УДК 378.1

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЯ «ИНФОРМАЦИЯ» У СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ

Мовчан Ирина Николаевна
Магнитогорский государственный технический университет им Г.И.Носова

Аннотация
Данная статья посвящена вопросам формирования понятия «информация» при изучении базового курса «Информатики» студентами гуманитарных специальностей, формирования информационной компетенции студентов в рамках компетентностного подхода.

Ключевые слова: информатика, информационная деятельность, информация, компетентностный подход, педагогический контроль


SOME ASPECTS OF FORMATION OF THE CONCEPT «INFORMATION» AT STUDENTS OF HUMANITIES

Movchan Irina Nikolaevna
Magnitogorsk State Technical University to them G.I.Nosova

Abstract
This article is devoted to questions of formation of the concept «information» in the study of the basic course «Сomputer science» for students of humanitarian specialties, formation of the information competence of students in the framework of the competence approach.

Библиографическая ссылка на статью:
Мовчан И.Н. Некоторые аспекты формирования понятия «информация» у студентов гуманитарных направлений // Современная педагогика. 2014. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/05/2345 (дата обращения: 26.05.2017).

Важной отличительной особенностью современного этапа развития общества является его все большая информатизация. В этих условиях в профессиональной подготовке студентов гуманитарных специальностей одной из важнейших становится задача повышения уровня их информационной подготовки и как следствие информационной культуры. Реализация этой задачи требует сформированности у студентов определенных понятий, умений и навыков владения. Одним из таких понятий является понятие «информации».

Понятие «информации» – одно из важнейших в информатике. Оно также широко используется в других науках – как естественных, так и общественных. Понятие «информация» относится к числу фундаментальных в науке, носит философский характер и является предметом постоянных научных изысканий. Формирование его у студентов гуманитарных специальностей имеет большое значение и некоторые особенности [1].

Начальный момент формирования понятия определяется с учетом понятийной базы, необходимой для его образования. При этом необходимо учитывать объективные потребности в формировании данного понятия при изучении конкретной учебной дисциплины.

В процессе изучения базового курса «Информатики» необходимо сформировать у студентов достаточно четкое представление о содержании понятия «информация», истории его возникновения и развития в науке. Необходимо также использовать и учитывать тот объем знаний об информации, который студенты-гуманитарии получают в процессе изучения других учебных дисциплин, т.е. использовать междисциплинарные связи [2].

Этапы развития понятия необходимо определять с учетом внутренней логики развития системы понятий каждой учебного дисциплины. При этом должен учитываться принцип преемственности в развитии понятия при изучении различных дисциплин. Понятие «информации» охватывает содержание всего базового курса «Информатики», поскольку является в нем центральным.

На первом этапе развития понятия «информация» рассматривается вопрос о том, что такое информация, ее виды и свойства, кодирование информации, раскрываются различные подходы к измерению информации, дается общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации.

На втором этапе рассматриваются технические средства реализации информационных процессов, дается представление о назначении компьютера, его устройстве, рассматривается аппаратное обеспечение компьютера.

На третьем этапе рассматриваются программные средства реализации информационных процессов. Цель данного этапа ознакомление с основными классами базового и прикладного программного обеспечения, фундаментальными принципами, заложенными в их основу. Разумеется, в ходе изучения этих вопросов предполагается выработка практических навыков пользования типичными программами каждого класса.

На четвертом этапе рассматривается управляющая сторона информации: понятие алгоритма, принципы разработки алгоритмов и программ для решения практических задач, понятие о языках программирования высокого уровня и методах программирования.

Не маловажную роль на всех этапах формирования понятия «информация» играет контроль деятельности студентов. Планомерное осуществление контроля позволяет преподавателю привести в систему усвоенный студентами материал, выявить успехи или пробелы и недостатки в знаниях, принять меры к устранению обнаруженных недостатков [3].

В рамках компетентностного подхода мы используем новую уровневую модель педагогических измерительных материалов и новую модель оценки результатов обучения студентов [4].

Для контроля результатов обучения на уровне «знать» что такое информация, используются задания, в которых способ решения очевиден и был усвоен студентом при изучении базового курса «Информатика». Это могут быть задания на знание определения понятия «информатика», задания в которых студент может назвать что такое информация, перечислить ее виды и свойства, рассказать о процессах сбора, передачи, обработки и накопления информации, перечислить технические и программные средства реализации информационных процессов. Такие задания на умение распознавать, идентифицировать, воспроизводить, репродуцировать в основном выявляют знаниевый компонент по теме «Информация» и оцениваются по бинарной шкале «правильно-неправильно».

Для контроля результатов обучения на уровне «знать» и «уметь», используются задания, в которых нет явного указания на способ выполнения задания, и студент самостоятельно выбирает один из изученных способов решения задач данного типа. Такие задания на умение описать, интерпретировать, выяснять, представлять, разъяснять позволяют оценить не только знания по теме «Информация», но и умения пользоваться этими знаниями при решении стандартных, типовых задач. Такие задания могут оцениваться с учетом частично правильно выполненных заданий.

Для контроля результатов обучения на уровне «знать», «уметь» и «владеть» используются задания, содержание которых предполагает использование комплекса умений и навыков, для того чтобы студент мог самостоятельно выбрать способ решения, используя известные ему способы и используя знания из разных дисциплин. В основном для этого используются кейс-задания. Выполнение студентом кейс-заданий требует решения поставленной проблемы в целом и проявления умения анализировать конкретную информацию прослеживать причинно-следственные связи, выделять ключевые проблемы и методы их решения. Такие задания на умение исполнять, использовать, внедрять, дифференцировать, характеризовать, структурировать позволяют оценить умения пользоваться знаниями при решении нестандартных, творческих задач. Такие задания также оцениваются с учетом частично правильно выполненных заданий.

Нельзя не отметить и роль самостоятельной работы студентов в изучении базового курса «Информатики». Студент должен уметь самостоятельно включать в свою деятельность непрерывно нарастающий поток информации, критически ее оценивать, уметь анализировать информацию, рационально применять различные компьютерные системы при поиске, использовании и обработке информации [5].

В вузовской педагогике самостоятельная работа предполагает определенный уровень самостоятельности студентов на всех этапах учебной деятельности – от постановки проблемы до осуществления самоконтроля [6].

В результате реализации всех рассмотренных этапов формирования понятия «информации», а также использования знаний об информации, которые студенты-гуманитарии получают в процессе изучения других учебных дисциплин, происходит не только обобщение, но и обогащение этого понятия. Оно наполняется содержанием, становится все более конкретным, синтезируя в себе большое количество частных понятий. При этом все более полно раскрываются связи и отношения данного понятия с другими понятиями курса «Информатики», формируется понятийный аппарат всего курса.


Библиографический список
  1. Мовчан И.Н. Структура и содержание информационной деятельности студентов вуза / И.И. Мовчан // Информатика и образование. – 2009. – № 6. – С. 112-114.
  2. Мовчан И.Н. Педагогический контроль информационной деятельности студента вуза в процессе профессиональной подготовки : автореф. дис. … канд. пед. наук / Мовчан Ирина Николаевна; Магнитогорский ГУ. – Магнитогорск, 2009, – 24 с.
  3. Мовчан И.Н. О роли контроля в учебной деятельности студентов / И.Н. Мовчан // Сборник научных трудов Sworld. – 2007. Т. 15. – № 4. – С. 3-4.
  4. Белоусова И.Д. Базовый инструментарий разработки основных образовательных программ в парадигме компетентностного подхода (на примере информационных систем) / И.Д. Белоусова // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 10-1. – С. 12-15.
  5. Мовчан И.Н. О значении самостоятельной работы студентов в вузе / И.Н. Мовчан // Сборник научных трудов Sworld. – 2007. Т. 6. – № 1. – С. 72-73.
  6. Савельева Л.А. Мониторинг самостоятельной работы студентов по информатике / Л.А. Савельева // Сборник научных трудов Sworld. – 2010. Т. 26. – № 4. – С. 47-49.


Все статьи автора «inmovchan»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: