности ребёнка, развития его неповторимой индивидуальности». Для того чтобы поддерживать индивидуальное развитие ученика, предоставляю ему необходимую свободу для творчества как во время учебных занятий, так и во внеурочное время.

Уже третий год мы работаем над издательством газеты. Сегодня это восьмиполосное  общешкольное издание «Большая перемена», а первоначально была предметная газета небольшого объема по русскому языку «Грамотей».  Выпускаем газету раз в четверть, по мере накопления информации.

Самым важным считаю правильно организовать работу с детьми, чтобы процесс создания газеты доставлял им удовольствие, чтобы каждый из них проявил себя в той области, которая ему наиболее близка, поэтому предлагаю на выбор корреспондентам те направления, что им интересны. Только в этом случае они смогут проявить большую степень самостоятельности.

Не ставлю перед собой цель — сделать из детей журналистов. Газета — это прежде всего средство общения. Однако считаю, что определённой информацией, как корреспонденты, они должны владеть обязательно. Речь идёт об особенностях публицистического стиля. С этой целью провожу индивидуальные беседы, которые помогают юным журналистам в работе. Кроме того, в рамках рубрики «Уроки профессионализма»  об опыте журналистской работы рассказывает главный редактор СМИ «Вирма» А.В.Наумов. Знание особенностей публицистического стиля позволяет юнкорам преподнести читателям материал более качественный. Ребята понимают, что от этого напрямую зависит интерес к газете.

Освещая основные события школьной жизни, ребята обращаются к разнообразным жанрам публицистики (очерки, интервью, заметки, статьи и т. д.). Данная практика не только учит детей всматриваться в явления окружающего мира, наблюдать, критически оценивать то, что происходит вокруг, но и позволяет им совершенствовать навыки письменной речи.

Нацеливаю детей на то, что необходимо освещать события школьной жизни по разным направлениям: краеведческое (рубрика «Краеведческая страница»), спортивное (рубрика «Новости спорта»), учебное (рубрика «НОУ сообщает»), валеологическое (рубрика «Будьте здоровы!»).

О том, что газета становится неотъемлемой частью школьной жизни, говорит неподдельный интерес к ней не только со стороны учеников, но и со стороны учителей и родителей, которые тоже стараются не пропускать ни одного выпуска,

Проект «Школьная газета», реализованный в стенах нашей школы, можно считать успешным не только потому, что он работает на престиж школы, а прежде всего потому, что он объединяет детей творческих, позволяет им реализовать свои способности.

Модель газеты «Большая перемена»

1. Форма и количество страниц, основные элементы оформления: формат А4, 8 страниц, цветная печать, фотографии, рисунки.

2. Периодичность: раз в четверть.

3. Система рубрик: «Школьные новости», «Спорт», «Краеведческая страница», «Доска почёта», «Уроки профессионализма», «Будьте здоровы», «Империя разума», «Наше творчество», «Это мы!», «НОУ сообщает…», «Опасная зона». 

5. Заключение 

        Об эффективности применения рассмотренных здесь методов, прежде всего, свидетельствует рост качества знаний по предмету, формирование положительной  Я-концепции учащихся, положительная динамика роста  отношения к окружающим и процессу обучения. Но кроме этого, хочется выделить следующие  моменты работы в сотрудничестве:

  • становление активной позиции в учебной деятельности, т. е. сама организация урока способствует включенности всех без исключения учеников в работу, не дает возможности «отсидеться»;
  • освоение учебного материала каждым учеником (групповая работа дает возможность каждому не только проговаривать изучаемый материал, задавать вопросы, но и подвергает пооперационному контролю со стороны товарищей);
  • возникновение устойчивого  интереса к процессу обучения (удовлетворенность результатом деятельности порождает удовлетворенность самим процессом);
  • формирование собственного мнения, которое они учатся аргументировать;
  • развитие коммуникативных умений в процессе общения, чувства товарищества, личностной рефлексии; 

Кроме того, мои ученики неоднократно становились победителями муниципальных и региональных конкурсов, но самое главное – благодаря активному использованию методов технологии сотрудничества  мои ученики пошли по пути самопознания и самореализации.

 

И в заключение хочется добавить, что, работая над данной темой, я пришла к выводу, что полноценно реализовать идеи технологии сотрудничества невозможно лишь в рамках урочной и внеурочной деятельности, поэтому были налажены тесные связи со СМИ «ВИРМА», городской библиотекой №3, с историком-краеведом Курбатовым А.Ю., центром «Молодежная инициатива». Уверена, что это не предел.

Приложение 1

Три «нельзя»  рефлексии:

  • Нельзя говорить «уже все сказали»;
  • Нельзя отказываться от сообщения своего мнения группе (под любым предлогом;
  • Нельзя прятать за высказыванием свое дурное настроение.  

Приложение 2

Вопросы:

  1. Удалось ли группе выполнить задание?
  2. Легко ли работать в группе?
  3. Кто ощущал себя некомфортно? Почему?
  4. Всегда ли прав тот, кто берет на себя руководящую роль в группе?
  5. К какому результату приводит позиция тех, кто предпочитает отмалчиваться?
  6. Что испытывает человек, которому не дают высказаться?
  7. Что помогает и что мешает общей работе?
  8. Какова должна быть помощь учителя?
  9. Что ты приобретаешь в совместной работе?
Алг

Приложение 3

Правописание чередующихся гласных в корне  (выбор гласной зависит от последующего согласного)

1Выделить корень          2. Определить тип гласной       безударная         Безударная чередующаясяпроверяемая      Непроверяемая        3.Подобрать      (обратиться 3.Определитьпроверочное    при затруднении      условие    слово        к словарю)      выбора          гласной      4.Вставить    4.Вставить гласную      гласную 

Приложение 4

Тест на проверку сформированности орфографического навыка по теме

«Чередующиеся гласные в корне»

(чередование зависит от последующего согласного)

1. В каком слове пропущенную гласную можно проверить подбором однокоренного проверочного слова?

А)р..стение

Б)выр..сли

В)р.зоватый

Г) Р..стов

2. В каком слове пропущенную гласную в корне нельзя проверить подбором однокоренного проверочного слова?

А)выр.сли

Б)р. са

В)р.скошный

Г)л.гичный

3.В каком слове пропущена гласная а?

А)сл.жение

Б)предл.жение

В)сл.гаемое

Г)сл.жил

4.В каком слове пропущена гласная о?

А)р.стение

Б)подр.сли

В)выр.щенный

Г)отр.сль

5. Найдите слово-исключение.

А)предл.гает

Б)р.сток

В)изл.жение

Г)р.стут 

Приложение 5

Тест на проверку усвоения темы «Чередующиеся гласные в корне»

1. В каком слове пропущенную гласную в корне можно проверить подбором однокоренного проверочного слова?
А) р.стение
Б) выр.сли
В) р.зоватый
Г)Р.стов
2. В каком слове гласную в корне нельзя проверить подбором однокоренного проверочного слова?
А) г.рюет
Б) г.рдится
В) сг.рает
Г) г.ристый
З. В каком слове пропущена гласная а?
А) сл.гаемое
Б) сл.жили
В) отл.жить
Г) изл.жение
4. В каком слове пропущена гласная о?
А) к.сательная
Б) к.сание
В) к.снуться
Г) к.саюсь
5. В каком слове выбор гласной в корне зависит от суффикса а?
А) прир.сли
Б) соприк.саться
В) выг.реть
Г) пок.затель
б. В каком слове выбор гласной в корне зависит от последующей согласной?
А) к.снулся
Б) з.рница
В) р.стут
Г) разг.реться
7. В каком слове выбор гласной в корне зависит от ударения?
А) з.ря
Б)м.ря
В) к.са
Г)р.са

8. В каком слове пропущена гласная и в корне?
А) соб.ру
Б) зам.р
В)зап.р
Г) бл.стать
9. В каком слове пропущена гласная е в корне?
А) ст.раю
Б) сд.раю
В) зап.р
Г) сч.таю
10. В каком слове пропущена чередующаяся гласная в корне?
А) г.родок
Б) г.рчит
В) г.рит
Г) г.рюет 

Приложение 6

Тест на проверку усвоения правописания непроверяемых гласных в приставках пре-, при-

I часть
1. Найдите слово со значением «приближение».
А) пр.ехал
Б) пр.красный
В) пр.сесть
Г) пр.рвать
2. Найдите слово со значением «присоединение»
А) пр.хороший
Б) пр.градить
В) пр.шить
Г) пр.городный

3. Найдите слово со значением «близость»
А) пр.увеличить
Б) пр.забавный
В) пр.морский
Г) пр.рода

4. Найдите слово со значением «неполное действие»
А) пр.лететь
Б) пр.открыть
В) пр.огромный
Г) пр.восходный

5. Найдите слово со значением «очень»
А) пр.скучный
Б) пр.бить
В) пр.соединить
Г) пр.бавить

6. Найдите слово со значением приставки  «пере»
А) пр.умный
Б) пр.интересньий
В) пр.терпевать
Г) пр.йти

7. Найдите слово, в котором значение приставки не выявляется (его написание надо запомнить)
А) пр.чина
Б) пр.казать
В) пр.ятный
Г) пр.школьный

8. Найдите слово, в котором при-, пре- являются частью корня.
А) пр.лежньий
Б) пр.выкать
В) пр.сутствовать
Г) пр.кратить

II часть
Укажите все номера и буквы заданий, где вы вставили гласную е. 

Приложение 7  

Рыцарский кодекс: 

  1. Можно вызывать на «дуэль»  только в письменной форме, не позже чем за три дня до боя.
  2. 2.     Можно вызывать только равного по силам противника.
  3. 3.     Можно вызывать соперника, победившего тебе, но не тобой уже побежденного. 

Приложение 8

Карточка 1

Мой день в школе

   Придя рано утром в школу, я раздеваюсь, переобуваюсь и сдаю пальто на вешалку. Затем я подхожу к расписанию, узнаю, где будет первый урок, и не спеша поднимаюсь по лестнице; в коридоре я встречаюсь с подружками. Мы ходим, бегаем по коридору или болтаем о чем попало.

Но вот звонок. Первый урок у на география. Он проходит быстро. Звенит звонок, мы выходим в коридор, потому что дежурные нам не позволяют оставаться в классе.

На втором уроке у нас математика. Учительница объясняет новый материал. На большой перемене я бегу в буфет. Приходятся постоять в очереди, но ничего: вкусные пончики я все же успеваю купить.
Третий и четвертый урок — русский и литература. Последний урок— физкультура. Я иду в спортзал, переодеваюсь. Все спешат, толкаются, но приходит учитель, и мы все умолкаем.

Вот и кончаются уроки. Я спешу в секцию, играю в баскетбол. Наша команда сегодня проигрывает.

Мы снимаем спортивную форму, переодеваемся и идем домой.

На этом мой школьный день заканчивается.

Карточка 2

На лыжах

В одно из воскресений мы с товарищами отправились за город покатиться на лыжах. Электричка быстро донесла нас до нужной станции. Сойдя с платформы, мы сразу же встали на лыжи и через поле пошли к виднеющемуся вдали лесу. Вот и лес. Ветра в этот день не было, вокруг дарила необыкновенная тишина. Молодые стройные березки, косматые ели и задумчивые сосны стоят неподвижно в своем белоснежном уборе. Они замерли и словно прислушиваются к чему-то. Мы тоже невольно притихли, словно боимся нарушить сказочный покой леса.

Узкая дорожка, вернее, след, проложенный чьими-то санями, привела нас поляну, освещенную холодными лучами солнца.
Поляна окружена высокими соснами, а на самой ее середине стоят молоденькие пушистые елочки, Они сошлись в кружок и словно водят хоровод. Сосны на поляне вырубили, от них остались только пни. Снег на них похож на белые шапки. Косые лучи по-зимнему яркого солнца рисуют на снегу причудливые узоры. Не хочется нарушать этого спокойствия, и мы по той же дороге возвращаемся обратно. Главная мысль моего сочинения: нет ничего прекраснее русскойзимы

Приложение 9

Как я видел лося

(Текст, требующий редактирования)

Летом я жил в  деревне. Каждый день мы играли в футбол и ходили купаться.

В лесу у вас было много грибов. Однажды, встав пораньше, я пошел за грибами. Едва я вошел в лес, как нашел три белых. Я ходил по лесу и собирал грибы, Утренняя роса уже просочилась в ботинки и хлюпала там. На одной поляне я нашел десять, белых грибов. Мое ведерко было уже полно, когда я заметил лося. Это был большой черный лось с массивными рогами. Лениво повернувшись, лось побрел и скоро скрылся из вида. Роса уже сошла, когда я вышел из леса.

Встреча с лосем

(Отредактированный вариант)

Летом я жил в деревне. Она была окружена густыми лесами, и я частенько ходил за грибами. Так было и в тот памятный мне день.

Моя корзинка была уже доверху полна, я устал и присел на пенек отдохнуть перед обратной дорогой. Было очень тихо, но вдруг в молодом осиннике послышался какой-то треск, шум, и на поляну вышел огромный черный лось с ветвистыми рогами. Он постоял, внимательно осмотрел поляну, увидел меня и замер. Он долго смотрел на меня, словно раздумывал, как со мной поступить, а потом тяжело вздохнул, лениво повернулся, побрел и скрылся в кустах. Я долго сидел и слушал, как трещали кусты, и мне почему-то было очень приятно и радостно. 

Приложение 10  

Карточка 1

Мое самое любимое время года — весна.

По календарю весна начинается первого марта. Но обычно в это время у нас бывает еще холодно, и только в конце марта начинает таять снег, лопаться лед на реках и люди говорят: «Да, вот и весна пришла».
В городе весна очень заметна. По улицам бегут ручейки, и возле них всегда можно увидеть малышей, которые пускают по течению кораблики из бумаги и палочек
Весна — чудесная пора пробуждения природы. Как только станет тепло, начинают распускаться почки на деревьях. Небо голубое, когда в это время глядишь на просыпающийся лес, вспоминаешь стихи А. С. Пушкина:

Синея, блещут небеса,

Еще прозрачные, леса

Как будто пухом зеленеют…

(Автор подменяет рассуждение описанием)

Карточка 2

Осень

Из всех времен года я больше всего люблю осень.
Я люблю осень за тихий шелест опавших листьев, за летящие по ветру паутинки, за то, что она обещает мне новую встречу с моим классом, с учителями.
Тихо летит желтый опавший лист и переливается под лучами осеннего солнца, как настоящее золото. Недаром осень называют золотой. А когда зайдешь в лес, то просто глаза разбегаются. Каких только красок там нет? Желтые, бордовые, оранжевые и даже еще зеленые листья шепчутся на деревьях. А под ногами — ковер из листьев. Поворошишь его палкой, а под ним еще сохранившая отголосок теплого лета трава. Я, наверное, никогда не разлюблю осень потому, что каждый год она по-новому красива.

(Автор приводит неубедительные доказательства: второе только названо.) 

Приложение 11

Карточка 1

Быстро одевшись, Колька вышел на кухню, когда мать ставила кипящий самовар.

- Мам, погоди, ты ветошку прихватила, – сказал Колька и вытащил из пальцев матери невесть как попавший ей под руку обрывок половичка.

На лавке у окна сидел помощник Ореста Петровича, Шилков, и ел копченого язя, старательно выбирая косточки.

Самого Ореста Петровича уже не было, верно, ушел на участок. Мать снова рассказывала, как ветнадзор забрал у них заболевшую … корову, как она убивалась, когда фельдшер сводил Пеструху со двора.

-Полторы тыщи всего дали! – с каким -то странным торжеством говорила мать… (Нагибин Ю. «Перед праздником»)

Карточка 2

Но каким же образом уловить тайну личности поэта в его творениях? Что делать для этого при изучении произведений его?

Изучить поэта значит не только ознакомиться, через усиленное и повторяемое чтение, с его произведениями, но и перечувствовать, пережить их. Всякий истинный поэт, на какой бы ступени художественного достоинства ни стоял, а тем более всякий великий поэт никогда и ничего не выдумывает, но облекает в живые формы общечеловеческое. И потому, в созданиях поэта, люди, восхищающиеся ими, всегда находят что-то знакомое им, что-то свое собственное, что они сами чувствовали или только смутно и неопределенно предощущали или о чем мыслили, но чему не могли дать ясного образа, чему не могли найти слово и что, следовательно, поэт умел только выразить. Чем выше поэт, то есть чем общечеловечественнее содержание его поэзии, тем проще его создание, так что читатель удивляется, как ему самому не вошло в голову создать что-нибудь подобное: ведь это так просто и легко (Беликский В. Г Сочинения Александра Пушкина II Собр. соч.: в З т. М., 1948. Т 3.—С. 3—6) 

Приложение 12

Карточка 1 

В цирке

Зимние каникулы я провел очень интересно. Самым лучшим днем был день 6 января. Вечером 5 января папа пришел с работы и сказал, что завтра днем мы с ним пойдем в цирк. На следующее утро погода была плохая, дул сильный ветер, шел снег, но мы все равно поехали в цирк. Цирк от нашего дома далеко, и мы очень долго ждали на метро и в троллейбусе.

Представление мне очень понравилось. Выступали акробаты, наездники и очень смешной клоун. В перерыве между отделениями папа купил мне очень вкусное мороженое.

Этот день мне очень понравился и запомнился.

Карточка 2

Дежурство по школе

Я встал в этот день рано, ведь мы сегодня опять дежурим по школе. Утро было солнечное, ясное. Только кое-где на небе виднелись легкие облака.

Позавтракав, я быстро собрал книги и тетради, сложил все принадлежности в портфель и, весело напевая, пошел в школу. По дороге в школу я встретился с двумя моими одноклассниками. Мы немного поговорили и потом все вместе пошли в школу

В восемь часов все ребята собрались на линейку. На линейке директор и наш классный руководитель говорили, как мы дежурили вчера и что мы должны делать сегодня. После линейки все разошлись по своим назначенным постам. Но вот залился веселой песней звонок. В школе наступила тишина. 

Приложение 13

Условные знаки Что обозначает
[] Лишнее (снять)
> Расширить, развернуть
Пропуск (вставить)
Несоответствие основной мысли
~ Непоследовательность
Z Абзац
П Неоправданное повторение
В Неудачное слово, выражение
М Неправильное употребление местоимений
1,2,3 Неудачный порядок слов
Пр. Неудачное построение предложений

 Приложение 14

Выбор текстов должен отвечать следующим условиям:

  • должны быть соблюдены общие принципы отбора дидактического материала;
  • тексты не должны быть известны учащимся, но для облегчения работы один из шести текстов может быть знакомым как толчок к работе.
  • должна быть  ясная композиция текстов, что не только облегчает работу, но и воспитывает у школьников логическое мышление, привычку видеть естественные зависимости.
  • объем текстов должен быть от 80 до 150 слов;
  • текст должен естественно, свободно делиться на четыре части;
  • во всех текстах на время игры опускается заглавие и имя автора. Эти сведения восстанавливаются к концу игры. 

Приложение 15

Общая схема анализа текста

 1. Составить текст, обосновать правильность его составления. Показать, что выбраны именно те части и что их порядок именно такой. Для этого объяснить смысловое единство частей и указать средства связи. Назвать другие признаки единства текста.

2. Назвать тип речи, стиль, тему, идею.

З. Показать, что начало и конец текста обладают типичными особенностями для данного типа речи и стиля.

4. Озаглавить текст и объяснить, что отразилось в заглавии — тема или идея, или и то и другое вместе.

5. Дать возможную характеристику особенностей слога автора.

6. Что можно сказать о писателе (современник или нет, тематика его произведений, нельзя ли угадать его имя).

7. Итоговое мнение о тексте. Подготовить сообщение в виде монолога логически стройного, без длиннот и повторений, эстетически привлекательного. 

Приложение 16

Примеры  текстов для одного комплекта игры (7 кл.)

К. Паустовский. «Ласточка»

Однажды днем в лугах ко мне пристала ласточка. Она кружилась около меня, задевала за плечо, кричала жалобно и настойчиво, будто я у нее отнял птенца и она просила отдать его обратно.

*  * *

Она летела за мной, не отставая, два часа, и в конце концов мне стало не по себе.Я не мог догадаться, что ей нужно.

* * *

Я рассказал об этом знакомому деду Митрию, и он посмеялся надо мной.
— Эх ты, безглазый! — сказал он.— Да ты глядел или нет, чего она делала, эта ласточка? Видать, что нет. А еще очки в кармане носишь. Дай покурить, тогда я все  объясню.

* * *

Я дал ему покурить, и он открыл мне простую истину: когда человек идет по некошеному лугу, он спугивает сотни кузнечиков и жуков, и ласточке незачем выискивать их в густой траве – она летает около человека, ловит их на лету и кормится без всякой заботы.

М. Пришвин. «Говорящий грач»


Расскажу случай, какой был со мной в голодном году. Повадился ко мне на подоконник летать желторотый молодой грачонок. Видно, сирота был. А у меня в то время хранился целый мешок гречневой крупы,— я и питался все время гречневой кашей. Вот, бывало, прилетит грачонок, я посыплю ему крупы и спрашиваю:

- Кашки хочешь, дурашка?

* * *

Поклюет и улетит. И так каждый день, весь месяц. Хочу я добиться, чтобы на вопрос мой «Кашки хочешь, дурашка» он сказал бы: «Хочу».
А он только желтый нос откроет и красный язык показывает.
- Ну, ладно! – рассердился я и забросил ученье.

* * *

К осени случилась со мной беда: полез я за крупой в сундук, а там нет ничего. Вот как воры обчистили — половина огурца была на тарелке, и ту унесли! Лег я спать голодный. Всю ночь вертелся. Утром в зеркало посмотрел — лицо все зеленое стало.
Стук, стук кто-то в окошко. На подоконнике грач долбит в стекло.
«Вот и мясо!» — явилась у меня мысль.

* * *

Открываю окно и хвать его! А он — прыг от меня на дерево. Я – в окно за ним, к сучку. Он повыше. Я лезу. Он выше – и на самую макушку. Я туда не могу – очень качается. Он же, шельмец, смотрит на меня сверху и говорит:
- Хо-чешь каш-ки, ду-ра-шка?

М Пришвин. «Золотой луг»

У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. Бывало, идем куда-нибудь на свой промысел он впереди, я — в пяту.
– Сережа! – позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие.

* * *

Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: «Очень красиво! Луг – золотой».

Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой.

* * *

Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошел, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как все равно если бы у нас пальцы со стороны ладони были желтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы желтое.

Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становится опять золотым.

* * *

С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.

Белый гриб

(По В. И. Смирнову)

Белый гриб, или боровик, встречается часто почти на всей территории нашей страны в березовых, еловых, сосновых и дубовых лесах. Растут белые грибы одиночно или группами, чаще по соседству с березами.
Гриб растет с июня но октябрь, но больше всего боровиков бывает в середине июля и со второй половины августа до середины сентября.

* * *

Шляпка у боровика диаметром до25 см, сначала полушаровидная, позже более плоская, сухая. Окраска шляпки может быть различной: в сосновых лесах она темно-коричневая,  в еловых коричневая с зеленоватым оттенком, в лиственных более светлая. Трубчатый слой – белый, по мере роста гриба — желтый, зеленоватый.

* * *

Ножка длиной до20 см, толщиной до10 см, сначала клубневидная, позже почти цилиндрическая, беловатая, с сетчатым рисунком по всей ножке. Мякоть плотная, белая, на срезе цвета не меняет, без вкуса, но с приятным запахом.

Белый гриб пригоден для всех видов переработки.

А. Митяев. «Свистулька»


Народное всегда красиво – песня ли, игрушка ли, наряд ли. Почему так?

* * *

К примеру, сделал человек из глины самую первую свистульку. Понравилась свистулька другому, и он себе сделал, но где-то что-то чуть-чуть изменил — человек-то другой.

* * *

Если изменение было на пользу, то третий уже делал свою свистульку по образцу второго и тоже где-то что-то чуть-чуть менял.

* * *

Получается так: сотни лет разные мастера над одной свистулькой трудятся. Хорошее всё добавляют, а плохое не пускают.
Вот почему свистулька красива.

Г. Горышин. «Тропа»

По дороге на чем-нибудь едут; а по тропам идут пешком.
Для чего нужны тропы?

* * *

Чтобы не заблудиться в лесу, в горах, в степном раздолье. Чтобы пройти на ручей и напиться. Или сбегать по ягоды, по грибы. Или просто пройтись по земле.

***

По траве. По песочку. По каменной гальке. По хвойной подстилке. По кочкам. По еловым кореньям.

По ближним полям, перелескам. По дальним странам. По самым лучшим в мире местам.

****

Идешь по тропе – и тебе хорошо, и ей помогаешь стать тверже, прямее, ровнее. Ты служишь тем, кто пойдет за тобой.

Что может быть лучше?

 Приложение 17 

Карточка 1

1. Укажите достоинства первого предложения, Какими целями руководствовался автор, создавая его? 2. Почему говорится только о том, как вела себя ласточка, и не говорится о ее других признаках? 3. Почему во втором предложении так много глаголов? 4. Почему сказано два часа, а не часа два?  5. Каким вы представляете себе деда Митрия? Почему он Митрий, а не Дмитрий? Простак он или хитрец?
6. Почему в одном случае дана прямая речь, а в другом пересказ прямой речи?

Карточка 2

1. Начальное предложение указывает: в голодном году. А обязательно ли это? Почему не сказать: в прошлом году, в давнее время и т. п.?
2. В тексте три случая прямой речи. Все ли они обязательно нужны?
З. Объясните, почему рассказчик не забыл сказать о своем лице, посмотревшись в зеркало. Почему об этом сказано перед сообщением о прилете грача?
4. Объясните, каким образом автор показал, что грачонок к осени стал взрослой птицей. 5.Автор охотно пользуется словами стук, хвать, прыг (эти слова называются глагольными междометиями). А если бы он пользовался глаголами? Было бы лучше? 6. Почему в последней части большинство предложений короткие? Случайно ли это? 7. Какие чувства передает автор словом шельмец (пройдоха, плут,хитрец, ловкач)? Порицание? Злость? Удивление? Изумление? Радость? Если радость, то почему?

Карточка 3
1. Как вы понимаете выражение идем на промысел; он впереди, я – в пяту?
2. Почему сказано цветущих («…от множества цветущих одуванчиков»)? Может быть, это слово лишнее? 3. Нужно ли было говорить отыскал одуванчик? Ведь на лугу было множество одуванчиков. 4. Почему автор говорит раскрывает свои ладони? Разве у одуванчика есть ладони? 5. Свое наблюдение автор называет открытием. Прав ли он?

Карточка 4
1 «Белый гриб, или боровик, встречается часто…»  Докажите на основе текста, что белый гриб и боровик — синонимы. 2. В рассказе И. Тургенева «Касьян с Красивой Мечи» читаем: Касьян окинул ее (девочку) глазами; она стояла к нему боком.

- Что, грибы собирала? спросил он.

- Да, грибы,- отвечала она с робкой улыбкой.

- И много нашла?

- Много…
- И белые есть?
- Есть и белые.
Можно ли говорить просто так: белые, а не белые грибы? Приведите подобные примеры.
3. Объясните на основе текста, за что этот гриб зовут белым.
4. Укажите, что лежит в основе логики текста, его построения.

Карточка 5

1. Как вы объясните надобность использования существительных среднего рода — народное, хорошее, плохое? Связано ли их употребление с типом речи текста?
2. Почему в предложении «Сотни лет разные мастера над одной свистулькой трудятся» глагол-сказуемое употреблен в форме настоящего времени, а не прошедшего? И в последующем предложении — то же время. Какую мудрую мысль помогает здесь выразить эта глагольная форма?

Карточка 6

1. Почему в предложении «Чтобы не заблудиться в лесу…» перед последним однородным членом нет союза и? Что мешает его употреблению?

2. Почему ответы на главный вопрос текста даны частями предложений? Почему автор отказался от полных ответов?

3. Почему в последних абзацах появляется местоимение ты и глаголы в форме 2-го лица? Только ли о себе говорит автор?

Приложение 18  

Модель диагностической деятельности педагога при изучении учебного модуля

I этап

Предварительная диагностика

II этап

Текущая диагностика

III этап

Сравнительная  диагностика

IV этап

Итоговая диагностика

На первом этапе диагностической деятельности выявляется уровень готовности учащихся к изучению данной темы. По итогам результатов намечаются пути ликвидации пробелов в знаниях.

Формы диагностирования: тестирование, диктант, анкетирование.

Формы коррекционной работы: индивидуальные задания для самостоятельного повторения ранее изученного, помощь товарища, консультация учителя.

На втором  этапе диагностики, которая осуществляется в процессе работы над темой, выявляются  затруднения учащихся в работе над данной темой.

Формы диагностирования: тестирование, диктанты, самостоятельные работы,

анкетирование, индивидуальные наблюдения.

Формы коррекционной работы: дополнительные индивидуальные задания для самостоятельной работы, помощь учителя, помощь товарища, помощь психолога, помощь родителей.

На третьем этапе диагностирования выясняется самооценка уровня усвоения учебного материала учащихся и сравнивается с результатами контрольной работы. Полученные данные заносятся в личную карту учащегося:

Название темы

Самооценка уровня усвоения учебного материала

Результат контрольной работы

Коррекционная работа

Понял хорошо, могу применять.

Понял, но могу ошибиться

Плохо понял, могу не справиться

1.
2.
3.

Формы коррекционной работы такие же, как и на предыдущем этапе.

На четвертом этапе диагностики (перед завершением изучения темы, раздела)  учащимся сначала предлагается  самостоятельно определить  какие темы необходимо повторить, выясняется, какие оценки они хотели бы получить, как сами оценивают свои знания по пройденному материалу. Результаты  диагностических карт  заносятся в таблицу, на основании которой планируется повторение и коррекция.

Ф.И.

учен.Отметки

Повторение

Самооценка усвоения тем

предыдущ.желаемая1.  123412345672.             3.             4.             5.             6.             7.             8.

Как я уже говорила, данная диагностическая модель может быть использована как преподавателями точных наук, так и гуманитарных,  естественно-научных   с условием соответствующей корректировки, которая зависит:

  • от особенностей предмета;
  • от содержания и уровня предъявляемых учителем требований;
  • от опыта преподавателя и степени освоения технологией проведения диагностики;
  • от типа изучаемого материала (новый/знакомый) и т. д. 

Приложение 19

 Методика незаконченных предложений для диагностики межличностных отношений обследуемого и отношения к процессу обучения

Цель. Исследование направленности, системы его отношений. 

Порядок исследований. Испытуемым раздается бланк методики и предлагается закончить начатые предложения. Ввиду того, что некоторые группы предложений могут показаться неприятными для испытуемых, было сказано, что исследование проводится с целью проверки умения быстро  формулировать предложения, т. к. тест предполагает быстрые ответы.

Бланк с вопросами.

1. Думаю, что в нашей школе….

2. Если все против меня, то…

3.Я всегда хотел(а)….

4. Думаю, что настоящий друг…

5. Я учусь….

6. Думаю, что достаточно способен(а), чтобы…

7.Я мог (могла) бы быть счастливей, если бы…

8.Не люблю людей, которые….

9.Учителя обращаются со мной…

10. Я бы мог (могла) учиться…

11. Моя наибольшая слабость заключается в том,…

12.Моим скрытым стремлением в жизни..

13. Я хочу, чтобы на уроках…

14.Больше всего люблю людей, которые..

15.Большинство моих учителей…

16.Когда мне начинает не везти, я…

17.Больше всего я хотел(а) бы в жизни…

18.Я хотел(а) бы, чтобы учителя…

19.Когда меня нет, мои одноклассники…

20.Я учился бы….

Обработка данных

Эта методика позволяет получить какой-либо количественный результат. Для количественного анализа, позволяющего оценить степень конфликтности ученика с окружающим миром и с самим собой необходимо сгруппировать предложения в соответствии с направленностью предложений.

                  Группа предложений Номера предложений, входящих в группу.
1. Отношение к себе 2, 6, 11,16.
2. Отношение к друзьям и одноклассникам. 4, 8, 14, 19.
3. Жизненные цели. 3, 7, 12, 17.
4. Отношение к школе и учителям 1, 9, 15, 18.
5. Отношение к процессу обучения 5, 10, 13, 20.

После качественного анализа предложений (оцениваются по принципу: положительное отношение +1, отрицательное -1, нейтральное -0) данные отмечаются на бланке, где изображен профиль личности.

Бланк профиля личности.

        1.         2.          3.         4.         5.
         +
0
          -

В начале использования новых методов в обучении «профили» большинства учащихся были преимущественно со сдвигом вниз. Но постепенно картина стала меняться (контроль осуществлялся при помощи методик с аналогичными вопросами).  Причем положительная динамика наблюдалась по все пунктам опроса. Характерно, что положительное отношение к окружающему миру росло почти параллельно росту положительного отношения к себе. 

Приложение 20 

 Диагностика изучения скорости мыслительных операций и активности мышления.                 

А) скорость мыслительных операций характеризуется:

1) дословное повторение текста;

2) частичное повторение;

3) воспроизведение 50%;

4) самостоятельное воспроизведение текста, ранее изученного;

5) воспроизведение материала с помощью учителя;

6) воспроизведение материала с ошибками (но основная нить удерживается);

7) замедленное, неполное воспроизведение текста;

8) умственная отсталость (затухание развития).

Б) Активность мышления характеризуется:

1) плодотворной работой на протяжении всего урока;

2) работа со вспышками;

3) неполная работоспособность;

4) быстрая утомляемость;

5) игнорируется.

По результатам наблюдений заполнялась таблица

Ф. И.

Быстрота усвоения

Активность мышления

1

2

3

4

5

6

7

8

1

2

3

4

5

1

2

На ее основе класс разделился на группы:

Уровень А

Уровень Б

Уровень В

Учащиеся с хорошими способностями

Учащиеся со средними способностями

Учащиеся со слабыми способностями

1

1

1

 Приложение 21 

 Диагностика на проверку умения учащихся  самостоятельно работать на занятии 

Примечание: наблюдение ведётся на пяти различных занятиях.

Цель: выявить умения у учащихся работать самостоятельно.

Умение учащихся 

1. Стремиться начать выполнять только после того, как понял и принял задачу.

2. Выполняет последовательно и аккуратно все операции.

3. Контролирует свои действия в ходе работы (замечает ошибки).

4. Контролирует свою работу по результату.

5*. Может оценить сам достаточно ли хорошо справился с работой(спросить, принимая работу).

6*. Может правильно оценить, трудна ли для него работа.

7. Умеет планировать.

8. Не переделывает работу заново.

Ф.И.

Умение учащихся

1

2

3

4

5

6

7

8

1

2 балла- умение выражено ярко.

1 балл- умение присутствует.

0 баллов- умение отсутствует.

Приложение 22 

Анкетирование для выяснения степени комфортности работы в группах

Анкета

  1. Кто в классе тебе всегда готов прийти на помощь?
  2. С кем тебе трудно работать вместе?
  3. Кого пригласил бы к себе на день рожденья?
  4. От чьего приглашения отказался?
  5. С кем бы хотел пойти в поход?
  6. К кому тебе трудно обратиться за помощью?

В зависимости от ответов  предлагала отдельным учащимся перейти в другую группу  


[1] Иванова И.П. Методика коммунарского воспитания. – М.: Просвещение, 1990.

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под редакцией Е.С.Полат. М.,1999 г.

Погодина Л.Н. Русская школа // Педагогический вестник. – 1996. – № 5.

[2] Классификация по книге под редакцией Е.С.Полат.  «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования». М.,1999 г.


Библиографический список
  1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989.
  2. Ильин Е.Н. Путь к ученику. – М.: Просвещение, 1988.
  3. Концепция общего среднего образования. – М.: ВНИК «Школа», 1988.
  4. Леонтьев А.А. Психология общения. – М., 1997.
  5. Лысенкова С.Н. Когда  легко учиться. – М.: Просвещение, 1989.
  6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. – М., 1999.
  7. Пустовалов П.С., Сенкевич М.П. Пособие по развитию речи. – М., 1987.
  8. Римская Р. Практическая психология в тестах – М., 2001.
  9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
  10. Сенько Ю. В. Учебный процесс: сотворчество педагога и учащегося. // Педагогика,  1997, № 3.
  11. Цуркеман Г.А. Виды общения в обучении. – М.: Пеленг, 1993.
  12. Шабалин Ю.Е. Теория и практика личностно ориентированного образования.// Педагогика, 1996, № 5.

 



Все статьи автора «Rodkina»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: