УДК 378 +616.45 -001. 1/. 3

СПОСОБЫ СНИЖЕНИЯ УРОВНЯ СТРЕССА ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ

Андреева Елена Анатольевна1, Донов Александр Николаевич2, Каверина Елена Юрьевна3, Комова Светлана Юрьевна4
1Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н. Бурденко, кандидат медицинских наук, доцент кафедры факультетской стоматологии
2Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н. Бурденко, кандидат медицинских наук, ассистент кафедры стоматологии ИДПО
3Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н. Бурденко, кандидат медицинских наук, ассистент кафедры госпитальной стоматологии
4Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н. Бурденко, кандидат психологических наук, ассистент кафедры педагогики и психологии ФПРКЗ

Аннотация
В статье представлен комплекс упражнений, позволяющий снизить уровень стресса на рабочем месте. Проведен их анализ для практического использования преподавателями высшей школы.

Ключевые слова: преподаватель высшей медицинской школы., стресс, физическое и психологическое здоровье


METHODS OF LOWERING A STRESS LEVEL BY THE HIGH SCHOOL LECTURER ON A WORK

Elena Andreeva1, Alexandr Donov2, Elena Kaverina3, Svetlana Komova4
1Voronezh State Medical Academy N.N. Burdenko, Candidate of Medical Sciences, docent of Department of Faculty Dentistry
2Voronezh State Medical Academy N.N. Burdenko, Candidate of Medical Sciences, assistant of Department of Dentistry IAPE
3Voronezh State Medical Academy N.N. Burdenko, Candidate of Medical Sciences, assistant of Department of Hospital Dentistry
4Voronezh State Medical Academy N.N. Burdenko, Candidate of Phychology Sciences, assistant of Department of Pedagogic and Phychology DLTH

Abstract
An article presents a complex of exercises that enable to low a stress level on a working place. Their analysis is cited for practical use of the higher school teachers.

Библиографическая ссылка на статью:
Андреева Е.А., Донов А.Н., Каверина Е.Ю., Комова С.Ю. Способы снижения уровня стресса преподавателем высшей школы на рабочем месте // Современная педагогика. 2014. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2014/05/2371 (дата обращения: 14.07.2023).

Преподавателю высшей школы важно быть здоровым, полным энергии и внутренних сил, однако, в карьере и личной жизни мы постоянно можем сталкиваться с переутомлением, которое несет не только эмоциональное выгорание, но и сказывается на состоянии как физического, так психологического здоровья [1]. Для реализации компетенции здоровьесбережения, для  эффективности образовательного процесса преподаватель затрачивает достаточно физических, психологических ресурсов, как для подготовки, проведения учебных занятий, так и для оформления методической работы.

В связи с переходом на новый ФГОС преподавателям требуется психологическая поддержка, поскольку введение любых инноваций может сопровождаться стрессом, эмоциональными и нервными перегрузками  [2].

Известно, что эмоционально уравновешенный преподаватель, справляющийся со своими задачами, более адекватно и справедливо воспринимает своих студентов, более доброжелателен в общении с коллегами, с сотрудниками различных управлений в  вузе. Ранее нами был представлен анализ результатов исследования стрессоустойчивости преподавателей высшей медицинской школы с помощью методики определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге и методики диагностики уровня социальной фрустрированности Л.И. Вассермана [3] и проведен комплекс релаксационных упражнений с преподавателями. С помощью обратной связи выбрали наиболее эффективные и реально выполнимые на рабочем месте упражнения.  Ниже представим их анализ преподавателями после практического выполнения комплекса упражнений на рабочем месте.

Упражнение 1. Снятие мышечных зажимов.

Необходимо сесть удобно, закрыть глаза, дыхание медленное, глубокое. Мысленно изучите свое тело от кончиков пальцев на ногах до макушки и отметьте самые напряженные места. Напрягите отмеченные места еще сильнее, необходимо почувствовать это напряжение, далее – сбросьте напряжение, выдохните. Если удалось хорошо расслабить мышцу, то почувствуете тепло и приятную тяжесть в этой области.

Отзывы преподавателей о данном упражнении: понравилось упражнение; помогло расслабиться, удалось почувствовать напряжение и расслабление мышц, не характерных для привычной позы; появилось чувство легкости в руках; помогло расслабить шейный отдел; упражнение можно делать и на работе, и дома; положительные эмоции у большего количества сотрудников.

Упражнение 2. Снятие негативного напряжения «Растяжка шеи и рук».

Руки необходимо сложить за спиной в виде «замка». Потяните их, напрягая спину. Расслабьте мышцы. Расцепите руки. Далее – сожмите кисти рук в кулаки как можно сильнее, напрягите руки. Разожмите кулаки и пошевелите пальцами, встряхните ими. Приподнимите плечи с напряжением, затем опустите их. Повторите до 3 раз. Поднимите каждое плечо несколько раз. Положите подбородок на грудь. Повторите до 3 раз, повращайте шеей. Сядьте прямо и удобно. Почувствуйте как расслабилась шея, руки.

Отзывы преподавателей о данном упражнении: снимает хорошо  напряжение, ощущение расслабленности шеи, рук. Рекомендовала бы моим коллегам.

Упражнение 3. Гимнастика «живота».

Гимнастику «живота» делают сидя, стоя или даже во время ходьбы. Важно выпрямленное туловище. Вдохните через нос и направьте поток воздуха в живот, немного при этом его раздув. Постарайтесь сделать вдох более долгим, но естественным. Задержите дыхание на несколько секунд, а потом медленно выдохните. Выдыхайте воздух начиная с низа живота через верхнюю часть живота, грудь и через нос. При выдохе обязательно втягивайте живот немного больше обычного.

Выдохнув через нос, немного задержите дыхание. Далее – новый цикл дыхания. Постарайтесь выполнять это упражнение на протяжении 15 минут.

Отзывы преподавателей о данном упражнении: появилась расслабленность во всех частях тела, упражнение не подошло, так как в ходе выполнения упражнения кружилась голова.

Упражнение 4. «Эскимо».

Выполнятся упражнение стоя, с закрытыми глазами, руки необходимо поднять вверх. Представьте, что вы – мороженое «Эскимо». Напрягите все мышцы своего тела. Запомните эти ощущения. Задержитесь в этой позе на 1-2 минуты. Затем представьте, что под воздействием солнечных лучей вы начинаете таять, медленно таять. Расслабьте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса тела, ног и так далее. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Возможный вариант выполнения этого упражнения –  лежа на полу.

Упражнение 5. «Кистевой эспандер».

Упражнение выполняется сидя, руки положите на колени ладонями вверх, плечи и голову опустите, глаза закройте. Представьте себе, что у вас в правой руке лежит кистевой эспандер. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что сжали его до конца. Расслабьтесь, запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что кистевой эспандер находится в левой руке. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что сжали его до конца. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Выполняйте это упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь.

Упражнение 6. «Морская волна».

Примите удобную позу в положении сидя или лежа, представьте, что вдоль вашего тела идет морская волна, накатывающая на вас, когда вы сидите на морском берегу. Волна проходит прямо сквозь вас. Пропустите через себя несколько волн, расслабьтесь, позвольте всем мышцам вашего тела ослабнуть, стать вялыми и мягкими.

Отзывы преподавателей об упражнениях 4-6, так как они по принципу выполнения примерно одинаковы: упражнения «Эскимо» и «Морская волна» не удобны для выполнения на рабочем месте, необходима более домашняя обстановка, коврик; другие упражнения – не требуют большой концентрации внимания; легки в выполнении; люди с развитым воображением воспринимают эти упражнения с воодушевлением.

Упражнение 7. Экспресс- методики на расслабление.

Остановитесь и подышите. При постоянных нежелательных мыслях, которые заставляют вас нервничать, мысленно очень четко и ясно представьте свой голос, приказывающий: «Остановись!», «Стоп!», «Хватит!».

Переключите внимание на ваше дыхание. Дышите животом медленно и глубоко. Положите руку на живот и убедитесь, что вы дышите правильно. Вдох- живот надувается, выдох – втягивается. Дышите, считая до 4-х каждый раз, когда выдыхаете. Наблюдайте за своим дыханием. Продолжайте выполнять упражнение до тех пор, пока почувствуете расслабление.

Поблагодарите себя за выполненные упражнения.

Отзывы преподавателей о данном упражнении: помогло не только расслабить мышцы, но и переключиться на положительные эмоции и мысли, можно использовать на рабочем месте.

Подводя итог, отметим, что для снижения уровня стресса на рабочем месте преподавателям высшей школы рекомендуются для выполнения упражнения 1, 2, 5, 7; упражнение 3 необходимо выполнять, учитывая свои физиологические особенности, состояние здоровья, а упражнения 4,6 – возможно использовать дома или на рабочем месте при наличии коврика.


Библиографический список
  1. Психолого-педагогическая диагностика эффективности здравоцентрической системы обучения в медицинском вузе / И.Е. Плотникова, С.Ю. Комова // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 11-7. – С.1478-1482.
  2. Цветикова Л.Н., Плотникова И.Е., С.Ю. Комова, Ю.Н. Черных Психологическое консультирование как сопровождение деятельности педагогов медицинского вуза / Л.Н. Цветикова, И.Е. Плотникова, С.Ю. Комова, Ю.Н. Черных // Личность, семья и общество : вопросы педагогики и психологии. – 2014. – № 37-1. – С. 116-120.
  3. Андреева Е.А., Каверина Е.Ю., Донов А.Н., Комова С.Ю. Диагностика стрессоустойчивости преподавателей высшей медицинской школы / Е.А. Андреева, Е,Ю. Каверина, А.Н. Донов, С.Ю. Комова // Современная педагогика. – 2014. – № 4 (17). – С. 9.


Все статьи автора «Берлева Светлана Юрьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: