УДК 378.14

СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА К КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИНВАЛИДАМИ

Нагорнова Анна Юрьевна1, Макарова Татьяна Александровна2
1Тольяттинский государственный университет, кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник научно-исследовательской части
2Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, кандидат педагогических наук, преподаватель

Аннотация
В статье раскрывается специфика профессиональной подготовки социального работника к культурно-досуговой деятельности с инвалидами. Характеризуются задачи, которые должны решаться будущим социальным работником в области культурного досуга инвалидов. Подробно описывается авторский спецкурс «Основы культурно-досуговой деятельности с инвалидами».

Ключевые слова: культурно-досуговая деятельность с инвалидами, профессиональная подготовка, специалист по социальной работе


SPECIFICITY OF TRAINING SOCIAL WORKERS TO CULTURAL AND LEISURE ACTIVITIES WITH PEOPLE WITH DISABILITIES

Nagornova Anna Yur'evna1, Makarova Tat'yana Aleksandrovna2
1Togliatti State University, Ph.D., associate professor, senior researcher at the Research Division
2Ulyanovsk state pedagogical university named I.N. Ulyanov, Ph.D., senior lecturer

Abstract
The article reveals the specificity of training social workers to cultural and leisure activities with people with disabilities. Characterized by the tasks that must be dealt with future social workers in the field of cultural activities of persons with disabilities. Author describes in detail the course «Fundamentals of cultural and leisure activities with disabilities».

Keywords: cultural and leisure activities with disabilities, social work specialist, training


Библиографическая ссылка на статью:
Нагорнова А.Ю., Макарова Т.А. Специфика профессиональной подготовки социального работника к культурно-досуговой деятельности с инвалидами // Современная педагогика. 2014. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2014/02/2128 (дата обращения: 10.09.2024).

Социальная работа (social work) представляет собой профессиональную деятельность по оказанию помощи индивидам, группам в целях улучшения и восстановления их способности к социальному функционированию; созданию условий, благоприятствующих достижению этих целей в социуме. Социальная работа основана на альтруизме и направлена на то, чтобы облегчить людям в условиях личного и семейного кризиса повседневную жизнь, а также, по возможности, кардинально разрешить их проблемы. Кроме того, социальная работа является важным связующим звеном между людьми, которым надо помочь, и государственным аппаратом, а также законодательством.

Осуществление грамотной социальной защиты инвалидов всегда было одним из важнейших показателей как уровня развития социальной политики государства, так и в общем масштабе – уровня продвинутости и прогрессивности всего общества в целом. Процесс создания необходимых условий и предпосылок для того, чтобы интеграция людей с ограниченными возможностями в систему социальных отношений происходила максимально эффективно и безболезненно, является весьма сложным, разнохарактерным, включающим в себя и материально-техническую обеспеченность этого процесса, и информационно-технологические разработки, и институционально-организационные решения, и формирование соответствующего общественного мнения.

Одним из важнейших условий обеспечения этого процесса является формирование корпуса специалистов для работы с инвалидами, готовых и способных реализовывать принципы гуманистически ориентированной социальной политики в своей практической деятельности. В современной России наряду со специалистами медицинского и медико-технического профиля, призванными обеспечивать собственно медицинскую реабилитацию инвалидов, специалистами в области педагогической деятельности (например, работающими в области коррекционной педагогики), все большее распространение получает целенаправленная подготовка специалистов по социальной работе с инвалидами и, в частности, разнообразные направления данной подготовки [3, 4].

Специалисты социальной работы, занимающиеся культурно-досуговой деятельностью с инвалидами, должны всесторонне способствовать социально-культурной реабилитации лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности, восстановлению их социально-коммуникативных возможностей и связей, их интеграции в современное социальное и культурное пространство [6].

Для социального работника, изучающего в вузе особенности культурно-досуговой деятельности с инвалидами, имеет значение целый ряд факторов социального и психологического плана, связанных с количественными и качественными характеристиками инвалидов, с процессами их включения в социальное и культурное пространство, с адаптацией к сложившимся в нем устоям, с использованием и развитием накопленных человечеством ценностей, с самореализации инвалидов и утверждением их в той или иной форме. Все эти факторы являются параллельно условиями полноценного существования человека, которые для инвалидов нередко представляют собой подлинные барьеры, преодоление которых возможно лишь с помощью и во взаимодействии с другими людьми [2].

Важно отметить, что каждый из социокультурных аспектов существования инвалидов, создания условий для их полноценного, равного в своих основаниях с другими индивидами самоосуществления, разрешения возникающих здесь проблем предполагает выстраивание социальным работником соответствующих социальных решений, которые бы учитывали особенности конкретного вида социокультурной практики, возможности индивида (демографические, социально-культурные, связанные с характером инвалидности и пр.), социально-экономический, технологический и культурный потенциал общества.

Резюмируя вышесказанное, целью профессиональной деятельности социального работника при осуществлении культурно-досуговой деятельности с инвалидами является поддержание, развитие и реабилитация индивидуальной и социальной субъектности, которые в единстве характеризуют жизненные силы человека. При этом социальная субъектность понимается нами как накопление и реализация инвалидом своей способности к жизнеосуществлению во всех основных сферах общества [1, с. 128-133].

Исходя из цели и обобщенной системы принципиальных положений о содержании деятельности студента вуза – будущего социального работника, мы выделяем следующие задачи, возлагаемые на работников социальной сферы, занимающихся организацией культурного досуга инвалидов:

1) увеличение степени самостоятельности инвалидов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;

2) создание условий, в которых клиенты могут в максимальной мере проявить свои возможности и получить все, что им положено по закону;

3) адаптация или реадаптация инвалидов в обществе;

4) создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих;

5) достижение такого результата (как конечная цель), когда необходимость в помощи социального работника у клиента отпадает [5, с. 47].

Исходя из цели и задач, возлагаемых на студентов как будущих специалистов социальной работы по организации культурно-досуговой деятельности с инвалидами, нами был разработан спецкурс «Основы культурно-досуговой деятельности с инвалидами». Его содержание было нацелено на изучение студентами специальных знанийпо основамкультурно-досуговой деятельности; рассмотрение специфики культурно-досуговой деятельности с инвалидами; овладение практическими умениями и навыками организации культурно-досуговой деятельности с инвалидами как особой социальной категорией; самостоятельную работу с опорными источниками, документами, передовыми технологиями, новациями, опытом культурно-просветительской работы в сфере досуга.Особенность спецкурса заключалась в осмыслении студентами приобретаемых знаний, умений и навыков. На занятиях осуществлялась трансформация теоретических знаний в практические умения и навыки эффективной организации культурно-досуговой деятельности с инвалидами, создавалась соответствующая психологическая установка на успешное овладение умениями и навыками общения с инвалидами.

Программа спецкурса «Основы культурно-досуговой деятельности с инвалидами» была разработана в соответствии с уровнем подготовки студентов социальной работы – на основе знаний, полученных ими при изучении гуманитарных, социально-экономических, естественно-научных и других дисциплин, – и позволила скоординировать у студентов единство знании и умений в области культурно-досуговой деятельности с инвалидами на уровне индивида, группы и общества.

Реализация программы спецкурса предполагала использование соответствующих методов и средств обучения. Так, наряду с традиционными, известными еще со времен Древнего мира формами преподавания (семинары, беседы), использовались формы, наиболее приближенно имитирующие будущую профессиональную деятельность студентов: ситуативно-ролевые игры, тренинги. Это обусловлено необходимостью развивать у студентов умение работать как самостоятельно, так и в группе, способность применять полученные знания на практике, умения описывать и представлять в устной форме содержание своей работы.

Основными особенностями учебного процесса являлись, во-первых, его междисциплинарный научно-образовательный фундамент, основанный на применении в рамках спецкурса основных понятий философии, этики, деонтологии, культурологи, социологии, педагогики,правоведения и медицины; во-вторых, органическое сочетание теоретической и практической деятельности; в-третьих, причастность к практике социальной жизни региона, включенность в разработку и осуществление различных социально значимых проектов по решению проблем организации досуга инвалидов.

Организация учебного процесса базировалась на согласованном использовании традиционных и новых технологий образования, прежде всего активных форм обучения, ориентированных, с одной стороны, на проблемные методы, а с другой – на индивидуализацию обучения и совершенствование планирования коллективно-групповой учебной деятельности, разработку гибких методологических и методических схем образовательного процесса.

При освоении методики организации досуга инвалидов студенты обязательно знакомились с основными методами изучения интересов и потребностей инвалидов, при проведении лекционных занятий  использовались следующие формы учебной коллективной деятельности: лекции-дискуссии, лекции-диалоги, «круглые столы», дискуссии, аукционы проектов и идей. Большое внимание уделялось самостоятельной и научно-исследовательской работе студентов; в рамках спецкурса предлагалось написание курсовых самостоятельных проектов, посвященных обзору передового отечественного и зарубежного опыта организации досуга инвалидов, характеристике различных технологий культурно-досуговой деятельности с инвалидами и т.д.

Семинарские занятия строились на основе концепции совместной продуктивной деятельности преподавателя и студентов и проводились в форме деловых игр, защиты индивидуальных проектов, альтернативных идей и инициатив; коллективных показательных мероприятий. При этом показательные мероприятия – коллективные творческие показы учебной группы – помогали освоить и закрепить теоретические знания студентов на практике, проявить личную инициативу, творческие и организаторские способности, осознать общественно значимую роль специалиста по социальной работе как организатора культурно-досуговой деятельности. Нами были предусмотрены встречи студентов со специалистами государственных и общественных органов культуры, спорта, образования, с представителями исполнительной власти, депутатами местных советов, новаторами, представителями коммерческих структур. Подобные контакты позволили желающим студентам значительно расширить площадки прохождения производственной практики.

В целом практика, направленная на организацию культурно-досуговой деятельности с инвалидами, представляла собой одну из важнейших частей процесса обучения специалистов в области социальной работы. К целям производственной практики относились: а) овладение студентами навыками оформления соответствующих документов; б) участие в работе по разработке культурно-досуговых мероприятий для инвалидов; в) организация культурно-досуговых мероприятий; г) составление отчета о проделанной работе; д) овладение навыками общения с клиентами и др.

Таким образом, практика являлась, с одной стороны, широким полем проверки всего теоретического багажа по спецкурсу «Основы культурно-досуговой деятельности с инвалидами», накопленного студентами за время обучения, с другой – на практике происходило более глубокое осмысление проблем, особенности решения которых связаны со спецификой социальной службы, в которой проводится практика.

Спецкурс носит теоретико-прикладной характер, общий объем спецкурса составляет  60 часов, из них лекционные занятия – 28 часов, семинарские занятия – 16 часов, самостоятельная работа – 16 часов.

Итоговой самостоятельной работой студентов по всему спецкурсу является написание сценария культурно-досуговой (игровой, конкурсно-игровой, информационно-развлекательной, художественно-публицистической и др.) программы для инвалидов.

Спецкурс позволяет обучаемым получить достаточный багаж знаний и умений, необходимых для осуществления культурно-досуговой деятельности с инвалидами. После изучения спецкурса студент должен знать: нормативно-правовые документы и методические материалы в области культурно-досуговой деятельности; теорию, методику и практику  культурно-досуговой  деятельности,  организации  и функционирования учреждений культуры, досуговых формирований (объединений); основные виды и важнейшие исторические этапы становления и развития культурно-досуговой деятельности в России и в своем регионе; основные направления, формы и тенденции развития культурно-досуговой деятельности в регионе; методику и практику работы с группой инвалидов и отдельными ее участниками, подготовки и проведения культурно-досуговых мероприятий; структуру управления культурно-досуговой деятельностью; основные требования к техническому оснащению культурно-досуговых учреждений и методы работы с техническими средствами.

Студент должен уметь: анализировать состояние социально-культурной ситуации в регионе и учреждении культуры, определять приоритетные направления культурно-досуговой деятельности, осуществлять работу по привлечению инвалидов к культурно-творческому использованию свободного времени; организовывать культурно-досуговую деятельность для инвалидов в культурно-досуговых и образовательных учреждениях независимо от их организационно-правовых форм; применять полученные теоретические знания и практические навыки по спецкурсу; оказывать консультационно-методическую помощь культурно-досуговым и образовательным учреждениям по развитию культурно-досуговой деятельности инвалидов; работать с группой инвалидов и отдельными ее участниками, вести в ней коррекционную, педагогическую и воспитательную работу.

Характеризуя специфику профессиональной подготовки студентов к культурно-досуговой деятельности с инвалидами, на которых базируется спецкурс «Основы культурно-досуговой деятельности с инвалидами», отметим, чтопод культурно-досуговой деятельностью с инвалидами по­нимается система организационных приемов и методов воздействия с целью предоставления социокультурных услуг инвалидам, применяемых с целью оказания им помощи в восста­новлении (компенсации) нарушенных или утраченных способностей к деятельности в соответствии с их духовными интересами, потребностями и потенциальными возможностями.

Эффективность осуществления культурно-досуговой деятельности с инвалидами определяется конечным социальным результатом, по­лученным при наименьших издержках и в оптимальные сроки. При этом получение желаемого результата возможно при соблюдении следую­щих условий, знание которых студентами является, с нашей точки зрения,  основополагающим при их подготовке к деятельности с инвалидами:

- наличие привлекательности (в виде конкретных средств, действий, процедур осуществления) и ясности целей культурно-досуговой деятельности для специалиста по социальной работе и инвалида;

- соответствие реальным возможностям конкретного учреждения (помещение, оснащенность оборудо­ванием и материалами, наличие кадров специалистов по социо­культурной реабилитации и т.п.), в котором осуществляется культурно-досуговая деятельность с инвалидами, и которая в полной мере освое­на специалистами учреждения;

- достаточная степень готовности учреждения к организации культурно-досуговой деятельности с инвалидами;

- наличие признаков технологизации культурно-досуговой деятельности (разграничение процессов на этапы, фазы; координация, по­следовательность и однозначность выполнения операций и процедур; возможность многократного применения стандарт­ных алгоритмов деятельности для решения типовых задач со­циокультурной реабилитации);

- адекватность и гибкость коррекционных приемов и средств со­циокультурного влияния и возможность модификации условий осуществления культурно-досуговой деятельности с инвалидами;

- постепенность нарастания нагрузок при осуществлении культурно-досуговых мер, развитие инициа­тивы инвалидов, проявление признаков их самодостаточ­ности;

- разработка и реализация системы конкретных показателей эф­фективности культурно-досуговой деятельности.

Главной целью культурно-досуговой деятельности с инвалидами является воспроизводство человека, его творческих сил, необходимых для его основной жизнедеятельности. Досуг может служить эффективной сферой духовного возвышения человека с огра­ниченными возможностями, его нравственного и эстетического совер­шенствования, активного участия в культурном творчестве.

При профессиональной подготовке социальных работников основой современной культурологической концепции досуга и досуговой деятельности являлось многофункциональное использова­ние досуга инвалидов как сферы их образования, формирования лич­ностных и гражданских качеств, воспитания личностной и социальной культуры, расширения культурного кругозора и обмена духовными ценностями, знакомства с культурно-историческими ценностями и на­следием разных народов.

Будущему социальному работнику, организующему культурно-досуговую деятельность с инвалидами, важно помнить, что условием успеха данной деятельности является поэтапное, ино­гда пооперационное, оперативное введение инвалида в досуговые формы общения. Для этого необходимо знать достаточно полно проблемы инвалида и уметь выстраивать программу коррекционной помощи, отбирая со­ответственно его возможностям психокоррекционные технологии культурно-досуговой деятельности. При проведении работы с инвалидами необходимо создать доступную, безбарьерную коррекционно-развивающую среду. Обеспе­чение доступа к активному взаимодействию со средой – одна из главных задач досуговой работы с инвалидами.

Использование специальных технологических средств, приспо­соблений, приборов, облегчающих ориентацию, мобильность, общение, передачу информации, является основным требованием к организации культурно-досуговой деятельности. Самостоятельный доступ к информации для инвалида является социально важным фактором социокультурной реабилитации. Социальный работник должен подавать информацию с учетом состояния зрения, слуха и мобильности инвалида. При этом каждому инвалиду следует обеспечить свой ис­точник доступной информации (тифлотехнические средства для слепых, сурдопереводчик для глухих, близость к информации инвалидов-опорников, адаптация интеллектуальной информации для умственно отсталых и др.).

Зная о снижении работоспособности инвалидов, социальные работники регламентируют длительность занятий, количество пауз и перерывов для разминок с учетом их физических, когнитивных и психоэмоциональных ресурсов.

Особое внимание будущий социальный работник должен уделять методике оценки результатов деятель­ности инвалидов. Не завышая и не занижая их, следует подчеркивать те стороны, которые ведут к успеху. Оценка специалиста должна подвигать инвалида к саморазвитию, чему способствует тщательный совместный анализ каждого шага и каждого этапа. Проявляя заинтересованную поддержку, социальному работнику также необходимо в тре­бовательной форме подчеркнуть проявленные инвалидом небрежность и недостаточность усилий.

Недостаточность процессов саморегуляции у инвалидов, прояв­ляющаяся в неумении подчинять свою деятельность поставленной цели, сниженный самоконтроль и самоанализ – все эти психические процессы – особое проблемное поле деятельности для специалистов социальной работы. Поэтому студенты должны уметь отслеживать результаты достигнутых продвижений инвалидов с тем, чтобы спланировать их дальнейшее участие в том или ином виде творческой деятельности. Вместе с инвалидом необходимо проектировать ход дальнейшего продвижения в овладении данной дея­тельностью, выстраивать программу самосовершенствования и само­развития.

Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что культурно-досуговая деятельность может оказать существенное по­ложительное влияние на инвалидов всех возрастных и социальных групп. Поэтому главная задача будущих социальных работников – приобщение инвалидов к культурным, духовно-нравственным ценностям, к здоровому образу жизни, их гармоничное развитие на основе включения в мир ис­кусства и культуры. В основе подходов – идея свободной, гармонично развитой личности, которая ориентирована на духовно-нравственные ценности и стремится к постоянному самоопределению, самосовершен­ствованию, а также к признанию важной роли искусства и культуры в формировании и развитии этой личности. Это – средство развития разнообразных жизненных познавательных навыков, повышения само­оценки личности, возможность творческого самовыражения и объедине­ние индивидуальностей в общность.

Культурно-досуговая деятельность с инвалидами – один из способов приобще­ния людей с инвалидностью к активной жизни общества, эффективный способ изменить позицию общества по отношению к инвалидам и один из путей гуманизации общества в целом.

Таким образом, охарактеризовав специфику профессиональной подготовки студентов к культурно-досуговой деятельности с инвалидами, мы рассмотрели ключевые позиции предложенного спецкурса «Основы культурно-досуговой деятельности с инвалидами», который является попыткой научного осмысления социальных проблем инвалидов исходя из современной социокультурной ситуации в России.


Библиографический список
  1. Григорьев С.И. Социология жизненных сил и социальной субъектности и контексте поиска новой парадигмы социального мышления // Основы социологического знания / Под ред. С.И. Григорьева. Барнаул, 1992.
  2. Нагорнова А.Ю. Основы теории и технологии социальной работы. Saarbrücken: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. 269 с.
  3. Нагорнова А.Ю. Технологии социальной работы в здравоохранении. Saarbrücken: LAPLambertAcademicPublishing, 2012. 114 с.
  4. Нагорнова А.Ю., Макарова А.А. Основные направления социо­культурной реабилитации инвалидов// Категория «социального» в современной педагогике и психологии: материалы научно-практической конференции (заочной) с международным участием: 19-20 декабря 2013 г. / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. Ульяновск: SIMJET, 2013. С. 547-551.
  5. Рамон Ш., Шанин Т. Милосердие и умение: Социальный работник как профессия // Вестн. высш. шк.. 1991. № 11.
  6. Чесноков Н.Н Подготовка специалистов для работы с инвалидами как фактор реализации гуманистически ориентированной социальной политики // Спорт, духовные ценности, культура. М., 1997. Вып. 8. С. 190-199.


Все статьи автора «Нагорнова Анна Юрьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: