УДК 378.147

МУЛЬТИЛИНГВАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Галиаскарова Назия Галиакберовна
Казанский государственный университет культуры и искусств
старший преподаватель кафедры иностранных языков

Аннотация
В данной статье представлен обзор исследований, посвящённых актуальным вопросам формирования многоязычия в целях профессионального развития будущих специалистов.

Ключевые слова: коммуникативные навыки, межкультурные контакты, мультилингвальное образование, профессиональная компетентность


MULTILINGUAL EDUCATION AS AN EFFECTIVE MEANS OF ACHIEVING THE PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF THE PERSONALITY

Galiaskarova Naziya Galiakberovna
Kazan State University of Culture and Arts
Senior lecturer of the chair of foreign languages department

Abstract
The article presents a review of studies on topical issues of formation of multilingualism in the professional development of future specialists.

Keywords: communicative skills, cross-cultural contacts, eaching foreign languagesX cross-cultural contactsX communicative skillsX professional competenceX multilingual education.обучение иностранным языкамX профессиональная компетентностьX межкультурные ко, multilingual education.обучение иностранным языкам, professional competence, teaching foreign languages


Библиографическая ссылка на статью:
Галиаскарова Н.Г. Мультилингвальное обучение как эффективное средство достижения профессиональной реализации личности // Современная педагогика. 2014. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/05/2414 (дата обращения: 26.05.2017).

Мир развивается по пути интернационализации. Знание иностранных языков сегодня – не только культурная, но и экономическая потребность. Владение иностранными языками в наши дни стало одним из важнейших средств социализации, успешности в профессиональной деятельности человека, что отчетливо осознается современной молодежью. Это объясняется тем, что мир становится все более открытым, поликультурным, активно интенсифицируются международ­ные экономические, культурные и политические контакты.[1]

Межгосударственные и межкультурные связи активизируются, многонациональный  мир преодолевает рубежи и границы многих государств и континентов. Сегодня  специалисты со знанием иностранных языков  и пониманием культурных норм и ценностей, становятся просто необходимыми для общества.[2] Основной задачей, стоящей перед современной системой высшего профессионального образования, ориентированного на федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения, является подготовка компетентного специалиста, способного эффективно решать поставленные практико-ориентированные задачи. Согласно ФГОС ВПО, знание иностранного языка является частью общекультурной компетенции выпускника по различным направлениям подготовки.[3]

В связи с современным социальным заказом общества встала проблема переосмысливания структуры подготовки будущих специалистов. В соответствии с новыми запросами на  профессиональную подготовку студентов и кардинальными изменениями, происходящими в российском образовании, направленными, прежде всего на улучшение качества подготовки специалистов, происходит пересмотр ситемы подготовки специалистов. Более тесное взаимодействие стран, интернационализация промышленности и экономики, расширение межкультурного общения обусловили подготовку специалистов новых областей – новейших технологий, в том числе компьюторных, массовой культуры, новых средств массовой информации. Формирование профессионально – значимых компетенций будущего специалиста – вот какова задача, которая стоит сегодня перед вузовскими преподавателями иностранных языков.

В обществе постепенно формируется новый социальный заказ: вместо послушного исполнителя, работающего по устоявшейся традиции, все более востребованным становится человек, способный быстро ориентироваться в ситуации, творчески решать возникающие проблемы. Реагируя на изменения общества, трансформируется и система образования. Желание молодого человека практически овладеть несколькими иностранными языками обусловлено, в первую очередь (и это отмечается практически всеми исследователями мотивации), представлениями о практической полезности такого знания. Оно, в свою очередь, формируется главным образом под влиянием внутренних и внешних политических  и экономических факторов.

Сегодняшний специалист – эрудированный, свободно ориентирующийся в области достижений отечественной и зарубежной науки профессионал, способный в любое время возобновить своё обучение, готовый к продуктивному диалогу, осуществляющий возможности развития своей языковой личности, использующий иностранные языки в профессиональной деятельности. Знание одного иностранного языка на сегодняшний день уже не является достаточным критерием образованности человека. Поэтому в современном обществе возникает потребность в обучении специалистов всё большему количеству языков. Только владение двумя и более иностранными языками даст студентам возможность подключиться к Европейской информационно – образовательной среде. Есть явные экономические преимущества у специалиста со знанием нескольких иностранных языков. Мультилингвальное обучение, помимо чисто лингвистических аспектов, также тесно связано с развитием вторичной языковой личности и взаимодействием культур стран изучаемых языков. Таким образом, включение нескольких иностранных языков в процесс обучения позволяет в полной мере выполнить главное условие мультилингвального образования — обеспечение участия языка в деятельностно – значимой коммуникации, то есть овладение языком как средством образовательной (и любой иной) деятельности

Одной из основных тен­денций в подготовке конкурентоспособного специа­листа, которую признали наиболее перспективной, является усиление коммуникативной направленнос­ти учебного процесса.[4]

Особое значение приобретает международная проектно – грантовая деятельность в высшей школе. Мультилингвальное образование способствует повышению конкурентоспособности выпускников на рынке труда, всестороннему профессионально-личностному развитию  студентов, как активных участников межкультурного диалога. Мультилингвальное образование становится надежной технологической и методической базой интернационализации высшего образования в русле Болонского процесса, и, исходя из его целей, содействует академической мобильности студентов, повышает их профессиональную компетентность, помогает снятию барьеров в межкультурном взаимодействии и, в конечном счете, способствует формированию единого мирового и европейского пространства. Формирование поликультурной, мультилингвальной личности с креативным мышлением – вот основная задача, которая ставится сегодня перед вузами.


Библиографический список
  1. Новгородова Е. Е. Определение содержания самостоятельной работы студентов по иностранному языку с учетом их специальности. // Психология, социология и педагогика. – Апрель 2014. – № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/02/2941
  2. Сатарова Л.Х. Преодоление культурных различий как фактор развития межкультурной коммуникации в библиотечно-информационной среде. // Гуманитарные научные исследования. – Апрель 2014. – № 4  [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/04/5741 
  3. Валеева Р. З. Использование метода проектов в обучении иностранному языку студентов заочной формы обучения. // Современная педагогика. – Апрель 2014. – № 4 [Электронный ресурс].
  4. Кириллова А.И. Межкультурная коммуникация через стратегии речевого поведения // Гуманитарные научные исследования. – Январь 2014. – № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/01/5741


Все статьи автора «Галиаскарова Назия Галиакберовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: