УДК 37

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Каверина Ольга Геннадьевна
Государственное бюджетное образовательное учреждение "Центр образования № 491 "Марьино"

Аннотация
Данная статья содержит изложение личного опыта работы учителя английского языка младших классов общеобразовательной школы с использованием учебно-методического комплекта “BRILLIANT” (издательство «Макмиллан», Лондон, Великобритания). Целью статьи является ознакомление российских учителей английского языка с учебником, использование которого на уроках позволяет существенно повысить мотивацию учащихся и использовать их творческий потенциал при изучении данного предмета.

Ключевые слова: английский язык, методика, обучение


DIFFERENTIATED APPROACH TO TEACHING ENGLISH IN PRIMARY SCHOOL

Kaverina Olga Gennadievna
Education center № 491 «Marino», Moscow

Abstract
This article contains a summary of the personal experience of an English language teacher in primary school with teaching kit “BRILLIANT” (publishing house “Macmillan”, London, Great Britain). The purpose of this article is to familiarize Russian English teachers with a textbook, the use of which in the classroom can significantly increase the motivation of students and use their creativity in the study of the subject.

Библиографическая ссылка на статью:
Каверина О.Г. Дифференцированный подход к обучению английскому языку младших школьников // Современная педагогика. 2013. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2013/04/1786 (дата обращения: 26.05.2017).

Английский язык, широко распространенный во всем мире, давно известен и в России. Теперь в общеобразовательной школе введено изучение  иностранного (в основном – английского) языка со второго класса, то есть мы начали обучать детей семи – восьмилетнего возраста. И, как и в любой другой возрастной группе, здесь есть своя специфика работы. Ведь второклассники практически не владеют грамматическими знаниями, на примере которых можно было бы объяснять строение английской речи.

Но, несмотря на известные нам всем проблемы в обучении младших школьников, учитель должен привить учащимся навыки устной и письменной речи, научить писать, читать, слушать и понимать чужой, английский язык. Мы, педагоги, стараемся трудности преодолевать. Используем, помимо программных УМК, разнообразные пособия, забавные книжки на английском языке, разыскиваем сборники с песнями и сценариями, покупаем и изготавливаем самостоятельно наглядные материалы, чтобы только заинтересовать учащихся, не дать им заскучать. Потому что скучающий ученик – это потерянный ученик. Много забот и хлопот требуется, чтобы ученик начальных классов заинтересовался изучением английского языка.

Но в начале 2000-х в России появился УМК “Brilliant” издательства “Macmillan” (с 2009 года – еще и Russian edition). С его помощью на уроках английского языка оживают  сказочные герои, развиваются захватывающие события и дети становятся их участниками.

По оценке психологов, начальный период школьного обучения характеризуется постепенным переходом от преобладающей игровой деятельности к деятельности учебной. Поэтому, учителям, работающим в  начальных классах, необходимо  принимать во
внимание эту возрастную особенность.

УМК “Brilliant” ориентирован именно на этот  постепенный переход. Вначале дети учатся в процессе игры. Затем задания усложняются, увеличивается объем грамматических знаний и  языковых структур и, незаметно, соотношение игра-учеба превалирует в сторону последней.

УМК “Brilliant” – трехуровневый курс английского языка для учащихся 2-4 классов в комплекте с CD, рассчитан на двухчасовую нагрузку в неделю. Каждый уровень состоит из восьми разделов (юнитов), который начинается «презентацией» новой истории о героях, а заканчивается тестовым заданием, причем тесты напечатаны на специальном голубом фоне, который реагирует на стирание.

Благодаря УМК “Brilliant” учителю предоставляется широкое поле деятельности. Авторы  издательства “Macmillan”  предлагают много новых возможностей для собственного творчества, использование разнообразных приемов обучения (книга для учителя и учебный комплект предоставляется издательством “Macmillan” бесплатно). Это и ролевые игры, и работа с наклейкаминаглядностью (флеш-карты, видео сопровождение и постеры), театрализацияразучивание песен, и актуальная в настоящее время проектная деятельность. Все это в рамках закрепления изученных грамматических структур и лексики. Все задания отвечают современным требованиям, включая новые стандарты образования.

Начальный курс английского языка представлен в виде забавного сюжета, развивающегося на необыкновенном острове со сказочными героями и детьми, прибывшими на этом остров.

Проиллюстрирую примерами из личного опыта работы с УМК “Brilliant”.

Обучение чтению при помощи флеш-карт  Методика «образа слова»

Методика обучения чтению при помощи образа слова давно успешно практикуется и в русском языке. На начальном этапе обучения чтению на английском языке данная методика также себя оправдала.

Первый разворот книги – это презентация героев. Рядом с изображением героев – их имена. Я называю имена героев и прошу детей показывать мне напечатанное слово пальчиком. Потом мы повторяем эти необычные слова, глядя на их изображение. Далее я пишу несколько имен на доске и прошу учащихся прочитать, что они видят. Как правило, дети смело называют все имена правильно уже после нескольких повторений, а я начинаю неподдельно удивляться: «Вы что, уже читаете английские слова?»

- Да, - отвечают ребята.

- Но вы же еще не знаете английских букв! Вы просто необыкновенные, удивительно способные к английскому языку дети.

Смех и радость. Дети счастливы. Ведь у них действительно получилось!

Начиная изучать английский алфавит, мы используем алфавитную книгу, с ее помощью осваиваем и закрепляем лексику, которая в дальнейшем нам встретится.

Для каждой английской буквы у нас есть карточка с изображением предмета на одной стороне и написанным словом на другой. Знакомим детей с буквами и словами и, по мере запоминания, добавляем новые на каждом уроке. Иногда получается выучить четыре буквы, и, соответственно, четыре слова за одно занятие.

Сначала показываем детям предмет, например, яблоко. “Apple” – повторяют дети. Переворачиваем карточку обратной стороной и просим уже прочитать изображенное слово. И так далее, узнаем букву за буквой, слово за словом. Дети начинают легко узнавать напечатанные слова. И, как показывает практика, если они забывают название изображенного предмета, то просят перевернуть картинку, чтобы посмотреть на буквы, которые стали для них уже знакомым сигналом. Слово становится для них подсказкой. И это тогда, когда дети еще не знают всего алфавита, и тем более, правил чтения.

В этом и заключается методика чтения «образа слова». На следующем этапе мы уже привязываем чтение к узнаванию первой буквы, второй, буквосочетаний. Вспоминаем, как читаются те или иные буквы, то есть вводим изучение правил чтения, из которых, как известно, существуют многочисленные исключения (!).

Со знаками фонетической транскрипции я знакомлю ребят не раньше, чем они усвоят английскую азбуку. Да и где в англоязычной стране вы увидите какую-либо информацию в транскрипционном изображении? Изображение звуков нужно знать только для работы со словарем, а в младшем школьном возрасте вызвать у ребят интерес к такой работе очень сложно.

После того, как учащиеся в первом классе выучили русскую, а во втором английскую азбуку, третью знаковую систему малышам освоить очень трудно, а некоторым просто не под силу. Я работаю в массовой школе. Дети по уровню подготовки,  по своим умственным и физическим способностям различаются очень сильно. Удивительно, что родители, прошедшие старую школу обучения английскому языку, совершенно не задумываются о возможностях и способностях своих детей, а иногда просто требуют, чтобы они изучали язык, как сами когда-то, читая именно по транскрипции. Приходится и родителей разубеждать.

Работа с наклейками – контрольное аудирование

Очень любят наши дети наклеивать красивые картинки. И всегда ждут с нетерпением урока, на котором мы будем этим заниматься. Есть такие, которые торопятся наклеить все картинки сразу. А задача заключается в понимании английской речи на слух (аудирование) и контроля этого понимания со стороны учителя. Поэтому, на самом первом уроке при  знакомстве с учебником мы открываем страницу с наклейками и на верхнем поле пишем «Только для классной работы».

