УДК 37

О РОЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТА «МЕДИК-ПЕДАГОГ»

Камилова М.Ш.
Ташкентский Педиатрический Медицинский Институт, г.Ташкент, Узбекистан
заведующая кафедрой иностранных языков, педагогики и психологии

Аннотация
В статье представлен современный взгляд на проблемы педагогики в медицине. Автор размышляет о роли педагогических дисциплин в образовательном процессе медицинского учебного заведения, педагогических аспектах в деятельности врача, профессиональном и личностном становлении будущего медика-педагога.

Ключевые слова: врач, педагог, педагогические дисциплины, развитие личности, студент-медик


ON THE ROLE OF EDUCATION COURSES IN SPECIALIST TRAINING «MEDIC-TEACHER»

Komilovа M.Sh.
Tashkent Pediatric Medical Institute, Tashkent city, Uzbekistan
head of the Department of foreign languages, pedagogy and psychology

Abstract
The article presents modern view on the problems of pedagogy in medicine. The author reflects on the role of pedagogical disciplines in educational process of medical educational institutions, pedagogical aspects of physician's activity, professional and personal development of future medic-teacher.

Keywords: doctor, medical student, pedagogical disciplines, personal development, teacher


Библиографическая ссылка на статью:
Камилова М.Ш. О роли педагогических дисциплин в подготовке специалиста «медик-педагог» // Современная педагогика. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/04/2247 (дата обращения: 02.10.2017).

Реформы с системе образования Узбекистана начались еще в 1997 году. Уже тогда стало ясно, что подготовка специалистов высшего и среднего звена не отвечает требованиям рыночной экономики. Прежде всего реформы затронули структуру образования. Современное образование стало непрерывным, претерпели изменения среднее специальное и высшее образования. Изучая опыт развитых стран, мы внедрили бакалавриат и магистратуру, а в 2012 году Указом Президента была ликвидирована ученая степень «кандидат наук». Оновременно со структурой изменились и ГОС и учебные планы. Во всех вузах в первом блоке стали изучаться педагогические дисциплины и психология. Начали функционировать и факультеты профессионального образования, в нашем случае это медико-педагогический.

Внедрение педагогических дисциплин в  учебные планы преследовало задачу подготовки педагогов нового поколения.  Целью изучения педагогики в медицинском вузе является формирование основ психолого-педагогической компетентности и расширение профессиональных функций медицинского работника.    Изучая педагогику, студент-медик должен реализовать следующие основные задачи:
– усвоить и принять лично для себя педагогические аспекты деятельности медицинского работника;
– овладеть основами педагогических знаний, повысить общую педагогическую культуру;
– понять значение педагогических знаний для развития своих способностей в период обучения и для профессионального роста.

В течение семи лет  медики-педагоги изучают общую и профессиональную педагогику, педагогическое мастерство, новые педагогические технологии, дидактику. Такое детальное  изучение   педагогических дисциплин крайне необходимо нашим студентам. Многие выпускники, чаще девушки, устраиваются на работу в средние специальные медицинские заведения. Они выполняют функции преподавателя общемедицинских и медицинских дисциплин в колледжах и лицеях, а также учителя в общеобразовательных учреждениях с профильным медико-биологическим обучением.  Но педагогические знания необходимы не только педагогам. Для воспитания гармоничного поколения необходима интеграция школы, семьи и психологической медицины. Гармоничное развитие включает в себя развитие различных сторон психической жизни – ума, чувства, воли, сочетание различных сторон воспитательного воздействия – умственного, нравственного, эстетического, развитие духа и тела – психическое и физическое воспитание.

Важно отметить, что многие известные ученые медики обращали свое внимание на важность педагогического образования для врача. В этой связи большой интерес представляют научные взгляды В.М. Бехтерева. Отправным моментом и основной задачей его научных поисков выступал человек как целостное онтологическое бытие, биосоциальное образование в единстве всех его сторон, во взаимодействии с миром: природой, космосом и социумом. Впервые в отечественной науке глубоко и полно было обосновано представление о человеке как биосоциальном существе [4]. Бехтерев сумел подойти к исследуемому объекту “больной и здоровый человек” аналитически и в то же время комплексно, синтетически охватив разные стороны и уровни его состояния. Будучи специалистом в области анатомии, гистологии, морфологии и физиологии мозга, психо- и невропатологии, психологии и педагогики, Бехтерев впервые ввел понятие медицинская педагогика. Анализ научного наследия Бехтерева показывает, что основной его целью было создание единого целостного учения, изучающего все стороны личности, ее взаимодействия с миром на основе неких общих универсальных законов, объединяющих и объясняющих все многообразие исследуемых разноуровневых явлений. Основу психического здоровья и развития личности Бехтерев видел как в природе организма, т.е. его генетической обусловленности и соматических особенностях, так и в природной и социальной среде обитания человека. Особенно интересным представляется здесь утверждение о важности активной общественной позиции личности в ее развитии: где нет общественной деятельности, там нет и полного развития личности” [4]. Выдающийся русский ученый В.П. Кащенко считал, что лечебно-педагогическое воздействие на детей, особенно с недостатками характера, возможно тогда, когда, с одной стороны, медицина тесно переплетается с педагогикой, а с другой – когда психонервные отклонения у детей устраняются при помощи педагогических методов и приемов. По  его мнению “успех возможен только при взаимном глубоком проникновении одной области в другую, при дружном содействии врача и педагога”. Одно лечение, так же как и одно воспитание, по его мнению, малорезультатно без взаимного проникновения деятельности педагога и врача, имеющих специальную подготовку: врач – в педагогических дисциплинах и лечебной педагогике, педагог – в психоневрологии детского возраста и лечебной педагогике. Под последней ученый понимал интеграцию медико-терапевтических, учебно-педагогических и воспитательных приемов, имеющих целью исправление характера и личности ребенка. Кащенко, напутствуя своих учеников, особо подчеркивал их “призвание сочетать в себе педагогов и врачей”, отмечал, что в хорошо организованных медико-педагогических учреждениях синтез медицины и педагогики позволяет изучать ребенка во всей полноте его особенностей и черт [4].

Приоритет гуманистических ценностей развития личности, внимание к тем психолого-педагогическим условиям, которые необходимы для саморазвития, побуждают преподавателей к поиску оптимальных форм, методов и средств обучения. Роль педагогических дисциплин в подготовке специалистов, в частности, врачей,  является одним из факторов подготовки гармоничной,  развитой личности, пристальное внимание к педагогике  приближает нас к  международному уровню профессиональной квалификации и компетентности медика-педагога.


Библиографический список
  1. Акрамов Н.М., Акрамова Л.Ю. Современная организация медицинской помощи в Узбекистане. Международный Сборник научных статей : «Развитие общества и экономики постсоветского пространства: современные тенденции и перспективы».- Липецк; «Гравис», 2012. Стр.6-8.
  2. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. — М.; Высшая школа, 1990
  3. Новгородцева И.В. Педагогика в медицине: Учебное пособие.-М.; «Флинта», 2012.
  4. Медицина и педагогика на пути интеграции. Режим доступа: http://stud-baza.ru/meditsina-i-pedagogika-na-puti-integratsii-referat-pedagogika
  5. Педагогика в медицине/Под ред. Н.В.Кудрявой. – М.: Академия, 2006 – 320с.


Все статьи автора «Акрамова Лола Юнусовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: