УДК 37.022

ПРЕПОДАВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА» В ВУЗЕ ДЛЯ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА»

Киселева Ольга Михайловна
Смоленский государственный университет
кандидат педагогических наук, доцент

Аннотация
Дисциплина «Социальная информатика» включена в базовую часть профессионального цикла, является базовой дисциплиной в освоении знаний по информатике для направления подготовки «Социальная работа». Освоение данного предмета необходимо для работы с компьютером и информационными технологиями при решении профессиональных и социальных задач.

Ключевые слова: информатика, образовательный процесс, социальная информатика


TEACHING THE DISCIPLINE "SOCIAL INFORMATICS" AT THE UNIVERSITY FOR SPECIALTY "SOCIAL WORK"

Kiseleva Olga Mikhailovna
Smolensk State University
Ph.D., assistant professor of informatics

Abstract
Discipline "Social Informatics" is included in the basic part of the cycle, is basic in the development of knowledge on Informatics for specialty "Social work". The development of this subject, it is necessary to work with computer and information technologies to solve professional and social problems.

Библиографическая ссылка на статью:
Киселева О.М. Преподавание дисциплины «Социальная информатика» в вузе для направления подготовки «Социальная работа» // Современная педагогика. 2014. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/05/2338 (дата обращения: 02.10.2017).

Сегодня информатика преподается практически во всех вузах и колледжах большинства стран. При этом тенденция к увеличению данного курса в образовании продолжает нарастать. Причина этого состоит в том, что сейчас на людей обладающих хорошими знаниями в области информатики в обществе существует устойчивая социальная потребность. Она связана с постоянной модернизацией вычислительной техники и средств связи, появлением информатики и информационных технологий во всех сферах человеческой жизни и деятельности. Владение информационными технологиями является необходимостью для решения целого ряда актуальных социально-экономических проблем.

С одной стороны учебный курс «Социальная информатика» является частью науки информатики, с другой – принципиально новым общеобразовательным курсом в системе высшего образования. Основной целью этой дисциплины является необходимость сформировать у студентов полное системное представление о современных информационных тенденциях развития общества, о появляющихся в этом процессе информационных, психологических и социально-экономических проблемах и возможностях их предотвращения и решения. [1]

Дисциплина «Социальная информатика» включена в базовую часть профессионального цикла, является базовой дисциплиной в освоении знаний по информатике для направления подготовки «Социальная работа». Исходными для освоения «Социальной информатики» являются знания по дисциплине «Информатика». Освоение данного предмета необходимо для работы с компьютером и информационными технологиями при решении профессиональных и социальных задач.

Целями освоения дисциплины «Социальная информатика» являются:

- формирование информационной культуры студентов; [2]

- знаний особенностей развития современного информационного общества, перспектив развития информационного пространства человека;

- овладение современными методами обработки, анализа и хранения информации, программными средствами, навыками работы с компьютером как средством управления информацией;

- освоение способов и методов использования современных информационных технологий и системы Интернет.

В результате освоения учебного курса у студента должны сформироваться следующие компетенции:

-                   понимать сущность и значение информации в развитии современного общества, понимать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, следовать основным требованиям информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-11);

-                   знать и владеть основными методами, приемами и средствами получения, хранения, модернизации информации, уметь работать с компьютером как средством управления информации (ОК-12);

-                   быть готовым к предоставлению социальной защиты, помощи и поддержки, оказанию социальных услуг отдельным лицам и социальным группам (ПК-4);

-                   уметь работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13). [3]

В результате освоения учебного курса студент должен:

1) Знать:

-                   особенности и тенденции развития современного информационного общества;

-                   основы современных информационных технологий переработки информации и возможности их использования в профессиональной деятельности;

-                   методы и средства защиты информации.

2) Уметь:

-                   анализировать современные тенденции развития общества;

-                   адекватно и обоснованно выбирать программное средство для решения прикладной задачи и осуществлять обмен данными между программами;

-                   представлять данные в электронных таблицах, автоматизировать проведение в них расчетов;

-                   пользоваться основными возможностями, услугами и информационными ресурсами компьютерных сетей, в том числе сети Интернет.

3) Владеть:

-  базовыми информационными технологиями, необходимыми для профессиональной деятельности;

-  навыками использования программных средств и работы в компьютерных сетях, создания баз данных, информационных технологий. [4]

В процессе изучения дисциплины «Социальная информатика» студенты должны ознакомиться со следующими разделами:

1)Информационный подход к истории развития общества. Раздел, в котором рассказывается об истории развития человеческого общества, об информатизации как глобальном процессе, рассматриваются этапы и предпосылки информатизации общества. Кроме того, в данном разделе необходимо познакомить учащихся с ролью основных информационных революций в развитии обществ.

2)Информационные технологии.  Раздел, в котором рассматриваются основные понятия информационных технологий и их виды в современном обществе.

3)Информационные ресурсы. Раздел, в котором рассматривается понятие ресурсов в обществе, особое внимание уделяется понятию информационный ресурс. Представляется классификация информационных ресурсов, их виды и примеры.

4)Работа с приложениями сети. Раздел, в котором рассказывается о компьютерных сетях, их функциях. Приводятся примеры работы в локальной сети. Описываются процессы передачи файлов, организации работы в сетевых приложениях и организации доступа к ресурсам сети.

5)Инфотехносфера. Раздел, в котором рассматривается понятие инфотехносферы. Приводятся примеры технических и программных средств в современном обществе. Освещается процесс подготовки документооборота.

6)                  Информационные сети. В данном разделе освещаются понятия телекоммуникации и каналов связи, а также их характеристики. Рассматриваются вопросы, связанные с глобальной сетью Internet, службами Internet, электронной почтой, новостями, поиском информации в Internet, медицинскими и социальными службами и ресурсами Internet. [5]

7)Информационная среда. Это раздел, содержащий информацию о среде обитания современного человека, информационной безопасности, информационных преступлениях, оружие и войне. Также в нем происходит знакомство с современными видами быстрого доступа к данным, подготовке и передаче данных.

8)Информационная культура общества. Раздел, в котором рассматриваются основные понятия информационной культуры и специфика работы с информацией профессионального назначения.

В ходе обучения студентов для эффективной организации учебного процесса должны использоваться информационные и телекоммуникационные технологии и ресурсы; для организации контроля и эффективного оценивания деятельности студентов могут использоваться тестовые технологии. [6]


Библиографический список
  1. Колин К.К. Фундаментальные основы информатики: социальная информатика: Учебное пособие для вузов.– М. 2000.– 350 с.
  2. Киселева О.М. Особенности формирования технической культуры у учителей различных педагогических специальностей/О.М. Киселева, Н.М. Тимофеева, А.А. Быков//Научно-методический электронный журнал Концепт. -2013. -№ 8 (24). -С. 11-15. -ART 13157. -URL:http://e-koncept.ru/2013/13157.htm.
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 декабря2009 г. N 709 “Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 040400 Социальная работа (квалификация (степень) “бакалавр”)” – http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/97509/#204
  4. Киселева О.М. Особенности преподавания информатики для специальностей гуманитарного профиля / О.М. Киселева, А.А. Быков// Materiały Miedzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji «Rozwój nauk humanistycznych. Problemy i perspektywy. 28.09.2012 – 30.09.2012». – Katowice, 2012. – S. 91-93
  5. Киселева О.М. Проблема адаптации пожилого населения к современной информационной среде // Психология, социология и педагогика. – Апрель 2014. – № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/04/2959 (дата обращения: 14.04.2014).
  6. Тимофеева Н. М., Киселева О. М. О применении программных средств в процессе обучения//Системы компьютерной математики и их приложения. -Смоленск: Изд-во СГПУ, 2005. -С. 233-235.


Все статьи автора «СмолГУ»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: