Социальная работа (social work) представляет собой профессиональную деятельность по оказанию помощи индивидам, группам в целях улучшения и восстановления их способности к социальному функционированию; созданию условий, благоприятствующих достижению этих целей в социуме. Социальная работа основана на альтруизме и направлена на то, чтобы облегчить людям в условиях личного и семейного кризиса повседневную жизнь, а также, по возможности, кардинально разрешить их проблемы. Кроме того, социальная работа является важным связующим звеном между людьми, которым надо помочь, и государственным аппаратом, а также законодательством.
Осуществление грамотной социальной защиты инвалидов всегда было одним из важнейших показателей как уровня развития социальной политики государства, так и в общем масштабе – уровня продвинутости и прогрессивности всего общества в целом. Процесс создания необходимых условий и предпосылок для того, чтобы интеграция людей с ограниченными возможностями в систему социальных отношений происходила максимально эффективно и безболезненно, является весьма сложным, разнохарактерным, включающим в себя и материально-техническую обеспеченность этого процесса, и информационно-технологические разработки, и институционально-организационные решения, и формирование соответствующего общественного мнения.
Одним из важнейших условий обеспечения этого процесса является формирование корпуса специалистов для работы с инвалидами, готовых и способных реализовывать принципы гуманистически ориентированной социальной политики в своей практической деятельности. В современной России наряду со специалистами медицинского и медико-технического профиля, призванными обеспечивать собственно медицинскую реабилитацию инвалидов, специалистами в области педагогической деятельности (например, работающими в области коррекционной педагогики), все большее распространение получает целенаправленная подготовка специалистов по социальной работе с инвалидами и, в частности, разнообразные направления данной подготовки [3, 4].
Специалисты социальной работы, занимающиеся культурно-досуговой деятельностью с инвалидами, должны всесторонне способствовать социально-культурной реабилитации лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности, восстановлению их социально-коммуникативных возможностей и связей, их интеграции в современное социальное и культурное пространство [6].
Для социального работника, изучающего в вузе особенности культурно-досуговой деятельности с инвалидами, имеет значение целый ряд факторов социального и психологического плана, связанных с количественными и качественными характеристиками инвалидов, с процессами их включения в социальное и культурное пространство, с адаптацией к сложившимся в нем устоям, с использованием и развитием накопленных человечеством ценностей, с самореализации инвалидов и утверждением их в той или иной форме. Все эти факторы являются параллельно условиями полноценного существования человека, которые для инвалидов нередко представляют собой подлинные барьеры, преодоление которых возможно лишь с помощью и во взаимодействии с другими людьми [2].
Важно отметить, что каждый из социокультурных аспектов существования инвалидов, создания условий для их полноценного, равного в своих основаниях с другими индивидами самоосуществления, разрешения возникающих здесь проблем предполагает выстраивание социальным работником соответствующих социальных решений, которые бы учитывали особенности конкретного вида социокультурной практики, возможности индивида (демографические, социально-культурные, связанные с характером инвалидности и пр.), социально-экономический, технологический и культурный потенциал общества.
Резюмируя вышесказанное, целью профессиональной деятельности социального работника при осуществлении культурно-досуговой деятельности с инвалидами является поддержание, развитие и реабилитация индивидуальной и социальной субъектности, которые в единстве характеризуют жизненные силы человека. При этом социальная субъектность понимается нами как накопление и реализация инвалидом своей способности к жизнеосуществлению во всех основных сферах общества [1, с. 128-133].
Исходя из цели и обобщенной системы принципиальных положений о содержании деятельности студента вуза – будущего социального работника, мы выделяем следующие задачи, возлагаемые на работников социальной сферы, занимающихся организацией культурного досуга инвалидов:
1) увеличение степени самостоятельности инвалидов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;
2) создание условий, в которых клиенты могут в максимальной мере проявить свои возможности и получить все, что им положено по закону;
3) адаптация или реадаптация инвалидов в обществе;
4) создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих;
5) достижение такого результата (как конечная цель), когда необходимость в помощи социального работника у клиента отпадает [5, с. 47].
Исходя из цели и задач, возлагаемых на студентов как будущих специалистов социальной работы по организации культурно-досуговой деятельности с инвалидами, нами был разработан спецкурс «Основы культурно-досуговой деятельности с инвалидами». Его содержание было нацелено на изучение студентами специальных знанийпо основамкультурно-досуговой деятельности; рассмотрение специфики культурно-досуговой деятельности с инвалидами; овладение практическими умениями и навыками организации культурно-досуговой деятельности с инвалидами как особой социальной категорией; самостоятельную работу с опорными источниками, документами, передовыми технологиями, новациями, опытом культурно-просветительской работы в сфере досуга.Особенность спецкурса заключалась в осмыслении студентами приобретаемых знаний, умений и навыков. На занятиях осуществлялась трансформация теоретических знаний в практические умения и навыки эффективной организации культурно-досуговой деятельности с инвалидами, создавалась соответствующая психологическая установка на успешное овладение умениями и навыками общения с инвалидами.
Программа спецкурса «Основы культурно-досуговой деятельности с инвалидами» была разработана в соответствии с уровнем подготовки студентов социальной работы – на основе знаний, полученных ими при изучении гуманитарных, социально-экономических, естественно-научных и других дисциплин, – и позволила скоординировать у студентов единство знании и умений в области культурно-досуговой деятельности с инвалидами на уровне индивида, группы и общества.
Реализация программы спецкурса предполагала использование соответствующих методов и средств обучения. Так, наряду с традиционными, известными еще со времен Древнего мира формами преподавания (семинары, беседы), использовались формы, наиболее приближенно имитирующие будущую профессиональную деятельность студентов: ситуативно-ролевые игры, тренинги. Это обусловлено необходимостью развивать у студентов умение работать как самостоятельно, так и в группе, способность применять полученные знания на практике, умения описывать и представлять в устной форме содержание своей работы.
Основными особенностями учебного процесса являлись, во-первых, его междисциплинарный научно-образовательный фундамент, основанный на применении в рамках спецкурса основных понятий философии, этики, деонтологии, культурологи, социологии, педагогики,правоведения и медицины; во-вторых, органическое сочетание теоретической и практической деятельности; в-третьих, причастность к практике социальной жизни региона, включенность в разработку и осуществление различных социально значимых проектов по решению проблем организации досуга инвалидов.
Организация учебного процесса базировалась на согласованном использовании традиционных и новых технологий образования, прежде всего активных форм обучения, ориентированных, с одной стороны, на проблемные методы, а с другой – на индивидуализацию обучения и совершенствование планирования коллективно-групповой учебной деятельности, разработку гибких методологических и методических схем образовательного процесса.
При освоении методики организации досуга инвалидов студенты обязательно знакомились с основными методами изучения интересов и потребностей инвалидов, при проведении лекционных занятий использовались следующие формы учебной коллективной деятельности: лекции-дискуссии, лекции-диалоги, «круглые столы», дискуссии, аукционы проектов и идей. Большое внимание уделялось самостоятельной и научно-исследовательской работе студентов; в рамках спецкурса предлагалось написание курсовых самостоятельных проектов, посвященных обзору передового отечественного и зарубежного опыта организации досуга инвалидов, характеристике различных технологий культурно-досуговой деятельности с инвалидами и т.д.
Семинарские занятия строились на основе концепции совместной продуктивной деятельности преподавателя и студентов и проводились в форме деловых игр, защиты индивидуальных проектов, альтернативных идей и инициатив; коллективных показательных мероприятий. При этом показательные мероприятия – коллективные творческие показы учебной группы – помогали освоить и закрепить теоретические знания студентов на практике, проявить личную инициативу, творческие и организаторские способности, осознать общественно значимую роль специалиста по социальной работе как организатора культурно-досуговой деятельности. Нами были предусмотрены встречи студентов со специалистами государственных и общественных органов культуры, спорта, образования, с представителями исполнительной власти, депутатами местных советов, новаторами, представителями коммерческих структур. Подобные контакты позволили желающим студентам значительно расширить площадки прохождения производственной практики.
В целом практика, направленная на организацию культурно-досуговой деятельности с инвалидами, представляла собой одну из важнейших частей процесса обучения специалистов в области социальной работы. К целям производственной практики относились: а) овладение студентами навыками оформления соответствующих документов; б) участие в работе по разработке культурно-досуговых мероприятий для инвалидов; в) организация культурно-досуговых мероприятий; г) составление отчета о проделанной работе; д) овладение навыками общения с клиентами и др.
Таким образом, практика являлась, с одной стороны, широким полем проверки всего теоретического багажа по спецкурсу «Основы культурно-досуговой деятельности с инвалидами», накопленного студентами за время обучения, с другой – на практике происходило более глубокое осмысление проблем, особенности решения которых связаны со спецификой социальной службы, в которой проводится практика.
Спецкурс носит теоретико-прикладной характер, общий объем спецкурса составляет 60 часов, из них лекционные занятия – 28 часов, семинарские занятия – 16 часов, самостоятельная работа – 16 часов.
Итоговой самостоятельной работой студентов по всему спецкурсу является написание сценария культурно-досуговой (игровой, конкурсно-игровой, информационно-развлекательной, художественно-публицистической и др.) программы для инвалидов.
Спецкурс позволяет обучаемым получить достаточный багаж знаний и умений, необходимых для осуществления культурно-досуговой деятельности с инвалидами. После изучения спецкурса студент должен знать: нормативно-правовые документы и методические материалы в области культурно-досуговой деятельности; теорию, методику и практику культурно-досуговой деятельности, организации и функционирования учреждений культуры, досуговых формирований (объединений); основные виды и важнейшие исторические этапы становления и развития культурно-досуговой деятельности в России и в своем регионе; основные направления, формы и тенденции развития культурно-досуговой деятельности в регионе; методику и практику работы с группой инвалидов и отдельными ее участниками, подготовки и проведения культурно-досуговых мероприятий; структуру управления культурно-досуговой деятельностью; основные требования к техническому оснащению культурно-досуговых учреждений и методы работы с техническими средствами.
Студент должен уметь: анализировать состояние социально-культурной ситуации в регионе и учреждении культуры, определять приоритетные направления культурно-досуговой деятельности, осуществлять работу по привлечению инвалидов к культурно-творческому использованию свободного времени; организовывать культурно-досуговую деятельность для инвалидов в культурно-досуговых и образовательных учреждениях независимо от их организационно-правовых форм; применять полученные теоретические знания и практические навыки по спецкурсу; оказывать консультационно-методическую помощь культурно-досуговым и образовательным учреждениям по развитию культурно-досуговой деятельности инвалидов; работать с группой инвалидов и отдельными ее участниками, вести в ней коррекционную, педагогическую и воспитательную работу.
Характеризуя специфику профессиональной подготовки студентов к культурно-досуговой деятельности с инвалидами, на которых базируется спецкурс «Основы культурно-досуговой деятельности с инвалидами», отметим, чтопод культурно-досуговой деятельностью с инвалидами понимается система организационных приемов и методов воздействия с целью предоставления социокультурных услуг инвалидам, применяемых с целью оказания им помощи в восстановлении (компенсации) нарушенных или утраченных способностей к деятельности в соответствии с их духовными интересами, потребностями и потенциальными возможностями.
Эффективность осуществления культурно-досуговой деятельности с инвалидами определяется конечным социальным результатом, полученным при наименьших издержках и в оптимальные сроки. При этом получение желаемого результата возможно при соблюдении следующих условий, знание которых студентами является, с нашей точки зрения, основополагающим при их подготовке к деятельности с инвалидами:
- наличие привлекательности (в виде конкретных средств, действий, процедур осуществления) и ясности целей культурно-досуговой деятельности для специалиста по социальной работе и инвалида;
- соответствие реальным возможностям конкретного учреждения (помещение, оснащенность оборудованием и материалами, наличие кадров специалистов по социокультурной реабилитации и т.п.), в котором осуществляется культурно-досуговая деятельность с инвалидами, и которая в полной мере освоена специалистами учреждения;
- достаточная степень готовности учреждения к организации культурно-досуговой деятельности с инвалидами;
- наличие признаков технологизации культурно-досуговой деятельности (разграничение процессов на этапы, фазы; координация, последовательность и однозначность выполнения операций и процедур; возможность многократного применения стандартных алгоритмов деятельности для решения типовых задач социокультурной реабилитации);
- адекватность и гибкость коррекционных приемов и средств социокультурного влияния и возможность модификации условий осуществления культурно-досуговой деятельности с инвалидами;
- постепенность нарастания нагрузок при осуществлении культурно-досуговых мер, развитие инициативы инвалидов, проявление признаков их самодостаточности;
- разработка и реализация системы конкретных показателей эффективности культурно-досуговой деятельности.
Главной целью культурно-досуговой деятельности с инвалидами является воспроизводство человека, его творческих сил, необходимых для его основной жизнедеятельности. Досуг может служить эффективной сферой духовного возвышения человека с ограниченными возможностями, его нравственного и эстетического совершенствования, активного участия в культурном творчестве.
При профессиональной подготовке социальных работников основой современной культурологической концепции досуга и досуговой деятельности являлось многофункциональное использование досуга инвалидов как сферы их образования, формирования личностных и гражданских качеств, воспитания личностной и социальной культуры, расширения культурного кругозора и обмена духовными ценностями, знакомства с культурно-историческими ценностями и наследием разных народов.
Будущему социальному работнику, организующему культурно-досуговую деятельность с инвалидами, важно помнить, что условием успеха данной деятельности является поэтапное, иногда пооперационное, оперативное введение инвалида в досуговые формы общения. Для этого необходимо знать достаточно полно проблемы инвалида и уметь выстраивать программу коррекционной помощи, отбирая соответственно его возможностям психокоррекционные технологии культурно-досуговой деятельности. При проведении работы с инвалидами необходимо создать доступную, безбарьерную коррекционно-развивающую среду. Обеспечение доступа к активному взаимодействию со средой – одна из главных задач досуговой работы с инвалидами.
Использование специальных технологических средств, приспособлений, приборов, облегчающих ориентацию, мобильность, общение, передачу информации, является основным требованием к организации культурно-досуговой деятельности. Самостоятельный доступ к информации для инвалида является социально важным фактором социокультурной реабилитации. Социальный работник должен подавать информацию с учетом состояния зрения, слуха и мобильности инвалида. При этом каждому инвалиду следует обеспечить свой источник доступной информации (тифлотехнические средства для слепых, сурдопереводчик для глухих, близость к информации инвалидов-опорников, адаптация интеллектуальной информации для умственно отсталых и др.).
Зная о снижении работоспособности инвалидов, социальные работники регламентируют длительность занятий, количество пауз и перерывов для разминок с учетом их физических, когнитивных и психоэмоциональных ресурсов.
Особое внимание будущий социальный работник должен уделять методике оценки результатов деятельности инвалидов. Не завышая и не занижая их, следует подчеркивать те стороны, которые ведут к успеху. Оценка специалиста должна подвигать инвалида к саморазвитию, чему способствует тщательный совместный анализ каждого шага и каждого этапа. Проявляя заинтересованную поддержку, социальному работнику также необходимо в требовательной форме подчеркнуть проявленные инвалидом небрежность и недостаточность усилий.
Недостаточность процессов саморегуляции у инвалидов, проявляющаяся в неумении подчинять свою деятельность поставленной цели, сниженный самоконтроль и самоанализ – все эти психические процессы – особое проблемное поле деятельности для специалистов социальной работы. Поэтому студенты должны уметь отслеживать результаты достигнутых продвижений инвалидов с тем, чтобы спланировать их дальнейшее участие в том или ином виде творческой деятельности. Вместе с инвалидом необходимо проектировать ход дальнейшего продвижения в овладении данной деятельностью, выстраивать программу самосовершенствования и саморазвития.
Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что культурно-досуговая деятельность может оказать существенное положительное влияние на инвалидов всех возрастных и социальных групп. Поэтому главная задача будущих социальных работников – приобщение инвалидов к культурным, духовно-нравственным ценностям, к здоровому образу жизни, их гармоничное развитие на основе включения в мир искусства и культуры. В основе подходов – идея свободной, гармонично развитой личности, которая ориентирована на духовно-нравственные ценности и стремится к постоянному самоопределению, самосовершенствованию, а также к признанию важной роли искусства и культуры в формировании и развитии этой личности. Это – средство развития разнообразных жизненных познавательных навыков, повышения самооценки личности, возможность творческого самовыражения и объединение индивидуальностей в общность.
Культурно-досуговая деятельность с инвалидами – один из способов приобщения людей с инвалидностью к активной жизни общества, эффективный способ изменить позицию общества по отношению к инвалидам и один из путей гуманизации общества в целом.
Таким образом, охарактеризовав специфику профессиональной подготовки студентов к культурно-досуговой деятельности с инвалидами, мы рассмотрели ключевые позиции предложенного спецкурса «Основы культурно-досуговой деятельности с инвалидами», который является попыткой научного осмысления социальных проблем инвалидов исходя из современной социокультурной ситуации в России.
Библиографический список
- Григорьев С.И. Социология жизненных сил и социальной субъектности и контексте поиска новой парадигмы социального мышления // Основы социологического знания / Под ред. С.И. Григорьева. Барнаул, 1992.
- Нагорнова А.Ю. Основы теории и технологии социальной работы. Saarbrücken: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. 269 с.
- Нагорнова А.Ю. Технологии социальной работы в здравоохранении. Saarbrücken: LAPLambertAcademicPublishing, 2012. 114 с.
- Нагорнова А.Ю., Макарова А.А. Основные направления социокультурной реабилитации инвалидов// Категория «социального» в современной педагогике и психологии: материалы научно-практической конференции (заочной) с международным участием: 19-20 декабря 2013 г. / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. Ульяновск: SIMJET, 2013. С. 547-551.
- Рамон Ш., Шанин Т. Милосердие и умение: Социальный работник как профессия // Вестн. высш. шк.. 1991. № 11.
- Чесноков Н.Н Подготовка специалистов для работы с инвалидами как фактор реализации гуманистически ориентированной социальной политики // Спорт, духовные ценности, культура. М., 1997. Вып. 8. С. 190-199.