На этом уроке учитель может понять, насколько хорошо учащиеся понимают английскую речь, знают слова, которые уже должны были выучить, и помогает справиться с заданием тому, кому трудно, называя плохо запомнившиеся слова или спрашивая детей посильнее.

Наклейки мы все сразу снимаем на линейку или карандаш (прикрепляем самым кончиком), называя то, что на них изображено, чтобы не перелистывать учебник во время прослушивания.

К каждой ситуации можно придумать какой-то забавный аспект. Например, когда мы изучаем с детьми тему «Школа», я, приготовив детей, как обычно, к работе, делаю им такое предупреждение. «А сейчас к нам придет в класс другой учитель. Будьте, пожалуйста, к
нему внимательны, примите его хорошо, ведите себя вежливо». Ребята замирают в ожидании, включаются в игру, а я ставлю кассету. Как же они радуются, когда слышат голос знакомой героини – учительницы Норы.

- Нора! - кричат они, – Мисс Нора.

И мне кажется, что слушают они уже с двойным интересом.

Для 3-их и 4-ых классов я уже предлагаю другой род работы с аудиокассетой или CD. Выбирая аудиоматериал – текст (без прямой речи), предлагаю учащимся дома на слух записать, как они поняли содержание и обязательно на следующем уроке проверяем записи с повторным прослушиваем и контролем у доски.

Инсценирование

Наблюдая, как детей захватывает сюжет, с каким удовольствием они читают комиксы по ролям, я предложила ребятам изображать сюжет в лицах. В конце каждого урока ребята просятся репетировать. Всем хочется играть на сцене. С трудом распределяем роли. Даже слабые дети начинают учить наизусть свою роль. Обобщив первые шесть уроков в один сюжет, и создав концовку, отличную от генеральной линии (наш основной сюжет имеет продолжение), мы ставим спектакль. Для показа на сцене, конечно, приходится выбирать детей организованных, таких, кто мало пропускает уроки, а рабочие репетиции проходят во всех вторых классах. Родители изготовили для актеров очень симпатичные костюмы. Дети с удовольствием превращаются в героев сказки. Говоря за своих героев, ребята вполне осознанно и в лицах используют английскую речь как средство общения.

Для инсценирования можно использовать и наклейки с изображением героев, создавая пальчиковый или карандашной театр.  

Brilliant Fun

Впервые в прошлом году у нас появилась возможность предварительной подготовки  детей к изучению основного курса “Brilliant”.

Есть у издательства “Macmillan” двухуровневый аутентичный курс “Brilliant Fun”.  Он состоит из двух частей и позволяет познакомить детей с началами английской устной речи. В него включены все лексические темы начального уровня образования, он также снабжен наклейками, песнями и аудиосюжетами, причем настолько хорошо разыгрываемыми, что дети без труда сопоставляют и понимают происходящее, изображенное на картинках. Со второго полугодия мы начали знакомить их с английским алфавитом и также применяли методику чтения «образ слова» для простых и уже известных им слов.

Чем меньше возраст нашего ученика, тем легче он воспринимает чужую речь. Как только учебный процесс превращается в рутину – выучи это, запомни то, интерес многих учеников мы теряем. Ребятам становится скучно. Этого не происходит, когда мы работаем с УМК “Brilliant”.


Библиографический список
  1. Ш. Ковилл, Ж. Перретт, Е. Бабушис. Brilliant. Книга для учителя. 2 класс. Macmillan Education, Oxford OX4 PP, UK.
  2. Ш. Ковилл, Ж. Перретт, Е. Бабушис. Brilliant. Книга для учителя. 3 класс. Macmillan Education, Oxford OX4 PP, UK.
  3. Ш. Ковилл, Ж. Перретт, Е. Бабушис. Brilliant. Книга для учителя. 4 класс. Macmillan Education, Oxford OX4 PP, UK.
  4. Ш. Ковилл, Ж. Перретт. Книга для учителя. Brilliant Fun.  Книга для учителя. Macmillan Education, Oxford OX4 3PP.


Все статьи автора «crolag»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: