УДК 37.026.9

ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАНИЯ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Крылова Мария Николаевна
Азово-Черноморская государственная агроинженерная академия
кандидат филологических наук, доцент кафедры профессиональной педагогики и иностранных языков

Аннотация
В статье представлена система формирования профессиональных компетенций будущих бакалавров профессионального образования, связанных с умениями проектировать и оснащать образовательную среду. Предлагается выполнение творческих проектных заданий в рамках дисциплины по выбору «Методическое обеспечение образовательного процесса».

Ключевые слова: высшее образование, метод проекта, методическое обеспечение образовательного процесса, профессиональная компетенция


THE CREATIVE PROJECTS AS A WAY OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF FUTURE BACHELORS OF PROFESSIONAL EDUCATION

Krylova Maria Nikolaevna
Azov-Black Sea State Agroengineering Academy
PhD in Philological Science, Assistant Professor of the Professional Pedagogy and Foreign Languages Department

Abstract
The article presents the system of formation professional competencies future bachelors of professional education, which associated with abilities to designing and equipping the educational environment. It is proposed the execution of the creative projects within the elective discipline "Methodical support of the educational process".

Keywords: higher education, methodological support of the educational process, professional competence, project method


Библиографическая ссылка на статью:
Крылова М.Н. Творческие проектные задания как способ формирования профессиональных компетенций будущих бакалавров профессионального образования // Современная педагогика. 2014. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/03/2151 (дата обращения: 03.10.2017).

Одна из важнейших задач подготовки педагога в современных условиях в свете компетентностного подхода в образовании – формирование у него профессиональных компетенций (ПК). Мы уже отмечали, что задача формирования ПК требует от преподавателя перестройки всей системы обучения, разработки новой организации преподавания, элементами которой станут такие методы, формы, средства и педагогические технологии, которые будут нацелены на активизацию обучающихся, развития их мышления, раскрытие творческого потенциала [1].

Мы считаем особенно важным формирование у будущих бакалавров профессионального образования ПК, связанных с умением оборудовать проектируемое занятие всеми необходимыми учебными, дидактическими и методическими материалами. В нашем вузе осуществляется подготовка будущих бакалавров профессионального образования по направлению: 051000.62 «Профессиональное обучение (агроинженерия)». Для того чтобы формирование ПК было более эффективным, в учебный план введена учебная дисциплина «Методическое обеспечение образовательного процесса», которая относится к профессиональному циклу как вариативная часть (дисциплина по выбору). На изучение дисциплины отводится 3 зачётные единицы, включающие 54 часа самостоятельной работы студента, 18 часов лекций и 36 часов практических занятий. Предмет изучается на третьем курсе, в пятом семестре. Форма контроля – экзамен.

Целями освоения учебной дисциплины «Методическое обеспечение образовательного процесса» являются:

1.   Изучение общих вопросов методического обеспечения различных форм занятий и технологий обучения квалифицированных рабочих и специалистов; вопросов проектирования педагогических средств обучения.

2.   Формирование умения обеспечивать педагогические проекты по методике обучения конкретным техническим и специальным предметам средствами обучения.

Данная дисциплина направлена на овладение обучающимися следующими общекультурными (ОК) и профессиональными компетенциями, выделяемыми согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО):

ОК-25 – Способность обосновать профессионально-педагогические действия;

ПК-16 – Способность проектировать и оснащать образовательно-пространственную среду для теоретического и практического обучения рабочих (специалистов);

ПК-18 – Способность проектировать пути и способы повышения эффективности профессионально-педагогической деятельности;

ПК-22 – Готовность к проектированию, применению комплекса дидактических средств при подготовке рабочих;

ПК-23 – Готовность к проектированию форм, методов и средств контроля результатов подготовки рабочих (специалистов) в образовательном процессе.

Нами было разработано следующее содержание дисциплины «Методическое обеспечение образовательного процесса»:

Модуль I. Методическое обеспечение, его составляющие.

1.1.  Понятие материально-технического оснащения (методического обеспечения).

1.2.  Учебное хозяйство.

1.3.  Учебный кабинет.

1.4.  Наглядные пособия и ТСО.

1.5.  Учебно-методический комплекс (УМК) по предмету.

1.6.  Система опорных сигналов (конспектов).

1.7.  Инструктивная карта. Инструкция по технике безопасности.

Модуль II. Методическое обеспечение различных типов занятий по теоретическому и практическому (производственному) обучению в образовательных учреждениях системы НПО, СПО и дополнительного образования

2.1.  Методическое обеспечение урока.

2.2.  Методическое обеспечение лекционно-семинарской формы обучения.

2.3.  Методическое обеспечение мультимедийных лекций.

2.4.  Методическое обеспечение лабораторно-практического обучения и практикума в учебных мастерских. Видеопрактикум.

2.5.  Методическое обеспечение внеаудиторных занятий.

2.6.  Методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся.

2.7.  Методическое обеспечение нетрадиционных форм организации учебных занятий: интегрированный урок, урок-соревнование и др.

2.8.  Разработка памяток.

Для формирования названных выше ПК особенно важны практические занятия, которые и составляют основу дисциплины.

Тематика практических занятий:

1.   Учебное хозяйство.

2.   Учебный кабинет.

3.   Наглядные пособия и ТСО.

4.   Учебно-методический комплекс (УМК) по предмету.

5.   Система опорных сигналов (конспектов).

6.   Инструктивная карта. Инструкция по охране труда.

7.   Методическое обеспечение урока.

8.   Методическое обеспечение лекционно-семинарской формы обучения.

9.   Методическое обеспечение мультимедийных лекций.

10.    Подготовка мультимедийной презентации.

11.    Методическое обеспечение лабораторно-практического обучения и практикума в учебных мастерских.

12.    Видеопрактикум.

13.    Анализ методического обеспечения внеаудиторных занятий.

14.    Разработка и применение методического обеспечения для внеаудиторных занятий.

15.    Методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся.

16.    Разработка памяток.

17.    Анализ методического обеспечения нетрадиционных форм организации учебных занятий.

18.    Разработка и применение методического обеспечения нетрадиционных форм организации учебных занятий.

Для оптимальной организации овладения студентами ПК, на практических занятиях применяются различные виды деятельности, в числе которых:

1.    Анализ нормативно-методических документов, элементов методического обеспечения (МО) образовательного процесса.

2.    Составление нормативно-методических документов, дидактических материалов.

3.    Выполнение и реализация творческих проектов.

Именно последний вид деятельности представляется нам наиболее эффективным с точки зрения формирования вышеозначенных ПК и достижения целей дисциплины. Метод проектов – это система обучения, при которой студенты приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся творческих практических заданий. Проектный метод ориентирован на творческую самореализацию развивающейся личности, «деятельность проблемно-поискового характера» [2, с. 120], а также несомненно имеет «особый мотивационный потенциал» [3, с. 161]. Выделяются интеллектуальные, материальные, экологические и сервисные проекты. Как отмечает И.Н. Смирнова, «в структуре проектной деятельности выделяются такие компоненты, как проектная задача, проектное действие и рефлексия (действия самоконтроля и оценки)» [4, с. 229].

Проектные задания по дисциплине «Методическое обеспечение образовательного процесса» соединяют черты интеллектуального и образовательного проекта: студенты разрабатывают занятие по специальной дисциплине, оснащают его всеми необходимыми и доступными для разработки методическими материалами и проводят фрагмент занятия в своей группе.

Творческие проектные задания, предлагаемые студентам, можно разделить на два типа: разработка элементов методического обеспечения занятия и разработка в сочетании с применением. В начале курса при переходе от заданий на анализ документов и элементов МО чаще используются проекты первого типа, а затем постепенно происходит переход к выполнению заданий второго типа.

Приведём примеры заданий на разработку элементов МО.

Тема: «Наглядные пособия и ТСО».

Цели: 1) закрепить знания о наглядных пособиях как неотъемлемой части материально-технического оснащения занятия; 2) вырабатывать умения выбирать средства наглядности и разрабатывать методику их применения на занятии.

Оборудование: учебники по специальным дисциплинам.

Задания:

1.    Выберите параграф в учебнике, для изучения которого вы будете подбирать комплекс средств наглядности.

2.    Изучите материал учебника; попробуйте спланировать занятие по этой теме (2 часа).

3.    Разбейте занятие на этапы (структурные элементы), применительно к которым будут подбираться средства наглядности. В первую очередь это должны быть следующие этапы:

      повторение изученного на предыдущем занятии;

      сообщение нового материала преподавателем;

      самостоятельное усвоение учащимися новых знаний;

      первичное закрепление;

      контроль и оценка знаний и умений учащихся;

      обобщение и выводы.

4.    Для каждого этапа занятия предложите средства наглядности с учетом целей обучения, характеристики материала и уровня развития пространственного мышления учащихся.

5.    Разработайте методику и технику работы преподавателя со средствами наглядности на каждом этапе занятия: длительность демонстрации; содержание устного изложения материала, сопровождающего предъявление средства наглядности; содержание деятельности учащихся в ходе демонстрации или зарисовки; расположение демонстрируемого средства в кабинете и т.п.

6.    Подготовленный таким образом материал оформите в виде таблицы «Методика и техника использования средств наглядности»:

Этап занятия

Содержание материала

Применяемое средство наглядности

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «Система опорных сигналов (конспектов)».

Цели: 1) ознакомиться с опорным конспектом как одним из средств обучения, активизирующих внимание учащихся; 2) учиться составлять опорные конспекты по темам специальных дисциплин.

Оборудование: учебники по специальным дисциплинам, образцы опорных конспектов.

Теоретическая информация (запомните и занесите в отчёт основные данные):

Одним из методов активизации обучения является использование опорных конспектов. Конспекты разрабатывает заранее преподаватель. В начале каждого занятия (лекции или урока усвоения нового материала) они раздаются обучаемым в напечатанном виде или фиксируются обучаемыми в тетрадях с изображения конспекта на доске, плакате, экране. Конспект содержит ключевые слова, основные понятия, поясняющие рисунки, блок-схемы, уравнения, наиболее важные числовые значения и т.п. Для отражения логических связей в нем используются стрелки, рамки, различные цвета и шрифты.

Практически опорный конспект – это модель объяснения преподавателя, содержащая ключевые слова и понятия, важные цифры, узловые моменты тем, графический материал.

Во время занятия преподаватель излагает материал в соответствии с опорным конспектом, декодируя (раскрывая) его содержание. Часть нужной информации на предварительно подготовленном конспекте может быть пропущена. В процессе пояснения обучаемые заносят ее в конспект самостоятельно.

Во время проработки материала после лекции обучаемые неоднократно раскрывают содержание опорного конспекта и составляют его самостоятельно заново. Как показывает опыт, это способствует быстрому и прочному усвоению изученного материала.

Требования к опорным конспектам:

  лаконичность (по последним рекомендациям психологов – не более 200 знаков);

  доступность усвоения;

  акцент на основных смысловых элементах;

  единство символики на опорных конспектах по одному предмету;

  автономность: каждый из конспектов может быть воспроизведен учащимся независимо от других;

  оригинальность оформления: непохожесть, многообразие форм;

  цветовая и эмоциональная гармония;

  наличие блок-схем, таблиц, условных значков, положительно воздействующих на восприятие и запоминание материала.

Задание.

По одному из разделов специального курса составьте опорный конспект, учитывая при этом изложенные выше требования к дидактическому материалу данного типа.

Тема: «Разработка памяток».

Цели: 1) закрепить знания о самостоятельной работе (СР) как одной из форм организации учебной аудиторной и внеаудиторной работы учащихся; 2) получить первоначальные навыки подготовки памяток, нацеленных на организацию СР обучающихся.

Оборудование: образцы памяток.

Теоретическая информация (запомните и занесите в отчёт основные данные):

Памятка – краткое нормативное, производственно-практическое или справочное пособие, содержащее самые важные сведения, которыми надо руководствоваться, осуществляя какую-либо деятельность.

Памятки являются одним из способов передачи информации, необходимой для осуществления той или иной деятельности. Посредством памятки педагог сообщает обучающимся ту информацию, которую он считает важной для решения конкретной задачи. В настоящее время этот способ приобретает все большую популярность в образовательной среде в связи с увеличением доли самостоятельной работы, возрастанием её значимости. 

Разработка памяток является одним из направлений в деятельности педагога, которое требует специфических знаний и навыков. Чтобы цель, ради которой разрабатывается памятка, была достигнута, необходимо знать правила приема и передачи информации, особенности ее восприятия различными людьми, уметь видеть мир глазами «другого».

Требования к памятке:

1.  Чёткость, однозначное понимание

2.  Отсутствие лишних рассуждений и объяснений.

3.  Доступность содержания памятки для понимания обучающихся, имеющим различный уровень подготовки.

4.  Простота языка и стиля, правильность.

5.  Живость без излишней назидательности.

6.  Убедительность, которая зависит не от длинного перечня правил, советов, запретов и рекомендаций, а от того, насколько интересен и несложен текст.

7.  Правильность оформления и размещения текста.

Задания:

1.    Проанализируйте памятки (образцы) по плану:

1)   для организации какой формы (каких форм) СР обучающихся предназначена памятка?

2)   на формирование каких качеств личности нацелена?

3)   как может быть использована в учебном процессе?

4)   все ли требования к памятке соблюдаются?

2.    Разработайте памятку для одного из следующих видов деятельности:

·    «Как подготовить мультимедийную презентацию к докладу»;

·    «Как выучить дома материал параграфа учебника (конспекта)»;

·    «Как составить кроссворд по учебному материалу»;

·    «Правила подготовки устных заданий»;

·    «Как аккуратно вести учебную тетрадь»;

·    «Как подготовиться к семинарскому занятию»;

·    «Как подготовиться к зачёту (экзамену)» и под.

Далее приведём примеры творческих проектных заданий второго типа, то есть направленных не только на разработку элементов МО образовательного процесса, но и на их практическое применение.

Тема: «Подготовка мультимедийной презентации».

Цели: 1) закрепить и углубить теоретические сведения о методическом обеспечении лекций и уроков с мультимедийным сопровождением; 2) учиться готовить (создавать) и использовать на занятии мультимедийные презентации PowerPoint.

Оборудование: стандартное мультимедийное оборудование аудитории (компьютер с соответствующим программным обеспечением, проектор, экран и т. д.).

Теоретическая информация (запомните и занесите в отчёт основные данные):

Разработка хороших мультимедиа учебно-методических пособий – сложная профессиональная задача, требующая знания предмета, навыков учебного проектирования и близкого знакомства со специальным программным обеспечением.

Процесс создания презентации сложен и требует от преподавателя постоянного совершенствования в этой области.

Этапы разработки мультимедийных образовательных ресурсов:

1.    Педагогическое проектирование: разработка структуры ресурса; отбор и структурирование учебного материала; отбор иллюстративного и демонстрационного материала; разработка системы лабораторных и самостоятельных работ; разработка контрольных тестов.

2.    Техническая подготовка текстов, изображений, аудио- и видеоинформации.

3.    Объединение подготовленной информации в единый проект, создание системы меню, средств навигации и т. п.

4.    Тестирование и экспертная оценка.

Задания:

1.    Разработайте (заранее) мультимедийную презентацию (можно фрагмент) для занятия (лекции или урока) по одному из отраслевых предметов.

2.    Проведите в своей группе фрагмент занятия (лекции или урока) с применением разработанной презентации.

3.    Проанализируйте: а) качество подготовленной презентации; б) эффективность её использования на занятии.

Тема: «Видеопрактикум».

Цели: 1) закрепить и углубить теоретические сведения о проведении практических занятий с использованием в качестве иллюстративного материала видеофрагмента; 2) учиться готовить и проводить практические занятия с использованием видеозаписи.

Оборудование: стандартное оборудование аудитории, предусматривающее демонстрацию видеофрагмента.

Теоретическая информация (запомните и занесите в отчёт основные данные):

Видеопрактикум – разновидность практического занятия, на котором в качестве материала для исследования и упражнений используется видеозапись.

При проведении видеопрактикума сочетаются различные способы передачи информации обучающимся:

      текст;

      наглядные пособия;

      слово педагога;

      видеозапись;

      звук и под.

Структурные элементы занятия:

1)   вступительное слово педагога, подробная инструкция, ознакомление с заданием;

2)   просмотр видеофрагмента;

3)   его анализ, выполнение заданий, теста, беседа;

4)   оформление письменного отчёта.

Следствия проведения видеопрактикума:

      усиление мотивации обучающихся;

      повышение интереса к предмету и будущей профессии;

      погружение в профессиональную среду;

      повышение качества знаний.

Задания:

1.    Разработайте фрагмент практического занятия по одному из отраслевых предметов с использованием видеофрагмента (домашнее задание). Предусмотрите все необходимые структурные элементы занятия: вступительное слово педагога, анализ видеозаписи, беседа, выполнение заданий и под.

2.    Проведите в своей группе фрагмент практического занятия с использованием видеозаписи.

3.    Проанализируйте эффективность использования видеофрагмента на занятии, рациональность подобранных заданий, органичность включения видеофрагмента в ткань занятия.

Тема: «Разработка и применение методического обеспечения нетрадиционных форм организации учебных занятий».

Цели: 1) повторить, закрепить и обобщить знания о нетрадиционных формах обучения и их методическом обеспечении; 2) получить первоначальные навыки организации занятия в нетрадиционной форме и оснащения его дидактическим материалом.

Оборудование: стандартное оснащение аудитории, предусматривающее проведение занятий в нетрадиционной форме (мультимедийное оборудование, возможность переставлять столы и под.).

Теоретическая информация (запомните и занесите в отчёт основные данные):

Занятия в нетрадиционной форме позволяют педагогу нарушить сложившуюся систему преподавания, привлечь внимание обучающихся необычными формами и способами проведения занятий, необычным оформлением и оборудованием учебного процесса.

Виды нетрадиционных занятий: конкурс, КВН, деловая игра, ролевая игра, соревнование, пресс-конференция, аукцион, устный журнал, урок-суд, заочная экскурсия, интегрированные уроки, лекция-парадокс и др.

Задания:

1.    Разработать занятие в нетрадиционной форме по одной из отраслевых дисциплин.

2.    Подготовить комплексное учебно-методическое обеспечение разработанного занятия.

3.    Провести фрагмент занятия со студентами своей группы.

4.    Проанализировать проведённый фрагмент с точки зрения: а) удачности выбранной формы; б) успешности воплощения замысла студента; в) использования материально-технического оснащения.

При выборе конкретной темы проекта (темы, формы занятия, методов обучения, составляющих материально-технического оснащения занятия) мы считаем очень важным давать студентам максимально возможную свободу. Как отмечается современными психологами, для многих студентов «собственные способности и потенциал остаются не полностью востребованными в процессе вузовской подготовки» [5, с. 150], поэтому наличие свободы выбора, возможность реализации своих собственных интересов просто необходимы.

Несмотря на особую важность проектных заданий для формирования ПК, их не может быть много. В нашем курсе запланировано 6 заданий. Проекты выполняются дома. Для подготовки каждого из них обучающимся необходимо время, интеллектуальные, эмоциональные усилия, креативность. На занятии организуется ролевая игра: студент, представляющий проект, играет роль педагога, остальные студенты группы – роли учащихся.

Наш опыт показал, что задания данного типа очень заинтересовывают будущих бакалавров профессионального образования. Вопросы мотивации обучения приобретают сейчас всё более важное значение [6]. Проводимые накануне первой в их обучении педагогической практики, они осознаются студентами как необходимые для подготовки к выходу на практику, когда придётся самостоятельно организовывать и проводить занятия, оснащая их всем необходимым методическим обеспечением. В процессе выполнения заданий студенты приобретают свой первый педагогический опыт, учатся взаимодействовать с аудиторией, пусть пока ещё и в форме ролевой игры. От первого к последнему проектному заданию виден рост студентов: они становятся более уверенными, разрабатывают более интересные материалы для МО занятия, стараются разнообразить их применение, учатся налаживать контакт с аудиторией.

Итак, выполнение творческих проектных заданий по материально-техническому оснащению образовательного процесса будет способствовать формированию профессиональных компетенций будущих бакалавров профессионального образования. Подготовка проектных заданий, включающая разработку методических материалов для занятий и их использование в ходе имитации образовательной деятельности, повышает интерес студентов к обучению, их мотивацию, позволяет им начать выработку своего собственного педагогического стиля и подготовиться к дальнейшей профессиональной деятельности.


Библиографический список
  1. Крылова М.Н. Оптимальная организация обучения как условие формирования профессиональных компетенций // Перспективы науки и образования. 2014. № 1. С. 107-111.
  2. Гончарова М.А., Дёмина Г.А., Решетникова Н.В. Метод проектов в контексте компетентностного обучения // Школьные технологии. 2012. № 4. С. 120-131.
  3. Куприна Л.Е. Метод проектов как инновационная технология обучения студентов вузов // Академический вестник. 2013. № 4 (26). С. 157-162.
  4. Смирнова И.Н. Проектное обучение как фактор инновационных изменений в профессионально-педагогической деятельности // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2012. № 3 (75). С. 226-232.
  5. Шутенко Е.Н. Основные слагаемые самореализации студентов в вузовском обучении // Перспективы науки и образования. 2013. № 6. С. 145-150.
  6. Крылова М.Н. Способы мотивации учебной деятельности студентов вуза // Перспективы науки и образования. 2013. № 3. С. 86-95.


Все статьи автора «Крылова Мария Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: