УДК 37

УСПЕХ – НАГРАДА УЧЕНИКА И УЧИТЕЛЯ

Шедогубова Елена Петровна
Семилукская санаторная школа-интернат для детей, нуждающихся в длительном лечении
учитель русского языка и литературы

Аннотация
В статье успех рассматривается как награда ученика и учителя.

Ключевые слова: успех, ученик, учитель


SUCCESS - REWARD OF STUDENT AND TEACHER

Shedogubova Elena Petrovna
Semiluksky sanatorium boarding school for children who need long-term treatment
teacher of Russian language and literature

Abstract
Success is considered as a reward of student and teacher in this paper.

Библиографическая ссылка на статью:
Шедогубова Е.П. Успех – награда ученика и учителя // Современная педагогика. 2014. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/05/2344 (дата обращения: 27.05.2017).

Работа педагога в школе-интернате для детей, нуждающихся в длительном санаторном лечении, накладывает своеобразный  отпечаток, вносит свои коррективы в общепринятую педагогическую  практику. На деле это означает смягчение жестких требований к ходу урока, изменение критериев  выставления оценок, корректировка программы с учетом психологического и эмоционального состояния ребенка. Основной контингент учащихся школ-интернатов составляют дети из социально-неблагополучных или неполных семей, с отклонениями в поведении, со слабыми знаниями, иногда с проблемами в психоэмоциональной сфере. При работе с такими детьми  педагог ориентируется прежде всего не на выполнение формальных требований «обученности/ обучаемости», а на создание атмосферы доверия, сотрудничества, партнерства, и лишь затем  приступает к выполнению своих непосредственных обязанностей  сеятеля «разумного, доброго, вечного».

В таких случаях  применяем  древний как мир, но весьма эффективный  прием создания ситуации успеха. К.Д. Ушинский писал, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. А интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями. Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание,  интерес учиться.

Большое внимание созданию ситуаций успеха уделяет А.С. Белкин, доктор педагогических наук. Он твердо убежден: если ребенка лишить веры в себя, трудно надеяться на его «светлое будущее». Одно неосторожное слово, один непродуманный шаг учителя могут надломить ребенка так, что потом не помогут никакие воспитательные ухищрения. Избежать этого помогут рекомендации,  данные в книге А.С. Белкина  «Ситуация успеха. Как ее создать?»

Педагогическая практика показывает, что для успешного овладения знаниями ученику необходимы прежде всего  комфортное ощущение на уроке, осознание собственных сил, уверенность в себе и внутренняя удовлетворенность от выполненного задания (читаем, от преодоленных трудностей).  И здесь на помощь ученику приходит учитель, создавая  ситуацию успеха как для ребенка, так и для себя.

Давайте условно  разделим два понятия: ситуация и успех.

Ситуация – это комплекс условий, созданных для достижения определенной цели. Успех – это положительный результат деятельности человека. Ситуация успеха – это успешная деятельность  человека в  благоприятных условиях для достижения  положительного результата, это итог тщательно продуманных, целенаправленно  выстроенных усилий для достижения  значительных результатов. Таким образом,  учитель создает «ситуацию», а ученик  – «успех». Общей наградой в партнерстве «учитель-ученик» является радость овладения новыми знаниями, возникновение прочной мотивации к учебе, всплеск положительных эмоций.

Для полноценной работы по созданию  психологического комфорта на уроках в школе-интернате требуется большая предварительная работ. Необходимо изучить личные дела воспитанников, чтобы знать их семейное положение, условия жизни до поступления в школу-интернат, уровень дошкольной подготовки, общий интеллектуальный уровень, состояние здоровья и медицинские ограничения  и показания.

Каждый урок, на котором будем применять приемы создания ситуации успеха, требует от учителя разработки по отдельной схеме с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, при этом имея перед внутренним взором «картину» всего класса в целом. К примеру, ребенок-сирота  (23 % от общего числа воспитанников нашей  школы-интерната – дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей, дети, родители которых лишены родительских прав) категорически отказывается работать по теме «Моя семья». Комментарии излишни. Заменяем его индивидуальную карточку по этой теме на любое другое задание (нарисовать портрет друга и сделать подписи, прочитать рифмовку и т.д.), а в конце урока обязательно отметим и его работу наравне с другими учащимися.

Положительным моментом является тот факт, что классы в школе-интернате небольшие (от 6 до 16 учеников). Это дает возможность работать «на результат» даже с очень слабыми учащимися. Именно в работе с ними чаще всего приходится применять технологию создания ситуации успеха: пользоваться системой персональных карточек, опорных схем и таблиц, развивающими и обучающими играми – языковое лото, домино и т.д. Более сильные ученики в это время работают «учителем» (проверяют правильность выполнения заданий, исправляют ошибки, помогают выполнить упражнения), не догадываясь, конечно, о том, что и они являются составной частью «системы» создания ситуации успеха.

Собственный многолетний опыт работы, изучение опыта работы коллег позволило выработать, на мой взгляд, оптимальные приемы внедрения в повседневную практику технологии создания ситуации успеха на уроках в школе-интернате.

  • Уже в начале урока даем установку на успех: «Все у нас получится, потому что…».
  • Даем скрытые инструкции («Вы, конечно, знаете, я просто напомню…»).
  • Всех учеников называем  только по имени (помним, что собственное имя – самая сладкая музыка для человека).
  • Применяем традиционное «психологическое поглаживание» («Ты – молодец. Ничего другого я от тебя и не ждала!»).
  • Совместно с детьми создаем доброжелательную атмосферу в классе: растения, музыка, мягкие игрушки, книжки-раскраски, книжки-раскладки.
  • Стараемся исключить из повседневной практики оценку «2».
  • Формируем устойчивый интерес к предмету через просмотр видеофильмов, работу с обучающими и развивающими программами, постановку сценок, создание кроссвордов, сказок и рассказов).
  • Исключаем возникновение стрессовых ситуаций, снимаем страх перед неудачей (Это не так уж и трудно…», «Если ошибешься, вместе найдем  способ  все исправить»), неправильным ответом, получением «двойки» – ученики обязательно придут на такой урок, где им не грозят подобные «штрафные санкции».
  • Редко, но применяем  «оценку на доверие» – повышаем оценку авансом с напутствием: «Я верю, что к следующему уроку ты выучишь лучше».
  • Публично оглашаем достижения и «замалчиваем» неудачи.
  • Предлагаем всему классу оценить достижения одноклассника и похвалить его, уточнив, за что, за какие достижения. («Сегодня хвалят Ваню, завтра обязательно похвалят тебя»).

Давно подмечено, что с психологической точки зрения даже разовое переживание успеха может кардинальным образом изменить психоэмоциональное состояние ребенка, стать стимулом для дальнейшего развития и творческого роста его как личности

Следует, однако, отметить, что похвала не является некоей педагогической панацеей и пользоваться ей нужно весьма и весьма осторожно и умело. Постоянный, неподкрепленный и незакрепленный успех  может сформировать у ребенка индифферентное отношение к учебе. Успех, доставшийся ценой незначительных усилий и не подкрепленный дальнейшей работой, может привести ученика к завышенной оценки своих знаний и возможностей. Возможен психоэмоциональный спад после напряженной деятельности. Возможно,  на каком-то этапе работы педагогом упущен был удачный момент для создания ситуации успеха именно для этого ученика. На помощь учителю придет самоанализ, своеобразная работа по исправлению собственных педагогических ошибок. Важно, на мой взгляд, выполнить эту «работу над ошибками» быстро и качественно.

К  сожалению, образовательный процесс в школе санаторного типа  не всегда дает ожидаемый результат. Эффективность учебного процесса зависит от множества факторов. Современный учитель среднестатистической российской  школы в условиях ограниченного количества часов и общей загруженности детей поставлен перед сложной задачей. В условиях школы-интерната при работе с детьми  с невысоким уровнем дошкольной подготовки, с полным ее отсутствием, с огромными пробелами в знаниях, с отставанием от школьной программы  сложности педагогической работы увеличиваются в геометрической прогрессии.

Но труд педагога по созданию «ситуации успеха в безвыходной педагогической ситуации» будет сторицей вознагражден отношением ученика к  предмету, к учителю и, в конечном итоге, к самому процессу учебы. Главное, «не оставляйте стараний, маэстро, не убирайте ладони со лба».


Библиографический список
  1. Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. М., “Политиздат”, 1989
  2. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? М., “Просвещение”, 1991
  3. Кочетов А. И., Верцинская Н.Н. Работа с трудными детьми. М., “Просвещение”, 1986
  4. Панова Е. И. Взаимоотношения “учитель – ученик”.  Педагогика, 1998-№6
  5. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.,  ”Владос”, 1995
  6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., “Народное образование”, 1998
  7. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М., “Педагогика”, 1974


Все статьи автора «Шедогубова Елена Петровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: