УДК 37

ОТ СЧАСТЛИВОГО УЧИТЕЛЯ – К СЧАСТЛИВОМУ УЧЕНИКУ: ФЕЛИКСОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ОБРАЗОВАНИИ

Екимова Любовь Владимировна
КГБОУ КШИ «Кедровый кадетский корпус»
учитель русского языка и литературы

Аннотация
Феликсологическое воспитание: сущность, перспективы, структура. Особенности феликсологической технологии как среды для формирования и развития личности. Феликсологические подходы в образовательном учреждении, связанные с личностной и социальной сферами жизнедеятельности учителей и учащихся.
Введение феликсологического подхода в образовательном процессе чрезвычайно необходимо. Многие идеи, предназначенные для улучшения образования, применимы не только в школьной аудитории, но и в любой деятельности, для которой свойственны перемены.

Ключевые слова: креативное мышление, методология, представления о счастье, рефлексия, феликсологическая технология, феликсологические подходы, феликсологическое воспитание


Библиографическая ссылка на статью:
Екимова Л.В. От счастливого учителя - к счастливому ученику: феликсологическое направление в образовании // Современная педагогика. 2013. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2013/04/1776 (дата обращения: 27.05.2017).

Понятие феликсологического воспитания в педагогике.

В начале 21 века происходит рождение новой эры – Концептуального Века, – эпохи, когда требуются новые навыки, которые подразумевают способность создавать смыслы и мечты, постоянно изобретать новое, в чём нуждается современный мир, а самое главное – искать радость внутри себя и вызывать её в других. Создание концепций,  планов, проектов, программ будущего подразумевает способность созидать со смыслом, целеполаганием, видением конечного результата. Развить эти способности может только счастливый человек, которому нравится жить и действовать. Концептуальные способности всегда были и есть частью человеческой природы.  Но за время жизни в привычном и долго существующем информационном Веке многие из этих способностей атрофировались. Задача заключается в том, чтобы вернуть им  прежнюю форму. В связи с этим существенно меняется и понимание назначения образования. Главными приоритетами становятся такие понятия, как познание себя, саморазвитие личности, обретение нравственных ценностей, смысла жизни и осознание счастливого бытия. Современная педагогическая наука предлагает много разных методик и технологий в этом направлении. Одной из них является работа Н.Е. Щурковой и Е.П. Павловой «Воспитание счастьем». По мнению Н.Е.Щурковой, феликсологическое воспитание в учебных заведениях есть провозглашение необходимости содействовать счастью ребёнка в его реальной жизни и учить его быть счастливым. Феликсологический (от латинского «felikx» – «счастливый», «несущий, приносящий счастье») мотив присутствует в личностном совершенствовании. Акцент на счастье становится одним из самых востребованных, так как образование играет главную роль в социализации людей, а стремление к счастью – главная движущая сила деятельности человека в обществе. Именно это стремление подвигает каждого к поискам истины, добра и красоты. Педагог, обладающий таким пониманием счастья, призван создавать условия для саморазвития счастливой личности, способной выстраивать собственное счастье. В “Федеральном законе государственного образовательного стандарта основного
общего образования” 2010 года говорится о “переходе к стратегии социального проектирования”, об “универсальных способах познания” и “способах познавательного развития обучающихся”. Это должна быть личность, способная к
саморазвитию, у которой должна быть сформирована мотивация к обучению, желание найти себе “достойное место”[1]. Феликсология – новое направление в образовательном процессе: определяет проблему счастья как педагогическую проблему, предлагает технологическое решение вопроса формирования у детей способности быть счастливым, описывает
методики по развитию данной способности, предъявляет иллюстративный материал практической реализации новой для школы проблемы. Ключевой вопрос, который здесь решает педагог: “Что практически для этого надо делать?”[2].

Как учитель литературы я должна ввести ученика в мир культуры. Помочь ему освоиться в нём, сделать своими культурные ценности.

Цель своей работы вижу в том, чтобы мои ученики сохранили на всю жизнь интерес к жизни, стремление к самопознанию, саморазвитию. Понимаю особую роль учителя литературы в создании нравственного микроклимата класса и школы. Главным средством в работе считаю гуманитарные техники: феликсологический подход, дискурс, рефлексию. Вот почему я работаю над методической темой « Феликсологическое воспитание и обучение  средствами художественного
слова».

На уроках помогаю ученикам максимально раскрыть свои возможности, поощряю поиск нестандартных решений. Учу их вдумчиво читать. Размышлять над прочитанным.

Органичным продолжением уроков становится внеклассная работа. Эта работа ведётся через предметный клуб «Искусство слова», организации: НОУ и группу «Малая академия». Все ребята моих классов вовлечены в эти занятия. Каждый несёт ответственность и выполняет свою собственную исследовательскую работу или исследовательский реферат по разным темам. Ребята со своими творческими работами выступают на школьных конференциях, публичных выступлениях, конкурсах. Заслуживают внимание работы победителей: исследовательская работа «Кадетское счастье» (группа кадетов 5, 10 классов), реферат: «Вербальные и невербальные средства общения» (ученик 10 класса), Творческая работа «Ода знанию» (ученик 10 класса). Ребята из организации НОУ решили продолжить работу над темой «Кадетское счастье» и планируют создать коллективный проект. Несколько учеников из 10 класса под моим руководством участвуют в работе Дистанционной краевой школы «Юный исследователь». Есть призёр школьной и межкадетской научной конференций – ученик 10 класса с работой «Особенности средств общения».

Мои воспитанники ежегодно с удовольствием участвуют в олимпиадах по русскому языку и литературе, занимая первые и призовые места. А в этом учебном году четыре команды из пятых классов активно приняли участие в заочном туре Всероссийской олимпиады «Ступени успеха. Суперпамять и внимание», став лауреатами (по результатам конкурса). Наши команды приглашены на очный тур олимпиады, который пройдёт летом в п.Дагомыс, пансионате «Олимпийский-дагомыс».

Феликсологический подход в обучении и воспитании реализует повышение качества образования моих воспитанников. Показателями являются учебные достижения учащихся: от 40% до 70% (по русскому языку) и от 45% до 90% (по литературе) в течение последних трёх лет.

Работая над методической темой «Феликсологическое воспитание и обучение средствами художественного слова» сформировала и совершенствую свою систему феликсологического воспитания человека, в основе которой личностно-ориентированные технологии: педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология. Особенностью моей системы является связь учебной и внеклассной работы по предмету. Интегрирующими элементами системы является нравственная проблематика произведений. Формы, методы и приёмы организации деятельности обучающихся. Принципы и подходы к этой деятельности.

Методология и личные качества педагога.

Педагогу, как и любому человеку, нужен успех в его деятельности. В.И.Иванцова утверждает, что гарантом успешности всех видов деятельности выступает методология как логическая основа её организации [3]. Любая деятельность управляема. Ещё Гераклит говорил, что разум – есть способность управлять всем при помощи всего. Руководствуясь логикой разумной преобразовательной деятельности, педагог постоянно совершенствует мастерство самоуправления с целью личного воздействия в формировании и развитии аналогичного умения у своих воспитанников. Нельзя не согласиться со словами выдающегося педагога и психолога Ю.Б. Гиппенрейтер: «Личность учителя – инструмент его деятельности» [4]. Но, увы, личностью становится не каждый. Учим мы порой не тому, чему надо, а тому, что умеем сами. Только тот педагог будет обладать внутренним ресурсом Мастера, который сумеет преобразовать полученную информацию в знания, затем в умения и навыки, а в итоге – в опыт. Такой педагог будет успешным, а значит и его ученики тоже. Для достижения этой благородной цели необходимы постоянные усилия в саморазвитии. Иванцова В.И. и Иванцов В.М. рекомендуют воспользоваться системой техники реальных достижений –  НЛП – нейро-лингвистического программирования, утверждая, что самообновление может быть сбалансированным, системным, при использовании четырёх измерений человеческой натуры: физическом – волевом, духовном, интеллектуальном и социально – эмоциональном. Основные установки НЛП:

1). Меняя свои мысли, вы начинаете вести себя по-другому и добиваетесь иных результатов.

2). Управляйте тем, чем можно управлять, и не тревожьтесь об остальном.

3). Не бывает неудач, есть только опыт.

4). Обучение – это жизнь. Мы не можем не учиться.

5). Нет проблемы, у которой бы не было решения.

Их надо закреплять соответствующими упражнениями. Именно недооценка закрепления знаний и умений – причина неуспешности (неуспеваемости), поскольку в этом случае формируется мыслительная пассивность из-за отсутствия элементарного минимума исходного опыта [5]. Для достижения успеха в самообновлении можно использовать советы психологов. Желательно выработать семь навыков высокоэффективных людей, сформулированные Стиван Кови:

1). «Будьте проактивны»  (толкование слова  из Википедии — свободной энциклопедии: «Быть проактивным человеком означает, что человек осознал свои глубинные ценности и цели и действует в соответствии со своими жизненными принципами, независимо от условий и обстоятельств»).

2). «Начинай представлять конечную цель».

3). «Сначала делай то, что необходимо делать сначала».

4). «Думай в духе «выйграл/выйграл».

5). «Сначала стремись понять, а потом быть понятым».

6). «Достигайте синергии» (толкование
слова из Википедии — свободной энциклопедии: «Синерги́я (греч. συνεργία — сотрудничество, содействие, помощь, соучастие, сообщничество; от греч. σύν — вместе, греч. ἔργον — дело, труд, работа, (воз)действие) — суммирующий эффект взаимодействия двух или более факторов, характеризующийся тем, что их действие существенно превосходит эффект каждого отдельного компонента в виде их простой суммы[1], эмерджентность»).

7). «Затачивай пилу» (т.е. «делай усилия») [6].

Нельзя не согласиться и со словами Л.Н.Толстого: «Всё дело в мыслях. Мысль – начало всего. И мыслями можно управлять. И потому главное дело совершенствования: работать над мыслями».

Опираясь на мои педагогические принципы, педагогическую концепцию: «От интересного учителя к интересному делу – от интересного дела – к интересной личности» работу продолжаю в сотрудничестве с детьми и коллегами. Результатом совместной творческой деятельности учеников и учителей стала работа в школьной газете «Кадет», информационном периодическом издании, где принять участие может каждый из коллектива.

Принимаю активное участие в работе кадетского педагогического сообщества: неоднократно являлась членом жюри при проведении творческих конкурсов учащихся, входила в состав рабочей группы по организации педсоветов, совещаний и семинаров. В 2007 году участвовала в работе Ассоциации учителей Красноярского края. Результатом деятельности явилась публикация моей работы «Педагогический дискурс и его место среди других дискурсов» в очередном выпуске сборника от Ассоциации учителей при институте имени В.П.Астафьева.

Творческая группа учителей «Счастливый учитель».  

Моя система работы имеет последователей и единомышленников в корпусе. Объединившись, мы создали творческую группу по феликсологическому воспитанию «Счастливый учитель». Цель работы: реализация феликсологического  подхода в
образовательной среде. Основные задачи: осуществление психолого-педагогического сопровождения каждого школьника, создание условий для саморазвития всех членов ученического и учительского  коллективов, внедрение в практику технологии феликсологического воспитания.

Направления работы группы: феликсология педагогической деятельности; сохранение психологического здоровья педагога; счастливый профессионал; помощь молодым специалистам; совершенствование методологической подготовки педагога; психологическая культура; предвкушение счастья. Занятия проходят один раз в четверть. Формы занятий разные: семинары, беседы, лекции, круглый стол, психологические тренинги. Содержание занятий эффективно отражается на позитивное состояние и самочувствие каждого учителя. Учителя из творческой группы выступают с сообщениями на педсоветах и заседаниях МО, распространяя опыт феликсологического воспитания, рекомендуя разработки, приёмы, методические советы. Тем самым вовлекая в свои ряды единомышленников. Темы направлений работы распространяются и на совместную деятельность с учащимися. Инициативная группа воспитанников разрабатывает проект по теме: «Счастье в нашем доме». Ребята из группы НОУ работают над темой «Кадетское счастье».

За время работы творческой группы можно констатировать факт, что две третьих членов педагогического коллектива присоединились к деятельности по феликсологическому направлению в образовании. Произошло и повышение качества образования в кадетском корпусе в целом от 40% до 54% в течение двух лет.

Психологическое обоснование воспитания счастливого ученика.

Остро стоит сегодня вопрос о воспитании счастливого человека, способного жить и трудиться в условиях небывалой открытости общества, демократии и свободы. Воспитать такого человека может помочь классный коллектив под руководством классного руководителя. Главная задача современного педагога – не уравнять всех детей, не привести к
единому знаменателю, а помочь найти свое достойное место в нашем сложном противоречивом мире [7].

По мнению известного педагога-исследователя Н.Е. Щурковой и Е. П. Павловой [8], к наивысшим относятся такие ценности, как “человек”,“жизнь”, “общество”, “природа”, “добро”,“истина”, “красота”, “труд”, “познание”,“общение” и некоторые другие, составляющие частное проявление вышеназванных. Восхождение к взрослости есть, таким образом, процесс постепенного, более или менее успешного освоения, принятия ценностей взрослого человека. Таким образом, постепенно и осуществляется процесс эволюционного восхождения растущей личности к наивысшим ценностям человеческого бытия, гуманистическим общечеловеческим ценностям и идеалам. Конечно, творческая группа «Счастливый учитель» коллектива КГБОУ КШИ «Кедровый кадетский корпус» считает, что “воспитание культурологической личности, способной адаптироваться в современном мире” приведёт к появлению такого феномена, как счастливая личность… [9] Образовательное пространство выстраивается с опорой на уже имеющиеся достижения и новообразования:

  • рефлексивную деятельность учащихся;
  • личностный опыт школьников;
  • обогащение и усиление их личностных смыслов;
  • создание условий для самоактуализации воспитанников и свободного проявления их личностной позиции;
  • освоение исследовательской компетентности участниками образовательного пространства, владение методом проектирования.

Проблема счастья относится к ряду вечных проблем человечества. Способность быть счастливым – не врожденное качество, оно не передается по наследству и не вручается ребенку родителями или педагогами, оно формируется в процессе его жизнедеятельности. И система работы педколлектива КГБОУ КШИ «Кедровый кадетский корпус»  в феликсологическом направлении воспитания и обучения позволяет реализовать данную идею на практике.


Библиографический список
  1. Путин В.В. Об образовании. top.rbc.ru› Общество›16/01/2012/633426. shtml
  2. Сущенко Л. Б. “Организация жизнедеятельности классного коллектива на феликсологических основаниях”foliants.ru›BOOKSTOR /88630/280733/
  3. Иванцова В.И., Иванцов В.М. «Методологическое сопровождение деятельности педагогов в системе повышения квалификации». Красноярск 2005, с.110.
  4. Гиппенрейтер Ю.Б. «Психологическая теория деятельности» Psychology Onlain. Net
  5. Иванцова В.И., Иванцов В.М. «Методологическое сопровождение деятельности педагогов в системе повышения квалификации». Красноярск 2005, с.111.
  6. Стивен Кови «7навыков высокоэффективных людей» Psychology Onlain. Net
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования 2010г.
  8. Павлова Е. П., Щуркова Н. Е. “Как воспитать счастливого” Педагогическое общество. России. 2002 г.
  9. Устав КГБОУ КШИ «Кедровый кадетский корпус» п.Кедровый, Емельяновского района, Красноярского края.


Все статьи автора «eklove»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

2 комментариев к “От счастливого учителя – к счастливому ученику: феликсологическое направление в образовании”

  1. 29.04.2013 в 20:03

    переход от необходимости саморазвития и сапопознания к счастью так и не был раскрыт. Мотивация к обучению, стремление достичь своего места в жизни поставлено на один уровень с абстрактным “счастьем”. Возможно надо сделать отсылки к подробным сравнения места самопознания в формировании счастья человека.

    • 30.04.2013 в 12:17

      Благодарна за комментарий. Согласна с мнением-оценкой. Действительно, моя работа – вступление к теме…Обязательно продолжу работу с конкретными примерами-приёмами перехода “от необходимости саморазвития и сапопознания к счастью”. Рада, что материал заинтересовал единомышленников…

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: