УДК 13

АКТУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В СОВРЕМЕННОМ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Демина Светлана Андреевна
Казанский государственный университет культуры и искусств

Аннотация
В данной статье рассматривается культурное наследие как важная составляющая процессов социализации и инкультурации человека. Рассмотрены способы актуализации культурного наследия и использования его образовательного потенциала в деятельности социокультурных институтов.

Ключевые слова: культурно-образовательное пространство, культурное наследие, музейно-педагогические технологии, общая культура, современный музей, социокультурные институты


ACTUALIZATION OF THE EDUCATIONAL POTENTIAL OF THE CULTURAL HERITAGE IN THE MODERN CULTURAL AND EDUCATIONAL SPACE

Demina Svetlana Andreevna
Kazan State University of Culture and Arts

Abstract
This article is devoted to the cultural heritage as an important component of a person’s socialization and enculturation. It also considers the cultural heritage’s actualization and the use of its educational potential in socio-cultural institutions’ activity.

Keywords: : образовательная деятельность, common culture., cultural and educational space, cultural heritage, educational activity, modern museum, museum-pedagogical technologies, socio-cultural institutions


Библиографическая ссылка на статью:
Демина С.А. Актуализация образовательного потенциала культурного наследия в современном культурно-образовательном пространстве // Современная педагогика. 2014. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/03/2149 (дата обращения: 01.10.2017).

В настоящее время перед образованием в целом стоит ряд проблем, одной из которых является необходимость воспитания нового человека, в формировании нового типа его мышления и сознания таким образом, чтобы он смог ориентироваться в быстроменяющемся современном мире. В условиях глобализации человеку важно осознавать свое место в истории и обществе, быть способным создавать культуру, вступать в межкультурный диалог с представителями других культур и приобщаться к новым традициям и ценностям. В связи с этим культурное наследие выступает как незыблемая основа культуры, равно как и главное условие ее воспроизведения. 

В основе производства, передачи, усвоения и потребления знаний и ценностей современного человека находятся образование и культура [1], представляющие собой единое культурно-образовательное пространство его деятельности. Функционирование данного культурно-образовательного пространства призваны поддерживать специальные социокультурные институты такие, как музеи, библиотеки, архивы и другие. Иными словами хранение, изучение, систематизация, оценивание и популяризация культурного наследия производится в соответствии с существующими общественными потребностями и запросами.

Сохранение культурного наследия сегодня не представляется возможным без организованной, целенаправленной и осмысленной деятельности отдельных людей или социума в целом, отсутствие которой, в свою очередь, неизбежно приводит к необратимой утрате пластов культурного наследия или их обесцениванию. Однако само культурное наследие имеет огромный образовательный потенциал, который может быть использован, например, для преодоления снижения уровня общей культуры в обществе.

Изучение объектов культурного наследия, в частности памятников, ансамблей, достопримечательных мест, традиций, обычаев, языковых особенностей и культурных ландшафтов, представляется интересным, поскольку учитывает одновременно и общекультурные и национальные особенности. Потенциал культурного наследия заключается и в том, что его изучение предполагает знакомство с региональными культурными особенностями, а культура региона, в свою очередь,  – сложнейшее образование, включающее национальные, социально-экономические, географические и прочие особенности жизнедеятельности общества на данной территории [2].

Итак, использование образовательного потенциала культурного наследия предполагает его актуализацию, которая понимается, во-первых, как определение и фиксация актуальных и неактуальных сфер культуры [3], а во-вторых, как особая разновидность культурной преемственности [4].

 Культурное наследие, представляет собой «совокупность объектов окружающего мира, признаваемых на основе культурного опыта человечества и его предпочтений культурным ценностям» [5]. В свою очередь, к культурным ценностям относятся и такие явления, как традиции и навыки в области искусства и образования, обычаев различных народов и культурных индивидуальностей [6].

Безусловно, хранилищем всех вышеперечисленных артефактов и предметов природы, получившие знаковую ценность в культуре, следует считать музей как институт сохранения памятников культуры, интерпретации и популяризации их смысла и ценностей, которые они выражают. Музей выступает и как основное средство актуализации культурного наследия. 

Современный музей развивается по мере расширения процесса собирания, сохранения и изучения компонентов культурного наследия, которые, следует отметить, достаточно сильно различаются по степени сохранности и изученности, поскольку характеризуются разнообразными содержанием, формами и происхождением.

Все большее значение для эффективной реализации педагогического потенциала культурного наследия на практике сегодня приобретают так называемые  музейно-педагогические технологии. Следующим этапом в работе музея становится презентация его коллекций публике, что сопряжено с активным использованием новейших музейно-педагогических технологий, позволяющих наиболее эффективно представить не только материальное культурное наследие, но и фольклор, ритуалы, элементы образа жизни и другие объекты, а также  реализовать образовательный потенциал, аккумулированный в них [7].

Образовательный потенциал культурного наследия реализуется главным образом на этапе осмысления представленного объективированного культурного значения, представленного в музейных артефактах. Осматривая музейные экспонаты, человек открывает для себя новое, индивидуальное значение той или иной вещи или явления, что фактически означает формирование его ценностного сознания, превращение имеющихся знаний в убеждения, личные убеждения и даже приобретение ими личностного смысла.

Следовательно, культурное наследие следует рассматривать как созданные человеком вещи, предметы, явления, имеющие объективированную, признанную общечеловеческую ценность, с одной стороны, и как их значения и смыслы, возникшие в сознании человека и в дальнейшем перерастающие в его внутренний мир, с другой. Таким образом, процесс реализации образовательного потенциала культурного наследия объединяет данные два измерения существования культуры и представляет собой способ вхождения в ценностное бытие культуры, постижение ее смыслов.

К настоящему времени в мире произошли изменения социальных, экономических отношений, связанные с  глобализацией информационного общества, что предполагает смешение акцента на информатизацию, фундаментализацию и гуманитаризацию  современного образования в целом [8].  Актуализация культурного наследия имеет большое значение для вышеперечисленных направлений развития современного общества, поскольку его изучение предполагает, прежде всего, смещение акцента на экзистенциальную обусловленность получаемого образования, его значение для жизни индивидуума и общества в целом и его соответствие запросам времени, быстро меняющимся условиям современного мира [9].

Существует несколько факторов актуализации культурного наследия. Во-первых, деятельность современных музеев представляется невозможной без компьютерных технологий, сети Интернет и других технических средств. Освоение образовательного пространства музея посетителем сегодня является наиболее эффективным при условии, что являясь достаточно продвинутым пользователем компьютера, он активно получает представленную информацию, например, обрабатывая ее, компонуя, составляя связи между ее частями.

Во-вторых, реализация образовательного потенциала культурного наследия во многом зависит от профессиональных качеств музейного педагога, цель образовательной деятельности которого создать ситуацию культуры, актуализирующую сознание посетителей как активных участников данной ситуации. Иными словами, в образовательной деятельности современного музея отсутствует ассиметричная модель «учитель-ученик», а появляется новая ситуация недостатка информации. Незнание же в данном случае выступает как организующий принцип просвещенческой культуры [10].

Таким образом, специфика образовательной деятельности музея состоит в  том, что она базируется на освоении культурного наследия посредством его актуализации через современные музейно-педагогические технологии и образовательную и просветительскую деятельность музейного педагога.  Культурное наследие в данной связи перестает представлять собой основу для однонаправленного характера передачи информации, а выступает как базис равноправного диалога между педагогом и посетителями, облегчающего приобщение к его сущности, ценностям и смыслам.

Данный диалог лежит в основе музейно-педагогической инноватики. Развитие музейной педагогики предъявляет новые требования и личности самого педагога.  Современный музейный педагог должен не только использовать мультимедиа технологии, быстро ориентироваться в возникающих ситуациях общения, но и обладать обширными знаниями о культурах и эпохах, знаниями иностранных языков.

Одной из форм актуализации культурного наследия являются также и разрабатываемые педагогом образовательные программы, которые подразделяются на креативные игровые, междисциплинарные, виртуальные, синтетические, равно как и специальные методики их составления такие, как, например, литературно-беллетристические, сравнительно-описательные, научно-популярные, поэтические и другие [11].

В целом способы актуализации культурного наследия призваны передать важную информацию, однако они также предполагают организацию образовательного процесса, достижение поставленных воспитательных целей, в том числе и посредством вовлечения посетителей музея в созидательную, продуктивную деятельность и их развлечения.

Музей в современном мире перестает быть хранилищем предметов, а превращается лабораторию, формирующую критерии художественного в условиях глобализации и развития новых технологий. Посетители не просто воспринимают представленные произведения искусства органами чувств, но интерпретируют и анализируют увиденное, рассматривают предметы с разных сторон и создают новые образы. Немаловажное значение здесь приобретает музейная интерпретация, то есть художественное оформление музейного пространства, способ представления экспозиций.

Развитие современных технологий позволяет существенно расширить возможности музейной интерпретации за счет использования аудио и видео материалов, Интернета, элементов дизайна и театрализации. Грамотно представленный материал воспринимается посетителями музеев наиболее эффективно, что позволяет говорить о продуктивном, вдумчивом и глубоком восприятии культурного наследия и одновременно о его воздействии на целостность человеческого существа, что и является целью актуализации.

Таким образом, в настоящее время векторы развития культуры и системы высшего гуманитарного образования находятся в тесном переплетении и, следовательно, развитие региональной системы высшего гуманитарного образования коррелирует с изменениями, происходящими на культурном пространстве в самом широком смысле этого слова [12].

Существование единого культурно-образовательного пространства в современном мире позволяет говорить о необходимости реализации образовательного потенциала культурного наследия. Образование и культуру следует рассматривать как две составляющие единого процесса социализации и инкультурации, то есть приспособления человека к жизни в обществе и приобщения его к ценностям общечеловеческой культуры.

Культурное наследие сегодня призвано формировать в человеке способность определять границы значимого и незначимого, ценного и неценного, наполненного смыслом и бессмысленного. Достижение данных целей представляется возможным в процессе освоения человеком культурно-образовательного пространства музея посредством актуализации его образовательной деятельности.

Образовательный потенциал культурного наследия широко реализуется в современном музее посредством организации просветительской деятельности музейного педагога, включения посетителей в равноправный диалог, их приобщения к существующим ценностям и смыслам. Эффективность данного процесса повышается за счет использования музейно-педагогических технологий и разработку разнообразных образовательных программ.


Библиографический список
  1. Буева Л.П. Культура и образование // Вопросы философии. 1997. №2. – С. 12-18.
  2. Крепкогорская Е.В. Национальные особенности фразеологических единиц с компонентом фитонимом в английском и русском языках // Гуманитарные научные исследования. – Март 2013. – № 3 [Электронный ресурс]. URL:http://human.snauka.ru/2013/03/2573 (дата обращения: 26.02.2014).
  3. Кропотов С.А. Актуализация как феномен культуры. Автореф. дис. … канд. философ. наук. – Свердловск, 1982.
  4. Хоперская Л.Л. Актуализация в системе культурной преемственности. Автореф. дис. канд. философ. наук. – Ростов-на-Дону, 1987.
  5. Каулен М.Е. Роль музея в сохранении и актуализации нематериальных форм наследия // Культура памяти: Сб. научных статей. – М, 2003. – С. 123-138.
  6. Лихачев Д. С. Декларация прав культуры // Культурное наследие Российского государства. СПб., 1998.
  7. Каулен М.Е. Роль музея в сохранении и актуализации нематериальных форм наследия // Культура памяти: Сб. научных статей. – М, 2003. – С. 123-138.
  8. Валеева Р.З. Дистанционное обучение и его место в системе высшего образования // Гуманитарные научные исследования. – Декабрь 2013. – № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/12/5344 (дата обращения: 26.02.2014).
  9. Сенько Ю.В. Гуманитарные основы образования // Образование в условиях формирования нового типа культуры: III Международные Лихачевские науч. чтения. 22-23 мая, 2003. – СПб., 2003. – С. 96
  10. Конев В.А. Культура и образование. // Образование в условиях формирования нового типа культуры: III Международные Лихачевские науч. чтения. 22-23 мая, 2003. – СПб., 2003. – С.108.
  11. Архипова О.Б. Современные формы актуализации художественного наследия в музее (опыт специальных программ Государственного Эрмитажа). Автореф. дисс. канд. искусствоведения. – СПб., 2004.
  12. Устинина Г.Ф. Перевод как средство межкультурной коммуникации. Анализ сложных имён существительных в английском и китайском языках // Гуманитарные научные исследования. – Март 2013. – № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/03/2509 (дата обращения: 26.02.2014).


Все статьи автора «Svetlana Demina»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: