УДК 37.01

МОДЕЛИРОВАНИЕ И ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ, ПРЕОДОЛЕВАЮЩЕЙ НЕДОСТАТКИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Шигаева Наталья Валерьевна
Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П. Королева (НИУ)

Аннотация
В данной статье проводится анализ факторов проблем, связанных с образованием в России. Проведенное исследование выявило множество сложностей образования в аспектах подачи материала, заинтересованности субъектов образования, развития творческих способностей детей. Предложен метод преодоления данных трудностей посредством создания и внедрения инновационной технологии обучения.

Ключевые слова: игры, инклюзивное образование., интеллектуальное развитие, проблемы российского образования, система мотивации, социальная адаптация, технология обучения


THE INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGY MODEL IMPLEMENTATION

Shigaeva Nathalie Valerievna
Samara State Aerospace University

Abstract
The problem of disinterest of children in learning actuality is a reason for “Education through the game” model implementation. The goals of innovative educational technology model are: developing aptitudes for inventing, intellectual faculties of high level and moral qualities using innovative methods. The model is based on analysis of Russian education reality and its forecast.

Библиографическая ссылка на статью:
Шигаева Н.В. Моделирование и внедрение инновационной образовательной технологии, преодолевающей недостатки современного образования // Современная педагогика. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2014/04/2273 (дата обращения: 14.07.2023).

Современное российское образование не лишено недостатков. О них не умалчивают СМИ, но закрывают глаза чиновники, депутаты и, конечно, руководство образовательных учреждений. В исследовательской работе анализировались не только различные нормы и законы в области образования, но и блоги, опросы, обсуждения, и, конечно, собственный опыт, которые вскрывают всю поднаготную современной российской реальности.
Самые существенные недостатки российского образования, проявленные на практике, можно охарактеризовать следующими тезисами:
1. Отсутствие системы мотивации. Дети не хотят учиться. Они не любят ходить в школу и тем более учить уроки, не понимают, зачем это нужно. В лучшем случае их заставляют получать хорошие оценки, что влечет за собой психологические проблемы.
2. Психологические недостатки: развитие синдрома отличника, стресс. С детства детей приучают, что делать ошибки постыдно. Часто родители пользуются фразами вроде: “Делай так, как тебе говорят”, “Ты не прав”, “Будь хорошим”, “Не делай ошибок”. В итоге дети боятся совершить ошибки – а это влечет опасные последствия. Они теряют собственное мнение. Работа над ошибками должным образом не совершается в школах и университетах – дети акцентируются на том, что они знают, а не на том, в чем ошиблись, соответственно они остаются на прежнем уровне.
3. Процесс образования является утомительным, но малоэффективным. Большой объем материала. В некоторых школах дети учат каждый день по 6 уроков объемом в несколько сложнейших тем. Сильные нагрузки способствуют снижению эффективности образовательного процесса.
4. Слабое качество подачи материала. Учителя в школах, как правило, не успевают вообще давать материал, потому что 90 процентов урока проверяют домашнее задание. Соответственно, дети ничего не получают на уроке, кроме порции стресса.
5. Неспособность добывать и систематизировать материал. В жизни необходимо самому находить пути решения многих проблем. Многие дети после школы не способны на это, потому что учителя всегда задают домашнее задание по конкретному учебнику, которое нужно «зазубривать», а не приводить в систему.
6. Неспособность использовать знания – дети учат материал, не понимая, чем он может им помочь, не используют его на практике – в итоге все полученные знания улетучиваются.
7. Отсутствие творческого мышления. Школа учит заучивать наизусть, принимать чужие мысли за истину. Она не учит самостоятельно мыслить и создавать собственные идеи.
8. Изучаемые дисциплины не всегда имеют практическое применение, а те, что имеют важное значение для дальнейшей социализации, – не изучаются. Например, изучать химию во всех теоретических тонкостях, как это делается в школе, совершенно не нужно будущему юристу. Для общего развития ему это так же ничем не поможет, потому что вместо интересных фактов изучаются различные связи, реакции и поведение веществ, которые дети не видели ни разу в жизни. В то же время, в школах не даются основы трудового кодекса, основы уголовного кодекса, дети не знают элементарные гражданские права, которые действительно пригодятся в жизни, а ведь не все пойдут на юридические факультеты.
9. Нет деления детей по способностям. В итоге отстающие дети в классе не дают наиболее сильным ученикам развиваться в полную силу.
10. Система не развивает моральные качества. К сожалению, единственный предмет в школе, способствующий моральному развитию детей – это литература. Однако учителя литературы зачастую игнорируют моральную сторону дисциплины. Самое удивительное, что программа литературы в школе и не включает моральную сторону. Во многих школьных произведениях описывается жестокость и очень сложные философские мысли, которые не понимаются подавляющим большинством школьников. Особенно в старших классах произведений, закладывающих в детях любовь к жизни, родителям, работе, природе практически нет. Большинство изучаемых книг показывают быт и нравы прошлых эпох, а не раскрывает глубокие нравственные качества детей.
11. Отсутствие гибкости, статичность программ обучения. Мы живем в быстро меняющемся мире. Технологии развиваются стремительно, и на них мгновенно реагирует рынок труда: требуются новые навыки и умения, появляются новые специальности, и профессии. Программы российских вузов модернизируются крайне тяжело, специалисты, освоившие новые технологии и направления, не стремятся работать в вузах [5].
12. Неподготовленность выпускников российских вузов к практической работе. В вузах России львиная доля преподавательского состава занята на полную ставку. На Западе ситуация совсем иная: там преподаватели – это практикующие специалисты, читающие лекции в вузах. А значит, курс обучения включает в себя не только теорию, но и самую современную практику [5].
Большие волнения у родителей до сих пор вызывает реформа образования. Проект реформы был одобрен 28 апреля 2010 года, и до настоящего времени он проходил пробный период с частичным внедрением в некоторых школах, уже стали видны результаты. Суть проведенной реформы заключается в том, что бюджетные учреждения получают экономическую самостоятельность [1], но при этом они будут лишены гарантированного финансирования в полном размере. Один из самых пугающих прогнозов – это то, что многие школьные предметы станут платными, что уже и происходит в реальности.
По сути, реформа образования не призвана преодолеть недостатки современного образования, в лучшем случае все останется на том же уровне. Учителя по-прежнему не заинтересованы качественно преподавать, дети по-прежнему не заинтересованы учиться. Возможно, уровень материального обеспечения школ улучшится, а качество образования, скорее всего, ухудшится. Но в любом случае очевидно прибавление к вышеперечисленным недостаткам образования еще одного.
Теперь дети, способные получать глубокие знания и заинтересованные в этом, не смогут получить сильное образование, если родители будут не способны его оплатить. Соответственно, Россия потеряет долю талантливых исследователей и будущих профессионалов.
Таковы наиболее существенные недостатки российского образования. Если ситуация останется неизменной, наиболее вероятен такой прогноз ситуации, связанной с образованием, на 2030 год:
Родители будут заставлять детей учиться еще сильнее, потому что вынуждены платить за образование. Если дети все равно не будут учиться – родители потеряют интерес в трате денег. Часть родителей все равно не готова платить даже за часть предметов, поэтому их талантливые дети в лучшем случае изучат интересующие их предметы самостоятельно, но не получат сертификат о прохождении данных дисциплин и не будут иметь конкурентных преимуществ для поступления в университет. Поступить в университет станет проблематичнее, поэтому высшее образование станет доступно для наиболее состоятельной части населения. Увеличится количество студентов на рабочих специальностях, уменьшится количество студентов на интеллектуальных специальностях и на высоко технологичных специальностях, что повлечет за собой (и в 2030 году проявится) отставание Российской Федерации в области ИТ-индустрии и многих других. Падение уровня жизни населения, увеличение расходов на образование в семьях при неизменно низких зарплатах. По-прежнему низкий уровень подачи материала, отсутствие практической направленности образования и остальные проблемы останутся.
В такой ситуации невозможно говорить о национальном развитии. Низкий уровень государственного образования непременно вызывает потребность в качественном и недорогом коммерческом образовании, которая должна проявиться к 2020 году, когда система пройдет полное реформирование, и проявятся все слабые стороны новой системы. В связи с этим данная исследовательская работа направлена на создание действительно эффективной образовательной технологии.
Предпосылкой создания технологии явились результаты лондонских исследований, которые показали, что более 92 процентов детей регулярно играют в компьютерные игры. Ниже приведены некоторые результаты опроса в России.
Петр, 14 лет: «Играю ради удовольствия. Игра увлекает. Моя цель — выиграть, пройти игру. Игра улучшает настроение, если оно было плохое…»
Иван, 13 лет: «Играть интересно. Мне нравится сюжет игры — ради него и играю».
Сережа, 11 лет: «Играть интересно, когда сложно и когда хороший сценарий… Мне нравятся игры, где надо кого-то спасать» [4, с. 24-26].
Технология, предложенная мной, берет игру за основу образовательного процесса и преобразует ее в уникальный механизм обучения, решающий все существенные недостатки современного образования.
Основная суть методики обучения – обучение в игре. Перед ребенком ставится конкретная миссия, которую он должен выполнить. И образование перестает быть целью. Оно становится средством. Для старших классов обучение строится на основе проектов (по сути, в серьезно-игровой форме). Технология учитывает психологическое устройство мозга и памяти. Она берет за основу модель обработки информации «Стимул-ответ».
Система кодирования информации «стимул – ответ» работает следующим образом: мозг воспринимает некий стимул, этот стимул регистрируется в памяти, а затем какой-то второй стимул приводит в действие механизм извлечения информации о первом. Чем большей предварительной обработке подвергается информация, тем правильнее она записывается. Для улучшения обработки новой информации очень важно устанавливать мысленные связи и структурировать новые сведения, произвести целый ряд мысленных операций: прокомментировать новые данные, оценить их значение, поставить вопросы, с чем-то сопоставить и сравнить [3]. Такое развитие сети ассоциаций, как эмоциональных, так и интеллектуальных, повышает эффективность запоминания.
Технология «Education through the game» должна быть реализована в 3 этапа:
1. Создание интерактивных материалов нового типа. Их можно использовать как дополнительное образование детей на игровой основе.
В отличие обычных интерактивных курсов, данный будет отличаться динамичностью и будет реализован в виде игры. Программа будет развивать воображение, расширять кругозор, использовать психологические методы усиления и обеспечивать весь комплект знаний.
2. Создание интерактивной системы обучения на основе созданных материалов для дистанционного обучения, включающей контроль обучения, связь студентов и преподавателей, конкурсы и прочие элементы.
3. Создание реальной школы нового типа, в которой технология будет реализована максимально. Речь идет об уникальном образовательном учреждении, раскрывающем все таланты молодого поколения в полном объеме.
Модель инновационного образовательного учреждения
Модель школы имеет 3 уровня: начальный (3-9 лет), средний и высший.
На начальном уровне обучение построено полностью на игровой основе. День делится на 2 части: игры и секция. Во время игр дети изучают программные предметы, в которых дети и узнают все необходимое для сдачи теста. После перерыва – секция. Здесь дети чередуют спортивное образование и творческое. Их задача – командное создание проекта. Каждый месяц – презентация проектов.
Средний уровень. Предполагается наличие нескольких бесплатных мест для детей, прошедших конкурс. Задача уровня – заинтересовать. Посещаемость свободная. Основную часть занятий занимают лабораторные занятия, на которых дети изучают естественные науки, исключительно на практике, а не в теории. Дома же детям предлагает углубленный интерактивный курс каждой дисциплины. На практическом занятии дети задают вопросы по пройденному материалу и по проекту. Каждую субботу проводится контроль знаний. Каждый семестр – презентация проектов. Вводятся секции юных изобретателей, на которых дети создают свои первые проекты технического направления.
На высшем уровне обучения формируется 3 группы. В группе «А» обучаются бесплатно особо одаренные дети, которые участвуют в создании инновационных проектов в лабораториях и работают с инвесторами. Они осваивают весь теоретический материал самостоятельно. Группа Б – это дети, которые учатся платно. Они проходят теоретический курс с педагогами, принимают участие в воспитании младшего поколения, в субботниках и их организации. При создании перспективного проекта участвуют в осуществлении идеи в лаборатории. Группа В – это дети, которые хотят учиться в инновационной школе для поступления в хороший вуз. Они посещают на выбор интересующие предметы, сдают по ним тесты, консультируются с преподавателем, занимаются на секциях и т.д.
Теоретический курс школы включает в себя все общеобразовательные предметы с особым упором на предметы практического назначения, добавляются предметы необходимые для дальнейшей жизнедеятельности, такие как основы предпринимательства, необходимые основы права.
Модель предполагает инклюзивное обучение инвалидов. Система воспитания толерантности в школе, дисциплина делают социализацию инвалидов облегченной. Специальная библиотека для людей с ограниченными возможностями. Домашнее дистанционное образование также поможет инвалидам получать качественное образование, не выходя из дома.
Самое главное отличие школы в наличии множества лабораторий, позволяющих осуществлять более серьезные проекты.
Также целью реальной школы станет не просто развитие изобретательского потенциала, а связь изобретателей с инвесторами, возможность осуществления своего проекта прямо в стенах своей школы и получение заработка с юных лет.
Инновационная образовательная модель призвана исключить все недостатки современного образования следующим образом:
1. Система мотивации заключается в возможности получать бесплатное образование, стипендии, зарплату за участие в разработках. Сама игра – уже мотив к получению знаний.
2. Игра смягчает стресс, развивает лидерские качества.
3. Процесс образования становится интересным и не утомляет детей.
4. Система учит добывать и систематизировать материал самостоятельно, давая лишь стимулы для их приобретения.
5. Дети используют материал в играх и проектах, приобретая практические навыки.
6. Развитие творческого мышления посредством специальных творческих заданий.
7. Все изучаемые дисциплины имеют практическое применение.
8. Деление детей по способностям делает процесс обучения эффективным.
9. Система развивает моральные качества посредством гуманных элементов в миссиях игр.
10. Выпускники будут готовы к практической работе, так как проекты будут основаны на практических задачах, с которыми сталкиваются все специалисты в ходе работы. Проекты будут разрабатываться в тесном сотрудничестве с инновационными предприятиями России и мира. Система делает возможным сотрудничество инвесторов с одаренными детьми.
ВЫВОД. Игры являются сильным импульсом для развития ребенка — интеллектуального, эмоционального, личностного. Проблемы, с которыми сталкивается ребенок в игровом пространстве, активизируют его восприятие, память, внимание, мышление, укрепляют умение работать в быстром темпе и в постоянно меняющихся условиях, развивают волю, терпение, упорство в достижении цели. Ребенок приобретает умение переживать свой неуспех, исправлять свои ошибки и совершенствовать свои умения.


Библиографический список
  1. Федеральный закон от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений”
  2. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 07.03.2014).
  3. Лапп Д. Улучшаем память – в любом возрасте. М., 1993. 240 с.
  4. Руденко И.Л. Скромное обаяние виртуальной реальности. // Семья и школа. 1998. № 2. 120 с.
  5. Недостатки российского образования. URL: http://www.education-medelle.com/articles/nedostatki-rossijskogo-obrazovaniya.html (дата обращения: 17.03.2014)


Все статьи автора «nataliash»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: