Жизнь ребенка в условиях санаторной школы-интерната – это особая жизнь, особый мир, в котором присутствуют специфические особенности. Дети поступают к нам на длительное лечение; младшие школьники плохо подготовлены к школе; старшие – с девиантным поведением. Это обусловлено тем, что семьи детей изначально неблагополучны в социальном плане, неполные, отягощенная наследственность, неустойчивый психоэмоциональный фон, физическое здоровье – слабое.
Учителю физкультуры санаторной школы-интерната необходимо выполнить учебный план и при этом не только не нанести вред здоровью ребенка, но и укрепить его здоровье, привить навыки здорового образа жизни, любовь к физкультуре и спорту. И здесь уместно применить знаменитый врачебный принцип «Не навреди».
Строго следуя рекомендациям школьных врачей, освобождаем от уроков больных, ослабленных детей. В начале урока перед разминкой провожу фронтальный визуальный контроль состояния учеников; повторяю его после разминки; в выборочном порядке проверяю пульс, дыхание, координацию движений.
В ходе урока делаем 5-минутные перерывы на выполнение статических упражнений, что дает мышечное напряжение с последуюшим расслаблением и новой концентрацией энергии.
Другой вариант переключения занятий – перерыв на 5-минутные динамические упражнения танцевально-аэробной направленности. Проходят они под умеренно-энергичную музыку, и дети всех возрастов с удовольствием принимают этот «танцевальный» отдых.
Стараюсь планировать урок так, чтобы после напряженных упражнений оставалось время в конце урока для коротких релаксационных занятий. Учащиеся принимают расслабленную, удобную позу и под спокойную, релаксирующую музыку, регулируя дыхание, выходят из состояния физического напряжения, снимают усталость. Снижается до нормы частота пульса, выравнивается дыхание, падает напряжение – ученик готов к следующему уроку.
На современном этапе обучения физкультуре даже в обычной школе требуется особая программа работы с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья. В условиях санаторной школы-интерната необходимо применять личностно-ориентированный подход к каждому ученику, учитывать его индивидуальные способности, строго дозировать физические нагрузки и отслеживать их воздействие на организм ребенка, применяя на своих уроках приемы здоровьесберегающих технологий. Весь этот комплекс мероприятий приносит ученику состояние «мышечной радости» (И. Павлов), здоровье и полноценную жизнь, а учителю – сознание достижения поставленной цели.
Библиографический список
- Советова Е.В. Оздоровительные технологии в школе // Ростов-на-Дону, 2006
- Ломейко В.Ф. Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры. М.: Нар, асвета. 1980
- Малкова С.В. Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе в сельской малочисленной школе // Приоритетные направления развития образования на селе. Углич. 2004
- Опыт работы учителей физической культуры./ Под ред. Травниковой Р.Н., Черновой К.Л. М. АПП. 1962
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование. 1998
- Журнал «Физическая культура в школе», №1,2,3 – 2009г.
- Ю.А. Янсон: Физическая культура в школе, книга для педагога, 2009г.