УДК 37

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Амосова Ирина Юрьевна
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 18 г.Сочи

Аннотация
В данной статье рассматривается актуальность развития творческого воображения в наше время, понятие «воображение». При помощи каких приемов и методов возможно достичь наилучшего результата в развитии творческого воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства и технологии.

Ключевые слова: воображение, приемы изложения материала, развивающее обучение, развитие, творческое воображение, условия для развития творческих способностей, факторы для развития творческих способностей


DEVELOPMENT OF CREATIVE IMAGINATION OF YOUNGER SCHOOLBOYS

Amosova Irina Yurevna
Municipal educational budget Institution School number 18 Sochi

Abstract
This article is about development of creative imagination of younger schoolboys.

Библиографическая ссылка на статью:
Амосова И.Ю. Развитие творческого воображения младших школьников // Современная педагогика. 2013. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2013/05/1788 (дата обращения: 26.05.2017).

Актуальность проблемы формирования творческого воображения обусловлена потребностью общества в творческой, инициативной личности, способной нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, ориентироваться в быстро меняющихся условиях.

Под воображением в самом широком смысле понимают процесс, протекающий в образах. В этой связи память, воспроизводящая образы прежде воспринятого, представляется «лишь одним из видов воображения» (Ф.Кейра, А.Селли, П.П.Блонский и др.).[1]Творческое воображение – это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение (чертеж, схема).

Воображение и творчество теснейшим образом связаны между собой: воображение формируется в процессе творческой деятельности. (См. Приложение 1) Творческий процесс в искусстве связан с активным воображением. Чтобы создать новые образы и нарисовать картину, максимально соблюдая условия объективной действительности, нужны особая оригинальность, пластичность и творческая самостоятельность воображения[2].

Ряд исследователей (Е.Е.Кравцова, О.М.Дьяченко, Р.С.Немов) отмечают, что в младшем школьном возрасте творческое воображение имеет тенденцию к постепенному угасанию. Это обусловлено установкой обучения на усвоение системы образцов, использование однообразных и стереотипных действий [3]. Вместе с тем, анализ основных психологических новообразований и характера ведущей деятельности детей младшего школьного возраста позволяет предположить наличие значительных возможностей для развития творческого воображения в процессе учебной деятельности.

О.М.Дьяченко обращает внимание на необходимость и своевременность развития творческого воображения в младшем школьном возрасте, отмечает, что в процессе школьного обучения тренируются такие психические процессы, как память, восприятие, и мышление, а развитию творческого воображения уделяется недостаточное внимание[3].

Существующая система уроков по изобразительному искусству в начальной школе не обеспечивает необходимого уровня развития творческого воображения учащихся. Данный тезис был подтвержден в ходе эксперимента, проведенного на базе СОШ №18 города Сочи.

Сбор диагностических данных проводился по двум группам показателей: диагностика творческого воображения; особенности поведения и предпочтения второклассников во время занятий рисованием. Второклассникам (2А, 2Б) было предложено придумать и дорисовать предметы[4] (Методика «Дорисуй круг до образа»). Учащиеся испытывали значительные трудности в выполнении указанного задания. Несколько детей сдали практически пустые листы, в некоторых часть работы осталась без прорисовки. Образы не отличались необычностью, оригинальностью, глубиной и проработанностью.

Оригинальными среди полученных рисунков 2 А класса можно назвать единичные изображения цыпленка, блина, сачка, снеговика, колеса и таблетки, руля. Немного отличается ситуация во 2 классе «Б». Оригинальных изображений было 12, вот некоторые из них: светофор, снеговик, страус, мороженое, очки, пицца, бублик. Традиционные изображения ягод, яблока, глобуса были выполнены лишь несколькими учениками (8% из 54 детей). Во время рисования дети пытались найти предметы круглой формы в классе, после этого перенести их на бумагу.

Этот же эксперимент был проведен в классе, где я являюсь классным руководителем. Данные существенно расходятся. Оригинальными среди полученных рисунков можно назвать следующие изображения:  магнит, чайник, апельсин, камера, мороженое, пульт, гвоздь, рыба, медведь, руль, арбуз, вертолет, очки, палитра, машина, стиральная машина, фотоаппарат, розетка, колонка, велосипед, нота, гиря.  22 различных изображения были представлены единично! Что  подтверждает гипотезу о том, что построение процесса обучения, специально ориентированного на развитие творческого воображения, принципиально изменяет позицию ученика – существенное место занимает роль творца своей деятельности.

Отсюда и необходимость строить обучение так, чтобы ученик преодолевал небольшие трудности, с некоторым напряжением добивался результата. Отсюда – направленность процесса обучения на решение поисковых и творческих задач. Отсюда – уважение  к возможностям школьника и создание условий для их полноценного использования. Ведь в основе сознательного акта учения лежит способность человека к продуктивному (творческому) воображению и мышлению. Более того, без высокого уровня развития этих процессов вообще  невозможны ни успешное обучение, ни успешное самообучение. Именно они  определяют развитие творческого потенциала человека.

Развитие – это не количество знаний, которые получил школьник, а умение пользоваться ими, применять их в разнообразной самостоятельной деятельности (Например: ученик может не только повторить тот или иной прием работы, но и самостоятельно его использовать в новом виде).

Для осуществления развивающих целей обучения  необходимо активизировать познавательную деятельность, создать ситуацию заинтересованности. Целенаправленное, интенсивное развитие ученика становится одной из центральных задач обучения, важнейшей проблемой его теории и практики. Развивающее обучение – это обучение, при котором учащиеся не только запоминают факты, усваивают  правила и определения, но и обучаются рациональным приёмам применения знаний на практике, переносу своих знаний и умений, как в аналогичные, так и в изменённые условия. Оптимальным условием, обеспечивающим интенсивное развитие творческих способностей школьников, выступает планомерное, целенаправленное  предъявление их системе, отвечающей следующим требованиям, которые в большей степени зависят от учителя: психологический климат в классе, на уроке, наличие эмоциональных разрядок; стиль педагогического общения учителя с учащимися; степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам; степень ограничения в свободе естественных телесных, эмоциональных и мыслительных проявлений учащихся на уроке (вообще во время пребывания в школе); обременённость учителя собственными проблемами, его способность психоэмоционального переключения; степень педагогической автономии и возможности инновационной деятельности учителя.

Задача учителя начальных классов – заложить основу начала развития творческих способностей учащихся и сохранить их физическое и психическое здоровье. Положительный эмоциональный настрой учителя должен вызвать спокойную атмосферу урока, привлечь учащихся к активной деятельности.

Далее стоит сказать о целенаправленности обучения на уроке. Любой вид работы соотносится с постановкой цели. Причём важно заметить, на первых этапах обучения цели ставит учитель, затем их ставят дети и своей деятельностью добиваются этих целей. Любой вид работы на уроке соотносится с постановкой цели. Причём, очень важно заметить, на первых этапах обучения цели урока ставит учитель, потом этому учит детей, затем дети ставят их сами. И своей деятельностью стараются добиться поставленных целей урока. Последний этап свидетельствует о творческом характере личности. Приведу пример, учитель готовится с детьми провести  «Игру Вообразилию» (дети «отправляются в путешествие», где они встречаются с теми персонажами (предметами и др.), над которыми им предстоит работать в течение урока, представляют какими они будут, какие черты наиболее ярко выражены, на что надо обратить свое внимание, что получить ожидаемый результат), а для чего она нужна, зачем надо повторять ее на каждом уроке изобразительного искусства или технологии. Чтобы дети смогли сформулировать  тему и цель предстоящего урока.   Серьёзная проработка учителем постановки целей урока способствует развитию познавательного интереса учащихся. Для этого цели урока можно ставить  в необычной форме: сказки – загадки, решение «сказочной задачи», сообщение исторических сведений, постановка цели-проблемы. Целенаправленное обучение позволяет ученику почувствовать уверенность в своих силах, помогает самообразовываться, учит ставить перед собой цели и достигать их – это неотъемлемая часть творческого развития человека.  А также целенаправленное  обучение способствует развитию самооценки и самоконтроля.

Для развития творческого воображения детей большую роль играют такие приёмы изложения как: занимательность передачи информации; необычная форма преподнесения материала, вызывающая удивление у учащихся; эмоциональность речи; ситуация спора и дискуссии (возможно применение уже во втором классе); сюжетно-ролевые и дидактические игры, нестандартные уроки и нетрадиционные формы обучения.

В соответствии с особенностями и целями применения различного рода задач  занятия включают в себя четыре последовательных этапа:  разминку, развитие творческих механизмов, выполнение развивающих частично-поисковых задач, решение творческих задач.

Учитель должен сам компоновать задания в зависимости от возраста детей и уровня их подготовки. Нельзя забывать и об очень больших перегрузках учащихся, что может повлечь за собой утомляемость, понижение интереса к учению, а это значит – отсутствие предпосылок к развитию творческих способностей учащихся. При развитии этих способностей без здоровьесберегающих технологий не обойтись (проведение утренней гимнастики и подвижных больших перемен; от 4 до 7 разнообразных видов деятельности на уроке; максимальная продолжительность одного вида работы 7 минут; проведение минут релаксации; необходимо разнообразие методов работы: словесный, аудиовизуальный, наглядный, самостоятельная работа проводится только в конце урока; психологический климат на уроке, наличие эмоциональной разрядки, шутки, похвалы).

По итогам проведенного нами исследования, можно сделать следующие выводы:

1. Анализ современного состояния профессиональ-ной компетентности учителей младших классов в области развития творческого воображения младших школьников показал, что долгое время данной проблеме не уделялось должного внимания. Работа по развитию воображения считалась для учеников общеобразовательных учреждений слишком сложной, а развитие творческого воображения не осуществимым, так как это не предусмотрено традицион-ной школьной программой и не создаются необходимые условия для внедрения новых программ.

2. Эффективность развития творческого воображения у младших школьников и высокий уровень конечного результата зависят от многих факторов:

1) создания организационных условий, таких как, наличие  качественных художественных материалов для практической работы учащихся;

2) правильной организации процессов восприятия и наблюдения за окружающей нас действительностью;

3) мотивации отдельных действий ребенка и всей учебной деятельности;

4) наличие наглядных пособий, выполненных с учетом возрастных особенностей младших школьников;

5) комплекс ежедневных упражнений, направленных на развитие творческого воображения.

4. Теоретически и экспериментально доказано, что внедрение «творческих» занятий, включение специальных упражнений играют решающую роль в вопросе развития творческого воображения младших школьников.

5. Развитие творческого воображения связано с применением комплекса методов: игровых упражнений на овладение техническими навыками работы с образом, ролевых игр, интегрированных занятий, сочетающих восприятие цвета, музыки и художественного слова; художественно-творческих заданий на ассоциативно-образное восприятие окружающего мира.


Библиографический список
  1. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей // Вопросы психологии. – 1988. – № 6.
  2. Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства: программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М., 2002.
  3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Спб., 2002.


Все статьи автора «irinaamosova»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: