УДК 378.1

УСЛОВИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ОБУЧЕНИЯ И НАУЧНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Шалова Светлана Юрьевна
Таганрогский государственный педагогический институт имени А.П.Чехова
кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии

Аннотация
Исследование направлено на выявление возможностей научно-педагогического творчества в профессиональной подготовке будущих педагогов. В статье проанализирован опыт интеграции образования и науки в России. Выявлены современные тенденции развития педагогического образования. Определены эффективные условия взаимосвязи обучения и научной работы студентов в вузе.

Ключевые слова: интеграция науки и образования, история высшего образования в России., научно-исследовательская работа студентов, педагогическое образование


CONDITIONS OF INTERRELATION OF TRAINING AND SCIENTIFIC WORK OF STUDENTS IN PEDAGOGICAL HIGH SCHOOL

Shalova Svetlana Yrievna
Chekhov Taganrog State Pedagogical Institute
candidate of Pedagogical Sciences, Associate professor of the Chair of Social Pedagogy and Psychology

Abstract
The research is directed on revealing the possibilities of creative work in Pedagogic (science) in shaping the professional competency of future teacher. Experience of integration of science and education in Russia is analysed in this article. Current trends of development of pedagogical education are revealed. Effective conditions of interrelation of training and scientific work of students in higher education institution are defined.

Keywords: history of high education of Russia., integration of science and education, pedagogical education, scientific work of student


Библиографическая ссылка на статью:
Шалова С.Ю. Условия взаимосвязи обучения и научной работы студентов в педагогическом вузе // Современная педагогика. 2014. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2014/03/2163 (дата обращения: 18.07.2023).

Актуальность исследования обусловлена необходимостью поиска путей совершенствования и развития педагогического образования в России. На его серьезные недостатки обращается внимание в «Концепции поддержки развития педагогического образования»: неудовлетворительное качество подготовки выпускников (устаревшие методы и технологии, отсутствие достаточного количества часов на практику и стажировку, отсутствие деятельностного подхода в подготовке студентов, отсутствие связи между изучением  учебных дисциплин и потребностями реальной школы),  слабое вовлечение студентов в  исследовательскую деятельность, плохое ресурсное оснащение учебного процесса в педагогических  программах» [1].

В настоящее время научные поиски решения поставленных проблем ведутся в разных направлениях. Как справедливо отмечает Т.Д. Скуднова: «в задачи профессионального педагогического образования не входит решение глобальных противоречий социального характера. Ему предназначена другая функция – подготовить человека к выживанию в нестабильном обществе, выработать механизмы выживания, жизнестойкости, научить самостоятельно решать вопросы жизни» [2, с. 33].

Большинство исследователей рассматривают возможности совершенствования  педагогического образования с точки зрения компетентностного подхода. При этом под компетенцией понимают «возможность установления связи между знанием и ситуацией или, в более широком смысле, как способность найти, обнаружить знание и действие, подходящие для решения проблемы» [3, с. 13].

На наш взгляд, одним из эффективных путей подготовки студентов к самостоятельному решению проблем, является интеграция обучения и научной работы студентов. Исходя из этого, проблема поиска условий такого взаимодействия является одной из ключевых [4].

Учитывая, что принцип историзма позволяет познать процессы и явления в соответствии с конкретными историческими условиями, их определяющими, выявить и осмыслить исторические предпосылки нынешнего состояния изучаемой проблемы, на первом этапе исследования мы поставили задачу – на основе анализа исторического опыта представить, как осуществлялась взаимосвязь высшего образования и науки.

Проведенный анализ организации высшего образования в разные периоды позволил выделить несколько исторически сложившихся моделей взаимосвязи обучения и научной работы студентов: античные философские школы, классические европейские университеты, высшие профессиональные школы, исследовательские университеты.

Анализ отечественных исторических исследований показал, что в России принцип взаимосвязи науки и образования  был изначально заложен Петром I при разработке проекта Академии наук. Согласно «Проекту положения об учреждении академии», Петербургская академия должна была включать в свой состав собственно академию как исследовательское учреждение, университет и гимназию, где бы поэтапно осуществлялась подготовка ученых. Как отмечалось в «Проекте», хотя «в прочих государствах» университет и научные центры не связаны между собой, но, учитывая «состояние здешнего государства», не нужно следовать западным примерам, без университета академия принесет мало пользы из-за отсутствия достаточного числа образованных людей. Тем самым развивалась идея создания в едином учреждении, под общим руководством, с общим штатом и бюджетом академии наук, университета и гимназии.

Исторические материалы свидетельствуют, что кроме собственно студентов в университете обучались вольнослушатели и студенты-сотрудники. Эта удачная, на наш взгляд, специфическая форма обучения, появившаяся вскоре после основания Академии наук, использовалась для подготовки молодых людей к научной деятельности. Юноши зачислялись в штат Академии наук и одновременно учились и выполняли обязанности младшего научного персонала в различных академических службах – библиотеке, физическом и анатомическом кабинетах, обсерватории, редакции газет и журналов. Особенно полезным было участие в экспедициях, т.к. совместная работа с выдающимися учеными не только способствовала формированию исследовательских навыков, но и оказывала воспитательное влияние на личностные качества молодых людей.

Московский университет, единственное высшее учебное заведение в России во второй половине 18 века, был создан вне академической структуры. Одним из главных М.В. Ломоносов считал вопрос о преподавателях и рекомендовал отбирать для работы в университете ученых, которые могут сообщать не только известное, но  исследовать и открывать неведомое. Именно М.В. Ломоносов настаивал на специальной подготовке к преподавательской и научной деятельности. В организацию учебного процесса была заложена исследовательская работа студентов на третьей ступени обучения: «третьего класса студенты те, которые определены уже к одному профессору и упражняются в одной науке» [5, с. 119].

С целью организации исследовательской работы в университете создавались научные общества, как естественнонаучные, так и гуманитарные. В 1771 году было учреждено «Вольное Российское собрание», ставшее первым научным обществом, сыгравшим большую роль в развитии русской филологии. Программа его деятельности была весьма обширной: «изучение России с ее народами и климатами, обзор рукописных и книжных фондов в общественных и частных хранилищах, обзор судебных архивов, но главное – исправление и совершенствование русского  языка» [6, c.146]. В работе вместе с учеными принимала участие и студенческая молодежь. В 1781 году был создан студенческий научно-просветительский кружок «Собрание российских питомцев», занимавшийся разработкой филологических проблем.

В контексте нашего исследования интерес представляют документы реформы образования 1802 – 1804  гг. Манифест от 8 сентября 1802 года в понятии «народное просвещение» соединял «воспитание юношества» и «распространение наук». На этом основании в ведение Министерства народного просвещения отдавались все учебные учреждения, библиотеки, музеи с Академией наук во главе. В «Регламенте Академии наук» отдельная глава посвящалась воспитанникам: они «числом 20 будут избираемы из университетских студентов и учеников гимназий, имеющих постоянную склонность и отменную способность к одной из тех наук, коими академия занимается» [7, c. 65].

При Московском, Харьковском, Казанском, Дерптском и Киевском университетах были открыты педагогические (трехгодичные) институты. В них могли учиться студенты университетов, которые хотели получить помимо общенаучной профессионально-педагогическую подготовку. В педагогическом институте выделялась особая категория слушателей – кандидаты-повторители – это были выпускники университета, решившие продолжить «усовершенствование» в науках. Они готовились к преподавательской деятельности в университетах. Контроль за этими студентами осуществляли специально назначаемые профессора, ведущие те предметы, к преподаванию которых готовились будущие специалисты.

К началу ХХ века университеты и институты были, по словам В.И. Вернадского, одной из форм организации научной работы и главным путем проникновения ее в общечеловеческую культуру. Широкое распространение в это время получили студенческие научные кружки, в которых занимались студенты, обнаружившие способности и склонность к исследовательской работе. Студенты могли проводить собрания вне стен университета.

Представление о работе педагогического кружка при Ростовском университете мы можем получить из отчета за 1916 год, хранящегося в архиве. За год члены кружка собирались 6 раз, и 19 раз заседало правление кружка. Тематика докладов весьма разнообразна: «Старые и новые методы в русской средней общеобразовательной школе», «Эволюция основной проблемы воспитания», «Русские писатели о русской школе», «Древнегреческий университет» и т.д. [8]. Примечательно, что в большинстве случаев с докладами на заседаниях кружка выступали преподаватели университета, а студенты принимали участие в обсуждении проблемы.

В Советский период участие студентов в научно-исследовательской работе занимало значительное место в подготовке специалистов в высшей школе. Уже в начале 20-х годов ХХ века перед вузами была поставлена задача – готовить не только специалистов-практиков, но и научных работников. Основным назначением научной работы студентов в этот период считалось углубление и расширение профессиональных знаний.

Об усилении внимания к научно-исследовательской составляющей высшего образования свидетельствует принятие в 1953 году «Положения о научно-исследовательской работе студентов». Соответствующий раздел  был введен и в годовой отчет вуза. Выполнение студентами учебно-исследовательских работ было предусмотрено в учебных планах. Регулярными стали научные студенческие конференции. А в 1958-59 учебном году был впервые проведен Всесоюзный конкурс на лучшую научную работу студентов, который проводится с тех пор ежегодно.

Необходимо отметить, что важнейшим достоинством Советского образования, признаваемым во всем мире, всегда были его основательность, фундаментальность, выражавшиеся в том, что любая специальная подготовка строилась на базе широкого общего развития, а овладению практическими умениями и навыками предшествовало глубокое изучение теоретических основ. Но в то же время в подготовке специалистов ученые отмечали некоторые недостатки: увлечение гносеологизмом (Г.П. Щедровицкий, В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев); репродуктивные механизмы освоения деятельности (В.Я. Ляудис)  нейтральный характер по отношению к будущей профессии (А.А. Вербицкий).

В большей степени традиционная подготовка специалиста в области образования была направлена на усвоение им знаний, умений и навыков, определенных «до, вне и помимо него» (В.А. Сластенин). Вследствие этого будущие педагоги, как правило, плохо представляли себе сильные и слабые стороны своей личности, не осознавали, как можно использовать потенциальные возможности саморазвития. Т.о., можно выделить ведущее противоречие в профессионально-педагогическом образовании между традиционным информационно-знаниевым подходом к педагогическому образованию и необходимостью осознания будущим педагогом потенциала педагогической профессии как возможной сферы самореализации.

Дальнейшее наше исследование было направлено на выявление современных тенденций развития педагогического образования в России и за рубежом. В современной системе образования большинства развитых стран сосуществуют высшие учебные заведения разных типов: классические и исследовательские университеты, высшие профессиональные школы.

Реформирование высшего образования в последние десятилетия в передовых постиндустриальных странах, ориентированных на использование высоких технологий, направлено на решение наиболее значимых задач, одной из которых является подготовка «педагогических кадров, необходимых для обучения школьников на современном уровне, чтобы гарантировать качественную подготовку абитуриентов для высших учебных заведений» [9, c. 116].

Поставленные задачи требуют изменения содержания и методов образования, внедрения в систему образования новых информационных технологий, обучения студентов методологии творчества и принципам инновационной деятельности.

Отечественное образование также требует серьезных изменений. Вместе с тем, следует заметить, что механический перенос зарубежной системы высшего образования в Россию невозможен, т.к. каждая система образования связана с экономическими, политическими, социокультурными особенностями страны, с национальным характером и менталитетом.

Современная реформа высшего образования в России предполагает не только структурные изменения, главное – изменение приоритетов в соответствии с требованиями социально-экономической и социокультурной ситуации, в которой находится образование в целом.

Анализ современного состояния высшего профессионально-педагогического образования позволяет выделить некоторые тенденции.

Во-первых, образование становится открытым. Открытость рассматривается в трех направлениях: мировой культуре,  социуму, человеку. Это меняет ценности образования, важными становятся «диалог и терпимость как ценности демократического сознания, социальная ответственность как норма взаимодействия… Открытость человеку – это ценность совместной деятельности и общения; уважительное отношение к личному опыту ученика как источнику образования» [10].

Во-вторых, образование становится непрерывным, специалисту для подтверждения квалификации необходимо обучение и переобучение в течение всей жизни. Это требует обеспечения преемственности между разными ступенями педагогического образования (педагогические классы в школах, лицеи, колледжи, институты, университеты, институты повышения квалификации и т.д.) как в содержательном плане, так и в организационном.

В-третьих, повышение самостоятельности и ответственности студентов за результаты образования обусловливают переход от жесткой регламентации учебного процесса в вузе к вариативности, к его блочно-модульному построению, позволяющему выстроить индивидуальный образовательный маршрут каждому студенту.

В-четвертых, усиливается дифференциация образования, а именно:

  • расширяется спектр педагогических и психолого-педагогических специальностей;
  • предлагается отказаться от линейной траектории обучения и обеспечить новые возможности подготовки педагогических кадров: разработка программ прикладного бакалавриата, профилизация «универсального бакалавриата» и др.
  • расширяются возможности освоения программ педагогического образования за счет введения экстерната и развития дистанционного обучения.

Большое внимание уделяется переподготовке и повышению квалификации работников образования. В структуре вузов открываются центры, управления, институты повышения квалификации и переподготовки специалистов.

Проведенный анализ свидетельствует о том, что при выборе модели взаимосвязи обучения и научной работы студентов в вузе следует учитывать целый ряд факторов:

  • особенности современной культуры, характеризующие уровень развития общества (преобладание материальной культуры над духовной,  широкое применение техники во всех сферах жизнедеятельности, особая роль науки в общественной жизни, широта и сложность информационного пространства, нестабильность общественных процессов и т.д.);
  • традиции национальной системы образования (тесная связь учебных и научных учреждений, организация специальной подготовки к преподавательской и научной деятельности; осуществление специальной подготовки на базе широкого общего развития);
  • актуальные задачи высшего образования (подготовка высококвалифицированных специалистов с высоким инновационным потенциалом, подготовка молодых ученых, подготовка педагогов для обучения школьников на современном уровне).

Следует также заметить, что выбор современной научно обоснованной модели взаимосвязи обучения и научной работы студентов в педагогическом вузе не гарантирует эффективность ее функционирования. Важно, чтобы были созданы максимально благоприятные условия, обеспечивающие студентам возможность получить не только профессиональную, но и научную подготовку.

Материально-технические условия предполагают наличие необходимых материально-технических средств, которые включают в себя измерительные приборы, счетные, пишущие устройства и, конечно, запас информации, которая зафиксирована в научной литературе. Важно, чтобы имеющиеся средства и научная литература отражали современный уровень развития науки. В современной ситуации важным условием является свободный доступ к Интернету для студентов.

Социально-психологические условия  отражают требования к личности ученого, основными из которых являются наличие творческих способностей, готовность к сотрудничеству, социальная и нравственная ответственность. Безусловно, когда речь идет о студентах, нужно оценивать не только имеющиеся качества, но потенциальные возможности их формирования и развития. Важным условием является формирование малых групп (проблемных лабораторий, творческих команд и т.д.) и создание благоприятного психологического климата. И, конечно, важна психологическая совместимость в паре: студент – научный руководитель.

Педагогические условия имеют первостепенное значение, поскольку речь идет о студентах как субъектах педагогического процесса. И включение их в научно-исследовательскую деятельность не может осуществляться независимо от получения высшего образования. Нами была разработана модель  интеграции научно-педагогической и образовательной деятельности, которая  предполагает создание в педагогическом вузе следующих условий: обеспечение развития творческих способностей студентов, соблюдение принципа добровольности, организация диалогического общения в образовательном процессе, соблюдение принципа стимулирующего наставничества и др. [11].

Т.о., выделенные условия могут способствовать эффективной интеграции обучения и научной работы студентов, что, в свою очередь, позволит повысить качество подготовки педагогических кадров.


Библиографический список
  1. Концепции поддержки развития педагогического образования http://минобрнауки.рф/пресс-центр/3875
  2. Скуднова Т.Д. Философско-антропологический фундамент современного педагогического образования // Философия права. 2008.  № 6. С. 32 – 35.
  3. Тринитатская О.Г. Компетентностный подход как условие успешной модернизации Российского образования //Известия ВГПУ. 2008. № 4. С. 12 – 15.
  4. Шалова С.Ю. Интеграция педагогической науки и профессионально-педагогического образования как научная проблема //Интеграция образования.  2012.  № 1.  С. 90 – 94
  5. Билярский П. Материалы для биографии М.В. Ломоносова. – СПб., 1865.
  6. Ахаян Т.К., Свиридова И.А., Смирнова В.В. История образования в России. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005.
  7. Уставы Академии наук СССР. – М., 1975.
  8. Государственный архив Ростовской области (ГАРО): Путеводитель. – Ростов-н/Д, 1961. – Д.77. Л.27-29.
  9. Государственные приоритеты в науке и образовании /Отв. ред. А.И. Ракитов – М.: ИНИОН РАН, 2001.
  10. Галактионова Т.Г., Казакова Е.И. Об отражении понятия «открытое образование» в педагогической теории и практике //Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia. Offline Letters): электронный научный журнал.  2012.  № 3.  С. 1752
  11. Шалова С.Ю. Условия эффективности научно-педагогического творчества студентов в вузе //Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2011.  №11. С. 37 – 42.


Все статьи автора «Shalova Svetlana»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: