УДК 37

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ОБЖ КАК СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ

Солдатенко Олег Александрович
ГОУ СПО Кемеровский профессионально-технический колледж
преподаватель спецдисциплин первой квалификационной категории

Аннотация
В статье рассматриваются здоровьесберегающие образовательные технологии на уроках ОБЖ как системный подход к обучению и воспитанию.

Ключевые слова: воспитание, здоровьесберегающие образовательные технологии, ОБЖ, обучение


HEALTH-SAVING EDUCATIONAL TECHNOLOGY AS A SYSTEMATIC APPROACH FOR TRAINING AND EDUCATION IN LIFE SAFETY LESSONS

Soldatenko Oleg Aleksandrovich
Kemerovo Professional and Technical College
special disciplines teacher, first qualifying category

Abstract
This article is about health-saving educational technology as a systematic approach for training and education in life safety lessons.

Библиографическая ссылка на статью:
Солдатенко О.А. Здоровьесберегающие образовательные технологии на уроках ОБЖ как системный подход к обучению и воспитанию // Современная педагогика. 2013. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2013/02/852 (дата обращения: 01.10.2017).

 «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»   В.А.Сухомлинский

 Среди достижений Кузбасса по приоритетным направлениям инновационного развития, безусловно лидирующее место занимает система мер по поддержке спорта, физкультуры и пропаганда среди различных слоев населения здорового и активного образа жизни. В то же время в национальной Доктрине развития образования и в федеральной программе развития образования в качестве ведущих выделяются задачи сохранения здоровья, оптимизации учебного процесса, разработки здоровьесберегающих технологий обучения и формирование ценности здоровья и здорового образа жизни. После введения ГТЗО уже не приходится аппелировать к властям и приглашать общественность к обсуждению вопроса о необходимости использования здоровьесберегающих технологий на производстве, что свидетельствует как о повышении профессиональной компетентности руководителей, так и коллективов. На этом фоне заметно изменилась ситуация и в образовательных учреждениях разного уровня, где преподаватели, кураторы, стали понимать необходимость корректировки планов работы с учетом требований успешного выполнения здоровьесберегающей деятельности в процессе подготовки кадров для рынка труда региона, также – с учетом новых условий, запросов и потребностей государства и общества в целом.

По данным Всемирной организации здравохранения в России за последние десятилетия с диагнозом «здоров» из роддомов практически не были выписаны младенцы с матерями. Инновационная деятельность имеет смысл только в том случае, если она способна повлиять радикально на подобные катастрофические ситуации в нормативных показателях здоровья, жизне- и трудоспособности нации. Попытаемся предложить видение одного из возможных путей решения проблемы, по которому движется ГОУ СПО КПТК в последние годы. «Здоровье студента» (1-2курс) в норме, если:

  • в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, он умеет преодолевать усталость;
  • в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;
  • в эмоциональном плане – студент уравновешен, способен удивляться и восхищаться;
  • в интеллектуальном плане – обучающийся, проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
  • в нравственном плане – он признает основные общечеловеческие ценности.

Важнейшим   фактором   сохранения   и   укрепления   здоровья   студентов  является   внедрение здоровьесберегающих технологий в процесс обучения. Во-первых, рассмотрим, что такое «технология»:

  • «технология» – это, прежде всего, системный метод создания, применения и определения процесса преподавания  и усвоения  знаний  с  учетом технических и  человеческих ресурсов
  • взаимодействия, ставящего своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
  • «здоровье» – это состояние полного физического, психического и социального благополучия не просто отсутствие болезней или физических дефектов (ВОЗ).
  • «здоровьесберегающая    технология»    -    это    система    мер,    включающая    взаимосвязь взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребе» на всех этапах его обучения и развития.
  • «здоровье физическое» – это совершенство саморегуляции в организме, максимальная адаптация к окружающей среде.
  • «здоровье психическое» – это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренне моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности.
  • «здоровье социальное» – это моральное самообладание, адекватная оценка своего «Я-самоопределение личности в оптимальных условиях микро-, и макросреды (семье, колледже: социальной группе).
  • «здоровье   нравственное»   -   это   комплекс   характеристик   мотивационной   и   потребностно – информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок, мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человек, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви, милосердия и красоты

К нарушению здоровья обучающихся приводит ряд проблем: компьютеризация, недостаточная освещенность, перегрузка учебными занятиями и т.д. Проблемы сохранения здоровья студентов стали особенно актуальны на современном этапе.  Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое вызвали отклонения в их социальном поведении.

В   создавшейся   обстановке   естественным   стало   активное   использование   педагогических технологий,    нацеленных    на    охрану    здоровья.    По    словам    профессора   Н.    К. Смирнова, здоровьесберегающие образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию,  построенный      на     стремлении      педагога      не     нанести      ущерб     здоровью      обучающемуся.  Понятие   «здоровьесберегающая   технология»   относится   к   качественной   характеристике образовательной технологии, показывающей, как решается задача сохранения здоровья преподавателя студента (1-2курс).

Данные    технологии    должны    удовлетворять    принципам    здоровьесбережения   и сформулировал Н. К. Смирнов:  «Не навреди!» – все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.

 Приоритет заботы о здоровье преподавателя и обучающегося – все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.

  • Непрерывность и преемственность – работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.
  • Субъект – субъектные взаимоотношения – учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном аспекте, и в процессуальном.
  • Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям обучающихся –объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.
  • Комплексный, междисциплинарный подход – единство в действиях педагогов, психологов и врачей.
  • Успех порождает успех – акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.
  • Активность – активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.
  • Ответственность за свое здоровье – у каждого студента надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья. Перед любым преподавателем неизбежно встает задача качественного обучения предмету, что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации студентов.

В решении означенных задач и могут помочь здоровьесберегающие технологии.Следует отметить, что данные технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:

  • технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;
  • технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности обучающихся;
  • разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.

Среди здоровьесберегающих технологий, внедряемых в колледже, для оздоровления контингента можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии, во многом снимающие негативные факторы, о которых речь шла выше. Так личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности.

При этом перед преподавателем встают новые задачи: создание атмосферы заинтересованности каждого обучающегося в работе группы; стимулирование студентов к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому обучающемуся проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения студента. Для решения этих задач могут применяться следующие компоненты:

  • создание положительного эмоционального настроя на работу всех студентов в ходе урока;
  • использование проблемных творческих заданий;
  • стимулирование обучающихся к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;
  • применение заданий, позволяющих обучающемуся самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);
  • рефлексия, обсуждение того, что получилось, а что – нет, в чем были ошибки, как они были исправлены.

Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что эти технологии позволяют параллельно решать и задачи охраны здоровья обучающихся как в психологическом аспекте, так и в физиологическом. Именно благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому студенту, учесть индивидуальные особенности каждого обучающегося, а, следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью. Это предполагает использование индивидуальных заданий разных типов и уровней, индивидуального темпа работы, выбор учебной деятельности, личный выбор обучающимися блочно-модульных систем образовательного процесса, проведение обучающих игр, проектную деятельность, коллективную деятельность, профилизацию образования, медико-психолого-педагогическое сопровождение студентов.

Рассмотрим урок с позиций здоровьесбережения. Задача педагога: сделать урок таким, чтобы кроме приобретения знаний студент приобрёл здоровье или хотя бы не потерял его.

Большинство позиций, по которым проводится анализ урока, касаются педагогических критериев проведения. Однако каждый их этих критериев имеет связь с проблемой здоровья обучающихся, а иногда и преподавателя. Состояние, опосредующее эту связь – утомление и стресс Профилактика утомления и стресса – это одна их наиболее реальных возможностей здоровьесбережения. На что же следует обратить внимание в ходе урока, если говорим, что используем принципы здоровьесбережения?

Особое внимание  на уроках  ОБЖ и  БЖ я  уделяю     следующим компонентам  принципов здоровьесбережения:

1.Комфортное начало и окончание урока, что обеспечивает положительный эмоциональный настрой учащихся. Этот метод помогает студентам освоить следующие способы самооздоровления: а) использование положительных установок на успех в деятельности: «У меня все получится». «Я справлюсь» и т. д.; б) умение настроить себя на положительную волну: «Улыбнись самому себе»; в) рисование на полях тетради различных рисунков или символов, которые отражают настроение на уроке.

2. Проведение     на    уроке     разнообразных   валеологических пауз, дыхательной гимнастики, самомассажа,     упражнений,     направленных     на    поддержание    у    студента    высокого    уровня работоспособности     и     повышения     стрессоустойчивости.   Обучающиеся     осваивают    и     затем самостоятельно используют эти способы снятия напряжения и усталости.

3. Объяснение нового  материала с  опорой     на субъективный опыт обучающегося,  как это предлагается в технологии личностно ориентированного обучения. В результате использования этого метода обучающиеся учатся обращаться к своему личному опыту, предъявлять свою собственную позицию, искать и находить свои оригинальные способы деятельности.

4. Дозированное разноуровневое домашнее задание, имеющее творческий характер, на выбор студента. Это подтверждает, что у любого есть всегда право выбора.

5.Учет индивидуальных способностей.

6. Опрос   только тех обучающихся, которые желают отвечать (оценку ставить только тогда, когда он хочет отвечать и действительно знает материал урока). Каждый здоровьесберегающий урок   должен обязательно включать работу с телом, душой и разумом обучающихся и преподавателя.

7. Включение   в   содержание  уроков  упражнений,  текстовых  задач,  заданий,   связанных с изучением своего собственного здоровья.

8.Личный   пример   преподавателя.   (Благодаря   позитивному   примеру   учителя   обучающиеся овладевают способами делового и личностного общения, сотрудничества, принятия иной точки зрения умением слышать и слушать, умением понять другого человека, что помогает развитию коммуникативных навыков, толерантности.)

9. Организация саморефлекции.

Эффективность урока с позиции здоровьесбережения усвоения знаний студентов в течение урока такова:

1)5-25-я минута —80%;

2)25-35-я минута —60-40%;

3)35-40-я минута — 10%.

Исходя из вышесказанного, необходимо применение здоровьесберегающих технологий и методик на своих уроках, направленных на воспитание элементарной культуры отношения к своему здоровью, формированию потребности умения и решимости творить свое здоровье, использование полученных знаний в повседневной жизни.

 К сожалению, современные студенты,  не считают свое здоровье важной жизненной ценностью. Для преподавателей важно, чтобы обучающиеся  овладели знаниями способов, средств и факторов, укрепляющих здоровье, имели потребность применять эти знания в жизни, заботились о своем здоровье и здоровье окружающих.


Библиографический список
  1. «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.1178-02», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 25 ноября 2002 года, с 1 сентября 2003 года
  2. «Личностно-ориентированный урок: конструирование и диагностика»-Центр «Педагогический поиск»,Москва – 2006г, под редакцией  М. И. Лукьяновой
  3. Бурдина Б.Ю. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях модернизации// Психологическое сопровождение образовательного процесса: Сборник научно-методических материалов. Вып. I. – Саранск: МОРМ, МРИО, 2005.
  4. Залыгин В. Проблема здравообразования // ОБЖ: Основы безопасности жизни. – 2006.
  5. Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе: проблемы и пути их решения // Школа. – 2005. – №3.
  6. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для работников системы общего образования.- Москва: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004.
  7. Ощепкова ТЛ. Воспитание потребности в ЗОЖ у школьников // Народное образование. – 2006. – №8. – С. 90–94.
  8. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – Москва: АПК и ПРО, 2002.
  9. Сухомлинский В.А. О воспитании. — Москва: Политиздат, 1985.


Все статьи автора «cvetljana»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: