УДК 37

КУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ ЧЕРЕЗ СОХРАНЕНИЕ НАРОДНОГО РЕМЕСЛА

Антонова Елена Анатольевна
Филиал Московского государственного университета технологий и управления имени К.Г.Разумовского в г.Мелеуз (Республика Башкортостан)

Аннотация
Сохранение культурного наследия, нравственное воспитание молодежи – проблемы, которые остаются актуальными на протяжении многих лет. Прививать чувства гордости за свою нацию следует, начиная с самого раннего возраста и продолжать развивать в течение жизни. Образовательные учреждения обладают возможностями, способными воздействовать на эти чувства. Практические занятия, посвященные народным ремеслам, воздействует на отношение учащихся к национальной культуре, росту уважения к народному труду.

Ключевые слова: культурное воспитание молодежи, народное ремесло


CULTURAL EDUCATION OF YOUNG PEOPLE THROUGH THE PRESERVATION OF FOLK CRAFTS

Antonova Elena Anatolievna
Branch of Moscow State University of technologies and management of a name of K.G. Razumovsky in Meleuz (Republic of Bashkortostan)

Abstract
Preservation of a cultural heritage, moral education of youth – problem which remain actual for many years. To impart feelings of patriotism, a pride for the nation follows, since the earliest age and to continue to develop during life. Educational institutions possess the opportunities, capable to influence on these feelings. Direct participation being trained in the practical training devoted to national crafts, unostentatiously influences their positive relation to national culture, growth of respect to national work.

Библиографическая ссылка на статью:
Антонова Е.А. Культурное воспитание молодежи через сохранение народного ремесла // Современная педагогика. 2014. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/03/2156 (дата обращения: 27.05.2017).

2014 год в России объявлен годом культуры. Но сохранение культурного наследия – это проблема не одного года, и даже не десяти. К сожалению, в современном обществе стираются  чувства сопричастности отдельной личности к национальной принадлежности, чувства гордости за свою родину.

Сохранение культурного наследия – актуальная проблема современного общества. Человек, приобщенный к культуре своей родины, обладает чувствами патриотизма, он является  частью нации, частью свой страны. Патриотизм – высокая нравственность, мощная сила, способная сплотить огромное количество людей, объединить их общей идеей.

Башкортостан – республика, входящая в состав России, которая обладает богатым культурным наследием. Войлоковаляние – искусство создания текстиля, национальное  ремесло, истоки которого уходят далеко в прошлое. Следует отметить, что данное ремесло характерно не только для башкир, но и для народов Средней Азии, Закавказья, Ирана.  Первый валяный ковер, согласно легенде, появился  на Ноевом ковчеге, где с овец падала шерсть, намокала, взбивалась копытами. И после того как они сошли на землю, на ковчеге остался первый валяный ковер.

Для башкир, как и для других кочевых народов, войлок был незаменимым материалом, из которого изготовлялись кошмы для юрт, что утепляло жилище, защищало от солнца,  дождя и ветра, так же изготовлялись ковры, подушки и многое другое. Но использование войлока ограничивалось не только бытовыми потребностями. Одежда, головные уборы, украшения, молитвенные коврики, черпаки, сумки – все это было создано в технике валяния (Рис.1), причем изделия отличались декоративностью и обладали высокими художественными характеристиками. [1]

      Рис.1- Примеры  использования войлока у башкирского народа

Технология изготовления войлока из шерсти заключается в следующем: подготовка материала (разрыхление, очистка, промывка, покраска, просушка шерсти), создание основы, декорирование войлока, уплотнение войлока, обработка изделия. Технология  достаточно сложная, требующая много сил и времени.  Правильный выбор шерсти – так же немаловажный этап этого ремесла. Обычно использовалась овечья шерсть осенней стрижки, которая легко скатывалась и уплотнялась. [2]

Несмотря на трудоемкость, в силу значимости этого ремесла, для каждой женщины, валяние являлось естественным, обязательным бытовым процессом.

К сожалению, войлоковаляние, как ремесло, с развитием технического прогресса, надолго утратило свою значимость, и, несмотря на то, что этот вид деятельности сопутствовал  башкирам на протяжении многих времен, достаточно малая доля населения Башкортостана воспринимает его как национальное наследие, а многие о нем даже и не знают.

Необходимо отметить, что в настоящее время войлок вновь обретает свою значимость,  в определенных кругах,  как в Республике, так и за ее пределами, особую популярность этот вид творчества приобрел в Европе. Но очень важно, чтобы для башкирского народа, войлоковаляние являлось не модной тенденцией, принесенной из зарубежья, а культурным наследием, оставленным предками.

Приобщение населения к национальной культуре – это важный аспект культурного воспитания, который  необходимо начинать прививать  с раннего возраста и продолжать развивать в течение жизни. Одними из главных «воспитателей культуры» являются образовательные учреждения.

В филиале МГУТУ имени К.Г. Разумовского в г. Мелеуз, существует направление подготовки «Дизайн», в рамках которого ведется дисциплина декоративно-прикладного искусства. В  программу обучения включено обязательное изучение народных искусств, в число которых входит войлоковаляние.  Целью изучения является: знакомство с национальным ремеслом, технологией,  историей, функциональной значимостью.  В процессе выполнения практических работ происходит ненавязчивое воздействие на патриотические чувства студентов, возникает более трепетное отношение к культурному наследию, возрастает уважение и гордость к достижениям своей нации.

Технология современного войлоковаляния в связи с наличием новых инструментов и материалов, упрощается, но опирается на опыт многих поколений, что позволяет студентам прочувствовать историческую нотку  в процессе валяния, оценить значимость ремесла.  Помимо повторения существующих технологий студенты вырабатывают собственные техники, воплощают свои идеи с помощью традиционных материалов, тем самым,  приобщаются к культуре своей родины. В процессе войлоковаляния, происходит процесс культурного воспитания, сохранения народного промысла и его интерпретация в современном видении.

Сегодня, как и в те далекие времена изделия из войлока полноценно отвечают как требованиям функциональности, так и носят декоративный характер. На занятиях студенты создают из войлока предметы, каждый из которых отвечает художественным и эстетическим требованиям (Рис.2).

Рис.2 – Работы студентов в технике войлоковаляния

В результате ознакомления с историей национального ремесла, трудоемкостью его технологии, помимо развития творческих способностей, решаются задачи воспитания уважения молодежи к национальной культуре, взращиваются чувства сопричастности к своей нации, своей родине.


Библиографический список
  1. Масалимов Т.Х., Ахадуллин В.Ф. Художественный войлок: учебно- пособие. – Уфа, 2007.
  2. Давлетшина З.М.  ”Традиционные виды женского рукоделия у башкир (бытовые и обрядовые изделия, костюм, войлок).” – Уфа, 2009.


Все статьи автора «ElenaAntom»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: