УДК 37

РОЛЬ КУРАТОРА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ

Хакимова Г.А.1, Уста-Азизова Д.А.2
1Ташкентский Педиатрический Медицинский Институт, Узбекистан, студент 6 курса
2Ташкентский Педиатрический Медицинский Институт, Узбекистан, руководитель, кандидат педагогических наук, доцент

Аннотация
Куратор - самый необходимый и полезный человек в вузе. Все время обучения он будет сопровождать своего подопечного и помогать какие бы вопросы или проблемы ни возникали. Куратор помогает оптимально организовать учебу, спланировать работу, проводит собрания, беседы с родителями, учувствует в жизни каждого студента.

Ключевые слова: воспитательный процесс, куратор, правила, студент


THE ROLE OF COUNSEL IN ACTIVITIES AND EDUCATION OF PUPILS

Hakimova G.A.1, Usta-Azizova D.A.2
1Tashkent Pediatric Medical Institute, Uzbekistan, 6th course student
2Tashkent Pediatric Medical Institute, Uzbekistan, scientific supervisor, Ph.D., Associate Professor

Abstract
Counsel is the most necessary and useful man in institution of higher learning. All the time educating he will accompany the ward and to help whatever questions or problems arose up. A counsel helps optimally to organize studies, plan work, holds meeting, conversations with parents, учувствует in life of every student.

Keywords: counsel, educator process, governed


Библиографическая ссылка на статью:
Хакимова Г.А., Уста-Азизова Д.А. Роль куратора в деятельности и воспитании учащихся // Современная педагогика. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/04/2271 (дата обращения: 02.10.2017).

В современном мире слово куратор используется во многих областях деятельности. Большую роль в воспитании и деятельности учащегося играют не только родители, но  кураторы. Курорт отвечает за содержание воспитательного учебного процесса, его соответствие целям гуманистического демократического воспитания и активность участия в нем учащегося. Для этого необходима диагностика достаточно полная осведомляемость куратора об участии учащегося в различных видах деятельности, его отношениях в группах, характеры и содержание общения, формирующихся потребностях и интересах, стимулах и мотивах поведения. Куратор получает необходимую информацию, получаемой от самих учащихся от непосредственных организаторов их жизни, куратор контролируют состояние воспитательных отношений, дает советы, вносит педагогические коррективы в течении жизни. Важной задачей курорта по обеспечению целостности учебно-воспитательного процесса является координация деятельности и налаживания взаимоотношений четырех ведущих коллективов: учебного работающих группой, родителей и трудового (базового предприятия).

Куратор группы – самый необходимый и полезный человек в вузе. Все время обучения он будет сопровождать своего подопечного и какие бы вопросы или проблемы ни возникали – в первую очередь поможет именно он. Куратор назначается приказом ректора вуза и имеет широкие полномочия:

- принимает участие в проведении собраний группы, назначения старосты и выборов профорга;

-  помогает быстрее освоиться с особенностями обучения в университете, его структурой и службами, знакомит с традициями института и специальности;

- помогает оптимально организовать учебу, спланировать самостоятельную работу, составить учебные графики и т.д.;

-  поддерживает связь со всеми преподавателями, которые проводят занятия, и, при необходимости помогает организовать дополнительные занятия и консультации;

-  представляет к поощрению администрацией, помогает решать материальные проблемы;

-  помогает лучше подготовиться к учебным и производственным практикам;

-  посещает общежитие, вместе со студенческим советом института и администрацией студгородка участвует в решении бытовых и других важных вопросов.

К выбору форм работы куратор подходит творчески, с учетом условий жизни учебного заведения, возможностей и особенностей учащихся, анализировать, обобщать, и корректировать.

Наиболее актуальные формы работы курорта заключается в проведении часа знаний и убеждений. Такая работа посвящается анализу складывающихся учащихся мировоззренческих представлений, нравственных эстетических идеалов, ценностных ориентаций, учащиеся выступают с сообщениями, задают вопросы, высказывают суждения и убеждения, с учетом освоенного учащимися учебного материала, знания текущих общественно-политических событий, новых явлений в науке и искусстве.

Настоящий куратор любящий свою работу живет жизнью своих учащихся. На кураторском часе обсуждаются актуальные проблемы жизни группового коллектива, состояние самоуправления, выполнения общественных поручений, коллективных отношений, поведения отдельных ребят. Обсуждаются и результаты соревнований, дежурства, организации самообслуживания, проведения вечеров, походов, физкультурных и спортивных мероприятий. Он предоставляет возможность каждому учащемуся или группе проявить себя, показать, на что они способны, услышать мнение о результатах своего творчества, узнать о себя что-то новое и самоутвердиться. Это позволит куратору активно влиять на духовный мир учащихся, на формирование их  художественно–эстетических представлений, мировоззренческих убеждений.

Работа куратора в студенческой жизни – это прежде всего постоянное участие в жизни группы в течение учебного года. Куратор должен следить  за посещаемостью и успеваемостью студентов, во время проверять журнал посещаемости, посещение учебных занятий; проявлять участие,  помощь в вопросах, связанных с учебным расписанием, занятиями, сессией; проводить беседы с преподавателями и с родителями, доводить до их сведения необходимую информацию о посещаемости и успеваемости, поведении студента в вузе. Изучать научные интересы студентов, привлекать их к исследовательской работе, предоставлять возможности для самореализации.

Особенно важно место куратора в жизни первокурсника, особенно с теми, у которых возникают проблемы с адаптацией в вузе. Он должен уделять внимание вопросам взаимодействия с сокурсниками, преподавателями, личным проблемам студентов. В вопросах этики и эстетическом воспитании студентов также немаловажную роль играет куратор. Он ведет контроль за внешним видом, поведением студентов группы, соблюдением ими правил внутреннего распорядка в вузе; привитие интереса к культуре и искусству.

Кураторские собрания для первокурсников проводятся один раз в неделю, для старших курсов можно проводить раз в две недели. На собраниях разбираются повседневные проблемы и вопросы, появившихся у группы. Обсуждаются актуальные вопросы современной жизни (знание и защита собственных прав, ценность семьи для современной молодежи, городской и сельский образ жизни и т.д.).

Куратору важно разобраться в том, какие представления о жизни черпают дети в семье, как соотносят их с теми, которые приобретают в учебе, в общественных организациях, из источников массовой информации. Таким образом, куратор посредством основных форм своей работы с учащимися превращается в мозговой центр системы воспитания. Он оказывает ребенку решающую педагогическую помощь в осознании им процесса собственной жизни и деятельности, что превращает его в активного и сознательного человека.


Библиографический список
  1. Андреев В.И. Педагогика высшей школы: инновационно-прогностический курс. Казань: Центр инновационных технологий, 2008.
  2. Зелеева В.П. Совершенствование работы кураторов студенческих групп на диагностической основе. Казань, 2002.
  3. Манузина Е.Б. Педагогическое сопровождение студентов в образовательных учреждениях высшего профессионального образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011.
  4. Фарберман Б.Л., Мусина Р.Г., Джумабаева Ф.А. Современные методы преподавания в вузах. – Ташкент: ГФНТИ, ГКНТ РУз, 2001. − 192 с.
  5. Уста-Азизова Д.А. Научно-педагогические основы духовно-нравственного воспитания студентов во внеаудиторное время (на материалах художественной литературы Узбекистана): Автореф. дис. … канд. пед наук. – Ташкент, 2007.


Все статьи автора «Уста-Азизова Дильноза Ахраровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: