УДК 372.87

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ИНТЕРЕСЫ СОВРЕМЕННЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Грицай Людмила Александровна
Рязанский заочный институт (филиал) Московского государственного университета культуры и искусств
кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики

Аннотация
В статье изучаются художественные интересы современных старшеклассников. На основе эмпирического исследования автор составляет иерархию художественных интересов современной молодежи, а также предполагает дальнейшие пути формирования эстетической культуры учащихся старших классов средней школы.

Ключевые слова: старшеклассники, художественные интересы, эстетическая культура, эстетическое воспитание


ARTISTIC INTERESTS OF MODERN HIGH SCHOOL STUDENTS: THE PEDAGOGICAL ASPECT

Gritsai Lyudmila Alexandrovna
Correspondence Ryazan institute (branch) of Moscow State University of Culture and the Arts
PhD, Senior Lecturer, Department of Psychology and Pedagogy

Abstract
This paper studies the artistic interests of modern high school students. On the basis of empirical research the author of a hierarchy of artistic interests of today's youth, as well as suggests further ways of forming aesthetic culture of students in upper secondary school.

Библиографическая ссылка на статью:
Грицай Л.А. Художественные интересы современных старшеклассников: педагогический аспект // Современная педагогика. 2013. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2013/05/1824 (дата обращения: 28.05.2017).

Вопрос о воспитательном потенциале произведений искусства давно стал основополагающим в педагогической теории и практике. Современная система образования и воспитания строится на изучении классического наследия прошлых столетий, помогающих ребенку приобщиться к миру общечеловеческих ценностей, понять себя и окружающих его людей, найти свое место в жизни. По мнению профессора В.С. Кузина, на сегодняшний день в России существует глубокая необходимость обращения к опыту эстетического воспитания, обусловленная рядом факторов современной социокультурной ситуации. Связана она с тем, что «именно через искусство происходит в основном передача духовного опыта человечества, способствующая восстановлению связей между поколениями» [1, с. 2], и именно искусство может стать тем спасительным щитом, помогающим человеку разобраться в потоке информации, в противоречивых явлениях современной действительности.

Однако прежде чем предлагать концепции и методики, способствующие эстетическому формированию личности, необходимо выяснить уже существующий уровень эстетического развития современных школьников, а сделать это возможно внимательно изучив художественные интересы детей, свидетельствующие о приобщенности их к миру искусства.

Само понятие художественного интереса как научной категории принадлежит Ю.У. Фохт-Бабушкину [2]. Сформированность художественных интересов детей и является, по мнению ученого, главным показателем уровня развития эстетического сознания личности каждого ученика. Исследователь выделяет три уровня отношения к художественному произведению: нехудожественный интерес – характеризующейся тем, что в произведении искусства ученик видит лишь изложение какой-либо житейской истории; художественно-элементарный уровень, связанный с тем, что школьником рассматриваются лишь отдельные стороны произведения, что приводит к искажению его смысла и художественной ценности; художественно-концептуальный уровень – деятельностный уровень художественных реакций, позволяющий воспринимать произведение искусства во всей его целостности.

В нашем исследовании по изучению художественных интересов старшеклассников мы использовали такие методы педагогической диагностики, как наблюдение, беседа, интервью, и – как основные – групповое анкетирование, тестирование и изучение продуктов деятельности учащихся (творческие работы, сочинения и т. п.). Значимым для нас представляется и вопрос об иерархии видов искусства по выраженности интереса к ним. Результаты данного исследования легли в основу содержания следующей диаграммы.

Как мы можем наблюдать, первое место в иерархии видов искусства у старшеклассников занимает музыка. С одной стороны, столь высокую популярность можно объяснить тем, что под музыкой юноши и девушки подразумевают отнюдь не симфонические произведения Моцарта и Чайковского, а современные эстрадные мелодии, созданные массовой культурой, а с другой стороны, как полагает И.С. Кон: «Музыка благодаря экспрессивности, связи с движением и ритмом полнее, чем какое-либо другое искусство, позволяет юноше оформить и выразить свои эмоции, волнующие смутные переживания, которые невозможно передать в словах. В сочетании с танцем или пением музыка составляет не только фон, но и важнейший компонент юношеского общения» [3, с. 165]. Ученый перечисляет характерные черты музыки в стиле поп-арт, позволяющие ей находить признание среди молодежи. Сюда входит: использование музыкальных стереотипов, шаблонов, позволяющих создавать у слушателей иллюзию собственного музицирования; простота, незамысловатость мелодии и текстов песен, облегчающее восприятие; сила звука, увеличивающая эмоциональное напряжение, так что переживания слушателей становятся общими, внушающими чувство сопричастности.

Второе место по иерархии интересов в нашем рейтинге занимают кинофильмы с приключенческим, детективным либо любовном сюжетом, это, как правило, западные (чаще американские) фильмы, такие, как «Властелин колец», «Код да Винчи», «Парфюмер», серии о Гарри Поттере, «Матрица», «Азбука любви», «Криминальное чтиво», среди них есть и советские комедии, например, «Ирония судьбы, или с легким паром» и «Служебный роман». Как видим, сознание старшеклассников определяют популярные западные киноновинки, остающиеся мощным средством воздействия в массовой культуре.

Третье место в нашем исследовании, с большим отставанием, принадлежит литературным произведениям. Исследуя читательские интересы старшеклассников, мы наблюдаем такую особенность: наряду с произведениями классической литературы, изучаемыми в рамках школьной программы («Евгений Онегин», «Гроза», «Отцы и дети», «Преступление и наказание»), школьники называют творения современной «бульварной» литературы, детективы и модные новинки. К сожалению, это свидетельствует о неразвитости эстетического вкуса, несформированности эстетического сознания.

Совсем небольшое место в своей жизни школьники отводят театру, хореографии и живописи, что косвенным образом подтверждается и крайне низким уровнем знаний в этой области, наблюдаемом в ходе тестирования.

Согласно результатам нашего исследования, можно сделать вывод о том, что художественные интересы современных старшеклассников определяются в основном стереотипами массовой культуры и могут быть отнесены по Ю.У. Фохт-Бабушкину к нехудожественному и художественно-элементарному уровню эстетического развития личностей школьников. И здесь находит свое подтверждение одна из главнейших сегодняшних трудностей успешности процесса эстетического образования и воспитания в старших классах – противоречие между массовой и элитарной культурами.

Юноши и девушки в зависимости от личных качеств и семейного воспитания подвержены влиянию молодежной субкультуры, и соответственно, массовой культуры, поэтому классическое наследие прошлых эпох является для них частью «взрослого мира», мирится с законами которого многие не хотят. Поэтому в педагогической практике и рождаются противоречия между высокими целями эстетического воспитания и крайне низким результатом.

Отсюда возникает вопрос – как должны вести себя педагоги, какую позицию занять по отношению к молодежной субкультуре и, в частности, массовой культуре? На наш взгляд, позиция неприятия и отрицания существования и влияния массовой культуры на молодое поколение недопустима. Само явление данной культуры – объективная реальность, и одними запретами тут ничего не сделаешь. По всей видимости, необходим диалог, особый педагогический такт и умение развивать в воспитанниках чувство меры, гармонии, свободы выбора одновременно с эстетическими потребностями и эстетическим вкусом.

Поэтому проблема формирования эстетической культуры старшеклассников является актуальной для данного этапа общественного развития [4].

Ведь эстетическое воспитание всегда было одним из важнейших компонентов духовного развития личности, способствующим становлению его творческого потенциала, «формированию и развитию эстетического эмоционально-чувственного и ценностного сознания и соответствующей ему деятельности под влиянием искусства и многообразных эстетических объектов и явлений реальности» [5, с. 625] и, конечно же, становлению базовой культуры личности (О.С. Газман, В.А. Сластёнин) в целостном педагогическом процессе.


Библиографический список

  1. Кузин В.С. Особенности эстетического воспитания школьников в условиях возрождения российской культуры и нравственности // Школа. 1997. № 1. С. 2.
  2. Фохт-Бабушкин, Ю.У. Художественная культура: проблемы изучения и управления. М., 1986.
  3. Кон, И.С. Психология юношеского возраста. М., 1979.
  4. Грицай Л.А. Некоторые аспекты формирования эстетической культуры старшеклассников в условиях современной школы // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2007. Т. 18. № 44. С. 345-347.
  5. Печко Л.П. Эстетическое воспитание / Российская педагогическая энциклопедия. М.  Т. 2.


Все статьи автора «Грицай Людмила Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: