УДК 37

ЯЗЫКОВАЯ СРЕДА КАФЕДРЫ В ОЦЕНКЕ СТУДЕНТОВ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА

Гурьянова Татьяна Александровна
Костанайский филиал ФГБОУ ВПО «Челябинского государственного университета», г. Костанай
преподаватель кафедры филологии

Аннотация
В работе рассматривается кафедра как структурное подразделение, деятельность которой направлена на удовлетворение потребностей в развитии студента. На кафедре, как в структурном подразделении вуза, создается и реализуется специфическая языковая среда. Языковая среда кафедры определяет эффективность работы вуза.

Ключевые слова: авторитет, высшее учебное заведение, кафедра, преподаватель, речевое поведение, структурное подразделение, студент, языковая среда

Guryanova Tatyana Aleksandrovna
Kostanai branch of Chelyabinsk State University
Lecturer, Department of Philology

Библиографическая ссылка на статью:
Гурьянова Т.А. Языковая среда кафедры в оценке студентов современного ВУЗа // Современная педагогика. 2013. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2013/05/1835 (дата обращения: 31.05.2017).

В наше время приобретение профессии является одним из основных элементов социализации личности, включения ее в систему общественных отношений.
Образовательную среду высшего учебного заведения можно рассматривать как подсистему социокультурной среды, как совокупность исторически сложившихся факторов, обстоятельств, ситуаций и как целостность специально организованных педагогических условий развития личности обучающегося.

Образовательная среда вуза рассматривается нами как система условий, влияний и возможностей для формирования жизненных ценностей студентов. Одной из основных составляющих образовательной среды вуза в развитии личности будущего специалиста является кафедра – основное структурное подразделение высшего учебного заведения, организующее  и реализующее образовательную и исследовательскую деятельность преподавателей и студентов[3, с. 314]

На кафедре, как в структурном подразделении вуза, создается и реализуется специфическая языковая среда.

На наш взгляд, одна из основных задач кафедры в вузе (кроме организационной) – это формирование корректного речевого поведения студента, как одной из профессиональных  компетенций будущего специалиста.

По мнению Шкатовой Л.А., д.ф.н., профессора., одним из базовых компонентов обучения в вузе должны быть правила речевого поведения и национального этикета, знания которых приобретаются на занятиях по государственному, официальному, отечественному и иностранным языкам [2, c. 334]

Студенты в общении с людьми разных национальностей должны вести себя с достоинством, быть вежливыми, отзывчивыми, готовыми выслушать другую точку зрения, призывать к такому же поведению своих коллег, иных граждан. Каждый студент вуза должен стремиться воспитать в себе качества, которые позволят ему быть квалифицированным и успешным специалистом в любой полиэтнической среде.

Речевое поведение студента – сложное явление, оно связано с особенностями его воспитания, местом рождения и обучения, со средой, в которой он привычно общается, со всеми свойственными ему как личности и как представителю социальной группы, а также и с национальными особенностями.

В современных казахстанских вузах возрастает роль преподавателя, расширяется диапазон его педагогического  и воспитательного воздействия на студентов. Речевое поведение студентов во многом зависит от речи самих преподавателей. Педагог должен контролировать свою речь, как в аудитории, так и за ее пределами, прежде всего – на кафедре.

Центральная проблема во взаимодействии преподавателей и студентов – это проблема их взаимоотношений. Каждый из участников образовательного процесса входит в социальную ситуацию, обладая неким накопленным опытом и с культурными предпосылками. Разделяемые всеми участниками когнитивные и нормативные предпосылки являются основой для взаимодействия.

В сфере высшего образования преобладает установка одинакового подхода ко всем студентам. Уважительное отношение к преподавателю – обязательное правило вежливого студента. Аналогичного правила должны придерживаться также преподаватели при взаимодействии со студентами. Взаимное преломление социальных норм и ценностей в сознании участников образовательного процесса, его осмысление и отражение в реальных действиях преподавателей и студентов определяет доминанту личностно – ориентированного подхода в образовательной деятельности.

Преподаватель уже не может быть только проводником знаний и информации, он должен быть педагогом, психологом, психотерапевтом. От этого во многом зависит успешность его педагогической деятельности и авторитет.

Авторитет преподавателя – интегральная характеристика его профессионального, педагогического и личностного положения в коллективе, которое проявляется в ходе взаимоотношений с коллегами, студентами и оказывает влияние на успешность учебно-воспитательного процесса.

Авторитет преподавателя складывается из двух составляющих: авторитета роли и авторитета личности. Если несколько лет назад преобладал авторитет роли, то сейчас основное – это личность преподавателя, его яркая, неповторимая индивидуальность, которая оказывает воспитывающее (педагогическое) и психотерапевтическое воздействие на студентов.

Речевое поведение преподавателя определяется его профессиональным статусом, который проявляется в ходе взаимоотношений со студентами и коллегами и тем самым оказывает влияние на успешность учебно-воспитательного процесса.

В Костанайском филиале «Челябинского государственного университета» ежегодно проводится социологическое исследование «Преподаватель глазами студентов». В ходе данного анкетирования определяется и уровень владения речью преподавателями кафедры филологии.

В 2011-2012 и 2012-2013 учебных годах профессионализм преподавателей кафедры филологии оценивали студенты, обучающиеся по всем специальностям и направлениям подготовки. В общем итоге в 2011-2012 учебном году была дана оценка 21 преподавателю по критерию «Эрудиция и культура речи». Данный критерий условно разделен на следующие пункты:

- лекторское мастерство преподавателя;

- свободно ориентируется в материале, излагает материал ясно и доступно;

- разъясняет сложные места, дает аргументированные, исчерпывающие ответы на вопросы.

Итак, в прошлом году анкетирование показало, что по критерию «Эрудиция и культура речи» из 21 преподавателя 6 – имеют высокий показатель (94-100%), 12 – средний (70-80%) и у 3 преподавателей данные качества проявляется в наименьшей степени (40-50%).

В 2012-2013 учебном году 23 преподавателя кафедры филологии были оценены следующим образом: по мнению студентов, данное качество проявляется всегда у 9 преподавателей (92-100%), чуть в меньшей степени обладают данным критерием 7 преподавателей (70-88%), наименьший показатель имеют 7 респондентов – их процент колеблется от 40 до 67.

Таким образом, по сравнению с предыдущим годом по данным анкетирования наблюдается снижение оценок по показателю «Эрудиция и культура речи». Возможно, это объясняется тем, что в текущем учебном году кафедра филологии пополнилась молодыми преподавателями.

В целом, анализ результатов данного опроса показывает, что подавляющее большинство студентов оценивают уровень владения речью преподавателями кафедры филологии как «средний» и «выше среднего».


Библиографический список
  1. Шкатова Л.А. Формирование клиентоориентированного языкового сознания // Языковое сознание: содержание и функц. – М., 2000. – С. 280.
  2. Шкатова Л.А. Текстовая деятельность и лингвокультурологическая грамотность // Текст и языковая личность: Материалы всероссийской научной конференции с международным участием / Под. ред. проф. Н.С. Болотновой. – Томск: Изд-во  ЦНТИ, 2007. С. 332-336.
  3. Ожегов, С. И. Словарь русского языка  [Текст] /С. И. Ожегов //М., 1989. – 750 с.
  4. Чулкина, Н. Л. Мир повседневности в языковом сознании русских: Лингвокультурологическое описание [Текст] /Н. Л. Чулкина //Изд.3, стереот. – М., 2009. – 256 с.


Все статьи автора «Tania»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: