УДК 811.161

ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ: НАПИСАНИЕ ЧАСТИ С

Антамошкина Зинаида Семеновна
МБОУ Алексеевская СОШ Алексеевского муниципального района Волгоградской области
Учитель высшей категории, преподаватель русского языка и литературы

Аннотация
В данной статье рассматриваются особенности выполнения задания №3 (С) на ЕГЭ по русскому языку – написание сочинения-рассуждения. Практика показывает, что это задание кажется учащимся самым трудным. Но если следовать четкой структуре сочинения-рассуждения, определенному плану написания работы, выполнить данное задание поэтапно будет проще.

Ключевые слова: исходный текст, позиция автора, проблема, типы аргументации


PREPARING FOR THE EXAM IN RUSSIAN LANGUAGE: WRITING, PART C

Antamoshkinа Zinaida Semenovna
Alekseevskaya Municipal School District, Volgograd Region
The teacher of the highest category, the teacher of Russian language and literature

Abstract
This article discusses the features of the job number 3 (C) of the USE in Russian language - writing an essay-argument. Practice shows that this task seems the most difficult students. But if you follow the structured essay-argument to a plan of writing the work, perform this task in stages will be easier.

Библиографическая ссылка на статью:
Антамошкина З.С. Готовимся к ЕГЭ по русскому языку: написание части С // Современная педагогика. 2013. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2013/08/1881 (дата обращения: 14.07.2023).

Учащиеся,  конечно же, знают, что, выполняя задание типа С, необходимо  несколько раз внимательно прочитать  исходный текст. Определить, какой вопрос  вызывает  беспокойство у  автора и  о чем  он больше всего рассуждает  в тексте; возможно, это поможет  определить тему текста и главную проблему, а не второстепенную. Далее  попытаться понять, что думает по этому вопросу сам автор, каково его отношение  к затронутой им проблеме, какова его позиция.

Подготовку к сочинению-рассуждению мы ведем  уже, начиная с 5-7  классов, когда пишем  с учащимися, например, сочинение-рассуждение на лингвистические темы «Отличие предлога от союза», «Самостоятельные и служебные части речи» и другие. Задание  типа С  вызывает у всех учащихся  затруднения, тем более, что читают они с  каждым годом, к сожалению, все меньше и меньше.

Выпускники  должны знать, что оценивается при проверке сочинения-рассуждения. Это и зрелость суждений при интерпретации исходного текста, и способность правильно  обосновать собственную позицию, если она не совпадает с авторской, попытаться  доказать это, приводя свои убедительные аргументы и доводы, стараться делать  это максимально корректно.

Некоторые педагоги на практике советуют  учащимся не спорить с  автором,  соглашаться с его мнением, так как доказать  противоположную точку зрения им будет сложно.  Но если у человека есть твердая убежденность в  чем-либо, следует ясно, последовательно, логично излагать свои мысли и  рассуждения, умело пользоваться в письменной речи словарным богатством языка, его выразительными средствами. Хорошо, если при этом выпускник владеет всеми  нормами современного литературного языка: орфографическими, пунктуационными,  лексическими.

Итак,  с чего же начинать подготовку к написанию сочинения-рассуждения? Вначале  необходимо понять, что такое исходный текст.

Исходный  текст — это небольшой текст объёмом около 300 — 400 слов, посвящённый  различным проблемам: этическим, нравственным,  экологическим, социальным, философским, межнациональным и другим. Эти вопросы  волнуют многих . И выпускникам тоже в ближайшем будущем предстоит задуматься  над    смыслом человеческой жизни, над  выбором профессии, над предназначением человека, а также над другими  важными и значимыми проблемами,  такими как   связь поколений, проблема отцов и детей,  судьба нашей Родины,  проблема  сохранения природы.

Очевидно,  что многим из нас приходилось задумываться над этими вопросами и каждый житель
нашей страны, особенно представитель молодого поколения, имеет по этим  проблемам собственное мнение.

Чтобы  написать сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста, очень важно этот текст хорошо понять, выяснить, о чём пишет его автор, о каких вопросах размышляет, что его тревожит, какими мыслями, чувствами, переживаниями он хочет поделиться с читателем.

Многие  испытывают трудности в определении основной проблемы исходного текста, тем более что в текстах действительно чаще всего несколько проблем. Как отличить, какая из них основная, ведь остальные проблемы так или иначе связаны с нею?  Следует внимательно перечитать текст и
обратить внимание, какой вопрос больше всего волнует автора и вызывает его раздумья. Это и будет главная проблема в  тексте. Конечно же,  не нужно комментировать все проблемы  и вопросы, затронутые автором.

В  исходных текстах чаще всего встречаются  следующие проблемы: нравственные, экологические, социальные, психологические, философские и другие. Учащиеся могут использовать при написании сочинения-рассуждения  особые  клише, обороты речи, которые помогут им  более точно справиться с этим заданием.

Проблема,  которую рассматривает автор, может быть , к примеру, общественно значимой, социальной, философской, политической, межнациональной, актуальной, острой, важной, серьезной, основной, глубокой, назревшей, первоочередной, принципиальной, сложной, главной, и т.д.

Проблема  может заставить каждого из нас  серьезнее  относиться к чему-либо, по- другому посмотреть на…, критичнее относиться к …, обратиться к примерам из собственной жизни (литературы), с горечью понять, что…, открыто выразить свое отношение к …, оценить собственную позицию, испытать потребность в чем-либо и др. Необходимо следить, чтобы в комментариях к тексту не было пересказа текста, рассуждений по поводу всех проблем текста, общих рассуждений о тексте.

Как  сформулировать проблему?  Проблему можно  сформулировать  кратко -  одним словом или словосочетанием – можно своими  словами, подойдет конструкция с существительным в Р.п. : поднята проблема совести, проблема совершенствования человека и т.д. Можно сформулировать проблему в виде вопросительных предложений -  в чем опасность распространения жаргонных слов? Иногда в текстах встречается авторская формулировка проблемы – можно использовать ее в виде цитаты. Как  же правильно «расшифровать» информацию исходного текста? Как работать с исходным текстом?  На занятиях  и практикумах еще и еще раз проговариваем план  выполнения  задания С. Вначале очень внимательно прочитываем текст, стараемся определить его тему, выявляем проблемы, о которых размышляет автор текста. Необходимо также  определить позицию  автора, подумать над тем: какие мысли, чувства, переживания являются для него главными, ключевыми, выражают его точку зрения.

Затем  определяем, с помощью каких аргументов автор доказывает свою точку зрения. свою позицию, отношение к проблеме, поставленной в тексте. Читаем текст очень внимательно, обращаем внимание на детали, стараемся правильно трактовать авторскую позицию, выраженную в исходном тексте.

Учащиеся  должны знать основные требования , предъявляемые к третьей части ЕГЭ – заданию типа С. Сочинение должно соответствовать определенному плану и лучше его придерживаться, так как проверяющие  в  экзаменационных работах отмечают соответствие или несоответствие ее заданной схеме. Сочинение должно строиться по определенной цепочке. Традиционно сочинение начинается с небольшого вступления. Необходимо затем прокомментировать одну из проблем, поставленных автором  в данном тексте,  лучше , конечно же. если это будет  главная проблема. При этом   следует избегать чрезмерного цитирования или простого пересказа текста.

Для того, чтобы сформулировать позицию автора,  можно привести цитату из текста для доказательства этого, чтобы было  понятно, что считает автор текста  самым важным в  этом вопросе. Далее учащимся надо высказать  свою точку зрения по данной проблеме и в доказательство  привести не менее двух аргументов из своего  жизненного или читательского  опыта, стараясь излагать мысли  и рассуждения грамотно, последовательно и связно, без логических ошибок. А это –нарушение последовательности изложения, отсутствие взаимосвязи отдельных частей сочинения, несогласованность вступления и основной части работы, отсутствие смыслового членения текста на абзацы, отсутствие заключения.

Необходимо следить и за соблюдением  лексических норм. А их нарушения – это речевые ошибки. Наиболее  распространенные из них – это  искажение значения слов, повторение одного и того же слова и другие. Довольно часто учащиеся используют слова в несвойственных им значениях, не всегда различают оттенки значений паронимов. Бывают и этические ошибки,  в одной из работ чтение книг, интерес к ним  выпускник сравнил с наркотиком. А фактических ошибок, как и орфографических, хватает, путают авторов произведений, названия произведений, жанры.  Учащиеся должны помнить, что объём сочинения — не менее 150 слов. Если в сочинении менее 70 слов, то такая работа не засчитывается вовсе. Задание считается невыполненным.

В процессе подготовки к  сочинению-рассуждению  с учащимися можно рассмотреть типовые конструкции для комментирования главной проблемы прочитанного ими текста (таблица 1) и использовать их в процессе обучения.

Таблица 1 –
Типовые конструкции для комментирования исходного текста  [1, с. 27]

 В  своей работе выпускники должны употреблять все нужные термины: проблема, позиция, комментарий. Они должны понимать, какова роль вступления и заключения в сочинении. Например, вступление  может вводить в текст. И если у текста есть заглавие, можно дать его лексическое толкование. И наоборот, если нет заглавия, следует попытаться его озаглавить  и пояснить при этом, почему вы выбрали эту фразу.

Вступление  также может сообщать об основной проблеме или быть основным тезисом, который учащийся будет аргументировать. В начале своей творческой работы некоторые учащиеся включают сведения о своеобразии художественного мира автора текста или просто раскрывают свой взгляд на основные вопросы, рассматриваемые автором, или выкладывают общую точку зрения по этому вопросу (табл. 2).

 Таблица – 2  Варианты вступлений  [2, с. 55]

Вступление может быть написано в форме:

Пример

1) Лирического
размышления.
Как прекрасна наша
планета! Исчезни Земля и потеряет Вселенная самый яркий свой бриллиант.
Какая-то неведомая космическая сила бережет ее от столкновений с кометами. А
как мы сами храним ее?
2) Ряда риторических
вопросов по теме.
Кто из живущих ныне
людей может себе представить, что он будет питаться отравленной рыбой? Пить
ядовитую воду? Кто захочет поехать в лес, а вместо него найти лишь
безобразные пни?
3) Ряда назывных
предложений по теме.
Черная, обугленная
земля. Мертвая тишина. Одиночество. Все это ждет нас, если мы будем
продолжать так относиться к нашей природе.
4) В виде цитаты. «Война – жесточе нету
слова»,- так писал поэт А.Твардовский.
5) В виде объяснения
заглавия текста
Озаглавить исходный
текст и объяснить смысл названия.
6) Может начинаться с
ключевого слова текста.
Жадность. Один из
отвратительных нравственных пороков, который владеет человеческими душами.

Вступление  проще всего начинать с вопроса, формулирующего основную проблему текста. Например, что такое жертвенность? Какое особое влияние оказывает она на  жизнь каждого  человека и общества  в целом?  Над этой  нравственной проблемой  и рассуждает автор.

Вполне  уместным будет вступление в виде назывных предложений. (Доброта. Милосердие. Сострадание. Эти понятия синонимичны). Можно описать мысли, чувства, переживания, которые возникли после прочтения текста. Допустимо вступление в виде цитаты или высказывания, связанного с основной темой текста. Но оно обязательно должно быть  как-то прокомментировано («Талант есть способность сказать или выразить хорошо там, где  бездарность скажет и выразит дурно»,- так размышлял о сущности писательского таланта Ф.М.Достоевский.) В  любом случае, вступление не должно быть очень объемным, оно должно быть органично связано с  темой основного текста.

В  концовке чаще всего авторы работ возвращаются к позиции автора, но излагают ее  более широко и эмоционально. Заключение, в свою очередь, тоже должно быть связано с проблематикой текста. При завершении работы следует еще раз обратить внимание на самое главное, на злободневность и актуальность рассматриваемых проблем, на отношение к героям текста к проблемам, поднятым в тексте (табл. 3).

Можно  даже закончить сочинение риторическим вопросом. (Если мы не будем заботиться об окружающем нас мире, то неизвестно, что останется будущим поколениям. Разве мы имеем право не думать об этом?) Логично закончить работу цитатой или пословицей, но они должны точно отображать позицию автора исходного текста. (Не случайно в русских пословицах утверждается ценность опыта старших поколений:  «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает»). Здесь же можно сказать о злободневности  рассматриваемых тем и проблем. Хорошо, что сейчас уже много пособий, которые действительно помогают учащимся  в процессе подготовки к ЕГЭ по русскому языку и литературе

Таблица 3-Виды  заключений

Заключение может быть:

Примеры

1. В виде вывода Итак, мы приходим к
выводу: каждый из нас понимает, что нужно делать для спасения природы, чтобы
улучшить ее состояние.
2. В виде цитаты «Книга- это только
дорога»,- писал В.Шкловский. И это действительно так, дорога к знаниям,
которые помогут выбрать правильный путь в жизни каждому из нас.
3) Быть основным
тезисом.
3) Должно быть
завершением рассуждений по поводу проблем в тексте.
4) Быть формулировкой
авторской позиции.
4) Может отражать
отношение к теме текста, .героям
данного отрывка, , проблеме. затронутой  автором.
5) Содержать сведения
о своеобразии художественного мира автора.
5) Может дополнять рассуждения
автора по данной проблеме

Источник:  составлено автором.

Языковой  анализ исходного текста поможет увидеть авторскую позицию и понять отношение автора к поставленным проблемам. Учащимся можно дать примерные  фразы и обороты речи, которые они могут использовать в процессе подготовки к экзаменам.

Авторская позиция может быть выражена непосредственно в названии текста, в  ключевых словах, в лексических повторах, в оценочной лексике, в риторических вопросах.

Автор  может посвящать свою статью  кому-либо, заострять проблему, эмоционально воздействовать на  нас, читателей, образно воссоздавать картину происходящего или изображаемого. Он может выделять ключевые  слова, раскрывать сущность поставленных проблем, заставляет всех и каждого  задуматься над проблемой. Пытается также найти причины изображаемых явлений, подчеркивает глубину и актуальность проблем, убеждает нас в правоте своей позиции. При объяснении позиции автора можно использовать следующие клише: пытается понять, почему так происходит, утверждает, что над этим следует всем задуматься, приглашает к разговору о непростых проблемах в нашей современной жизни, говорит с тревогой о наболевших
проблемах, призывает нас осознать всю важность происходящего, старается объяснить, почему это произошло… и т.д. [3, с. 7]

Авторская позиция  проявляется в положительном, отрицательном, осуждающем, небезразличном, двойственном или неоднозначном отношении к изображаемому.Эти  советы помогут учащимся  определить и верно сформулировать позицию автора исходного текста по поднятой им проблеме.

При подготовке к ЕГЭ по русскому языку  мы  с учащимися  подбираем, уже начиная с 5-7 классов, различные цитаты, пословицы, высказывания по  наиболее важным темам, например, такие как расположены в конце статьи, в приложении.

Итак, в принципе можно научиться выполнять самостоятельно   не только задания типа А и В, но и С. Надежным помощников в этом  сложном творческом деле будет служить пособие – курс интенсивной подготовки под редакцией Н.А.Сениной и А.Г.Нарушевич. Там дана четкая структура сочинения-рассуждения, есть различные  схемы и таблицы, много тренировочных упражнений. Лучше , если это пособие будет у каждого ученика, можно и самостоятельно выполнять часть заданий.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

1.  «Музыка и природа – это самое верное, святое и неизменное, что осталось с  человеком и не дает ему окончательно одичать»,- писал В.Астафьев.

2.  «Человек не царь, а сын природы»,- утверждал В.Астафьев.

3.  «Писать пейзаж словами у нас многие очаровательно умели и умеют», – писал М.Горький о Пришвине.

4.  «Управлять природой можно лишь , подчиняясь ей»,- английский философ ФБэкон.

5.  «Леса являются величайшими источниками вдохновения и здоровья»,- К.Г.Паустовский.

6. «Лес  – это дом для человека, даже больше, чем дом»,- писал М.Канн.

7.  «Сострадание к животным так тесно связано с добротою характера, что можно с уверенность сказать, что кто жесток с животными, тот не может быть добрым человеком»,- А.Шопенгауэр.

8.  «Человечество, по-моему, – это своеобразная болезнь планеты»,- В.Солоухин

9.  «Надо быть глухим и слепым, чтобы не замечать этих бесконечно меняющихся картин
мира»,- В.Белов.

10. «Мы  имеем один экземпляр Вселенной и не можем над ним экспериментировать»,
-В.Л.Гинзбург.

11.  «Судьба человечества – в руках человека. Вот в чем ужас»,- В.Гжешик.

12. «У  меня такое впечатление, что природа начинает нам мстить за свое поругание»  С.Залыгин). (Многие писатели подняли свой  голос в защиту природы, в своих произведениях они утверждают высшие человеческие ценности: нравственность, духовность, благородство. Их, как и всех
нас, волнуют  экологические проблемы – взаимоотношений человека с природой. И Л.Леонов был одним из первых, кто обратился к читателям с призывом- бережно относится к природе. Не губить то, что может послужить многим поколениям.)  И автор данного отрывка ….затрагивает эту важную проблему. Он считает, что… С его мнением согласится каждый здравомыслящий человек. В таких произведениях, как «Прощание с матерой»В.Распутина, «Не стреляйте в белых лебедей» Б.Васильева, «Царь-рыба» В.Астафьева выражен взгляд на мир, который представляет природу и
человека как нечто неразрывное. В гибели острова и деревни Матера угадывается судьба родной деревни писателя, в годы строительства Братской ГЭС попавшей в зону затопления. Для лесника Егора Полушкина лебеди, которых он поселил на озере,- это символ чистого, высокого, прекрасного. Автор повести «Царь-рыба» обличает всех браконьеров: и тех, кто ворует рыбу и зверя, и тех, кто строит над чистым озером атомную электростанцию, и тех. Кто дает разрешение на вырубку девственных лесов.(А в настоящее время загрязнение океанов привело к уменьшению
количества воды, которая испаряется с поверхности океанов. Обмелели реки в южных регионах, часто происходят различные экологические бедствия. Даже неисчерпаемые ранее ресурсы – пресная вода- теперь значительно уменьшаются. Конечно же, не следует забывать и о строительстве очистных сооружений в промышленной сфере.

КНИГА:

1.  «Книга – это только дорога», – В.Шкловский.

2.  «Среди книг, как и среди людей, можно попасть в хорошее и дурное общество», – Гельвеций.

3.  «Время живет в книгах», -Д.Лиходеев.

4.  «Библиотеки – это кладбища книг», -писал А.Шлейфер,- книги оживают, когда попадают к читателям.

5.  «Книги как люди. Их нужно понимать, принимать или остерегаться», -Д.Лиходеев.

6. «Всем  хорошим во мне я обязан книгам» – М.Горький.

7.Оскар Уайльд делил книги на три категории: те, что следует читать, те, что следует перечитывать, и те, что вовсе читать не надо.

8.  «Книга может научить нас безошибочно распознавать добро и зло, истину и ложь, красоту и безобразие» ,- писал Л.Леонов, писатель 20 в.

9. «К  книгам относишься так же, как и к друзьям»,- писал Чингиз Айтматов.

10.  В.Белинский полагал, что читать дурно выбранные книги хуже и вреднее, чем ничего не читать.

РУССКИЙ  ЯЗЫК:

1.  «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык»,- И.С.Тургенев.

2.  «Чтение – вот лучшее учение» – А.С.Пушкин.

3. «Наш  язык- это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как  говорит человек, мы сразу и легко можем судить, с кем имеем дело: мы можем   определить степень интеллигентности  человека»- академик Д.С.Лихачев

4.  «Наша речь –важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, наших душ, ума»- Д.С. Лихачев. (Вспомним хотя бы Порфирия Головлева из романа М.Е.Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы». Иудушка не сквернословил, речь его пересыпана словами с уменьшительно-ласкательными суффиксами, но это как раз и характеризует его как лицемерного человека, для него нет ничего дороже денег).

5.  «Величайшее богатство нашего народа – это  его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта.»-М.А.Шолохов.

6.  «Язык обогащается вместе с развитием идей. А одна и та же внешняя оболочка   слова обрастает побегами новых значений и смыслов»- языковед В.В.Виноградов.

7. «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, все крупно, как сам жемчуг, и право, иное название еще драгоценнее самой вещи»-Н.В.Гоголь.

8. «Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск»- К.Г.Паустовский.

9. «Слова, слова, слова…»- В.Шекспир. (Мир слов удивителен и многоцветен, богат и необыкновенно разнообразен. Сколько слов в русском языке? Точно, наверное, не знает никто. В словаре В.И.Даля их более 200 тысяч.)

10. «Читайте художественную литературу и понимайте ее, читайте книги по истории и любите прошлое человечества…» (Д.С.Лихачев) (Каждый знает, что очень плох тот человек, который ничего не знает и не пытается что-либо узнать. «Истинное наслаждение – в познании»,- писал А.П.Чехов. Конечно, в этом нам помогают книги. Они- источник знаний. Автор данного отрывка…поднимает очень важную проблему- процесс познаний в жизни человека. Безусловно, мы должны развиваться, постоянно быть  в процессе познания, чтобы не быть такими, как  Митрофанушка в
произведении Д.И.Фонвизина «Недоросль». Примером неотделимости познания человека может служить герой романа И.А.Гончарова «Обломов» – Андрей Штольц, который с самого раннего детства упорно совершенствовал свои знания, познание мира – главная его цель.   Увлечение  наукой , постоянный процесс познания в области медицины помогли другому герою из произведения И.С.Тургенева «Отцы и дети» – Базарову- сформироваться как личность. )

МУЗЫКА,  ИСКУССТВО:

1. «Чтобы красоту создать, надо самому быть чистым душой» – М.Глинка.

2.  «Музыка- это язык души»,- А.Н.Серов.

3.  «Талант – искра божия, которой обычно человек сжигает себя, освещая этим  собственным пожаром путь других»- историк В.Ключевский.

4. «Красота душу лечит» – писатель С.Никитин.

5.  «Живопись – это поэзия, которую видят, а поэзия – это живопись , которую  слышат» – Леонардо да Винчи.

6. «К  ленивым вдохновение не приходит, умей заставить себя работать и тогда, когда  нет охоты работать» – П.И.Чайковский.

7. «Не  бывает абсолютно одинаковых  и совсем  бездарных людей! Каждый рождается с печатью какого-либо таланта!» – В.Белов.

8. «Для  культуры, для искусства излишне добавлять, что они обязаны быть  гуманистическими.» (В.Распутин)

9. «Три  опасности уничтожения человечества существуют сегодня в мире: ядерная, экологическая и опасность, связанная с разрушением культуры» (В.Распутин)

РОДИНА:

1.  «Родину, как и родителей, не выбирают, она дается нам вместе с рождением и
впитывается с детством» – В.Распутин.

2. «Где прошло детство, там и начинается родина»,- утверждал белорусский поэт К.Чорный.

3. «Патриот – это тот, который любит своих, националист – это, тот, кто не любит
чужих» – В.Быков.

4. «Москва…как много в этом звуке для сердца русского слилось»- А.Пушкин.

5. «Москва, Москва! Люблю тебя как сын, как русский,- сильно, пламенно и нежно!» -
так писал М.Ю.Лермонтов, который родился и вырос в Москве.

6. «Война – жесточе нету слова»- А.Твардовский. и
«Вы думаете, павшие молчат… Они кричат…особенно ночами, когда стоит
бессонница у глаз и прошлое толпится за плечами»- С.Исаев.(Ю.Бондарев
«Батальоны просят огня»,М.Шолохов «Судьба человека»- гл.герой Андрей Соколов)

7. «Самое лучшее и дорогое – Родина»,- писал поэт Р.Рождественский.

8. «Где  прошло детство, там и начинается Родина» – К.Чорный.

9. «Россия! Какое хорошее слово…и роса, и сила, и синее что-то»- С.Есенин.

10. «Что может быть милей бесценного родного края?»- Н.Языков.

11. «Край любимый! Сердцу снятся скирды солнца в водах лунных» – С.Есенин.

12. «Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед самим собой и
перед потомками» (Д.С.Лихачев)

13. «Человеку нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца» (К.Паустовский)

14. «Народ умирает, когда становится населением. А населением он становится тогда,
когда забывает свою историю» (Ф.Абрамов)

15. «Кто не принадлежит своему Отечеству, тот не принадлежит к человечеству»
(В.Белинский)

16. «Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной
речи начинается с малого – с любви к своей семье » (Д.Лихачев)

17.  «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное» (Платон)

(Патриотизм- Многие сомневаются в том, что в жизни всегда есть место подвигу. Считается, что их совершали в  военные годы, защищая  свою Родину. И все поразились тому, что наш земляк в мирное время совершил подвиг- майор Сергей Солнечников из г.Волжский на учениях пожертвовал своей жизнью, чтобы спасти от неминуемой гибели солдат, закрыв своим телом гранату. И автор данного отрывка … решает важный вопрос-…   Для примера обратимся к литературе. Вспомним  подвиг лейтенанта Николая Плужникова, героя обороны Брестской крепости из романа Б.Л.Васильева «В списках не значился», и  советских девушек-зенитчиц, погибших в схватке с немецкими диверсантами из повести «А зори здесь тихие», а также  учителя из повести В.В.Быкова «Обелиск», который добровольно пошел на казнь со своими учениками. Бросить ребят одних в последние минуты их жизни означало  бы для него измену своим нравственным принципам.)


Библиографический список
  1. Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Сочинение на ЕГЭ, курс интенсивной подготовки: учебно-методический комплекс «Русский язык. Подготовка к ЕГЭ» – Издательство «Легион», Ростов-на-Дону, 2011.
  2. Егораева Г.Т. Выполнение задания части 3(С): учебно-методическое пособие –Издательство «Экзамен», М., 2008.
  3. Сенина Н.А. Подготовка к ЕГЭ. Части А,В и С (модели сочинений) 10-11 классы: учебно-методическое пособие – Издательство «Легион», Ростов-на-Дону, 2010.


Все статьи автора «Антамошкина Елена Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: