УДК 37

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Тюнина Н.Я.
ГОУ СПО Кемеровский профессионально-технический колледж

Аннотация
В статье рассматривается метод проектов как способ организации самостоятельной работы студентов.

Ключевые слова: метод проектов, самостоятельная работа студентов


METHOD OF PROJECTS AS A WAY TO ORGANIZE INDEPENDENT WORK OF STUDENTS

Tyunina N.Ya.
Kemerovo Professional and Technical College

Abstract
This paper consider method of projects as a way to organize independent work of students.

Библиографическая ссылка на статью:
Тюнина Н.Я. Метод проектов как способ организации самостоятельной работы студентов // Современная педагогика. 2013. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2013/02/846 (дата обращения: 01.10.2017).

Рассмотрим особенности организации самостоятельной работы студентов в процессе изучения общетехнических и специальных дисциплин.  При освещении  данной проблемы  выделяем два аспекта: самостоятельность в познавательной деятельности и умении самостоятельно применять имеющиеся знания в изучении и практической деятельности. Особое внимание уделяем проектному методу.

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание учебных программ, иные подходы к учебному процессу, большое внимание уделяется самостоятельному изучению материала, большая связь теоретических занятий с производством, иное отношение студентов к специальным дисциплинам и иной педагогический менталитет. Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперированием информацией. Творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию.

Формируя у студентов самостоятельность,  необходимо иметь ввиду две задачи.   Первая заключается в том, чтобы научить их самостоятельно овладевать знаниями (по программе ФГОС 3 — на самостоятельную работу отводится не менее 50% всего учебного времени), формировать свое мировоззрение; вторая заключается в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в науке и практической деятельности.

Актуальность данной проблемы велико, так как профессиональные знания и умения нельзя передать от преподавателя к студенту непосредственно. Освоение профессией предполагает самостоятельную переработку большой информации, ее оценку, самостоятельную, мыслительную и практическую деятельность студента. Большое значение самостоятельная работа приобретает при изучении специальных дисциплин. Студенты больше работают с технической литературой, интернет-сайтами, вырабатывают навыки  правильных решений, что позволяет повысить интерес к изучаемой дисциплине. Как следствие повышается качественная успеваемость, развивается самостоятельность.

В процессе выполнения самостоятельной работы студентами, преподаватели сталкиваются с рядом трудностей, вызванных отсутствием базовых знаний по ряду предметов, неумение выделять главное, обобщать и делать выводы.

Не умеют управлять своей познавательной деятельностью, не владеют приемами запоминания, у них недостаточно развито технологическое мышление.

Грамотная организация самостоятельной работы студентов — один из способов решения названных проблем.

В процессе преподавания специальных дисциплин преподаватели используют разнообразные формы самостоятельной работы на учебных и внеаудиторных занятиях.

На начальном изучения дисциплин начинаем с чтения текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы), затем составление плана текста, чаще всего более легкого в понимании и запоминании. В качестве вариантов для овладения знаниями применяем: графическое изображение структуры текста; конспектирование текста, выписки из текста, работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами; научно-исследовательская работа, исследование аудио-, видео – записей, компьютерной технике и интернета.

Широко используем задания с созданием проблемных ситуаций, которые выполняются с использованием специальной литературы и интернет-ресурсов.

Приобщаем студентов к научно-исследовательской деятельности как участие в олимпиадах, научно-практических конференциях, выполнение лабораторно -практических работ с элементами исследования, проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности, подготовка курсовых и дипломных проектов.

На третьем и четвертом курсах уделяем подготовке сообщений, докладов с использованием элементов частично – поискового и исследовательского характера. Студенты учатся оценивать материал с точки зрения его важности и применения. Ставим задачу не только рассмотреть техническую сторону вопроса, ни и ознакомиться с внедрением новых технологий, оснастки оборудования непосредственно в реальных условиях на производстве. Проводим экскурсии на предприятиях нашего города. Студенты знакомятся с различными производственными ситуациями и способами их решения, делают выводы о результатах внедрения, повышение производительности и качества труда и снижение себестоимости выпускаемой продукции. Организация учебного процесса на уроках общетехнических и специальных дисциплин осуществляется на основе применения технологии проектного обучения с целью развития творческих способностей студентов и подготовке конкурентоспособного специалиста на рынке труда.

Задача преподавателя — показать студентам, что готовность к непрерывному поиску нового, актуального знания, к грамотному осуществлению информационных процессов — одна из профессиональных компетенций специалиста в любой отрасли, которая определяет успешность его личностного роста и социальную востребованность.

 


Библиографический список
  1. Булатова О. С. Искусство современного урока: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / О. С. Булатова – М.: Издательский центр «Академия», 2010-256 с. ISBN5-7695-2713-7
  2. Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: учебное пособие для высших учебных заведений / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова – Сибирская; Под редакцией И. А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2010 – 288 с. ISBN5-7695-2213-5
  3. Морева Н. А. Технологии профессионального образования: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Наталья Александровна Морева. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 432 с. ISBN 5-7695-2254-2


Все статьи автора «nadegda47»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: