УДК 378.147

ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Савельева Людмила Александровна
Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
кандидат педагогических наук, доцент кафедры прикладной информатики

Аннотация
Данная статья посвящена вопросам подготовки будущих учителей информатики к использованию в своей профессиональной деятельность инновационных технологий, которые становятся неотъемлемой частью образовательного процесса современной школы.

Ключевые слова: инновационные технологии, информатика, современная школа


THE TRAINING OF FUTURE TEACHERS OF COMPUTER SCIENCE TO THE USE OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES

Savelyeva Ludmila Aleksandrovna
Magnitogorsk State Technical University
PhD in Pedagogical Sciences, Assistant Professor of the chair of applied Informatics

Abstract
This article is devoted to questions of preparation of future teachers of computer science for use in their professional activities of innovative technologies that become an integral part of the educational process modern school.

Библиографическая ссылка на статью:
Савельева Л.А. Вопросы подготовки будущих учителей информатики к использованию инновационных технологий // Современная педагогика. 2014. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2014/05/2313 (дата обращения: 15.07.2023).

Основной целью концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям иновационного социально ориентированного развития Российской федерации. Поэтому высшее профессиональное образование, в том числе и педагогическое, направлено на создание условий способствующих подготовке специалистов, готовых к личной и профессиональной самореализации, востребованных на рынке труда.

Проведенный опрос непосредственных руководителей – работодателей выпускников показал, что руководители предприятий и организаций при приеме сотрудников в большей степени ориентированы на специалистов, но в связи с переходом на двухуровневую систему обучения бакалавриат-магистратура по большинству специальностей работодатели начали перестраиваться. Наиболее важным критерием при трудоустройстве, выпускники выделяют опыт работы, полученные знания, затем – связи, наличие диплома. Следует отметить, что для большинства работодателей не имеет принципиального значения ВУЗ, который окончил выпускник, главное чтобы выпускник обладал необходимыми компетенциями [1].

Ориентация образовательного процесса современной школы на личностное развитие, создание условий для самореализации и самопознания учащихся выдвигает новые требования к содержанию образования, методологиям и технологиям обучения. Следовательно, будущие учителя должны владеть новыми информационными технологиями обучения и быть готовы к использованию их в условиях общеобразовательных школ, а их подготовка по применению инновационных технологий должна вестись в рамках ОПД.

В процессе профессиональной подготовки в области преподавания информатики, согласно педагогической инноватике, необходимо готовить будущих учителей к использованию новых образовательных технологий, таких как интерактивные технологии, технологии проектного обучения, компьютерные технологии, технологии дистанционного обучения, здоровьесберегающие образовательные технологии, а также соответствующие им методы обучения, моделирование, тренинг, микроисследование, кейс-метод, стратегия «электронный портфолио», Интернет-тестирование, Интернет-экзамен, рейтинговая система контроля знаний, мониторинг качества образования и другие [2].

Инновационные технологии обучения невозможно осуществлять без соответствующих технических и методических средств, таких как мультимедийное и телекоммуникационное оборудование, электронные учебно-методичекие комплексы (ЭУМК), образовательная информационная среда (ОИС), цифровые образовательные ресурсы (ЦОР). Поэтому будущие учителя информатики должны быть готовы не только к использованию этих средств в инновационных технологиях, но и к самостоятельной разработке некоторых из них.

Наметившаяся на сегодня тенденция активного внедрения ЦОР в учебный процесс образовательных заведений позволяет в перспективе перейти от традиционной модели обучения к модели инновационной, соответствующей потребностям современного информационного общества. Использование цифровых образовательных ресурсов имеет ряд преимуществ перед традиционным способом обучения, когда передача информации идет напрямую: учитель – ученик. К таким преимуществам можно отнести следующие:

  • Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности.
  • Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию к обучению.
  • ИКТ вовлекают обучаемых в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.
  • ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности обучаемых, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом [3].

Создание цифровых образовательных ресурсов, таких как интерактивные презентации, обучающе-контролирующие программы, обучающие видеоролики, видеоуроки, являются неотъемлемой частью подготовки будущих учителей информатики.

Связь с основной учебной деятельностью, и тем самым повышение значимости процесса обучения, достигается посредством целенаправленного использования ресурсов образовательной информационной среды в режиме моделирования будущей профессиональной деятельности студентов. На начальном этапе ресурсы среды используются для расширения профессионального кругозора и приобретения обучаемым знаний об особенностях сферы его профессиональной деятельности. Опора на рассматриваемый принцип в процессе обучения в ОИС призвана способствовать построению своеобразного сценария предстоящей профессиональной деятельности студента, постоянному совершенствованию его профессиональных навыков. Это позволяет выявлять, эксплицировать то неформальное знание, которое профессионалы ежедневно используют в своей практике, делать его предметом изучения и таким образом обеспечивать опережающий характер обучения [4].

Еще одним важным средством, на наш взгляд, является информационное обеспечение и информационное обслуживание как элемент единой образовательной среды школы. Электронные дневники, электронные журналы, электронное расписание, сайт школы и др. стали неотъемлемой частью образовательной системы.  С  этой целью в организациях создаются автоматизированные информационные системы управления, которые интегрируют внутреннюю и внешнюю информацию. Поступление всех видов информации в единую систему дает возможность осуществлять информационный мониторинг, содействует обоснованному принятию управленческих решений [5].

Студенты во время обучения знакомятся с такими средствами инновационных технологий как мониторинг качества образования и рейтинговая система. Они видят их практическую значимость и учатся сами участвовать в процессах построения адекватных моделей.

Внедрение мониторинга, как метода контроля самостоятельной работы студентов, ставит перед педагогом конкретные методические задачи, решение которых и создает условия для его применения в процессе обучения. Мониторинг процесса обучения позволяет своевременно реагировать на изменения в управляемых объектах.

Мониторинг самостоятельной работы студентов дополняет рейтинговую систему оценки знаний, умений и навыков студентов, представляющую собой интегральную оценку результатов всех видов деятельности студента за семестровый период обучения информатике [6].

За последние несколько лет вузы наряду с заочным обучением все чаще стали использовать дистанционное обучение. В школах используются элементы дистанционного обучения, это не только электронные дневники и журналы, но и дистанционное общение со школьниками, например во время объявления карантина. Для школьников это должно быть не просто задание «что» прочитать в учебнике и решить самостоятельно, а интерактивное обучение через интернет дистанционно. Именно учителя информатики способны организовать в такую деятельность, поэтому во время обучения в вузе необходимо подготовить их и в этом направлении.

Преподаватели, работающие с обучаемыми посредством дистанционной технологии должны быть профессионально образованы, не только в своей предметной области, но владеющие знаниями в области информационных и коммуникационных технологий. Качество образования также зависит от содержания образовательной среды. Самый простой способ наполнения образовательного портала это размещение комплекта, состоящего из набора текстовых документов, представляющих теоретический блок; вопросы к зачетам или экзаменам; глоссарий; образцы тестовых заданий и методические рекомендации по работе с предлагаемым учебным материалом [7].

Телекоммуникационные технологии осваиваются студентами посредством работы в сети Интернет, созданию аккаунтов в различных социальных сетях и размещению в них разработанных материалов или ЦОР, настраивания гиперссылок со своих интернет-страниц на размещенные в сети обучающие объекты, разработанные онлайн-тесты и другие документы.

Целенаправленная, систематическая работа с будущими учителями информатики по подготовке их к профессиональной деятельности посредством инновационных технологий способствует их активной жизненной и профессиональной адаптации, дальнейшей личностной и профессиональной самореализации и продолжению образования через всю жизнь.


Библиографический список
  1. Ефимова И.Ю. Исследование эффективности трудоустройства выпускников IT-специальностей вуза с использованием мониторинговых технологий Ефимова И.Ю. Проблемы и перспективы развития образования в России. 2011. № 11. С. 378-382.
  2. Савельева, Л.А. Фактор инновации в подготовке будущих учителей информатики к профессиональной деятельности // Труды Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию АГТУ, 13-15 октября 2010 года/ Астрахан. Гос. Техн. Ун-т. – Астрахань: Изд-во АГТУ, 2010. – Т.1. – С. 250-252.
  3. Мовчан И.Н. Цифровые образовательные ресурсы: современные возможности и тенденции развития / И.Н. Мовчан // Сборник научных трудов Sworld. – 2010. Т. 26. – № 4. – С. 36-38.
  4. Махмутова  М.В. Формирование модели образовательной информационной среды подготовки специалиста / М.В.Махмутова // Сборник научных трудов Sworld.- 2007. Т. 14.- № 4.- С. 85-90.
  5. Белоусова И.Д. Информационный менеджмент в контексте управления информационными системами учебное пособие / И. Д. Белоусова ; М-во образования и науки Российской Федерации, ГОУ ВПО “Магнитогорский гос. ун-т”. Магнитогорск, 2010.
  6. Савельева Л.А. Мониторинг самостоятельной работы студентов по информатике Савельева Л.А. Сборник научных трудов Sworld. 2010. Т. 26. № 4. С. 47-49.
  7. Боброва И.И. Некоторые проблемы дистанционного образования России /И.И. Боброва// Сборник научных трудов Sworld.- 2013. Т. 27.- № 4.- С. 11-14.


Все статьи автора «Савельева Людмила Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: