УДК 802.0:33

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ МОДЕЛИ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ПРИЕМЛЕМЫЕ В УСЛОВИЯХ ГОРОДА НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ

Сальников Андрей Львович
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Аннотация
В статье приводятся основные модели реструктуризации, которые анализируются с точки зрения их применимости к условиям монопромышленного города.

Ключевые слова: Набережные Челны, реструктуризация


THE ALTERNATIVE MODELS OF RESTRUCTURIZATION APPLICANLE IN THE CONDITIONS OF NABEREZHNIE CHELNY CITY

Salnikov Andrey Lvovich
Natioinal Research University «Higher School of Economics»

Abstract
The article lists the most common models of restructurization, which are being analized from the position of their applicability to the conditions of mono-industrial town.

Библиографическая ссылка на статью:
Сальников А.Л. Альтернативные модели реструктуризации приемлемые в условиях города Набережные Челны // Современная педагогика. 2014. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/02/2120 (дата обращения: 01.06.2017).

Положительные тенденции, наблюдаемые в настоящее время в России и ведущие к экономическому росту, стабильности и социальному достатку, укреплению государственности и международного престижа России, формируют не только новые ценности в общественном сознании, но и новые запросы и не в последнюю очередь к образованию.

Масштабы социально-экономических перестроек и решаемых задач особенно отчетливо проявляются в динамично развивающемся городе Набережные Челны, который еще двадцать лет назад находился в глубокой депрессии.

В настоящее время качество образования должно обеспечиваться не  конкретным учебным заведением, а целой сетью образовательных учреждений, которая зиждется на партнерстве и межведомственном взаимодействии учреждений образования, культуры, спорта и других секторов социальной сферы. Целесообразности использования образовательных ресурсов территории оказывают поддержку стандартизация учреждений, их сотрудничество и ассоциация, введение новых вариативных моделей образовательных учреждений.[6]

Непременным условием для развития инновационной экономики является модернизация системы образования, являющейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны.

Конкуренция различных систем образования стала ключевым элементом глобальной конкуренции, призывающей к постоянному обновлению технологий, форсированного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам и запросам динамично меняющегося мира. В то же время возможность получения качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных актуальных ценностей граждан, решающим фактором социальной правильности и политической стабильности.

Развитие сети учреждений общего образования в новых условиях направлено на повышение доступности качественного образования при результативном использовании ресурсов, что требует:

-       обеспечения полноты предоставляемых сетью образовательных услуг с учетом их территориальной доступности;

-       создания условий, повышающих разнообразие и соответствие образовательных услуг потребностям учащихся разного возраста;

-       рационализации использования ресурсов сети общеобразовательных учреждений на базе их кооперации и интеграции, в том числе с дополнительным и профессиональным образованием и организациями социально-культурной сферы.[1]

Модели реструктуризации, разработаны и апробированы в работах многочисленных исследователей для образовательных учреждений, расположенных в сельской местности. Ниже мы рассмотрим возможности применения данных моделей в условиях города Набережные Челны.

Ресурсный центр

Данная модель позволяет наиболее эффективно использовать имеющиеся кадровые и материальные ресурсы для повышения качества образовательного процесса.

Такая форма реструктуризации получила свое развитие в Набережных Челнах, но достаточно своеобразно. Статус ресурсного центра присваивается, как правило, успешной в том или ином направлении школе, чтобы за счет ее ресурсов попробовать решить возникшие проблемы по этим направлениям других школ.

Данная форма реструктуризации может эффективно применятся в Набережных Челнах, но для этого необходимо поменять, как структурный, так и методологический  подход к организации данной формы.

Школьный округ.

В условия Набережных Челнов создание школьного округа видится не целесообразным, т.к. город достаточно компактен. Хотя если рассматривать вариант привлечения сельских школ, то этот вариант реструктуризации становится достаточно реалистичным

Образовательный округ.

В городе, где население обладает большей мобильностью, чем  в сельской местности, этот вариант   реструктуризации маловероятен.

Начальная школа – детский сад.

Форма реструктуризации, на наш взгляд, очень перспективна для Набережных Челнов. Ее можно использовать, как самостоятельно, так и в комплексе с другими моделями реструктуризации. Население достаточно консервативно и в выборе образовательной организации, в основном, делает упор на близлежащие детский сад и школу и появление такой формы образовательной организации  в микрорайоне  позволит избежать проявления социального недовольства вызванного закрытием основной или полной средней школы.

Базовая школа с сетью филиалов.

Такая форма реструктуризации вполне приемлема для Набережных Челнов, но при рассмотрении возможности ее применения необходимо будет учитывать ряд моментов, одним из которых является нормативная наполняемость зданий, что в условия нормативного финансирования очень важно.

Передвижная учебная лаборатория.

Данная форма в условиях крупного города абсолютно не приемлема, т.к. население проживает достаточно компактно. Эта форма может быть применена в условиях незначительной заселенности больших территорий.

Ассоциация образовательных учреждений.

Такая форма реструктуризации вполне может использоваться в Набережных Челнах, но здесь будет более уместным говорить не об ассоциации образовательных учреждений, а о сетевом взаимодействии указанных субъектов, более того автор в своей работе руководителем образовательного учреждения достаточно успешно применял эту форму.

Социокультурный комплекс

Данная форма может применяться при застройке новых районов города, т.к. темпы строительства жилых объектов намного опережают темпы строительства объектов социальной инфраструктуры.

Школа ступеней обучения.

На наш взгляд это наиболее перспективная для Набережных Челнов модель развития школьной сети.

Профильная школа.

Данная модель может стать основной в рамках реализации школы ступеней.

Учебный комплекс.

На сегодняшний день в городе Набережные Челны учреждения дополнительного образования размещаются в отдельных зданиях, хотя появилась тенденция их «подселения» к школам с малой численностью обучающихся.

Учебный комбинат.

На сегодня в Набережных Челнах данная модель применяется на примере межшкольного учебного комбината МУК №72, который осуществляет предпрофильную подготовку учащихся 8–9 классов, начальную профессиональную и допрофессиональную подготовку учащихся 10–11 классов общеобразовательных учреждений города Набережные Челны.

Школа – учительский дом.

Форма характерна исключительно для сельской местности.

Школа индивидуального обучения.

На наш взгляд, эта форма реструктуризации не актуальна, при условии появления профильных школ.

Исходя из вышесказанного, наиболее подходящей альтернативной моделью реструктуризации для города Набережные Челны является модель школ ступеней в различных вариациях, например: 1 – 4, 5 – 9 и 10 – 11; или 1 – 6 и 7 – 11, или 1 – 9 и 10 – 11. При этом школы стандарта 1 – 11 должны остаться, но в ограниченном количестве, например для удаленных периферийных районов города (например, СОШ №9 в поселке Сидоровка, филиал СОШ №8 в поселке Элеваторная гора).[8]

Следует отметить, что на сегодняшний день эта модель независимо от плана реструктуризации спонтанно реализуется в городе, что связано с увеличением обучающихся, желающих продолжить обучение в средне-специальных образовательных учреждениях.


Библиографический список
  1. Абанкина Т. В. Интеграция и кооперация ресурсов для развития образования // Профильная школа. 2008. № 4. С. 13-21.
  2. Абанкина Т. В. Развитие сети школ в регионе // Народное образование. 2008. № 5
  3. Абанкина Т. В. Школьная сеть в регионах: что удалось и чего не удалось достичь в рамках национального проекта. // Народное образование. 2009. № 6.
  4. Городская целевая программа «Развитие системы образования города Набережные Челны на 2011-2013 годы».
  5. Городское образовательное пространство: сценарии организации. — М.: Сентябрь, 2002. 176с.
  6. Идиатуллин А.В. Культурные детерминанты модернизации системы высшего гуманитарного образования в Республике Татарстан//Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2005. – №S3- С.81.
  7. Идиатуллин А.В. Современные социокультурные факторы развития системы высшего образования//Современные научные исследования и инновации. – 2013. – №11. – С31.
  8. Халимов P.M. Разработка структуры управления как средство развития профессиональной культуры сотрудников аппарата органа управления образованием муниципалитета. Дисс. канд. пед. наук. Самара: СамГПУ, 2004. – 180 с


Все статьи автора «Salnikov A.»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: