УДК 37

СЦЕНАРИЙ УРОКА ПО ШАХМАТАМ В СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Прудникова Е.А.
ГБОУ ЦО №1883 «Бутово»
к.п.н., педагог дополнительного образования

Аннотация
В данной работе предлагается сценарий урока по шахматам в системе школьного дополнительного образования.

Ключевые слова: дополнительное образование, шахматы


CHESS LESSON SCENARIO IN THE SCHOOL SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION

Prudnikova E.A.
Education center №1883 «Butovo»
Ph.D., teacher of additional education

Abstract
This paper describes scenario of chess lesson in the school system of additional education.

Keywords: cценарий урока


Библиографическая ссылка на статью:
Прудникова Е.А. Сценарий урока по шахматам в системе школьного дополнительного образования // Современная педагогика. 2013. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2013/02/844 (дата обращения: 01.10.2017).

Название урока: «Путешествие в шахматное королевство»

Урок – коллективное творческое дело.

Цель урока – обобщение знания детей о шахматных фигурах, их взаимодействию на шахматной доске; развитие познавательного интереса, используя проблемные ситуации и творческие задания, создавая эмоциональные ситуации удивления, радости, занимательности; воспитание дисциплинированности, высокой работоспособности обучающихся.

Задачи урока:

1.Стимулировать обучающихся к созданию новых творческих идей и решению простейших шахматных задач.

2.Способствовать формированию устойчивого интереса к шахматам и проявлению индивидуального творчества  в шахматной игре.

Активные формы обучения и методы.

На занятии используется разработанная авторами идея целесообразного и целенаправленного насыщения деятельности детей в школьном дополнительном образовании оригинальными творческими продуктами. В настоящее время шахматы все активнее включают в дополнительное образование школы. Но характерным является тот факт, что этот потенциал используется недостаточно. В большинстве случаев, упор делается на раннее шахматное мастерство, упуская из вида воспитательный, креативный потенциал шахматной игры. С помощью шахмат и  шахматного материала можно стимулировать творческую активность детей, способствовать  самовыражению и их творческой самореализации. Это особенно актуально в связи с переходом образовательных учреждений на новые ФГОСы, требующие от обучающегося умения самому учиться, самому создавать своими руками оригинальные творческие продукты. Средствами творческого развития детей младшего школьного возраста в процессе обучения  игре в шахматы в школьном дополнительном образовании выступают оригинальные творческие продукты деятельности, такие как: коллективные творческие дела, творческие избирательные упражнения (упражнения на развитие внимания, памяти, воображения, мышления, фантазии), творческие задания (рисование, лепка, придумывание сказок и историй, инсценировка сказок), творческие развивающие дидактические и сюжетно-ролевые игры, художественно-эстетические задания (сказки, стихи, загадки, ребусы), проектная деятельность. Оригинальность их заключается в том, что они носят самодеятельностный характер, включают элементы творчества детей,  не допускают односторонности в развитии и предоставляют ребенку возможность одновременно и получать знания ,и участвовать в активной творческой деятельности, создавая творческие продукты, непохожие на другие.

Оборудование - разработанный дидактический материал, дидактические игры, шахматы, шахматная доска, демонстрационная шахматная доска, ручки, фломастеры, листы бумаги.

Этапы урока.

Подготовительный этап.

Учитель: Ребята,  мы с вами изучили все шахматные фигуры, знаем способы их передвижения на шахматной доске. А сегодня мы с вами отправимся в волшебное путешествие по шахматной стране!

Учитель:

Сегодня между нами сраженье

Но пусть обид не будет среди Вас

Ведь победитель или побежденный

Сегодня будет кто-то среди нас!

Мы будем рады, если Вы в сраженьях

Покажете находчивость свою

Уменье, знанья и веселье. (3)

Учитель: Первоначально мы разобьемся на команды по 3-5 человек в каждой. Каждая команда – это паровозик, который совершает сказочное путешествие по шахматному королевству. В команде мы выберем капитана, которому вручим маршрут волшебного путешествия.  Каждый паровозик за время «путешествия» должен обязательно объехать 6 станций: «Пешечную», «Слоновую», «Коневую», «Ладейную», «Ферзевую» и «Королевскую».

На каждой станции путешественников ждут помощники, которые проведут викторины, загадают загадки, ребусы, предложат выполнить творческие задания на соответствующую фигуру. Команда, приехавшая на конечную станцию первая и набравшая большее количество баллов, занимает первое место. Итак, волшебное путешествие началось! Вперед, поехали!

Этап осмысления, закрепления шахматных знаний через опыт творческого самопроявления.

(Команды движутся в разных направлениях).

Станция «Пешечная».  Учитель: Волшебный паровозик, ты прибыл на первую станцию, «Пешечную». Тебя здесь ждут непростые вопросы и задания.

Задание 1. Отгадать загадки.

 

1.1.Мы опора королевского престола     1.2. Мала, круглоголова

Шагаем лишь вперед                                 к сражению готова (пешка).

Наискосок, налево и направо

Мы «бить» имеем право

А коль в конец доски придем фигурой

Новой обернемся, (пешка). (3)

Задание 2. Ответить на вопросы

1. Как ходит пешка? (вперед по вертикали).

2. Если дальнейшему вашему продвижению пешки мешает пешка противника /стоит на ее пути/, можно ли перепрыгнуть через нее? (нет).

Задание 3. Расскажите и зарисуйте сказку про маленькую пешечку.

(Она изучалась ранее на занятиях). «Сказка о маленькой пешке». В некотором царстве, в некотором государстве жила была маленькая девочка. Звали девочку «Пешечка». Она была маленькая, беленькая, и было у нее еще 7 таких же, как она, родных сестричек – близняшек. Пешечка жила весело. По утрам она прыгала во дворе через клеточки со своими сестричками. Но мама с папой – Король с Королевой – не разрешали ей уходить далеко от королевства. Сестрички – подружки рассказывали Пешечке о том, что далеко-далеко, за чертой королевства, Пешечка может попасть на волшебную клеточку и стать прекрасной девушкой, точь-в-точь, как ее мать – Королева.

Пешечка была послушной девочкой. Но однажды она из любопытства перешагнула запретную линию и попала в другое государство…Прыг-скок…, прыг-скок… Пешечка увидела очень похожих на себя девочек, но они, к ее удивлению, были все черненькие. Она захотела познакомиться с черными девочками, но согласилась дружить только одна черная девочка, которая и довела Пешечку к волшебной клеточке. Эта клетка оказалась далеко-далеко от ее родного белого королевства. Когда они добрались, солнышко уже заходило за горизонт. Пешечка закрыла глазки и правой ногой ступила на заветную клеточку. Все вокруг заблестело, закружилось, и Пешечка мгновенно превратилась в прекрасную Королеву.

 Задание 4. «Волшебный сундучок». По очереди из коробочки доставайте спрятанные фигуры и определите на ощупь,  какая фигура спрятана.

 Станция «Слоновая». Учитель: на этой станции ваш паровозик ждут новые интересные задания!

Задание 1. Отгадать загадки:

1.1. Я смел и строен и высок

Предпочитаю ходить и бить всегда

по-своему наискосок (слон)

1.2.  Два братца в одном королевстве живут,

А встретиться не могут (слоны).

С муравьем боролся……(слон) (3).

Задание 2.  Пройти слоном «лабиринт». Ваша фигурка, слон, попала в лабиринт вражеских фигур. Нужно его спасти, забирая каждым ходом по одной вражеской фигуре.

Задание 3. «Кошки – мышки». Чтобы получить балл в этом задании, вам нужно обыграть ведущего. Ведущий будет мышкой (пешкой), а один из вас – кошкой (слоном). Ваша задача – съесть всех мышек и не пустить их в норки (на 8 горизонталь).

Задание 4. Нарисовать шахматную сказку.

Станция «Коневая». Учитель: ребята, вы уже добрались до 3-й станции!

Задание 1. Отгадать загадки.

1.1.И подковы лошадины               1.3. Раскрыла девочка ладонь-

Необычны и смешны                       Скачи в атаку белый…(конь).

Притаится, словно в прятки

И скакнет из-за спины (конь) (3).

Задание 2. Решите задачу: Как попасть конем за пять ходов с поля  а1  на  а8.

Задание 3. «Кот в мешке» (дети должны угадывать фигуры,  которые педагог достает из мешочка. Темп должен постоянно увеличиваться).

Задание 4. Нужно придумать и нарисовать картину, используя шахматные фигуры.

Станция «Ладейная».

Задание 1. Отгадать загадки.

1.1.Стою на краю,                                    1.2.Удивительное дело-

путь откроют – я пойду                            Башня бегать захотела.

Только прямо хожу                                   Постояла, помечтала

Как зовут – не скажу (ладья).                   И, представьте побежала (ладья) (3)

Задание 2.  Творческие развивающие задания. «Защита от шаха». Нужно защититься от шаха, не потеряв при этом свои фигурки.

Задание 3. Рассказать и зарисовать пройденную ранее сказку про шахматную клеточку. «Сказка про шахматную клеточку». В некотором царстве, в некотором государстве, жил был один король. У него была белая шубка, и поэтому он получил свое название «Белый король». Однажды он отправился со своей свитой в лес на охоту. Этот поход ничем не отличался остальных, которые они уже совершали много-много раз. Но по рассеянности один слуга забыл карту и компас. И все они заблудились в лесу. А как вернуться домой – увы, не знают. Ходили они, бродили по лесу и встретили лесника, который спросил у них адрес королевства, улицу и номер дома. Но король даже этого не знал. «Я же король и живу в королевстве! Мне не нужен никакой адрес!». На их счастье лесник очень хорошо ориентировался в лесу и знал, в какой стороне находится королевство. Но, как выяснилось, и у короля тоже есть свой адрес.

Задание 4.  Изобрети новую шахматную фигуру и дай ей название.

Станция «Ферзевая».

Задание 1. Отгадать загадки (3).

1.1.В начале партии нельзя                        1.2.Знает любой в нашей квартире

Спешить вводить в игру……..(ферзя)       Ферзей на доске ровно…….(два)

Задание 2. «Какой фигуры не стало»: поставить в ряд несколько шахматных фигур, белых и черных. Дети должны запомнить эти фигуры. Затем педагог просит закрыть глаза и в это время убирает одну или 2 фигуры – дети должны сказать, каких фигур не стало.

Задание 3. Расставить увиденную позицию по памяти, постоянно увеличивая количество фигур для запоминания.

Задание 4. Пройти лабиринт ферзем, каждым ходом съев по одной фигурке соперника.

Станция «Королевская».

Учитель: И вот ребята, вы добрались до последней станции! Ваш паровозик устал, но Вы уже на финишной прямой!

Задание 1. Ответить на вопросы:

Какие фигуры остаются на доске до конца игры? (короли).

Почему король слабее ферзя, но главнее его (без ферзя игра продолжается, а без короля играть нельзя).

Задание 2. Отгадать загадку, а одному участнику команды с завязанными лазами необходимо нарисовать отгадку на загадку.

«Идет и озирается, пугается всего.

Когда игра кончается, то в плен берут его».

Задание 3. Выполнить задание: пройти королем по полянке на нужное поле, не съев по пути мухоморы.

Задание 4. Определить на волшебных весах вес короля относительно других фигур.

Заключительный этап.

Команды приходят к финишу с маршрутными листами. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество очков. Учитель подводит итоги путешествия и вместе с помощниками производит награждение. В завершении в качестве рефлексии учитель предлагает высказаться детям о сегодняшнем шахматном путешествии, используя начала предложений: Мне было интересно…Я узнал (ла)…Мне было трудно…Интересное для меня задание…

Затем ребята получают домашнее задание: вспомнить и повторить все ходы фигур.

Вывод. Таким образом, ребята, проделав весь «путь» в игровой форме, закрепляют весь пройденный ранее материал, учатся принимать решения в команде. Использование творческих заданий, игр разнообразит деятельность детей, заставляет думать нестандартно, находить разнообразные способы решений, проявлять активность в деятельности.


Библиографический список
  1. Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. – М.: Просвещение, 1983.
  2. Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. – М.: Детская литература, 1980.
  3. Сухин  И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.


Все статьи автора «Прудникова Екатерина»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: