Сегодня информатика преподается практически во всех вузах и колледжах большинства стран. При этом тенденция к увеличению данного курса в образовании продолжает нарастать. Причина этого состоит в том, что сейчас на людей обладающих хорошими знаниями в области информатики в обществе существует устойчивая социальная потребность. Она связана с постоянной модернизацией вычислительной техники и средств связи, появлением информатики и информационных технологий во всех сферах человеческой жизни и деятельности. Владение информационными технологиями является необходимостью для решения целого ряда актуальных социально-экономических проблем.
С одной стороны учебный курс «Социальная информатика» является частью науки информатики, с другой – принципиально новым общеобразовательным курсом в системе высшего образования. Основной целью этой дисциплины является необходимость сформировать у студентов полное системное представление о современных информационных тенденциях развития общества, о появляющихся в этом процессе информационных, психологических и социально-экономических проблемах и возможностях их предотвращения и решения. [1]
Дисциплина «Социальная информатика» включена в базовую часть профессионального цикла, является базовой дисциплиной в освоении знаний по информатике для направления подготовки «Социальная работа». Исходными для освоения «Социальной информатики» являются знания по дисциплине «Информатика». Освоение данного предмета необходимо для работы с компьютером и информационными технологиями при решении профессиональных и социальных задач.
Целями освоения дисциплины «Социальная информатика» являются:
- формирование информационной культуры студентов; [2]
- знаний особенностей развития современного информационного общества, перспектив развития информационного пространства человека;
- овладение современными методами обработки, анализа и хранения информации, программными средствами, навыками работы с компьютером как средством управления информацией;
- освоение способов и методов использования современных информационных технологий и системы Интернет.
В результате освоения учебного курса у студента должны сформироваться следующие компетенции:
- понимать сущность и значение информации в развитии современного общества, понимать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, следовать основным требованиям информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-11);
- знать и владеть основными методами, приемами и средствами получения, хранения, модернизации информации, уметь работать с компьютером как средством управления информации (ОК-12);
- быть готовым к предоставлению социальной защиты, помощи и поддержки, оказанию социальных услуг отдельным лицам и социальным группам (ПК-4);
- уметь работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13). [3]
В результате освоения учебного курса студент должен:
1) Знать:
- особенности и тенденции развития современного информационного общества;
- основы современных информационных технологий переработки информации и возможности их использования в профессиональной деятельности;
- методы и средства защиты информации.
2) Уметь:
- анализировать современные тенденции развития общества;
- адекватно и обоснованно выбирать программное средство для решения прикладной задачи и осуществлять обмен данными между программами;
- представлять данные в электронных таблицах, автоматизировать проведение в них расчетов;
- пользоваться основными возможностями, услугами и информационными ресурсами компьютерных сетей, в том числе сети Интернет.
3) Владеть:
- базовыми информационными технологиями, необходимыми для профессиональной деятельности;
- навыками использования программных средств и работы в компьютерных сетях, создания баз данных, информационных технологий. [4]
В процессе изучения дисциплины «Социальная информатика» студенты должны ознакомиться со следующими разделами:
1)Информационный подход к истории развития общества. Раздел, в котором рассказывается об истории развития человеческого общества, об информатизации как глобальном процессе, рассматриваются этапы и предпосылки информатизации общества. Кроме того, в данном разделе необходимо познакомить учащихся с ролью основных информационных революций в развитии обществ.
2)Информационные технологии. Раздел, в котором рассматриваются основные понятия информационных технологий и их виды в современном обществе.
3)Информационные ресурсы. Раздел, в котором рассматривается понятие ресурсов в обществе, особое внимание уделяется понятию информационный ресурс. Представляется классификация информационных ресурсов, их виды и примеры.
4)Работа с приложениями сети. Раздел, в котором рассказывается о компьютерных сетях, их функциях. Приводятся примеры работы в локальной сети. Описываются процессы передачи файлов, организации работы в сетевых приложениях и организации доступа к ресурсам сети.
5)Инфотехносфера. Раздел, в котором рассматривается понятие инфотехносферы. Приводятся примеры технических и программных средств в современном обществе. Освещается процесс подготовки документооборота.
6) Информационные сети. В данном разделе освещаются понятия телекоммуникации и каналов связи, а также их характеристики. Рассматриваются вопросы, связанные с глобальной сетью Internet, службами Internet, электронной почтой, новостями, поиском информации в Internet, медицинскими и социальными службами и ресурсами Internet. [5]
7)Информационная среда. Это раздел, содержащий информацию о среде обитания современного человека, информационной безопасности, информационных преступлениях, оружие и войне. Также в нем происходит знакомство с современными видами быстрого доступа к данным, подготовке и передаче данных.
8)Информационная культура общества. Раздел, в котором рассматриваются основные понятия информационной культуры и специфика работы с информацией профессионального назначения.
В ходе обучения студентов для эффективной организации учебного процесса должны использоваться информационные и телекоммуникационные технологии и ресурсы; для организации контроля и эффективного оценивания деятельности студентов могут использоваться тестовые технологии. [6]
Библиографический список
- Колин К.К. Фундаментальные основы информатики: социальная информатика: Учебное пособие для вузов.– М. 2000.– 350 с.
- Киселева О.М. Особенности формирования технической культуры у учителей различных педагогических специальностей/О.М. Киселева, Н.М. Тимофеева, А.А. Быков//Научно-методический электронный журнал Концепт. -2013. -№ 8 (24). -С. 11-15. -ART 13157. -URL:http://e-koncept.ru/2013/13157.htm.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 декабря2009 г. N 709 “Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 040400 Социальная работа (квалификация (степень) “бакалавр”)” – http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/97509/#204
- Киселева О.М. Особенности преподавания информатики для специальностей гуманитарного профиля / О.М. Киселева, А.А. Быков// Materiały Miedzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji «Rozwój nauk humanistycznych. Problemy i perspektywy. 28.09.2012 – 30.09.2012». – Katowice, 2012. – S. 91-93
- Киселева О.М. Проблема адаптации пожилого населения к современной информационной среде // Психология, социология и педагогика. – Апрель 2014. – № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/04/2959 (дата обращения: 14.04.2014).
- Тимофеева Н. М., Киселева О. М. О применении программных средств в процессе обучения//Системы компьютерной математики и их приложения. -Смоленск: Изд-во СГПУ, 2005. -С. 233-235.