Важной отличительной особенностью современного этапа развития общества является его все большая информатизация. В этих условиях в профессиональной подготовке студентов гуманитарных специальностей одной из важнейших становится задача повышения уровня их информационной подготовки и как следствие информационной культуры. Реализация этой задачи требует сформированности у студентов определенных понятий, умений и навыков владения. Одним из таких понятий является понятие «информации».
Понятие «информации» – одно из важнейших в информатике. Оно также широко используется в других науках – как естественных, так и общественных. Понятие «информация» относится к числу фундаментальных в науке, носит философский характер и является предметом постоянных научных изысканий. Формирование его у студентов гуманитарных специальностей имеет большое значение и некоторые особенности [1].
Начальный момент формирования понятия определяется с учетом понятийной базы, необходимой для его образования. При этом необходимо учитывать объективные потребности в формировании данного понятия при изучении конкретной учебной дисциплины.
В процессе изучения базового курса «Информатики» необходимо сформировать у студентов достаточно четкое представление о содержании понятия «информация», истории его возникновения и развития в науке. Необходимо также использовать и учитывать тот объем знаний об информации, который студенты-гуманитарии получают в процессе изучения других учебных дисциплин, т.е. использовать междисциплинарные связи [2].
Этапы развития понятия необходимо определять с учетом внутренней логики развития системы понятий каждой учебного дисциплины. При этом должен учитываться принцип преемственности в развитии понятия при изучении различных дисциплин. Понятие «информации» охватывает содержание всего базового курса «Информатики», поскольку является в нем центральным.
На первом этапе развития понятия «информация» рассматривается вопрос о том, что такое информация, ее виды и свойства, кодирование информации, раскрываются различные подходы к измерению информации, дается общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации.
На втором этапе рассматриваются технические средства реализации информационных процессов, дается представление о назначении компьютера, его устройстве, рассматривается аппаратное обеспечение компьютера.
На третьем этапе рассматриваются программные средства реализации информационных процессов. Цель данного этапа ознакомление с основными классами базового и прикладного программного обеспечения, фундаментальными принципами, заложенными в их основу. Разумеется, в ходе изучения этих вопросов предполагается выработка практических навыков пользования типичными программами каждого класса.
На четвертом этапе рассматривается управляющая сторона информации: понятие алгоритма, принципы разработки алгоритмов и программ для решения практических задач, понятие о языках программирования высокого уровня и методах программирования.
Не маловажную роль на всех этапах формирования понятия «информация» играет контроль деятельности студентов. Планомерное осуществление контроля позволяет преподавателю привести в систему усвоенный студентами материал, выявить успехи или пробелы и недостатки в знаниях, принять меры к устранению обнаруженных недостатков [3].
В рамках компетентностного подхода мы используем новую уровневую модель педагогических измерительных материалов и новую модель оценки результатов обучения студентов [4].
Для контроля результатов обучения на уровне «знать» что такое информация, используются задания, в которых способ решения очевиден и был усвоен студентом при изучении базового курса «Информатика». Это могут быть задания на знание определения понятия «информатика», задания в которых студент может назвать что такое информация, перечислить ее виды и свойства, рассказать о процессах сбора, передачи, обработки и накопления информации, перечислить технические и программные средства реализации информационных процессов. Такие задания на умение распознавать, идентифицировать, воспроизводить, репродуцировать в основном выявляют знаниевый компонент по теме «Информация» и оцениваются по бинарной шкале «правильно-неправильно».
Для контроля результатов обучения на уровне «знать» и «уметь», используются задания, в которых нет явного указания на способ выполнения задания, и студент самостоятельно выбирает один из изученных способов решения задач данного типа. Такие задания на умение описать, интерпретировать, выяснять, представлять, разъяснять позволяют оценить не только знания по теме «Информация», но и умения пользоваться этими знаниями при решении стандартных, типовых задач. Такие задания могут оцениваться с учетом частично правильно выполненных заданий.
Для контроля результатов обучения на уровне «знать», «уметь» и «владеть» используются задания, содержание которых предполагает использование комплекса умений и навыков, для того чтобы студент мог самостоятельно выбрать способ решения, используя известные ему способы и используя знания из разных дисциплин. В основном для этого используются кейс-задания. Выполнение студентом кейс-заданий требует решения поставленной проблемы в целом и проявления умения анализировать конкретную информацию прослеживать причинно-следственные связи, выделять ключевые проблемы и методы их решения. Такие задания на умение исполнять, использовать, внедрять, дифференцировать, характеризовать, структурировать позволяют оценить умения пользоваться знаниями при решении нестандартных, творческих задач. Такие задания также оцениваются с учетом частично правильно выполненных заданий.
Нельзя не отметить и роль самостоятельной работы студентов в изучении базового курса «Информатики». Студент должен уметь самостоятельно включать в свою деятельность непрерывно нарастающий поток информации, критически ее оценивать, уметь анализировать информацию, рационально применять различные компьютерные системы при поиске, использовании и обработке информации [5].
В вузовской педагогике самостоятельная работа предполагает определенный уровень самостоятельности студентов на всех этапах учебной деятельности – от постановки проблемы до осуществления самоконтроля [6].
В результате реализации всех рассмотренных этапов формирования понятия «информации», а также использования знаний об информации, которые студенты-гуманитарии получают в процессе изучения других учебных дисциплин, происходит не только обобщение, но и обогащение этого понятия. Оно наполняется содержанием, становится все более конкретным, синтезируя в себе большое количество частных понятий. При этом все более полно раскрываются связи и отношения данного понятия с другими понятиями курса «Информатики», формируется понятийный аппарат всего курса.
Библиографический список
- Мовчан И.Н. Структура и содержание информационной деятельности студентов вуза / И.И. Мовчан // Информатика и образование. – 2009. – № 6. – С. 112-114.
- Мовчан И.Н. Педагогический контроль информационной деятельности студента вуза в процессе профессиональной подготовки : автореф. дис. … канд. пед. наук / Мовчан Ирина Николаевна; Магнитогорский ГУ. – Магнитогорск, 2009, – 24 с.
- Мовчан И.Н. О роли контроля в учебной деятельности студентов / И.Н. Мовчан // Сборник научных трудов Sworld. – 2007. Т. 15. – № 4. – С. 3-4.
- Белоусова И.Д. Базовый инструментарий разработки основных образовательных программ в парадигме компетентностного подхода (на примере информационных систем) / И.Д. Белоусова // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 10-1. – С. 12-15.
- Мовчан И.Н. О значении самостоятельной работы студентов в вузе / И.Н. Мовчан // Сборник научных трудов Sworld. – 2007. Т. 6. – № 1. – С. 72-73.
- Савельева Л.А. Мониторинг самостоятельной работы студентов по информатике / Л.А. Савельева // Сборник научных трудов Sworld. – 2010. Т. 26. – № 4. – С. 47-49.