УДК 37.013.83.

ПРОБЛЕМНЫЕ ПОЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ И АНДРАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СЕТЕВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Иванова Светлана Васильевна
Федеральное государственное научное учреждение «Институт педагогического образования и образования взрослых» Российской академии образования
кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории инноватики в педагогическом образовании

Аннотация
Маршруты образования взрослых охватывают самые разные образовательные интересы: признание прикладных квалификаций, здоровьесбережение, краеведение, прикладное искусство и др. В статье показаны опыт, проблемные поля и перспективы развития сетевого взаимодействия в сфере образования взрослых, в том числе и на международном уровне. Обозначено педагогическое значение образования взрослых.

Ключевые слова: образование взрослых, педагогический и андрагогический аспекты, сетевое образовательное взаимодействие


PROBLEMATIC FIELD OF ADULT EDUCATION: PEDAGOGICAL AND ANDRAGOGICAL ASPECTS OF THE INTERNATIONAL NETWORK OF EDUCATIONAL INTERACTION

Ivanova Svetlana Vasilievna
Тhe Federal State Scientific Institution “the Institute of Pedagogical Education and Adult Education of the Russian Academy of Education
PhD in Pedagogy,senior staff scientist at the Laboratory of Innovation in Pedagogical Education

Abstract
Adult education routes cover various educational interests: the recognition of qualifications applied, health, local history, etc. The article shows the experience, problem fields and prospects of development of networking in adult education, including at the international level. Indicated pedagogical importance of adult education.

Keywords: adult education, education, network of educational interaction, pedagogical and andragogical aspects


Библиографическая ссылка на статью:
Иванова С.В. Проблемные поля образования взрослых: педагогический и андрагогический аспекты международного сетевого образовательного взаимодействия // Современная педагогика. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/04/2245 (дата обращения: 26.05.2017).

Идея непрерывности образования в течение жизни требует рассмотрения специфики обучения в разные возрастные периоды. И если схема обучения человека в активный жизненный период в основном стандартная: школа – учреждение СПО – институт, то разнообразие маршрутов образования взрослых в период завершения их основной профессиональной карьеры стало проявляться в России в связи с преобразованиями экономики, возникшими в результате включения в мировое экономическое и образовательное пространство.

Понимание образования взрослых в современных трактовках имеет различные варианты. Мы же обратимся, прежде всего, к определениям образования взрослых, данным в международных документах.

1. По определению, данному на Генеральной конференция ООН по вопросам образования, науки и культуры, состоявшейся в Найроби в 1976 г, образование взрослых — комплекс организованных процессов образования, независимо от содержания, уровня и метода, формальных или иных, продолжающих или восполняющих образование, получаемое в школах и вузах, а также практическое обучение, благодаря которым лица, рассматриваемые в качестве взрослых обществом, частью которого они являются, развивают свои способности, обогащают свои знания, улучшают свою техническую и профессиональную квалификацию или получают новую ориентацию и изменяют свои взгляды или поведение в двойной перспективе: всестороннего личного развития и участия в сбалансированном и независимом социальном, экономическом и культурном развитии.

2. «Обучение и образование взрослых представляют собой важнейшую меру, которая необходима в ответ на те вызовы, с которыми мы сталкиваемся. Обучение и образование взрослых являются ключевым компонентом целостной и всеобъемлющей системы обучения и образования на протяжении всей жизни, которая охватывает формальное, неформальное и информальное обучение и которая прямым или косвенным образом предназначена как для молодых, так и для взрослых учащихся. Обучение и образование взрослых связаны с обеспечением таких условий и процессов для обучения, которые имеют привлекательный характер и учитывают потребности взрослых как активных граждан. Они связаны с развитием самостоятельной, независимой личности, с созиданием и перестройкой её жизни в сложных и быстро меняющихся культурных, социальных и экономических условиях – на работе, в семье, в общине и обществе» (Шестая Международная ЮНЕСКО-конференция по образованию взрослых КОНФИНТЕА VI, Белен, Бразилия, 1–4.12.2009. Итоговая декларация «Использование широких возможностей обучения и образования взрослых в интересах благополучного будущего. Рамки действий»).

Ключевыми смыслами образования взрослых на основании определений данных выше, можно назвать развитие и адаптацию взрослого населения. Выделяя основные характеристики образования взрослых, среди фундаментальных международно признанных положений Г.Д. Воднева. отмечает:

- право на образование в любом возрасте; обеспечение человека пониманием окружающего мира, знаниями и умениями, необходимыми для полноценной жизни,

- учёт образовательных интересов человека как личности и как активного и компетентного субъекта различных видов социальной деятельности;

- учебная деятельность должна быть интегрирована с другими видами социальной деятельности человека в единый и целостный процесс пожизненного обогащения его духовного мира и созидательных потенций;

- различия между формальным, неформальным и информальным образованием взрослых носят условный характер; однако неважно, каким путём приобретены имеющиеся у человека знания и умения, важно, чтобы они у него были,и реальный уровень компетентности работника должен быть признан документально [1,С.16-17].

В связи с последними положениями образование взрослых можно отнести к педагогическому по идее и по смыслу. Оно важно как для самих взрослых, так и для тех, кто наблюдает их жизнедеятельность в своём окружении. «Если взрослые обучаются и видят в этом радость, смысл, значение и перспективу — то молодёжи тем более следует обращаться к их примеру и учитывать его в непрерывном маршруте собственного образования» – примерно так рассуждают организаторы образования взрослых и те, кто его сопровождает. И, если педагогический аспект образования взрослых проявляется в основном косвенно, то непосредственно в отношении образования самих взрослых на первый план выступают законы андрагогики.

Как известно, андрагогика (от греч. andros- взрослый человек и agōg – руководство, воспитание) – одно из названий отрасли педагогической науки, охватывающей теоретические и практические проблемы образования, обучения и воспитания взрослых. Термин впервые применен К.Каппом, немецким историком просвещения (1833). Андрагогику определяют как отрасль педагогики, занимающуюся обучением взрослых, обосновывающую деятельность обучающихся и обучающих по организации и реализации процесса обучения. Андрагогика– новая ветвь знаний о человеке, аккумулирующих в себе результаты всесторонних исследований процесса образования взрослых на уровнях: философском, социально-экономическом, специально-педагогическом, социально-психологическом [2].

Основатель андрагогики, которым считают американского учёного М.Ш. Ноулза, полагал, что «главная задача образования взрослых – производство компетентных людей — таких людей, которые были бы способны применять свои знания в изменяющихся условиях, и чья основная компетенция заключалась бы в умении включиться в постоянное самообучение на протяжении всей своей жизни» [2].

В целом общественное мнение в странах Европы складывается в пользу образования взрослых прежде всего потому, что

- образование взрослых помогает выживать и жить красиво;

- образование взрoслых – эконoмическая потребность;

- образование взрослых – оснoва гражданского общества.

Такое состояние образования взрослых требует усилий многих участников образования, поэтому актуально рассмотрение сетевого взаимодействия субъектов образования – как коллективных, так и индивидуальных. Сетевое образовательное взаимодействие создаёт условия для продуктивности как формальной сферы образования, так и неформальной. Методология дополнительного образования развивается и совершенствуется. Теоретически обоснованы концептуальные основы дополнительного образования детей и дополнительного образования взрослых. В России в развитии образования взрослых находит своё решение проблема качества жизни взрослого населенияв соответствии с мировыми тенденциями. Покажем некоторые тенденции в этом неформальном образовании отмеченные Н.П. Литвиновой:

1)                 Межпоколенная естественность жизни: новым технологиям взрослые обучают младшее поколения и наоборот, инклюзивное образование — каждый находит свой образовательный маршрут,в том числе люди с особыми потребностями.

2)                 Реализация идей непрерывного образования в течение всей жизни, а не только её «рабочего периода». Научно установленный факт — люди, развивающие умственную активность (мозговую деятельность), живут дольше. (и не только потому, что не перетруждаются физически).

3)                 Непрерывное неформальное образование смягчает переходный пенсионный период, способствует семейному сплочению, помогает бороться с одиночеством.

В мире для неформального образования, в том числе и для образования взрослых, нет межведомственных барьеров. Например, в Японии к этому подключено министерство образования, спорта, культуры — одном ведомстве и в одном здании.Анализируя состояние и направленность образования взрослых, можно выделить три основные функции этого образования:

1)                 удовлетворение профессионально-образовательных потребностей взрослых, когда основная профессиональная деятельность уже закончена и невостребована государством, а потенциал (например, для бывших военных, вышедших на пенсию) ещё может быть реализован в другой сфере.

2)                 сохранение социальной стабильности и поддержка неработающего населения третьего возраста – для того, чтобы обеспечить образовательные интересы людей, которые в период активной занятости не могли уделять время для удовлетворения своих познавательных интересов, не связанных с профессиональной деятельностью. Например, бывший бухгалтер изучает историю своего края и потешствует по памятным историческим местам.

3)                 здоровьесбережение. Обучение некоторым видам физкультуры, художественного творчества и прикладного искусства способствует занятиям взрослого населения адекватными техниками, способствующими сохранению и укреплению здоровья. Занятия некоторыми видами бумагопластики (квиллингом, например), за счёт развития моторики способствуют профилактике инсультов. Занятия танцами способствуют развитию двигательной активности, повышению самооценки, а в некоторых случаях способствует изменению социального статуса пожилых людей – они находят своё место в прежних или в новых семьях [3].

Подробно рассмотрела образование взрослых в художественной сфере Н.А. Ермак. Она показала, что развитие педагогического направления арт-терапии в геронтообразовании позволяет сделать более результативной андрагогическую поддержку качества жизни людей пожилого возраста за счёт применения средств изобразительного искусства. Изучив влияние арт-терапии на герагогику, Н.А. Ермак пришла к выводу, что арт-герагогика как интегрированная область андрагогической поддержки способна повысить качество жизни пожилых людей. К компонентам поддержки относятся
мотивационный (удовлетворяет потребности в обучении в сфере арт-пространства), обучающий (реализует индивидуальный маршрут обучения изобразительному искусству), коммуникативный (помогает найти единомышленников по обучению в образовательном и социальном пространстве), терапевтический ( во время занятий происходит гармонизация самовосприятия психосоматического состояния за счёт нивелирования отрицательных эмоций), развивающий (происходит раскрытие творческого потенциала личности пожилого человека за счёт самоактаулизации его духовных потребностей), смыслообразующий(творчество наполняет жизнь человека новым позитивным содержанием), культурный (включение пожилых людей в творчество помогает развитию культурного потенциала как семей этих людей,так и культуры города и страны в целом) [4].

Благодаря показанным выше компонентам, старость воспринимается как период жизни для полного раскрытия потенциала человека, его духовной и творческой самореализации [4].С.Г. Вершловский отмечает высокий потенциал обучаемости человека в течение всей жизни. Кроме того, включение человека в образовательную деятельность сохраняет высокий уровень психофизиологических функций – и, как следствие, социальную активность и жизнеспособность человека. С.Г. Вершловский даёт характеристики образования взрослых как стадийного пожизненного процесса, а также показывает его пространственные, содержательные и институциональные характеристики [5].

Теперь в России по государственным директивам в каждом муниципальном образовании есть структура, отвечающая за социально-образовательную деятельность среди лиц так называемого «третьего возраста». Формы такого образования определяются материальными и кадровыми ресурсами муниципальных образований. По нашим наблюдениям, в таких центрах обучаются лица третьего возраста, имеющие интерес к изучению следующих областей знания: компьютерных технологий, иностранного языка, правовых вопросов в области жилищно-коммунального хозяйства, агротехнических технологий на приусадебном (дачном) участке, психологии, краеведения, истории искусств. Таким образом, сферы образования взрослых определяются взаимопересечением запросов населения и социально-андрагогическим потенциалом муниципального образования.

Кроме сфер образования для лиц, находящихся на заслуженном отдыхе, образование взрослых распространяется на тех, кто способен проявить свои интересы в новой профессии в соответствии с изменившимися запросами региона проживания. Способы обучения могут быть как формальными (на базе институтов и учреждений СПО), так и неформальными – когда самостоятельное обучение на практике может утверждаться в центрах признания прикладных квалификаций.

Вместе с тем, в современном образовании взрослых в России есть и проблемы:

1)                 имеется сочетание проблем с зарплатой сотрудников геронтологических центров и с разнообразием интересов и запросов клиентов, получающих социальную услугу в муниципальных центрах;

2)                 сложности в повышении квалификации для сотрудников центров и для населения, желающего получить профессию, адекватную их возрасту и состоянию здоровья;

3)                 сельская местность в большинстве регионов России увядает и живёт в отрыве от культуры — поэтому потенциал в образовании взрослых на этих территорияхограничен;

4)                 проблематичная благотворительная активность бизнеса, проявляющего интерес к запросам пенсионеров.

Несмотря на такие проблемы, образование взрослых необходимо развивать, так как оно способно давать значительные социальные эффекты. Так, преимущества неформального образования взрослых представляются следующими:

- образование взрослых можно рассматривать как определённую степень социальной защиты (образование в некоторых случаях помогает пожилым людям найти реальное рабочее место),

- вариативная продолжительность обучения – поскольку учебного плана нет, каждый взрослый имеет возможность обучаться в своём режиме и темпе, по самостоятельно избранному маршруту,

- образование взрослых рассматривается, прежде всего, как вид социальной поддержки населения,

- образование взрослых в перспективе может быть интегрировано с неформальным и формальным образованием — предусматривается возможность зачёта полученных квалификаций в пределах рамочной структуры в центрах повышения квалификации. Пример: врач обучается педагогике, чтобы более квалифицированно взаимодействовать с педагогами и инвалидами в сфере образования ив учреждениях социальной службы.

Для развития образования взрослых в России есть перспективы, которые могут быть развиты в русле общеевропейских достижений в этой области. Приведём некоторые примеры из жизни наших ближайших соседей.

Несмотря на проблематичные отношения с Украиной и странами Евросоюза в свете последних событий, всё же в долгосрочной перспективе образовательные структуры разных стран должны учитывать полезный опыт друг друга. Поэтому не лишним будет рассмотреть здесь материалы международных образовательных форумов на территории СНГ и Евросоюза. В октябре 2011 г состоялся круглый стол ВНШ (высшей народной школы – общественного объединения, занимающегося изучением пропагандой образования взрослых по всему миру). Форум проводился на базе – Института развития человека «Украина», г. Кировоград. Сотрудники института, в чьём ведении находилась структура образования взрослых, рассказали о направлениях образовательной деятельности в этой сфере на базе своего учреждения.

Первое направление – изучение английского языка. Мотивация к изучению – общение с родственниками за границей, получение рабочего места. Главное для андрагога- убедить своих подопечных не бояться разговаривать на английском языке. Перспектива для обучающихся не только общение, но и работа в сфере интернет-технологий, в основном на диспетчерских постах.

Второе направление – изучение компьютерных технологий. В реализации этого направления проявляются отличия в обучении взрослых и молодёжи: у старшего поколения нет проблем с мотивацией, но низка начальная база и большие затраты времени на обучение. Для повышения качества в этом направлении образования взрослых предлагается решение: работа в постоянном диалоге, более частые опросы с целью выявить усвоенное, тесное соединение теории с практикой, система сетевого наблюдения, сетевое объяснение (даёт возможность алгоритмизировать обучение).

Третье направление – модульные факультативные занятия по основам психологии.Необходимость этого направления продиктована следующими причинами: перевод индустриального общества в информационное, любознательность и креативность аудитории в решении новых личных и семейных проблем на основе знаний в сфере психологии. Особенности обучения взрослых основам психологии заключается в том, что у взрослых проявляются такие недостатки, как большой перерыв в обучении, «перфекционизм» – «хотим всё и сразу узнать про психологическую ситуацию в нашей семье или в конкретном случае», деформации личности, из-за чего при разборе примеров психологических ситуаций выявляется «застревание» на своих проблемах и собственных профессиональных знаниях.

Андрагоги отмечают выявленные ими принципы обучения взрослых: диалогичность (контроль освоения материала — только в диалоге со слушателями, выбор следующей темы занятия происходит в результате коллективного обсуждения).

Интеграция педагогических и андрагогических смыслов. К сфере неформального образования взрослых в рамках курсов повышения квалификации на базе Кировоградского областного института повышения квалификации можно отнести образовательный досуг с привлечением местных краеведческих программ.

Актуализация личной мотивированности к изучению материала. Неформальное краеведческое образование включается в структуру курсов повышения квалификации для слушателей, проходящих обучение в Кировоградском областном институте повышения квалификации (КОИПО). Институт, обучающий 2-3 раза за пятилетку каждого педагога области, имеет 3 отдела, 16 методкабинетов, 3 центра 2 лаборатории организует повышение квалификации для педагогических работников области. Для них же вне рамок курсов организовываются экскурсии и тематические встречи по краеведческой тематике. Организатором такого неформального образования взрослых является автор первого учебника по краеведению в Украине. По примеру российских краеведов, автор проводит лекции о Кировограде с учётом интересов аудитории. Интерес вызывают сведения о включении Кировограда в мировое культурно-историческое пространство. С Кировоградом связаны имена композитора Ф. Листа, режиссёра А.Тарковского, генерала Н.Н.Раевского, учёного Д.И.Чижевского (ученый-энциклопедист, культуролог, философ, литературовед, религиовед, лингвист, славист, исследователь украинской и славянской литературы, истории культуры, философии, религиозной мысли и славянской духовости), генерала российской армииА.В.Самсонова, педагогов В.А.Сухомлинского и А.С.Макаренко (Долинская школа №2), политика и оратора Г.Е. Зиновьева, великого поэта А.С. Пушкина. На Кировоградчине жили дворяне Лопухины и Бродские. Интересные места Кировоградской области: Разумовка (имение генерала Раевского), хутор Надежда, сам г. Кировоград по свидетельству знаменитых соотечественников и зарубежных гостей дореволюционной России – это «маленький Париж, основанный царицей Елизаветой».

Эти страницы истории, ставшие контентом неформального образования взрослых, в современном звучании приобретают особое значение. Такое приобщение к культуре для педагогов различной специальности способствует культуроведческому образованию как семей педагогов, так и их подопечных воспитанников. В конечном итоге это образование проявляется на межпоколенном уровне.

Даже в недавние времена, более благоприятные для перспектив сотрудничества, обмен группами был осложнён тем существенным недостатком, что в Украине обучение ведётся только на государственном языке. В отличие от курсов повышения квалификации на базе РИПО в Белоруссии, где обучение педагогов проходит по типу семинаров, в основе которых — обучающие модули по интересующим слушателей темам. Занятия построены по принципу взаимообмена опытом. На одном из таких семинаров дидактические основы современного профессионального обучения представляли педагоги из Германии и Казахстана.

В этой связи интерес представляет форум «Финские технологии в системе образования взрослых» (Место проведения – финское консульство в Санкт-Петербурге, 13 марта 2014 г.). Особый интерес представляет сетевое объединение университетов, позволяющее обеспечить практически любой индивидуальный образовательный маршрут по запросу заказчика образования. Вузы исследовательского, прикладного и педагогического направления, объединившись, дают возможность человеку освоить новейшие технологии обучения и практической деятельности. Причём если речь идёт о присвоении прикладных квалификаций, то фактически любой человек, освоивший новую для себя квалификацию, может, заплатив 45-50 евро, пройти испытания на сертифицированное подтверждение освоенных компетенций.

Интересной и продуктивной представляется технология «Обучение через развитие», представленная центром LAUREA. Она реализуется на основе проектной карты, в которую входит проведение семинара и лаборатории, а затем – реализация проектов слушателей на основе сконструированного ими контента знаний на предыдущих этапах – в ходе семинарского и лабораторного занятий (технологию представили Ари Палениус и Юлия Невмержицкая).

В России центры прикладных квалификаций начинают свою работу.  По данным Н.М. Золотарёвой, на 2013 г. их в России 46[6, С.4]. Причём в каждом региональном центре они создаются на той базе, которая максимально отвечает потребностям территории. Однако, продвижение таких центров тормозит несовершенная система финансирования процедуры признания квалификации. Работа в направлении создания таких гибких и открытых систем, позволяющих отследить как дальнейшее проявление полученных квалификаций обучаемыми, так и состояние оплаты за обучение – становится тем ключевым моментом, который будет способствовать утверждению в практике образования взрослых этого важного направления. На сегодня именно в этом ключевом звенебудет заключаться успех или неуспех развития образования взрослых в России.

Подводя итог, отметим, что образование взрослых в России находится в русле мировых тенденций развития такого образования в мире. Оно имеет большое значение и потенциал для социума в целом – прежде всего, для воспитания молодёжи, как показательный пример для подражания. Однако, для совершенствования этого направления образования необходим учёт мирового образовательного опыта и интеграция социальных и образовательных субъектов – структур, организаций и учреждений, а также интеграция андрагогов на международном уровне.


Библиографический список
  1. Воднева Г. Д., Дополнительное образование взрослых: принципы, содержание, формы реализации / Г.Д. Воднева // Дополнительное образование взрослых: опыт программно-методического обеспечения: сборник программ дополнительного образования взрослых / сост. С.И. Тарарышко – Минск : «Пропилеи», 2012. – 180 с. ISBN 978-985-6329-92-3.
  2. Педагогический энциклопедический словарь/Гл.ред. Б.М. Бим-Бад.-М.:БРЭ,2002.С.17. URLhttp://moi-universitet.ru/library/articles2/statja3/#.UzWCjcG9qwZ(Дата обращения 15.04.2014)
  3. Образование взрослых; история, современность, перспективы развития: м-лы Междунар.науч. практ. Конф., Минск, 12013 мая 2010 г./под общ.ред. С.В. Ситниковой; ГОУ «Минский областой инс-т развития образования».  Минск: МОИРО, 2011. – 266С. – ISBN978-985-6907-76-3
  4. Ермак Н.А.Арт-терапевтические возможности художественного обучения в арт-герагогике / Н. А. Ермак // Прикладное искусство и художественное образование: Материалы международной научн.практ. конф./ Отв.ред. С.В. Кривых – Санкт-Петербург: Экспресс, 2011.- C.40.-ISBN978-5-9592-0119-6
  5. Вершловский С.Г. Образование взрослых в России Вопросы теории / С.Г. Вершловский // URLhttp://www.znanie.org/docs/Vershl.html (Дата обращения 23.03.2014)
  6. Золотарёва Н.М., Многофункциональные центры прикладных квалификаций: курс на обеспечение квалифицированными кадрами / Н.М. Золотарева // Профессиональное образование. М: Столица №10. 2013. С.6-10


Все статьи автора «svetlanaivanova»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: